Оставаться собой на протяжении многих лет? Быть настоящим мужчиной в пору частого нынче "смешения полов" в одном, так сказать, лице? Являться не просто хорошим актером - одной из знаковых фигур в звездной труппе суперпопулярного театра? Для одного человека, вроде бы, даже слишком....
Но не для него! Тот, о ком сегодня пойдет речь, был, есть и будет полностью соответствовать всему вышеперечисленному. Откуда такая уверенность? Его зовут Николай Караченцов и, видит Бог, этого достаточною
"ЮНОША ДЕРЗКИЙ СО ВЗОРОМ ГОРЯЩИМ"
Наш герой - его, надо сказать, действительно хочется так называть - появился на свет 27 октября 1944 года в Москве. Радости и беды послевоенного детства он прекрасно помнит по сей день. Впрочем, как почти любой человек, едва ли не прежде всего Николай Петрович всегда помнит свою маму.
Она была балетмейстером-постановщиком и с детства привила сыну не только бесконечную любовь к танцу, но и умение мастерски владеть собственным телом (что впоследствии он не раз продемонстрирует). Именно балетным танцовщиком собирался стать будущий ленкомовский Тиль Уленшпигель. Но Бог на небе распорядился несколько иначе...
Караченцов учился в школе, находящейся рядом с Центральным детским театром. После 10 класса, попав в "зрительский актив" ЦДТ, молодой человек вскоре записался в студию художественной самодеятельности, открывшуюся там же в конце 50-х годов. Перед Николаем открылись первые двери в "прекрасный и яростный мир", уйти из которого у него уже не было ни желания, ни сил...
В 1963 году, блестяще пройдя все "круги" приемных экзаменов, наш герой был зачислен на первый курс Школы-студии МХАТа. В ней тогда преподавали очень сильные педагоги - В.О. Топорков, В. М. Монюков, В. Я. Станицын, - у которых, как позже вспоминал Караченцов, "по-настоящему было, чему поучиться". И он делал это с огромным желанием все четыре года своего присутствия в стенах "альма матер". Заслуженным итогом "трудов праведных" стал диплом с отличием.
Понятно, что настоящие Труды ждали молодого актера впереди. Обычно лучших выпускников Школы распределяли в ее базовый театр. Но в то время - это был 1967 год - в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") возникла ситуация недобора актерского состава. И десять человек вышеуказанного года выпуска пополнили его труппу. В которой большинство из них, как и наш герой, служит по сей день.
Первые шесть лет жизни Караченцова в этом доме были - по крайней мере, для зрителей - не слишком заметными. Нет, безусловно выпускались какие-то спектакли (в основном это была запредельно "советская драматургия"), в которых он играл более или менее интересные роли. К исключению можно, по словам очевидцев, отнести "Золотой ключик", где наш герой "был" котом Базилио.
Все это продолжалось до той поры, пока в театр на место главного режиссера не пришел 40-летний Марк Захаров. И тут, что называется, "такое началось"!
"ЭТО - ЧАСТЬ ЖИЗНИ"
Он сказал так в одной сравнительно недавней телепрограмме, говоря о спектакле "Юнона и Авось". Эти же слова, без сомнения, Караченцов относит и к "Ленкому" вообще - актер верен ему почти 40 лет. Но не будем забегать вперед...
Первой работой нового Главного стал "Автоград XXI" -острая по тем временам вещь о событиях на автозаводе, прототипом которого стал знаменитый тольяттинский ВАЗ. Постановка, безусловно, привлекла внимание зрителей своей необычностью - а это было и остается для Захарова одним из важнейших условий хорошего спектакля. Заметную роль играл и Караченцов - он вообще не из тех актеров, кого можно не заметить (где и что бы он не делал).
