Аннотация: Книга, изданнная в СПб в 2006 году (Алетейя), повествует о событиях в Сурожской епархии в 2002-2006 годах.
ХРОНИКА СУРОЖСКОЙ СМУТЫ (СПб.: Алетейя, 2006)
От составителей
19 марта 2001 года: Митрополит Сурожский Антоний. Письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
27 декабря 2001 года: Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
14 января 2002 года: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слово при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Керченскому Илариону
22 января 2002 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). Письмо духовенству Сурожской епархии
Май 2002 года: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Письмо митрополиту Сурожскому Антонию
16 июня 2002 года: Заявление Епархиального Совета Сурожской епархии под председательством епископа Сергиевского Василия (Осборна)
Июнь 2002 года: Письмо прихожан Лондонского собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Июнь 2002 года: Письмо прихожан Петропавловского храма в Дублине (Ирландия) председателю ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу
Июнь 2002 года: Реакция духовенства и мирян Сурожской епархии на события первой половины 2002 года
17 июля 2002 года: Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
Июль 2002 года: Письмо прихожан Сурожской епархии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Август 2002 года: Епископ Подольский Иларион (Алфеев). Сурожская смута
Сентябрь 2002 года: Епископ Подольский Иларион (Алфеев). "Вся эта история напоминала кошмарный сон"
Ноябрь 2002 года: Письмо прихожан Лондонского Собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
10 ноября 2002 года: Митрополит Сурожский Антоний. "Мысли о переходе в другую юрисдикцию у меня никогда не было"
28 ноября 2002 года: Митрополит Сурожский Антоний. "Наша Сурожская епархия останется верной Русской Церкви до конца!"
30 ноября 2002 года: Митрополит Сурожский Антоний. Обращение к членам Епархиальной Ассамблеи Сурожской епархии
1 декабря 2002 года: Митрополит Сурожский Антоний. О задачах окормления русских в Лондоне
8 декабря 2002 года: Предложения священников по более эффективному управлению Сурожской епархией
Декабрь 2002 года: Епископ Подольский Иларион (Алфеев). Комментарий к "Предложениям священников по более эффективному управлению Сурожской епархией"
11 декабря 2002 года: Священник Джон Джиллионс. Письмо епископу Василию (Осборну)
12 января 2003 года: Протокол приходского собрания Лондонского собора
15 января 2003 года: Письмо прихожан Лондонского собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
31 января 2003 года: Письмо клириков и мирян Сурожской епархии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
31 января 2003 года: Обращение клириков и мирян Сурожской епархии к митрополиту Сурожскому Антонию
30 июля 2003 года: Журнал Љ 34 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
30 июля 2003 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). "Владыка Антоний завещал нам служить Богу и людям в лоне Русской Православной Церкви"
5 августа 2003 года: Протоиерей Владимир Архипов. "Нельзя исключить, что приходы Сурожской епархии примут решение уйти в Константинопольский Патриархат"
Декабрь 2003 года: Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Письмо прихожанам Лондонского собора
1 января 2004 года: Михаил Сарни, Михаил Перегудов. Сурожская епархия: взгляд изнутри
Декабрь 2005 - май 2006 года: Хроника событий в Лондонском соборе
8 декабря 2005 года: Протоиерей Андрей Тетерин. Письмо Приходскому совету Лондонского Свято-Успенского собора
13 декабря 2005 года: Письмо прихожан Лондонского собора епископу Сергиевскому Василию (Осборну)
23 февраля 2006 года: Открытое письмо прихожан Лондонского собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
Апрель 2006 года: Открытое письмо прихожан Лондонского собора епископу Василию (Осборну)
10 апреля 2006 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). Письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
24 апреля 2006 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). Письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
2 мая 2006 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). Письмо Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею I
4 мая 2006 года: Епископ Сергиевский Василий (Осборн). Интервью газете "НГ-Религии"
5 мая 2006 года: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Письмо епископу Сергиевскому Василию (Осборну)
9 мая 2006 года: Информационное сообщение Московской Патриархии
13 мая 2006 года: Журнал Љ 31 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
14 мая 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), временно управляющий Сурожской епархией. Слово после Божественной Литургии в Лондонском соборе
15 мая 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Обращение к духовенству и всем чадам Сурожской епархии Русской Православной Церкви
15 мая 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Обращение к клиру Сурожской епархии
16 мая 2006 года: Епископ Василий (Осборн). Открытое письмо членам Сурожской епархии
17 мая 2006 года: Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Бог поругаем не бывает
19 мая 2006 года: Епископ Василий (Осборн). Интервью религиозной программе русской службы BBC "Вера и век"
20 мая 2006 года: Священник Рафаил Армор. О "Декларации членов Епархиального Совета"
20 мая 2006 года: Мария Донченко. "Владыка Василий планировал свою акцию задолго"
25 мая 2006 года: Юлия Чисхолм. "Господи, помоги нам пережить это трудное время!"
