Кожемякин Михаил: другие произведения.

А "родная" ли вера?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Несколько тезисов относительно так называемого "родноверия".

  Любому человеку, занимающемуся военно-исторической и просто исторической реконструкцией, хорошо знаком употребляемый в кругу тех, кто "в теме", эпитет: "родной". Он произносится неизменно с восхищением, и даже с оттенком профессиональной зависти: ведь означает он аутентичную вещицу, относящуюся к той эпохе, которую пытаются воссоздать увлеченные любители: "родная медаль", "родная бляха", "родной штык" и т.д. Обладать "родными" предметами считается признаком серьезного подхода к своему хобби, достойного уважения товарищей.
   Не так давно я встретился с моим старым другом иереем Михаилом Завитаевым из Волоколамска, который рассказал мне о "больших маневрах", устроенных на территории Волоколамского кремля тоже своего рода реконструкторами, которые скромно поставили определение "родной" в название своего течения. Речь идет о так называемых "родноверах", т.е. людях, пытающихся воссоздать языческие (дохристианские) верования древнеславянских племен. Не вдаваясь в подробности их конфликта с православной общественностью Волоколамска, постараюсь коснуться иного аспекта "родноверия". Как известно, исторические реконструкторы - ребята основательные, и среди них принято с большой ответственностью относиться к достоверности воссоздаваемой эпохи и отвечать за свои слова. Так насколько же "родными" могут считаться культы и обряды, которые предлагают своим адептам "гуру" от "родноверия"?
   Проще говоря, что мы знаем о язычестве древних славян и Киевской Руси, как средневекового государства, в котором оно на протяжении IХ-Х вв. составляло официальную религию? Помимо многочисленных памятников материальной культуры (в первую очередь - плодов археологических раскопок) до нас дошли разнообразные свидетельства византийских, западноевропейских и даже арабских авторов, описывавших верования и обряды древних славян-язычников. Впрочем, здесь сразу же возникает существенное "но": многие из упомянутых "ученых мужей" вообще никогда не бывали на Руси и опирались на нередко приукрашенные или искаженные рассказы очевидцев - никто не решится утверждать, что принцип "испорченного телефона" не работал за тысячу лет до изобретения этого средства связи. Другие же, побывав в славянских землях, тоже не всегда имели возможность, да и желание разбираться в религиозных культах "варваров" (сами-то они были представителями "мировых" религий), и живописали отдельные эпизоды, произведшие на них наиболее яркое впечатление. Пример - похороны знатного руса в путевых записках Ибн-Фадлана (Х в.): впечатляет, однако цельной картины о язычестве древних славян не дает. К тому же даже эти неполные и поверхностные данные зачастую доступны современному исследователю только в отрывках, приведенных в более поздних произведениях или небезупречно выполненных позднейших списках. Согласитесь, несколько самонадеянно пытаться реконструировать служение древнеславянских жрецов их богам как на основании найденных в раскопках идолов и тому подобных артефактов. Равно и на основании очаровательной истории досужего иностранца о том, как обреченная в жертву при погребении знатного язычника несчастная девушка предварительно "накачивается" хмельным медом и трахается напропалую, чтоб было не так страшно ложиться под нож. Бедняжку легко понять, но это еще не повод устраивать пьянку и свальный грех как "дань наследию пращуров".
   По древнеславянскому язычеству и язычеству Киевской Руси, как его наиболее упорядоченной версии, существует целый ряд авторитетных исторических исследований. Пальму первенства среди них, вероятно, еще долго будут удерживать "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси", принадлежащие перу академика Б.А.Рыбакова, лекции которого когда-то имел честь слушать и я. Эти работы содержат поистине огромный фактологический материал, живо расцвеченный научными заключениями и гипотезами маститого ученого. Этого вполне достаточно для изучения древнеславянских верований... Однако воссоздавать их на базе монографий Б.А.Рыбакова (как и любых других) - это все равно, что пытаться реконструировать линейные полки армии Наполеона I на основании книг Е.В.Тарле и А.З.Манфреда. Ни униформы, ни вооружения, ни уставов, ни полковых традиций и солдатского быта, без которых невозможно представить себе военно-историческую реконструкцию, эти авторы не описывали, т.к. не имели такой цели. Равно историографы язычества Древней Руси не могут подробно воссоздать языческое богослужение и его обрядовую сторону - они погребены под толщей прошедших веков. Что же до памятников материальной культуры, то по ним можно воспроизвести внешний вид языческого капища и одежду жреца (и то с весьма с относительной достоверностью), но уж никак не обряды и заклинания.