Следующим спектаклем обновленного Ленкома (собственно, в обиходе театр так называли всегда) был "Тиль " - "шутовская комедия", написанная по мотивам известного романа Шарля де Костера, изобиловавшая музыкой, песнями, танцами, репликами, как говорят, "на грани фола" и много чем еще. Спектакль родился в 1974 году и жил, надо сказать, немало - 18 лет. Главную роль, почти без замен, все эти годы играл Караченцов. Кроме всего прочего, это требовало очень хорошей физической подготовки - и, как всегда, наш герой все выполнял "по полной программе" и никогда ни на что не жаловался.
Через год после премьеры он женился на своей партнерше по театру - молодой актрисе Людмиле Поргиной. Наш герой - а также его друзья, близкие и зрители - еще не раз убедятся в том, что такую женщину Николаю послал сам Бог.
Спустя известный временной промежуток, у них родия сын Андрей. Его отец сыграл в то время в новом спектакле театра "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (либретто П. Грушко, музыка А. Рыбникова) роль Смерти и главаря рейнджеров.
Впрочем, работа Караченцова никогда не ограничивалась только театром. Его давно "рвут на части" музы кино, телевидения, радио, эстрады - запоминающийся голос, азарт и то, что называется "вкусом к жизни" не могут не притягивать людей. Чего стоит, например, маркиз Риккардо из ленфильмовской картины "Собака на сене" (1976)! Естественно, изменилось время и, в уже недавнем прошлом, актер предстал перед нами другим (режиссер Худокормов из фильма той же студии "Цирк сгорел, клоуны разбежались" или светлейший князь Меньшиков из спектакля его театра "Шут Балакирев" ) - значительно мудрее, несколько старше, но, в основе своей, оставшись таким, каким был всегда.
Давайте вернемся чуть назад - к созданному в 1979 году вышеназванному музыкальному спектаклю (тогда нельзя было написать на афише или сказать публично слово "рок-опера") "Юнона и Авось". Караченцов предстал перед нами в образе отчаянно храброго и бесконечно нежного русского путешественника, своего тезки, графа Николая Петровича Резанова. Который, действительно, в 1806 году, на кораблях "Юнона" и "Авось" возглавил экспедицию к берегам тогда испанской Калифорнии. Всем сердцем полюбив 16-ти летнюю дочь местного губернатора Кончитту, он "мечтал, закусив удила, свесть Америку и Россию".
Сбыться этой мечте было не суждено - русский граф умер от воспаления легких по пути домой за разрешением государя на брак с калифорнийской красавицей, а она так и осталась одинокой. Прождав своего возлюбленного 35 лет...
В этом спектакле Караченцов выступил не только как исполнитель главной роли, но и был у Захарова сорежиссером, - то есть нес - конечно же, с огромным желанием и удовольствием - значительно большую нагрузку.
В последнее время ему иногда говорили: "Коль, загляни в паспорт", намекая на возраст. Однако, наш герой всегда считал несколько иначе: "Молодой артист - это совсем не только возрастное понятие..."
"ЕГО БОГ СПАС..."
В конце февраля минувшего года страну облетело известие о том, что Николай Караченцов попал в тяжелейшую автокатастрофу. Жив - но разбита голова, переломы, искусственное дыхание, лучшие московские врачи ничего не берутся предсказывать - словом вы понимаете...
В жизни, как многим известно, есть ситуации, когда кроме горячей молитвы, человек не может сделать ничего. "Мы все молимся за него" - сказал Марк Захаров, конечно же, имея в виду не только коллектив театра "Ленком". Что уж говорить о родных и близких нашего героя - в первую очередь, о его удивительной жене! И Господь услышал эти молитвы, - и не отдал Николая Караченцова смерти...
Врачи сумели сделать свое дело. Нашлись необходимые лекарства и в больнице создали все условия. Кроме того, в самом организме актера нашлось достаточно сил для того, чтобы начать возвращаться ОТТУДА.
Надо сказать, что это происходит довольно быстро. В августе прошлого года, в московской церкви Симеона Столпника, в день 30-ти летия их совместной жизни, были "обвенчаны раб божий Николай с Людмилой, божией рабою".
Так что в жизни нашего героя очень многое сегодня начинается заново...