26 мая 2006 года: Георгий Чабакаури. "Владыка Василий не выполнил завет митрополита Антония хранить верность Матери-Церкви"
28 мая 2006 года: Никита Кривошеин. Блажен, кто посетил сей мир...
Май 2006 года: Священник Петр Исаков. Неугодная паства
Май 2006 года: Сергей Чапнин. Кто позаботится о русской пастве?
Май 2006 года: Обращение ко всем прихожанам Сурожской епархии
Май 2006 года: Ника О. Мой личный опыт
8 июня 2006 года: Пресс-релиз Константинопольского Патриархата по делу о прошении епископа Сергиевского Василия
9 июня 2006 года: Сообщение Совета Архиепископии русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) о епископе Василии (Осборне)
9 июня 2006 года: Информационное сообщение: Епископ Василий (Осборн) принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата
10 июня 2006 года: Письмо членов Лондонского прихода в поддержку архиепископа Керченского Анатолия
11 июня 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Обращение к клирикам и всем чадам Сурожской епархии
11 июня 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Обращение к членам Епархиальной Ассамблеи Сурожской епархии
12 июня 2006 года: Журнал Љ 32 Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви
15 июня 2006 года: Протоиерей Всеволод Чаплин о ситуации в Сурожской епархии
16 июня 2006 года: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращение к клиру и мирянам Сурожской епархии
17 июня 2006 года: Обращение Епархиальной Ассамблеи Сурожской епархии к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
20 июня 2006 года: Максим Доронин. Сурож: раскол для единства?
20 июня 2006 года: Владимир Кабаков. Отделение, а не развод
26 июня 2006 года: Священник Михаил Дудко. "Мы надеемся на благополучное каноническое разрешение конфликта в Сурожской епархии"
27 июня 2006 года: Валерий Коновалов. Сурожский парадокс
19 июля 2006 года: Павел Круг. Казус Василия Осборна
19 июля 2006 года: Журнал Љ75 заседания Священного Синода
19 июля 2006 года: Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна)
23 июля 2006 года: Священник Михаил Дудко. "Епископ Василий уходит от ответственности, чтобы сохранить личный комфорт"
23 июля 2006 года: Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Обращение к клиру и пастве Сурожской епархии
22 августа 2006 года: Сообщение Службы Коммуникации ОВЦС МП о работе комиссии по расследованию кризисной ситуации в Сурожской епархии.
22 августа 2006 года: Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует выдержки из материалов Комиссии по расследованию ситуации в Сурожской епархии
5 сентября 2006 года: Николай Кульман. Интервью Интернет-порталу Православие.ру
8 сентября 2006 года: Андрей Романов. Москва и Константинополь слезам не верят
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
В настоящий сборник включено около 80 документов, посвященных событиям в Сурожской епархии Русской Православной Церкви в период с 2001 по 2006 год. Эти события стали предметом широкого обсуждения в прессе, однако оценки происходящего далеко не всегда основаны на документальных свидетельствах. Достаточно полной подборки документов по Сурожским событиям, продолжавшимся в течение нескольких лет и еще не завершившимся, до настоящего времени не было, и настоящий сборник призван восполнить этой пробел.
Значение событий, которым посвящен сборник, выходит далеко за рамки епархии Русской Православной Церкви в Великобритании. Эти события обострили многолетнее противостояние между Московским и Константинопольским Патриархатами, поставили под угрозу единство мирового Православия. Были ли Сурожские события результатом стечения обстоятельств, вмешательства Москвы во внутренние дела епархии, межэтнических противоречий внутри епархии, или они были плодом действий одного лица - епископа Василия (Осборна)? Была ли это "Сурожская смута", или с самого начала это был, по выражению автора одного из материалов, "казус Василия Осборна" - казус, поставивший мировое Православие на грань раскола? Документы, включенные в сборник, дают ответы на эти вопросы.
Кульминацией событий стал переход епископа Василия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата - акт, беспрецедентный в новейшей истории Русской Православной Церкви. Лишь в трудные послереволюционные и послевоенные годы имели место подобного рода демарши русских архиереев, оказывавшихся в юрисдикции Константинополя в силу сложных политических обстоятельств. Однако за всю вторую половину XX века не было ни единого случая перехода архиерея Московского Патриархата без отпускной грамоты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Многим сторонним наблюдателям поступок епископа Василия казался неожиданным и необъяснимым. Однако предлагаемая читателю подборка документов свидетельствует о том, что уход епископа Василия не был внезапным. Уже в 2002 году, во время краткого пребывания в Сурожской епархии епископа Илариона (Алфеева), епископ Василий достаточно открыто озвучивал план смены юрисдикции. Присутствие епископа Илариона мешало осуществлению этого плана, поэтому епископ Василий добился его изгнания из епархии. Основатель и глава епархии митрополит Сурожский Антоний, хотя и настаивал на избрании епископа Василия своим преемником, отнюдь не разделял его симпатий к Константинополю. В заявлениях осени 2002 года митрополит Антоний, с 17-летнего возраста вплоть до последних дней жизни хранивший верность Русской Православной Церкви, неоднократно подтверждал свою верность той Церкви, которую он избрал от юности.
