Михайлов Игорь Михайлович : другие произведения.

Бред ангела

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не думаю, что, говоря о Мандельштаме, я буду оригинален. Просто хочется в век онемения слова и отсутствия слуха напомнить о том, какие когда-то были голоса.


Бред ангела

   Нет на свете существа более нелепого и никчемного в житейском смысле, чем поэт. Еще Пушкин в свое время, не без горечи, заметил: "И меж детей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он". Жизнь Мандельштама, словно нарочно своими нелепостями и несообразностями вытеснила его "щуплую" фигурку "с тощей шеей, с непомерно большой головой" из обывательской среды в сферу поэзии и стихию слова.
Жена поэта, Надежда Яковлевна Мандельштам, во "Второй книге" вспоминала: "Мальчиком Мандельштам сказал неуклюжие и странные слова: "Если в этой жизни смысла нет, говорить о жизни нам не след..."
Видимо, смысл жизни разошелся с Мандельштамом еще в раннем детстве, куда пробивался "иудейский хаос во все щели каменной петербургской квартиры угрозой разрушенья". Или Мандельштам развел их по разным углам сам, позднее. Отец и мать, дедушка и бабушка, живущие в Риге, многочисленные родственники, "бородатые и длиннополые люди, талмудические философы, продавцы вразнос собственных печатных изречений и афоризмов" погружены позднее им в книге воспоминаний "Шум времени" в четырехстраничный мрак главы - "Хаос иудейский". Автора этой главы вполне можно было бы уличить в черносотенстве ("грязная еврейская клоака"), если бы им не был сам Мандельштам.
Будущий поэт, а тогда учащийся Тенишевского коммерческого училища, из "иудейского хаоса" бежал в "ребяческий империализм" стройного миража Санкт-Петербурга, под "блистательный покров, накинутый над бездной". Бежал, чтобы для начала причаститься марксизма с гремучей примесью народничества и символизма, а потом креститься в лютеранской церкви.
Впрочем, Мандельштам, конечно же, лукавил. Пряный, терпкий и тревожный аромат его еврейского темперамента, впитанный византийской строгостью, стройностью и призрачностью русского языка, хоть обратил империю слова в хаос, сломав ему хребет. Но таков был "шум времени". А Мандельштам только подслушал его: "Сквозь тройные цепи шел петербуржец лихорадочной мелкой плотвой в мраморную прорубь вестибюля, исчезая в горящий ледяной дом, оснащенный шелком и бархатом".
Это шум людского потока идущей на концерт Гофмана и Кубелика публики. Пожалуй, единственное лишнее слово в этом маленьком образно-вещественном шедевре, шуршащее бессмысленно по тараканьи усами: "оснащенный".
Но Мандельштам не был бы Мандельштам, если бы изредка гениально не привирал (в одном из значений этого слова, которое вкладывал в него еще Даль: "врун - говорун, рассказчик..."). Чтобы в этом хаосе звуков, обрушившихся на него уже в юном возрасте, уловить подлинную музыку слова, жертвуя правдой во имя гармонии. Недаром Марина Цветаева в одном из стихотворений, посвященных Мандельштаму, напишет: "Затем, что ты гордец и враль...". А "Шум времени" она назовет в одной приватной переписке "подлой книгой".
Ведь как обычно случается в поэзии. "Лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется..." и поэт с легкостью Творца, меняет пол животного на противоположный: "не велеть ли в санки /Кобылку бурую запречь?" - "предадимся бегу /Нетерпеливого коня". Это Пушкин. А вот это уже Лермонтов: "И Терек прыгает, как львица, с мохнатой гривой на хребте".
Природа поэзия вообще и русской в частности иррациональна. Хотя, конечно, грива у львицы от этого истолкования вряд ли вырастет. Но она здесь не менее уместна, чем Емеля на печке или говорящая щука в русской сказке. Устами поэта глаголет иной раз детская наивность, граничащая с верой в чудо. И в этом отношении Мандельштам на дружеской ноге с Пушкиным и Лермонтовым неслучайно. Однако, Цветаеву это обстоятельство весьма расстраивало. И в своем, раздраженном эссе "Мой ответ Осипу Мандельштаму" она, цитируя Мандельштама, писала:

"Она лежит себе на солнышке Эпира,
Тихонько грея золотой живот".

