Кожемякин Михаил : другие произведения.

Британский юмор в японском плену, 1942-45 - рисунки артиллериста Деса Беттани

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Падение Сингапура (8-15 февраля 1942 г.), одно из самых катастрофических и позорных поражений Великобритании во Второй мировой войне на Тихоокеанском ТВД, обернулось годами тяжелого японского плена для примерно 85 тысяч военнослужащих из стран Британского содружества. Среди них был 23-летний младший бомбардир 88-го полевого полка Королевской артиллерии, приписанный к 8-й австралийской дивизии, Дес Беттани (Des Bettaney). Талантливый художник, в послевоенные годы ставший директором Южно-Австралийской школы искусств в Аделаиде, Дес Беттани в плену сделал немало зарисовок, иллюстрировавших положение британских военнопленных в различных японских лагерях.

Падение Сингапура (8-15 февраля 1942 г.), одно из самых катастрофических и позорных поражений Великобритании во Второй мировой войне на Тихоокеанском ТВД, обернулось годами тяжелого японского плена для примерно 85 тысяч военнослужащих из стран Британского содружества. Среди них был 23-летний младший бомбардир 88-го полевого полка Королевской артиллерии, приписанный к 8-й австралийской дивизии, Дес Беттани (Des Bettaney). На фотографии - крайний слева. Талантливый художник, в послевоенные годы ставший директором Южно-Австралийской школы искусств в Аделаиде, Дес Беттани в плену сделал немало зарисовок, иллюстрировавших положение британских военнопленных в различных японских лагерях. Здесь собраны самые яркие из его юмористических рисунков, с неистребимым английским юмором рассказывающих о лагерном быте - "смешно о страшном", как выражался он сам. Уровень смертности среди английских и австралийских пленных, взятых Японской императорской армией в Сингапуре, был одним из самых высоких во Второй мировой войне. Выжило, по некоторым данным, всего около 6 000 чел. (до 30 тыс. пленных индийских солдат вступили в формировавшуюся японцами коллаборационистскую "Индийскую национальную армию"). Младший бомбардир Беттани, по его собственным словам, пережил плен во многом потому, что "не разучился смеяться, в том числе над собой". Источник: https://changipowart.com/about-des "В начале 1939 года Дес Беттани и несколько его друзей вступили в Территориальную армию (Королевской артиллерии) и были мобилизованы в августе того же года. Младший бомбардир Беттани воевал во Франции и Бельгии в составе 88-го полевого полка Королевской артиллерии, укомплектованного 25-фунтовыми полевыми орудиями, а после эвакуации из Дюнкерка служил в различных местах на юге Англии, готовясь к ожидаемому немецкому вторжению. Затем его отправили на Дальний Восток на войсковом транспорте "Empress of Canada" через Фритаун (Западная Африка), Кейптаун и Коломбо, Цейлон (Шри-Ланка). В ходе Малайской кампании он сражался с японцами при Ипохе и Алор Стар. Он находился в Куантане на восточном побережье, у которого японской авиацией были потоплены Корабли Его Величества "Принс оф Уэльс" и "Репалс". В составе 8-й австралийской дивизии и 9-й индийской бригады он участвовал в большинстве боевых действий в Малайе вплоть до капитуляции в Сингапуре в феврале 1942 года. В период нахождения в своем первом лагеря на шоссе Таунер, Дес был одним из многих военнопленных, работавших в Сингапуре и восстанавливавших поврежденное трофейное оборудование для нужд Японской армии. Позже, переведенный в тюрьму Чанги, Дес попал в рабочие бригады, которым, помимо прочего, требовалось расчистить болотистую местность для строительства аэродрома на месте нынешнего международного аэропорта Чанги. Перед одной из групп военнопленных стояла задача разбирать поврежденные автомобили на запчасти, иногда с помощью совершенно неподходящих инструментов. Тогда же началось организованное сопротивление военнопленных. Акты саботажа были сопряжены с большим риском, тем не менее, предпринимались дерзкие акции, при которых в интересах военнопленных нередко использовалась доверчивость малообразованных японских охранников. Например, пленные получали на складах бензин для парового (!!!) дорожного катка, а затем обменивал его на черном рынке на продукты питания. Дес всегда носил с собой небольшие альбомы и записывал свои воспоминания о боевых действиях в Малайе и Сингапуре, а также делал наброски и рисунки карандашом, тушью, акварелью и пастелью. Он продолжал вести свои дневники в качестве военнопленного. Помимо документальных зарисовок, он поддерживал моральное состояние товарищей, создавая серию карикатур, некоторые из которых высмеивали японско лагерное начальство. Он также стал активным участником самодеятельности, рисуя программы для театральных и музыкальных представлений, которые были организованы военнопленными, а также помогал в разработке и создании театральных декораций для спектаклей, рождественских постановок и пантомим. Дес познакомился с Мюрреем Гриффином (австралийский военный художник) и Рональдом Сирлом, которые продолжали в тайне от японцев рисовать в плену, иногда используя примитивные самодельные материалы. Краски изготавливались из цветной земли с различной глубины, иногда до 12 метров. Земля или глина высушивались, размалывались в бутылках и смешивались с рисовым отваром, результат оказался очень хорош. Цвета варьировались от белого, охры и коричневого до индиго и красного. Декорации для театральных постановок представляли собой старые палатки, превращенные в портьеры и задники. Древесину военнопленные тайно выносили с места работ, равно как старые армейские ящики для боеприпасов и прочее оборудование, которые находили хитроумное применение. В отличие от большей части произведений искусства военнопленных, сохранившихся с того периода, работы Деса проникнуты воодушевляющим юмором, который он находил даже в голодном и опасном повседневном существовании военнопленных. Впрочем, у него есть и серьезные работы, в которых задокументированы инциденты, произошедшие в различных лагерях, но дух большей части работ - жизнерадостный и саркастичный смех, помогавший Десу сохранять чувство оптимизма перед лицом жестокого врага. Есть и трогательные произведения с нотками ностальгии. Не все его работы пережили войну. Альбом с политическими карикатурами, высмеивавшими Германию и Японию, был обнаружен японскими охранниками у одного из военнопленных, которому Дес его одолжил. Тот понес жестокое физическое наказание, однако не выдал художника. В отношении Деса японский комендант и прочее начальство ограничились подозрением, и, по его словам, ему повезло, что в качестве наказания ему назначили только лишение головного убора при работе на жаре. Фактически, даже "невинные" произведения искусства, которые он создал, подвергали риску его жизнь: любой заключенный, у которого обнаруживали письменные принадлежности, подвергался суровым наказаниям, как и за создание рисунков или записей любого рода. Все это, за исключением театрализованной самодеятельности, было строго запрещено японцами. Дес пережил годы плена в немалой степени благодаря тому, что его не отправили работать на печально известную бирманскую железную дорогу, которая унесла жизни около 16 000 союзных военнопленных и гораздо большего числа азиатских подневольных рабочих. По окончании войны, Дес был репатриирован в Англию на транспорте "Monowai" и вернулся домой в конце сентября 1945 года..."