Однако епископ Василий в последние годы жизни Владыки Антония, несмотря на его категорическое несогласие, не оставлял своих планов по переходу в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Об этом свидетельствуют включенные в сборник письма прихожан Лондонского собора Патриарху Алексию и митрополиту Антонию, датированные 31 января 2003 года. В одном из этих писем говорится: "Епископ Василий неоднократно публично высказывал мнение о необходимости перехода Сурожской епархии в другую юрисдикцию. Мы не доверяем ему, боимся, что он спровоцирует в епархии раскол, и не хотим видеть его нашим епархиальным архиереем".
Вопреки многочисленным протестам сотен прихожан, за несколько дней до кончины митрополита Антония епископ Василий получает Сурожскую епархию в свое полное управление. В этот период он делает публичные заявления о том, что епархия останется под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (эти заявления приведены в настоящем сборнике). Однако переговоры о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата не останавливаются.
"Двойная игра" продолжается вплоть до весны 2006 года. 10 апреля 2006 года епископ Василий направляет письмо Патриарху Алексию с различными предложениями по обустройству епархии. Однако спустя лишь две недели, 24 апреля, в другом письме епископ информирует Патриарха о своем решении перейти в Константинопольский Патриархат. 2 мая, не дожидаясь ответа от Патриарха Московского, епископ Василий направляет прошение Патриарху Константинопольскому о принятии в его юрисдикцию. В то же время, 4 мая в газете "НГ-Религии" появляется интервью епископа Василия, в котором он ни словом не упоминает о планах перехода в юрисдикцию Константинополя.
5 мая епископ Василий получает ответ от Патриарха Московского на оба свои письма, однако отказывается вскрыть конверт до официального объявления прихожанам о своем переходе в Константинопольский Патриархат. Вскрыв конверт после этого объявления, сделанного за Божественной Литургией в Лондонском соборе, епископ Василий отказывается от предложения Патриарха приехать в Москву для обсуждения создавшейся ситуации.
Учитывая тот факт, что епископ Василий не дождался получения отпускной грамоты от Русской Православной Церкви и отказался от встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, 9 мая Патриарх принимает решение об отстранении епископа Василия от управления Сурожской епархией и о назначении временно управляющим епархией архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева). После этого, уже будучи отстраненным от управления епархией, епископ Василий рассылает духовенству епархии отпускные грамоты, датированные 1-м февраля, согласно которым каждому клирику епархии предоставляется право покинуть юрисдикцию Московского Патриархата.
В результате действий епископа Василия Сурожская епархия, созданная митрополитом Антонием в 60-е годы и просуществовавшая на протяжении более сорока лет как единое целое, оказалась расколотой на несколько частей. Некоторые клирики остались верны Московскому Патриархату, другие перешли в греческую Фиатирскую архиепископию Константинопольского Патриархата, третьи последовали за епископом Василием в созданную им юрисдикцию, один клирик перешел в Зарубежную Церковь. Абсолютное большинство паствы, впрочем, сохраняет верность Московскому Патриархату.
После отстранения епископа Василия от управления епархией конфликт выходит на межцерковный уровень. 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принимает епископа Василия в свою юрисдикцию. 12 июня Священный Синод Московского Патриархата признает это решение неправомочным. 19 июля Синод, заслушав доклад комиссии по расследованию действий епископа Василия, приведших к кризису в Сурожской епархии, запрещает епископа Василия в священнослужении. Синод принимает специальное заявление, в котором действия Константинопольского Патриархата квалифицируются как неканонические, подрывающие единство Православия. Таким образом, создается еще одна беспрецедентная ситуация: епископ, запрещенный в служении Московским Патриархатом, продолжает служить как архиерей Константинопольского Патриархата.
В настоящий сборник включены как официальные документы Священного Синода Московского и Константинопольского Патриархатов, так и заявления основных действующих лиц Сурожской истории, в том числе 5 писем и обращений митрополита Сурожского Антония, 8 писем и интервью епископа Василия (Осборна), 4 выступления епископа Илариона (Алфеева), 6 обращений архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева), многочисленные письма, петиции и обращения клириков и прихожан епархии, некоторые журналистские отклики на Сурожские события. Документы отражают позиции обеих сторон конфликта - и тех, кто стоял на стороне Московского Патриархата, и инициаторов раскола. Таким образом, у читателя имеется возможность сделать самостоятельные выводы о том, на чьей стороне правда.