Черепаха, лежащая на спине! Вы их никогда не видели. А в прекрасном стихе о Диккенсе, который у всех на устах, - помните?

Я помню Оливера Твиста
Над кипою конторских книг.

Это Оливер Твист-то, взращенный в притоне воров! Вы его никогда не читали". Марина Ивановна не могла простить своему современнику то, чем грешен был его предшественник. Хотя и того и другого гения она боготворила.
Соотношение правды - лжи, подлинности - эфемерности, в поэзии, как и сами эти понятия, всегда условны. Вот как сам переживал эти ощущения сам Мандельштам в его книге "Камень":

Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот...
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?

Настоящий Мандельштам был в высшей степени нелеп, а потому до удивления правдоподобен. По воспоминаниям Ирины Одоевцевой, из Крыма позднею осенью 1920 года в Петербург он возвращается с удостоверением личности, "выданном Феодосийским полицейским управлением при Врангеле на имя сына петроградского фабриканта Осипа Мандельштама, освобожденного по состоянию здоровья от призыва в белую армию".
Та же Одоевцева позднее становится жертвой "обжорства" Мандельштама, который, съев свою порцию каши в Доме литераторов, освободил заодно и юную поэтессу от суточного пайка:
- Где моя каша? Где?
- Я же вам объясняю, что я съел ее. Понимаете, съел. Умял. Слопал. Еще раз вернемся к самоощущению поэта:

Кто я? Не каменщик прямой,
Не кровельщик, не корабельщик, -
Двурушник я, с двойной душой,
Я ночи друг, я дни застрельщик.

И жизнь заворожено идет по его стопам, подтверждая справедливость самооценки. Книга воспоминаний Мандельштама о годах его ученичества и современниках - "Шум времени" выходит в апреле 1925 года в издательстве "Время". Окружающих это комическое обстоятельство уже не забавляет. Мандельштам же не может скрыть досады.
Впрочем, может быть, это своеобразная месть тому, кто не может отказать себе в удовольствии передернуть факты во имя красного словца?
Так к младшей дочери своего любимого учителя Бориса Наумовича Синани - Лене - Мандельштам в "Шуме времени" трижды примеряет горб. Хотя по воспоминаниям современников она просто была низкорослой, но горбуньей никогда не была! Попробуем объяснить поведение Мандельштама.
Первое. Литература, по Мандельштаму, зверь. И "нельзя зверю стыдится пушной своей шкуры".
Второе. Просто перебирая слова, как вещи, овеществляя, опредмечивая окружающий хаос, трудно не попробовать стать вровень с Творцом. И не быть за это наказанным провалами в памяти. А заодно и во вдохновении, питающемся сором окружающей действительности. У Мандельштама немало зыбкого и случайного в его стихах. То, что называют, набором слов. "По принципу нелепости, неловкости от Вас мало что останется", - писала Цветаева Мандельштаму.
Третье. Согласно Сергею Аверинцеву "в основе как литературного, так и внелитературного поведения Мандельштама - глубокая боязнь тавтологии в самом широком смысле слова, боязнь мертвой точки, непродуктивной статики, "когда разряд равен заводу". Все, что угодно, только не мертвая точка".
Четвертое. Надежда Яковлевна Мандельштам вспоминала, что Мандельштам в детстве, заигравшись, "разломал фонарик и поразился, как выглядит мир сквозь цветные - красное, синее, желтое - стеклышки". В основе неточностей, нелепостей, случайностей в поступках, стихах и прозе Мандельштама - наивное детское мировосприятие. Когда представление об окружающих предметах, цвете, вкусе и запахе складывается из соприкосновения с ними - на ощупь. На излом. Это потом он придет к Канту с его катехезисом русской литературы начала века - "Мир, как воля и представление".
Все эти версии применительно к Мандельштаму могут быть насколько же верны, настолько же и неправдоподобны. Поскольку объяснять поэзию и поступки поэта - дело неблагодарное. Или, как пишет все тот же Аверинцев: "Мандельштама так заманчиво понимать - и так трудно толковать".
К примеру, Георгий Адамович сравнивает поэзию Мандельштама с бредом: "Стихи Мандельштама - наперекор всем его суждениям об искусстве - всего только бред. Но в этом бреду яснее, чем где бы то ни было, слышатся еще отзвуки песни ангела, летевшего "по небу полуночи".
В начале 30-х ангел, или, по выражению Цветаевой, "лебеденок", спускается с небес на землю. Наивность Мандельштама уступает место знанию. Предмет жизни им изучен досконально:

