Михайлов Михаил Евгеньевич : другие произведения.

Об одной конференции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчёт по результатам проведения конференции "Современная популярная музыка: проблемы музыковедческого анализа" в г. Харькове 17-18 марта 2012 года.

  

Михайлов М.Е.

  

Об одной музыковедческой конференции

  

(семь листков из общей тетради)

  
  Disclaimer
  
  В связи с трагической кончиной постмодернизма, от ответственности за свои слова НЕ ОТКАЗЫВАЮСЬ. Все цитаты без обозначенного авторства принадлежат Игорю Михайловичу Приходько и за них он ответит сам.
  
  Intro
  
  Я до сих пор помню одну из лекций по музыкальной литературе XX века. На ней прозвучал вопрос: чем отличается рок-опера от мюзикла? Увы, преподаватель так и не смогла найти ответ на него в той ветхой тетради, по которой она читала лекцию. Безусловно, за годы обучения в консерватории у меня не могло не сложиться впечатление, что большинство окружающих меня педагогов - люди, отставшие от жизни как минимум лет на пятьдесят. Впрочем, некоторые - даже на сто пятьдесят, поскольку на одной из лекций по современному исполнительскому искусству мы обсуждали актуальный вопрос, был ли Лист гениальным пианистом.
  
  Eternal Sunshine of the Beautiful Mind
  
  Итак, после шести лет проведённых в нашей Богом забытой и тем спасаемой консерватории, на конференции "Современная популярная музыка: проблемы музыковедческого анализа" я почувствовал себя немного в параллельном мире. Оказывается, Игорь Михайлович Приходько, этот толстый эгоист, тонкий пианист и замечательный знаток контрапункта строгого стиля, не только сам свободно оперирует терминами современных направлений музыки, но и воспитывает плеяду музыковедов, которые знают, чем отличается blastbeat от growling. Более того, они нашли таких же умников в Киевской и Одесской консерваториях. И все эти люди, собравшиеся 17 марта в 75-й аудитории понимали, что "то, что делалось в 60-70х годах в академической музыке дальше от её идеалов, чем рок-музыка", а значит, её можно и нужно изучать не просто с точки зрения "нравится/не нравится", а как любую привычную нам по примерам в учебниках анализа классическую музыку.
  
  Aaaand... action!
  
  Увы, я не попал на утреннее заседание 17-го числа, потому начну прямо с вечернего. Заседание открылось докладом Ирины Палий "Тембровая концепция в творчестве группы King Crimson". Докладчик в ходе подробного анализа использования тембров различных инструментов в композициях этой группы, подчеркнул, что выбор музыкантами King Crimson звучаний акустических музыкальных инструментов в первых период творчества группы - это сознательный шаг и продуманная концепция, подчёркивающая лирический характер музыки. Была также показаны симфонические инструменты, как связь между "академической" и рок-музыкой - ведь группа явственно использовала мелодику современной академической музыки.
  
  Второй доклад - Ольги Стрельчук, "Элитарное и массовое в творчестве Мессиана в контексте популяризации современного композиторского искусства". Автором доклада было описано взаимопроникновение элитарного и массового в творчестве Мессиана. Было замечено, что Мессиан обращается к простым, изначальным жанрам, не пользуясь синтезом сложившихся к тому времени жанров. Он черпал из первичной музыкальной стихии, а не вторичного композиторского опыта. Важное значение для его творчества имеют символы масс-культуры немузыкального характера. Были рассмотрены его произведения "Семь хайку" и "Турангалила". В ходе вопросов к докладчику было выявлено важное определение культуры - культуры, как совокупности субкультур, совокупности элит. Также Юлия Викторовна Николаевская заметила, что доклад не в полной мере соответствует заявленной теме, поскольку не отвечает на вопрос, популяризовало ли творчество Мессиана его соединение элитарного и массового, способны ли композиторы современности вообще популяризовать свою музыку и как. Что не помешало докладу быть интересным, а обсуждение вопросов - живым.
  
  После этих докладов состоялся Круглый стол на тему "Методы гармонического и структурного анализа рок-музыки". "Чистили уши" двумя композициями; первой композицией для анализа был Riwerman британского музыканта Ника Дрейка. К сожалению, первым делом уши отметили техническое несовершенство звуковоспроизводящей аппаратуры на конференции, что является печальной нормой для нашей консерватории. Но затем началось "вкусненькое" - при размере 5/4 в балладе только четыре метрические доли в такте, получается две "по три" и две "по две". Мажорных терций определённо больше, но принадлежат они минорному ладу. При структурном анализе был выявлен интересный факт: первый куплет постфактум может быть идентифицирован слушателем, как вступление, благодаря отсутствию в нём струнных. С другой стороны, как заметила Николаевская, данный куплет не в полной мере отвечает тому определению вступления, которое можно прочитать в учебниках по анализу. В связи с этим был выявлен очень важный, на мой взгляд, для изучения современной музыки момент: не важно, назвать первый куплет вступлением, или не называть, важно, что он воспринимается, как таковое. На этом же примере было проведено интересное обобщение: в рок-музыке материал излагается слушателю постепенно, в то время как в поп-музыке все "вкусности" вываливаются сразу, в первом же куплете.
  С анализа второй композиции, "Lemon Tree" мне пришлось уйти на концерт. В этом плане, возможно лучше было бы начать конференцию на час раньше.
  