Документы в сборнике расположены в хронологическом порядке. Стилистика, орфография и пунктуация оригиналов полностью сохранены, исправлены лишь явные грамматические ошибки и опечатки.
М.С., Т.П.
8 сентября 2006 г.,
19 марта 2001 года:
Митрополит Сурожский Антоний.
ПИСЬМО СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ
Ваше Святейшество,
Глубокочтимый и дорогой Владыко!
За последнее десятилетие я обращался к Вашему Святейшеству несколько раз с просьбой об освобождении меня от управления Сурожской Епархии с тем, чтобы заботу о ней и дальнейшее творческое строительство перенял более молодой и крепкий Епископ. Отказ Ваш я всегда принимал с пониманием и готовностью не отклоняться от данного мне поручения еще покойным предшественником Вашим, Патриархом Алексием (Симанским). Я теперь возвращаюсь к вопросу о моем освобождении от должности, которая все быстрей становится мне непосильна.
Дело в том, что за последний год мои силы истощились. Телом все больше овладевает неистощимая усталость. Работоспособность страшно уменьшилась и уходит на убыль. Память моя, которая была такая ясная и точная, гаснет. Я это слово употребляю не без боли: я забываю имена самых близких, коротко знакомых мне людей, забываю слова. Теряюсь в мелочах. Люди этого не замечают еще ввиду того, что я владею собой, но даже во время Богослужений мне должны помогать сослужащие мне Архиереи и Священники: Владыка Анатолий вслух читает Тайные Молитвы с тем, чтобы я не запутался в них, Дьякон напоминает о словах и действиях, когда я колеблюсь. Стоять я по-прежнему в течение всей службы не могу. Правда, я еще могу складно проповедовать и продолжаю осмысленно вести Беседы, на которые приходят многие. Но слышу я не так хорошо, и поэтому я перестал исповедовать, так как иначе личная Исповедь превращается в публичную. Людей я на Духовные беседы принимаю редко и в малости, тогда как в прошлом я таким встречам уделял вплоть до десяти часов в день. Кроме того, состав Прихода и Епархии несколько изменился за последние годы. В Лондоне в обычное Воскресенье бывает до четырех, а порой, до шести сот человек, а на Пасху в храме и перед Церковью собралось около четырех тысяч с половиной. Кроме того, ввиду жизненности нашего Прихода, все возрастает число Православных других национальностей (нам приходилось совершать Бракосочетание на восьми языках!) То же самое в меньшем масштабе можно сказать о всех Приходах и Общинах Епархии. Все эти и другие обстоятельства требуют "перестройку" не административную, а внутреннюю под импульсом свежей мысли и крепких сил как духовных, так и физических.
Я, поэтому, решаюсь просить Вас назначить на Сурожскую Кафедру Владыку Василия (Сергиевского), разрешить мне остаться в Епархии с тем, чтобы для начала не было ни у кого чувства растерянности, и чтобы мне продолжать в пределах моих сил вести занятия и пастырскую деятельность. Я с Владыкой Василием обсуждал открывающиеся перед нами возможности и он (не я) хотел бы, чтобы я до времени, освобожденный от непосильных мне задач, продолжал обновлять Епархию.
Но на этом не кончаются мои просьбы. Я хочу просить Вас, Владыко, назначить в Англию Викарием Сурожским Игумена Илариона. Нам необходим Русский Епископ в помощь Архиепископу Анатолию и новому Епархиальному Архиерею. Число Русских настолько увеличилось, что ни я, ни Владыка Анатолий не можем осилить пастырскую работу, требующую обучения и духовного образования вновь прибывающих Россиян. Из прилагаемого письма Вы увидите, что Кембриджский Университет готов его обеспечить содержанием на три года, с тем, чтобы он возглавил основанный нашей Епархией Богословский Институт, открытый всем Православным, и с большим успехом и возрастая постоянно ведущий Богословскую работу. (О ней сможет Вам подробно доложить Владыка Василий). Отец Иларион уже известен в Англии своими Богословскими трудами, и его возглавление Института позволит нам одержать новую победу над притязаниями Константинополя на гегемонию в Православном мире.
Прошу Вас, дорогой Владыко, не откладывать этих решений. Я до сих пор никогда не обращался к Вам с такой настойчивостью, но время теперь не терпит: я ухожу на убыль, а горизонты открываются все шире и глубже.
Я пишу письмо на ту же тему и Владыке Кириллу, так как О. Иларион его самый ближайший сотрудник.
Прилагаю на отдельном листе просьбу о даровании к Пасхе Церковных наград некоторым членам Духовенства и Мирянам. Не откажите!
Испрашивая Ваших молитв и благословения и мне самому и всей Вашей Пастве Сурожской, осмеливаюсь послать Вам неизменную любовь и преданность.