   И все же "родноверы" пытаются восстановить языческую обрядность. Наиболее "наукообразные" из них обращаются для этого к фольклорно-этнографическим источникам, забывая, что обрядовая сторона языческих верований, жестоко преследовавшихся за века государственного христианства в России, логически просто не могла устоять. Возможно, в каких-нибудь "бабкиных наговорах" и совпадет пара слов или выражений, однако и языковая, и культурная традиция претерпели за это время кардинальные изменения. К слову, легко допустить, что вышеупомянутые "наговоры", которые магистры и бакалавры "родноверия" очень хотят считать "прошедшими через века заклинаниями", вполне могут на деле оказаться плодом "устного народного творчества" какого-нибудь обкурившегося мухоморов деревенского колдуна XVIII, а то и XIX в. Что же до веселых хороводов, ухарских прыжков через костер и романтических поцелуйчиков влюбленных парочек в тени расцветающего папоротника в ночь на Ивана Купалу, то эти народные забавы, на которые со временем даже сельские попы начали смотреть с благожелательной ухмылкой, давно разорвали сколько-нибудь серьезные связи со своей первоначальной сакральной сущностью. Не будет откровением утверждать: когда торжественно-сакральное значение какого-либо мероприятия заменяется популярно-развлекательным, из него уходит душа. К сожалению, это относится не только к масленице и хороводам... Так что можете крутиться, взявшись за руки, сколько угодно, господа "родноверы" - после стольких столетий "на выходе" это останется просто пляской.
   Впрочем, не все адепты "родноверия" ищут "корней и истоков" в исторической науке и фольклорных традициях. Ничтоже сумняшеся, многие из них объявляют "правильным язычеством" описанное в замечательном историческом романе Валентина Иванова "Русь изначальная" или захватывающем фэнтези Марии Семеновой "Волкодав"... Что тут сказать? Романы, на мой взгляд, действительно, превосходные. Но представьте себе, как посмотрели бы братаны-реконструкторы на чудака, который стал бы воссоздавать "цветные части" Добровольческой армии "белых" на основании романа Алексея Толстого "Хождение по мукам", или пехоту РККА лета 1941 г. по "Живым и мертвым" Константина Симонова? Авторский вымысел в художественной литературе никто еще не отменял, и слава Богу!
   Словом, подвести итоги можно было бы цитатой из вездесущей и незаменимой "Википедии": "славянское неоязычество ("родноверие") следует отнести ко второму типу неоязычества - потерявшему всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, распространённому среди горожан и пропагандирующемуся представителями городской интеллигенции". Однако пожалеем приверженцев "Перуна и его команды": люди все-таки увлеченные, искренние, ищущие. Скажем так: со столь скудной фактической базой воспроизводимые ими обряды и культы являются не более, чем недостоверной любительской имитацией язычества древних славян. С таким сомнительным, "неродным", как говорится, антуражем "родноверам" нечего делать среди исторических реконструкторов - прямая дорога в "ролевики"! И все бы ничего, ведь любители "ролевых игр" тоже люди симпатичные и интересные, да вот только слишком многие из "гуру" от "родноверия" метят не в "ролевики", и даже не в исторические реконструкторы. Они на полном серьезе считают себя религиозными лидерами, ведущими за собой управляемые группы последователей. Для разного рода "неорелигий", бурно расцветших на кризисе духовности пост-индустриального общества, существует емкое название: секты. К сожалению, история современности изобилует примерами, когда сектантство приводило к самым печальным и даже трагическим последствиям.
  _______________________________________________________________Михаил Кожемякин.

Популярное на LitNet.com В.Кретов "Легенда 2, Инферно"(ЛитРПГ) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) М.Боталова "Императорская академия. Пробуждение хаоса"(Любовное фэнтези) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) А.Рябиченко "Капитан "Ночной насмешницы""(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"