  Second stint
  
  Воскресенье, 18-е марта года 2012-го Седьмой Эпохи. Если посмотреть за модераторский столик, можно ещё добавить: Бэг-Энд, Бэгшот-роу, Хоббитон, Западный удел, Шир...;)
  Первый доклад второго дня конференции - Артём Ляхович "Рахманинов и популярная музыка Запада". Докладчик искренне подкупил с первых же слов - он не читал доклад, он его рассказывал, без бумажки. Разговор шёл не о влиянии Рахманинова на современную популярную музыку в целом и группу Muse в частности, каковые ассоциации его название вызвало лично у меня, а о позднем периоде творчества Рахманинова и его взаимодействии с тогдашней популярной музыкой. Автор доклада сразу разграничил понятия "джаз" и "популярная музыка". Последняя имела заимствования из джаза, в частности, синкопированный ритм, но являлась отдельной сущностью. Докладчик выявил три общие тенденции на стыке академической и популярной культур: Обращение академистов к поп-культуре (скорее стилизация, нежели заимствования, реальный джаз никто из них так и не писал); влияние академистов на джаз и дорога от джаза к классике, которую прошёл Гершвин alone. Далее в докладе было отмечено, что Рахманинов использовал в своём творчестве именно "коммерческий джаз", получив от него некоторые ладовые, ритмические, фактурные, оркестровочные и тембровые особенности. Музыка Рахманинова, бывшая до 1917 года красочной, после переезда в Америку стала графичной и ударной. Произведя анализ примеров такого проникновения джаза как демонического для Рахманинова явления, в его музыку, и, в частности, в его же знаменный распев, докладчик интерпретировал его, как свидетельство апокалипсических настроений Рахманинова в Америке и общей его отчужденности от окружающей культуры. Последнее утверждение в ходе вопросов к докладчику было оспорено Игорем Михайловичем Приходько, которым также было замечено что "то, что говорит композитор о себе - это свидетельство, а не факт".
  
  Между первым и вторым докладом Игорь Михайлович Приходько заявил, что постмодернизм закончился. Аудитория была взволнована так, словно объявили, что закончилась колбаса на прилавках. Интересный факт: если для Евтушенко, штатного "философа" ВУЗа, постмодернизм так и не начался, то для Приходько он уже закончился. Возможно, между 75 и 78 аудиториями находится темпоральная аномалия:)
  
  Второй доклад, "Популярная музыка в контексте современной композитор ской поэтики" читала Анна Стоянова. Доклад строился на анализе творчества Скорика и Сильвестрова, в частности, их работы в жанрах популярной музыки, в кинематографе. Спорный тезис о том, что кино- и теле- музыка не имеет самостоятельного значения вызвал недоумение слушателей. Также в докладе не была учтена терминологическая наработка первого дня конференции, когда было дано определение термину профессионал: "человек, который за свою работу получает деньги". В ходе вопросов к докладу был поставлен под сомнение термин "академический" по отношению к композитору и музыканту в целом.
  Скорика я не люблю, но на докладчицу было посмотреть приятно:) Последний факт могли бы взять на заметку некоторые другие участники конференции.
  
  Третий доклад - Влада Куприянова, "Музыкальный аспект песенного конкурса исполнителей "Новая Волна". В докладе было отмечено несоответствие стилей песен, с которыми исполнители побеждают в этом конкурсе со стилями, в которых они работают, что связано, видимо, с определенными вкусами и пристрастиями жюри. Также была выявлена роль песенных конкурсов как для исполнителей песен, так и для их композиторов, отмечено, что на постсоветском пространстве эта роль больше, чем на европейском. Важное наблюдение докладчика: в популярной музыке современная тенденция - не показ профессиональных навыков исполнителя, а создание его неповторимого стиля. Интересен был термин "формат музыки", интересна также направленность докладчика в своей исследовательской и композиторской деятельности на песенные жанры.
  
  Четвёртый доклад - Дмитрий Долгих, "До питання про генезис саунду гурту Coldplay (на прикладi альбому Mylo Xyloto)" Доклад для меня был примечательным использованием ёмкого и удачного термина "саунд". Собственно, для композиций этого альбома формообразующим является не ритм, не звуковысотность, а саунд. В первом треке альбома и происходит экспозиция этого саунда. Не случайно альбом получил название именно по названию этого короткого вступительного трека. Впрочем, по результатам доклада и вопросов к докладу анализ того, можно ли рассматривать эту интродукцию, как вступление ко второму треку, идущему attaca, либо же только как интродукцию к альбому, был вынесен на круглый стол. Там было выявлено, что граница между первыми двумя треками слышится явственно и первый трек, таким образом, не является вступлением ко второму.
  