Сомолитвенник Ваш и искренний друг
+ Антоний
Митрополит Сурожский
* * *
27 декабря 2001 года:
ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В заседании Священного Синода 27 декабря 2001 г. под председательством Патриарха
Слушали:
Прошение архиепископа Керченского Анатолия, викария Сурожской епархии, о почислении его за штат по состоянию здоровья.
Постановили:
1. Преосвященного Анатолия, архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии, почислить за штат согласно его прошению, а также благословить ему продолжить строительство русского православного храма в городе Манчестере и пастырски окормлять этот приход.
2. Епископом Керченским, викарием Сурожской епархии, быть игумену Илариону (Алфееву), секретарю Отдела внешних церковных связей по межхристианским связям, с тем чтобы по возведении его в сан архимандрита наречение и архиерейская хиротония состоялись в Москве, о чем послать соответствующие указы.
* * *
14 января 2002 года:
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
СЛОВО ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИПАСТЫРСКОГО ЖЕЗЛА НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ЕПИСКОПУ КЕРЧЕНСКОМУ ИЛАРИОНУ
Преосвященный епископ Иларион, возлюбленный о Господе Собрат!
Изволением Божиим и избранием Нашим и Священного Синода ты ныне призван к высокому архиерейскому служению. Через возложение рук епископов воспринял ты сегодня сугубую благодать, сделавшись преемником апостолов и приобщившись к сонму святителей Русской Православной Церкви.
К этому знаменательному событию Промысел Божий готовил тебя в течение многих лет. От юности ты возлюбил Христа и Его Святую Церковь, в пятнадцатилетнем возрасте начав служение чтеца и иподиакона. В двадцать лет ты произнес монашеские обеты, после чего дана была тебе и благодать священства. Служение Церкви в священном сане ты совмещал с другими послушаниями, возлагавшимися на тебя Священноначалием: все послушания ты исполнял достойно, и талант, полученный от Бога, не зарыл в землю (Мф. 25:25).
Тебе пришлось много потрудиться на ниве духовного просвещения и богословского творчества. И здесь труд твой был не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58) и принес добрые плоды. Богословские исследования помогли тебе осознать величие Православия, глубину его догматического учения, приобщиться к сокровищнице святоотеческой мудрости. В дальнейшем твоем ответственном служении ты должен, основываясь на учении Святых Отцов, строго следовать догматам православной веры, неукоснительно блюсти церковное Предание. Главной заботой Отцов Церкви была проповедь Евангелия, распространение и изъяснение апостольского учения на доступном для их современников языке. Подражая им, "проповедуй Евангелие благодати Божией" (Деян. 20:24), "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4:2). Слово твое "да будет всегда с благодатью, приправлено солью" (Кол. 4:6). И да поможет тебе Господь быть мудрым пастырем и наставником вверенного тебе стада.
Знаменательно, что твоя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия Великого, одного из трех "вселенских учителей", почитаемых Православной Церковью. Святитель Василий в течение всей жизни защищал Православие, боролся с ересями и расколами, свидетельствовал об истинной вере перед заблуждающимися, созидал приходские и монашеские общины во вверенной ему церковной области, был великим совершителем Божественной Литургии. Он постоянно работал над собой и в то же время был открыт для общения с любым человеком: для одних был строгим учителем, для других добрым пастырем, для третьих любящим отцом; как сказал о нем святитель Григорий Богослов, он "сделался всем для всех (1 Кор. 9:22), чтобы приобрести всех или почти всех".
Таким и сегодня должен быть архиерей, призванный "вникать в себя и в учение" (1 Тим. 4:16), "быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2:24-25). Да не смущает тебя твоя молодость, не страшись высоты епископского сана, но твердо веруй в благодать Божию, которая, "всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи", поможет и тебе в несении архипастырского креста. "Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12).
Твоя архиерейская хиротония совершена в Храме Христа Спасителя, некогда разрушенном безбожниками, но ныне восстановленном в его первозданной красоте и величии. Пусть это служит для тебя напоминанием о крестном пути, которым прошла Русская Церковь в XX веке, о сонме Новомучеников и Исповедников Российских, предстоящих престолу Божию и молящихся за нас. Свидетельствуй об их подвиге перед всем миром, в особенности же перед теми, кто, не пережив и малой толики тех испытаний и потрясений, которые выпали на долю нашего народа, ныне возводит хулу на Церковь-мученицу, внося смущение в сердца и умы верующих. Да заградятся уста говорящих неправду (Пс. 62:12) о Церкви, которая прошла через опыт страданий и исповедничества, а сегодня восстает из пепла, возрождается после десятилетий гонений.
Избрание твое на епископское служение совершилось в канун памяти святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, небесного покровителя Сурожской епархии. В этой епархии предстоит тебе нести свое служение, помогая митрополиту Сурожскому Антонию, для которого ты должен стать надежной поддержкой и опорой. Твое архипастырское попечение должно простираться на всех без исключения овец вверенной тебе паствы. Но особое внимание обрати на тех многочисленных ныне чад нашей Церкви, которые оказались на чужбине и для которых храм остается едва ли не единственной связью, соединяющей их с родиной. Будь для них пастырем и отцом, наставником и учителем; их радости да будут твоими радостями, и печали их да будут твоими печалями.