Рисунки военнопленного Деса Беттани: Пеший марш плененных в Сингапуре британских солдат в японские лагеря, каждый тащит на себе свое нехитрое барахло. Колонну обгоняет грузовик с личными вещами пленных офицеров: В рисунках младшего бомбардира Деса Беттани напрочь отсутствует почтение к командирам, высокомерные британские офицеры; сдавшие своих подчиненных в плен, изображены им с жестоким сарказмом.

В японских лагерях британским офицерам сначала запрещалось носить знаки различия на погонах (к 1944 г. эту "привилегию" вернули). Еще один повод высмеять горе-командиров: младший капрал со своим одиноким шевроном на рукаве теперь выглядит старше по званию: Тяжелый труд в японском плену, который загнала в могилу десятки тысяч военнопленных, тоже дала неунывающему художнику повод для дружеской иронии. Он "подловил" австралийцев за любимым занятием - отлынивающими от работы и болтающими о "мирновременных" пустяках. Шутливая подпись гласит: "Строители империи". Строительство аэродрома в Чанги, японский истребитель заходит на посадку на недостроенную полосу: Перевозка грузов на тележках из разобранных автомобилей "живой тягой": Разбор трофейного автомобиля до состояния той самой тележки с помощью молотка и кусачек: "Ну, слоник, это же совсем не тяжело!": Разумеется, на значительной части рисунков Деса Беттани присутствует самая актуальная для военнопленных тема: еда. Кормежку в японских лагерях можно описать одним словом: "впроголодь", однако молодой артиллерист самоотверженно шутил и по этому поводу: Добыча дополнительного питания (кстати, изображены военнослужащие британской военной полиции, которых японцы привлекали к обеспечению внутреннего порядка в лагерях): Взвешивание в лагерном госпитале: Упитанный лагерный врач покалеченному пленному: "На легкие работы. Зеленые листочки и сульфат магния - два дня": Универсальная валюта военнопленных для торговли с внешним миром - часы. Как положено, на хлебную должность "держателя общака" пролез офицер, выглядящий вполне благополучным: Рождество в лагере военнопленных, первыми на получение подарков - офицеры и военная полиция: Посылка Красного Креста: Обыск. Рядом с японскими солдатами - уже знакомые "полицаи" из лагерных коллаборантов. Хитроумный австралиец на переднем плане ныкает за спиной "томми-ган". Сложно допустить, что в строжайшем режиме японских лагерей у военнопленных могло быть припрятано что-то серьезнее заточки, так что в данном случае скорее "троллинг" косорукой лагерной охраны: Развод японского караула: Сезон дождей, военнопленные добираются до сортира на плотике: Сценки лагерного быта военнопленных: Панорама крупного японского лагеря для военнопленных в Малайе:



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"