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
А где хватит на полразговорца,

Время с узким волчьим профилем и злыми глазами заглянуло в зрачки этому нелепому человеку с более чем сомнительной внешностью.
Мандельштам на фотографиях 30-х напоминает старика, хотя ему всего 40 лет. Двух столетий позвонки ему предстоит склеить, по-видимому, своей кровью. Настает его пора отвечать за свои слова, как и написано на роду русскому поэту. И этот хрупкий "человек эпохи Москвашвеи в стопорщенном пиджаке", словно Пушкинский Евгений из "Медного всадника", пригрозивший бронзовому истукану "ужо тебе!", "негодует и "нет" говорит".
В 33 году в ответ на появление "Путешествия в Армению" в журнале "Звезда" в "Правде" выходит разгромная рецензия. Мандельштам принимает вызов:

Природа своего не узнает лица,
И тени страшные Украины, Кубани...
Как в туфлях войлочных голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца...

13 мая 1934 году Мандельштама арестовывают и ссылают в Чердынь.
Говорят, Сталин захотел приручить поэта. Или помучить, чтобы сломить его волю. Ему это отчасти удалось. Поскольку силы были слишком не равны. Мандельштам, по воспоминаниям Эммы Герштейн, "был в состоянии оцепенения, у него были стеклянные глаза". В Чердыни Мандельштам выбрасывается из окна. Он обречен.
В 37-м его возвращают из ссылки. Но дышать ему уже нечем. Нет денег, жить негде. 2 мая- повторный арест. Последние строки Мандельштама из транзитного лагеря под Владивостоком: "Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги - не знаю, есть ли смысл...".
Последние строки зеркально отразились в первых детских поэтических опытах: "есть ли смысл" - "если смысла в этой жизни нет". Так и не обретя в ней смысл, Осип Эмильевич Мандельштам ушел из этой нелепой жизни. Человек был сломлен, поэт ушел в вечность, чтобы оттуда продолжить ряд нелепостей и случайностей. Просто поразительно, насколько посмертная судьба поэта неотделима от его поэзии и жизни, поэзии жизни.
Чудом сохраненные его женой стихи будут опубликованы только спустя 50 лет после его смерти. Но в глухие годы застоя в издательстве "Советский писатель" в большой серии "Библиотеки поэта" появится небольшая подборка его стихов тиражом 10 000 экземпляров. Тираж по тем временам - никакой. Автор предисловия перепутает дату рождения Мандельштама и естественно не укажет причину его смерти. Ее словно не существует для Мандельштама.
В 1990 году в издательстве "Московский рабочий" увидят свет воспоминания Надежды Яковлевны Мандельштам - "Вторая книга". Мне в магазине попался перевернутый с ног на голову экземпляр этой книги. Она начиналась с содержания, с 557 страницы, а заканчивалась третьей. Словно еврейская кровь русского поэта и тут подыграла издателю, а тот в свою очередь - читателю, предложив штудировать книгу о нем справа - налево...
Есть в Москве, любовь к которой поэту, как считает Надежда Яковлевна Мандельштам, привила Цветаева, одно поэтическое местечко, названное его именем. Это парк имени Мандельштама возле метро Фрунзенская. Да только имени не поэта, а какого-то не то врача, не то революционера. Мы в середине 80-х, будучи студентами филфака МГПИ имени тогда еще Ленина, всегда считали, что этот парк должен носить имя Осипа Эмильевича Мандельштама.
Мне кажется, что поэт в нашей благодарной памяти о нем заслужил хотя бы парка. Тем более и переименовывать-то его не надо!

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чортова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.

Мало в нем было линейного,
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица
Или, вернее, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...

(апрель 1935)
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"