Служение твое будет проходить в непростых условиях, ибо тебе придется жить в инославном окружении и свидетельствовать о Предании Древней Неразделенной Церкви перед христианами, отходящими от него все дальше. Не убойся этой высокой задачи, но восприми ее как особый подвиг, возлагаемый на тебя Священноначалием Церкви Русской. Накопленный тобою опыт участия в межхристианских связях да поможет тебе находить правильный тон в общении с теми, в отношении которых у тебя должна быть "братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви как единой хранительницы Христова наследия и единого спасительного ковчега Божественной благодати". Этим принципом, сформулированным Святейшим Синодом Российской Церкви в 1903 году применительно к методу богословского диалога с англиканами и старокатоликами, руководствуйся и ты в своей межхристианской деятельности.
В совершившейся сегодня твоей архиерейской хиротонии приняли участие не только иерархи Русской Православной Церкви, но и представители других Поместных Православных Церквей, прибывшие сюда для того, чтобы разделить с тобою радость вступления в новое для тебя ответственное служение. Пусть присутствие высоких гостей послужит тебе дополнительным напоминанием о твоем долге всемерно способствовать укреплению связей с Поместными Православными Церквами ради сохранения "единства духа в союзе мира" (Еф. 4:3).
А сейчас прими сей жезл как символ архипастырской власти и преподай первое твое святительское благословение народу, горячо молившемуся о тебе за Божественной Литургией.
* * *
22 января 2002 года:
Епископ Сергиевский Василий (Осборн).
ПИСЬМО ДУХОВЕНСТВУ СУРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ
Дорогие собратья и сослужители!
Многие из вас уже слышали, что на заседании 26-27 декабря 2001 года Синод в Москве принял отставку архиепископа Анатолия (который, тем не менее, останется в Британии и будет возглавлять манчестерский приход во время строительства там нового храма) и назначил игумена Илариона (Алфеева) епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.
Митрополит Антоний знает о. Илариона более десяти лет и в течение последних нескольких лет старался добиться его освобождения из Отдела внешних церковных связей и назначения в нашу епархию. Решение митрополита Кирилла обратиться в Синод с этой просьбой было принято после того, как он встретился с митрополитом Антонием во время своего визита в Британию и Ирландию в начале декабря.
О. Иларион хорошо знает Британию, прекрасно говорит (и пишет) по-английски, защитил докторскую диссертацию о Симеоне Новом Богослове под руководством епископа Каллиста и хорошо знает природу и нужды нашей епархии. В течение последних семи или восьми лет он служил на двуязычном подворье Православной Церкви в Америке в Москве, где он проводил катехизические беседы со взрослыми и проповедовал по-русски и по-английски.
В Англии он не будет финансироваться епархией, которая не имеет на это средств, но будет зарабатывать на жизнь как исследователь в Центре богословских исследований Кембриджского университета.
Преждевременное обнародование этих планов было невозможно, так как могло бы затруднить их реализацию. Даже сейчас детали его трудоустройства в Кембридже еще предстоит согласовать. Весьма тяжело было соединить все струны вместе.
Из того, что говорилось на встречах нашего клира в течение последних нескольких лет, вы поймете, что мы в Лондоне едва справляемся с наплывом иммигрантов из России. В конце концов, именно эта ситуация привела к тому, что Патриархат освободил о. Илариона от его нынешних обязанностей. Мы ожидаем, что по выходным он будет помогать нам в Лондоне. Они, однако, не хотели послать его в Англию как простого священника, так как он один из их наиболее подходящих кандидатов в епископы. В результате он послан сюда как викарный епископ митрополита Антония с условием, что время от времени они будут давать ему те или иные поручения.
О. Иларион был рукоположен во епископа Патриархом Алексием в Храме Христа Спасителя в Москве в день св. Василия, 14 января 2002 года. Я имел возможность принимать участие в его рукоположении и представлять епархию на этом важном и достаточно пышном событии.
Некоторые из вас спрашивали, как следует поминать епископа Илариона. Самый легкий и лучший способ - следовать традиционному порядку и поминать только епархиального архиерея, митрополита Антония, на великой ектении и на анафоре. Викарные епископы должны поминаться в этих случаях только в храме, к которому они приписаны, и в их присутствии. Конечно, их имена могут поминаться на великом входе и, при желании, могут быть вставлены в соответствующее прошение сугубой ектении. В этих случаях следовало бы поминать только их имена, а не титулы.