  Пятый и последний доклад второго дня - Игорь Приходько, "Words, words, words: методологические проблемы аналитического описания популярной музыки". В скором времени его можно будет прочитать в оригинале, но я остановлюсь на тех моментах, которые заинтересовали лично меня. Хотя хвалить кандидата наук за то, что он читает доклад, глядя слушателям в глаза - как-то нехорошо, всё же хотелось бы отметить ту заинтересованность, харизматичность, с которой был прочитан доклад. Такому докладчику хочется сначала верить, а потом уже осмыслять им сказанное. Докладчик напомнил аудитории, что термины - это только наклейки на вещи, а не сами вещи; что популярность - это социальный фактор, а не фактор музыковедческого анализа и никакой "бациллы популярности" не существует. В докладе были выявлены важные свойства современной музыки: её "актуальная бесконечность", которая делает бесполезным конечность выводов - всегда найдётся музыка, которую мы ещё не слышали); отсутствие иерархий. Было отмечено, что концепция абсолютной музыки - рухнула [NB: она в музыкальной культуре существовала не всегда и появилась, наверное, только с уходом эпохи менестрелей.], и теперь музыка - несамодостаточна. [NB: снова важен весь перфоманс, как и в Средние века]. Докладчик выявил важную для исследования современной музыки особенность терминологии - возможность широкого применения функциональных определений вместо жёстких терминов. Это связано с процессом размытия и исчезновения границ в современном мире в целом. Лучшей моделью современной жизни выступает Интернет, свободный от границ. Вместо границ же в современной жизни существуют различные центры. В докладе была также утверждена точка зрения о конце постмодернизма и необходимости перехода от метода "игры в бисер", установления общегуманитарных ассоциаций к выявлению конкретики, от коллективной ответственности и речи "от лица науки" к речи от собственного лица и ответственности за эту речь.
  
  Круглый стол второго дня конференции - "Аспекты анализа рок-музыки".
  Что именно имелось в виду в названии и почему круглые столы первого и второго дня, одинаковые по содержанию, отличались по названию - для меня осталось непонятным.
  Рассматривались три композиции. Первая - песня групы The Doors "Riders on the storm". Структурный анализ песни показал, что, вопреки видимости, форма песни - не куплетная, благодаря большому соло в середине песни. Это соло вообще интересно, гармонически оно построено на одном аккорде и могло бы восприниматься, таким образом, как связка, но мелодически представляет собой кульминацию всей песни. Было выявлено, что ощущение быстрого движения в этой, в общем-то, медленной песне создано с помощью ритмических долей и их заполнения мелкими длительностями, которые и создают ощущение движения. На протяжении песни происходят смены ролей инструментов в музыкальном материале куплетов, а в конце песни инструменты оказываются равноправны.
  Вторая композиция - это песня группы Queen "The Show Must Go On". Была проведена аналогия содержания песни с известным ариозо из оперы Леонкавалло "Паяцы". В процессе анализа песни был выявлен интересный гармонический оборот, связывающий куплеты. Также интересный момент - мажор, появляющийся как раз "там, где ему положено". В плане содержания песни было отмечено нагнетание эмоций, когда даже разрешение не приносит удовлетворения. В процессе обсуждения, перефразируя известную цитату Линкольна, было выведено определение популярной музыки, как музыки для многих на короткий промежуток времени и элитарной музыки, как музыки для немногих на длинный период времени. При этом, допустим, одна и та же группа может принадлежать к обоим случаям, в разные периоды своего существования. Массовое и элитарное в этом контексте определяются как способы потребления, а не свойства музыки.
  
  Giga
  
  По окончанию конференции участники согласились держать друг друга на связи и развивать полученный на конференции опыт слухового анализа современной популярной музыки. На чём и разошлись - до новых встреч! Чего хотелось бы пожелать следующей конференции - так это более яркого её анонсирования. По результату опроса моих товарищей-пианистов, о конференции не знал из них никто. Хотелось бы отметить, что из преподавателей пришла только Юлия Викторовна Николаевская, за что ей честь и хвала, а остальным - всё, что осталось. В целом, трудно переоценить значение этой конференции для нашей консерватории и, пожалуй, для восприятия современной музыки в целом. На ней были выработаны определённые "правила игры" для изучения современной популярной музыки, общие для всего украинского пространства. И заслуга эта, видимо, во многом лежит на нашем замечательном теоретике и практике, Игоре Михайловиче Приходько, да не оскудеет его мамон во веки веков, и на его молодых, симпатичных и талантливых учениках - Жене Андрееве и Наташе Ходаковой:)
  
  Coda
  
  Я больше не буду троллить, я больше не буду троллить, я больше не буду троллить, я больше не буду троллить, я больше не буду троллить,.. etc.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"