Я опять на несколько дней уезжаю в заранее запланированную командировку в Москву. Епископ Иларион предполагает быть в Англии в конце февраля, чтобы обсудить детали своего трудоустройства в Кембридже, и надеется быть с нами на встрече епархиального клира в соборе в субботу 2 марта 2002 года.
Ваш во Христе
+Василий, епископ Сергиевский,
викарий Сурожской епархии Русской Православной Церкви
* * *
Май 2002 года:
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
ПИСЬМО МИТРОПОЛИТУ СУРОЖСКОМУ АНТОНИЮ
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко!
<...> Радость пасхальных дней омрачена для меня Вашим посланием, в котором Вы просите не снимать Вас с должности правящего архиерея Сурожской епархии. Как Вам говорил Владыка митрополит Кирилл, который приезжал в Великобританию специально для встречи с Вами осенью прошлого года, у нас не было и нет ни малейшего намерения освобождать Вас от должности правящего архиерея. Напротив, мы просили и продолжаем просить Вас управлять созданной Вами епархией ровно столько, сколько позволят Вам Ваши телесные силы.
Именно для того, чтобы сохранить Вас во главе епархии и оказать Вам помощь в ее окормлении, мы направили к Вам в качестве Вашего викария епископа Илариона. Решение это было принято нами исключительно из уважения и любви к Вам, по Вашей троекратной горячей просьбе. Также в соответствии с Вашим пожеланием и по Вашему предложению был уволен на покой Владыка архиепископ Анатолий. Ни его отставка, ни назначение епископа Илариона Вашим викарием не были нами инициированы и находились вне всяких наших планов. Епископ Иларион, как Вы знаете, предназначался нами для другого, не менее ответственного служения. Его отъезд из Отдела внешних церковных связей привел к значительным затруднениям на том участке, за который он отвечал <...> Но мы пошли на эту жертву ради Вас и Вашей епархии, ради того, чтобы максимально облегчить Вам труды по ее управлению.
Хотел бы особо подчеркнуть, что епископ Иларион назначен Вашим викарием, а это означает, что весь круг его обязанностей определяется Вами. Преосвященный Иларион ничего не делает и не будет делать в епархии без Вашего благословения. Таково было с самого начала наше ему указание, которое он воспринял с радостью, ибо относится к Вам с глубоким уважением и искренней любовью, считая себя Вашим учеником.
Вы просили нас, дорогой Владыко, прислать к Вам епископа Илариона для того, чтобы он преподавал в Кембриджском православном институте и трудился в Лондонском соборе, посещая при этом и другие приходы епархии.
Кроме того, нас глубоко огорчает доходящая до нас информация о том, что Владыку Илариона называют "ревизором", присланным из России, "агентом Москвы", видят в нем чуть ли не врага, направленного для того, чтобы разрушить Сурожскую епархию изнутри.
Очень встревожило нас и другое - информация о том, что небольшая группа клириков и мирян Лондонского собора втайне от большинства прихожан, вопреки желанию многих клириков и части Приходского совета, переоформляет на себя недвижимость собора. Для чего это делается и почему это происходит именно сейчас? Неужели для того, чтобы Москва, как выразился один из членов этой группы, не "захватила" все в свои руки? Когда русская диаспора стремится к объединению вокруг Московского Патриархата, включая даже тех, кто долгие годы пребывал в расколе, эти высказывания и эти действия вызывают недоумение и боль.
Хочу заверить Вас в том, что созданное Вашим жизненным подвигом церковное наследие в Великобритании будет всегда служить православным, живущим в этой стране <...>
С неизменной и братской любовью во Христе
+Алексий
Патриарх Московский и всея Руси
* * *
16 июня 2002 года:
ЗАЯВЛЕНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА СУРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ЕПИСКОПА СЕРГИЕВСКОГО ВАСИЛИЯ (ОСБОРНА)
Епархиальный совет осознает глубину и распространенность озабоченности, возникшей по всей Епархии вследствие назначения Священным Синодом Московской Патриархии епископа Илариона на место второго викарного епископа в Сурожской епархии.
Митрополит Антоний неоднократно просил о назначении в Лондон отца Илариона Алфеева, кем еще тогда являлся будущий епископ, так как он казался сугубо подходящим для работы в нашей епархии: он провел два года при Оксфордском университете, заканчивая свою докторскую работу. Его знали многие из нашего епархиального духовенства. И он, казалось, разделял дух и видение нашей епархии.
Митрополит Смоленский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, сообщил митрополиту Антонию, что отец Иларион назначен в Лондон, но не как простой священник и ученый богослов, а как епископ. Митрополит Кирилл также сообщил, что епархия размеров Сурожской не может иметь больше двух викарных епископов, и что, поэтому, владыке Анатолию будет предложено назначение в другую епархию или потребуется его немедленный уход на покой.
Этот уход на покой владыки Анатолия был приведен в исполнение лично митрополитом Кириллом, в ноябре прошлого года, когда митрополит Кирилл был проездом в Лондоне, и его звание Керченского епархиального епископа немедленно перешло к новопоставленному епископу Илариону. Владыка Антоний ни о чем не был предупрежден. Он остается с нами, совершая богослужения в нашем соборе и пастырски опекая наш приход в Манчестере, за что мы ему выражаем нашу глубокую благодарность.
Епископ Иларион прибыл в Англию в начале марта, и очень скоро начал разъезжать по приходам епархии. Однако почти сразу стало ясно, что он устанавливал контакт почти исключительно с членами русской общины, поощряя у них впечатление, что он "их" епископ, поддерживающий "их" интересы в епархии, которая должна стать национальной, чисто русской епархией. Предлагалось закрытие существующих приходов и евхаристических общин и открытие им взамен новых приходов, без предварительного обсуждения или совещания с владыкой Антонием. Ставилась под вопрос законность нашего епархиального Устава; духовенство и миряне подвергались критике без их ведома третьими лицами.
Все ярче обозначался стиль, в богослужении резко отличающийся от богослужебного стиля принятого в нашей епархии, с все большим ударением на значение литургической роли архиерея и тем самым, с ослаблением значения призвания архиерея, призванного служить всей своей пастве. Ни одной попытки понять дух и жизнь нашей епархии или ее драгоценного и уникального вклада в жизнь Православной Церкви в западной Европе нельзя было усмотреть.
За несоответствием эклезиологических (церковных) принципов и форм проступает еще более глубокое несоответствие между той верой, которую мы исповедуем, и которой мы живем в Православной Церкви в Великобритании и Европе, и трагическим опытом Русской Церкви, тяжело травмируемой насилием и жестокостью больше 70 лет коммунизма, ныне пытающейся снова обрести свой национальный облик и нуждающейся, как кажется, в нарочитом проявлении иерархического, в отличие от соборного, авторитета.
Учитывая отсутствие, как будто, всякого желания постичь или понять дух, которым живет наша епархия, или участвовать в полноте той жизни нашей епархии, которую столь много лет и с такой любовью создавал митрополит Антоний и все наше духовенство, жизнь церковную, которую мы считаем верной учению Православной Церкви, митрополит Антоний счел необходимым указать епископу Илариону, что его деятельность и форма, принимаемая этой деятельностью, несовместимы с духом и жизнью Сурожской епархии, и попросить его вернуться в Москву, где он сможет более созидательно применить свои значительные таланты, чем в Сурожской епархии.
Епископ Сергиевский Василий
Члены Епархиального Совета
* * *
Июнь 2002 года:
ПИСЬМО ПРИХОЖАН ЛОНДОНСКОГО СОБОРА СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ
Ваше Святейшество,
Нас, верующих и духовенство Сурожской епархии, чрезвычайно заботит и тяготит ситуация, сложившаяся в епархии в связи с назначением в нее епископа Керченского Илариона.
С приездом владыки мы связывали упования на то, что в жизни епархии начнется новый этап. Особые надежды возлагались на то, что растущая русскоязычная диаспора сможет получить должное пастырское окормление. Зная об особой духовной близости митрополита Антония и епископа Илариона, мы верили, что для владыки Илариона будут созданы условия, позволившие бы ему плодотворно трудиться на благо епархии. Действительно, как в Лондонском кафедральном соборе, так и в других приходах епархии, которые посетил владыка, люди встречали его с радостью и благодарностью, чувствуя в нем архипастыря, сердцу которого близки и понятны переживания и заботы как мирян, так и духовенства, как русских, так и англичан. Однако незначительная часть клириков и мирян, многие из которых настроены недружелюбно в отношении Московского Патриархата, создала разделение в епархии. Слухами и домыслами была создана атмосфера враждебности и нетерпимости, с целью сделать пребывание владыки Илариона в Сурожской епархии невыносимым. Одновременно начала подготавливаться почва для отделения от Московского Патриархата. Без объяснения причин епископ Иларион был отстранен от исполнения обязанностей викарного архиерея, о чем клирики епархии были извещены епископом Сергиевским Василием.
Мы хотим донести до сведения Вашего Святейшества, что мы успели полюбить и принять епископа Илариона как своего архипастыря. Также мы, как верные чада Русской Православной Церкви, просим Ваше Святейшество не оставлять Сурожскую епархию в Ваших молитвах, а также содействовать преодолению нестроений, возникших в ней.
С преданностью и любовью во Христе
испрашивая благословения Вашего Святейшества,
клирики и прихожане Сурожской епархии
246 подписей
* * *
Июнь 2002 года:
ПИСЬМО ПРИХОЖАН ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ХРАМА В ДУБЛИНЕ (ИРЛАНДИЯ) ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ОВЦС МИТРОПОЛИТУ СМОЛЕНСКОМУ И КАЛИНИНГРАДСКОМУ КИРИЛЛУ