Когда Герберт Уэллс в 1921 году ехал в Россию, его предупреждали: "Первое, что Вам понадобится в этой стране - умение ждать". Не скажу, что многое с тех пор изменилось.
Мы сегодня поговорим о человеке, который давно понял данную мысль - за мгновениями славы и в его судьбе стоят вовсе не самые легкие годы...
Поначалу он вовсе не собирался становиться актером. Тем не менее, пойдя по этому пути, он получил в конце концов прекрасное образование и наработал немалый опыт. Кроме того, многое было почерпнуто интересующим нас господином из жизни - а это, как известно, тоже совсем немало.
Одной из самых сильных его сторон было и остается остроумие. Та самая острота ума, что позволяет этому человеку, появившись на сцене или экране, произнести одну фразу - и мы уже смотрим только на него. И, вслед за одним из его экранных персонажей, про себя в очередной раз отмечаем: "Да - это от души...".
Потому что это идет от души и ума Леонида Сергеевича Броневого.
ПЛАНЫ И РЕАЛИИ
В городе Киеве, в семье, как говорится, уважаемых людей - мама была бухгалтером, а отец служил в экономическом отделе НКВД Украины - 17 декабря 1928 года родился мальчик. В детстве и юности будущий актер (вы уже поняли, о ком я) никакой особой склонности к этой профессии не питал - по-настоящему его влекла классическая музыка .
Учился Леонид в музыкальной школе-десятилетке при киевской консерватории, по классу скрипки. Отец его к средине 30-х годов неплохо продвинулся вверх по службе - носил в петлице один ромб, что соответствовало чину армейского генерала. Он мечтал видеть сына журналистом, или даже дипломатом, но им обоим суждено было иное...
В 1937 году отца арестовали. Слава Богу, оставили в живых - он получил 10 лет лагерей "с правом переписки" (такой же срок без оного права означал расстрел). "Членов семьи врага народа" сослали в городок Малмыж Кировской области.
Четыре года спустя, мать с сыном смогли вернуться домой - за несколько дней до начала войны...
Эвакуированы они были в город Чимкент Южно- Казахстанской области. Там Леонид закончил обычную школу - ни о каких детских мечтах речи не шло. Кроме того, он подрабатывал - в частности, реквизитором в местном кукольном театре, где, впоследствии, поставил пьесу собственного сочинении и сыграл в ней одну из ролей.
Пришло время выбора дальнейшей профессии. Леонид подал документы в Ташкентский институт театрального искусства имени А. Н. Островского - еще и потому, что там при поступлении не требовались никакие анкеты (клеймо "сын врага народа" тогда еще существовало).
Надо сказать, что отец будущего актера, отсидев весь срок, освободился и прожил еще многие годы. К семье, правда, вернуться не смог - жена, по совету "доброжелателей", подала на развод в первый же год его заключения. Тем не менее, Броневой-старший, по словам сына, "встретил замечательную женщину, которая продлила ему жизнь на пару десятков лет".
Леонид же, закончив институт в 1950 году, оказался по распределению в Челябинской области, в Магнитогорском театре драмы имени А. С. Пушкина.
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД
Его путь по городам и театрам тогда еще "единой, могучей" страны был долгим. В Магнитогорске ролей поначалу не давали и, чтобы как-то зарабатывать, Броневой возглавил драмкружок, потом организовал хор и сам аккомпанировал на аккордеоне.
Некоторое время спустя, актер оказался в Оренбургском драматическом театре. Профессиональная судьба у него там складывалась не лучше. Но однажды он увидел по телевидению спектакль МХАТа "На дне" с участием Алексея Николаевича Грибова. В лучшем смысле слова, потрясенный Леонид написал совершенно незнакомому человеку письмо. И вскоре они встретились в Москве.
При содействии одного из корифеев Художественного театра Леонид был принят сразу на третий курс знаменитой Школы-студии. Получив в 1955 году диплом об ее окончании, он снова был вынужден уехать в провинцию.
Но, разумеется, теперь без ролей не оставался - играл самых разных персонажей, вплоть до Ленина и Сталина. Ничего - по воспоминаниям Леонида Сергеевича, " за Ленина дали квартиру, за Сталина повысили зарплату" (добавлю: последнее имело место в Грозненском Театре имени М. Ю. Лермонтова - в этом городе сегодня такое трудно себе представить).
С 1958 по 1962 год Леонид жил в Воронеже и работал в местном театре драмы имени А. В. Кольцова. В те годы случилось большое горе - умерла его первая супруга, оставив четырехлетнюю дочь. Спустя недолгое время, актер, взяв с собой девочку, переехал в Москву, к родителям жены.
Устроиться в столичную труппу оказалось крайне сложно. Параллельно с поисками места, Броневой, как любой нормальный мужчина, зарабатывал деньги для подраставшей дочери - играл на пианино в кафе, а также часто приходил в скверик на Тверском бульваре, где сражались шахматисты (само собой, тоже не бесплатно).
Осенью 1963 года Леонид был принят в Театр на Малой Бронной, возглавляемый тогда Андреем Александровичем Гончаровым. Актер будет служить в этом доме четверть века, из которых семнадцать лет пройдут под руководством Анатолия Васильевича Эфроса.
В кинематографе герой нашей истории дебютировал в 1964 году, в картине "Товарищ Арсений". Но, безусловно, всенародную - не угасшую по сей день - популярность принесла ему роль шефа гестапо Мюллера в легендарном телесериале Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973 ).
Казалось бы, про этот фильм сегодня известно все - но каждый раз что-то снова притягивает нас к экрану телевизора, несмотря на явные несоответствия реальности, "бородатые" анекдоты про Штирлица и Мюллера и все такое прочее.
Кроме того, известно, что персонаж Броневого в реальности был далеко не тот, что на экране. Актер был и остается человеком немалого обаяния (на сцене и в кино, во всяком случае). Безусловно, это действует на нас и вот уже, вопреки всякому, рассудку к шефу гестапо возникает нечто, вроде симпатии.
Естественно, нельзя обойти вниманием работы Леонида Сергеевича в таких лентах, как "Вооружен и очень опасен" (1979), "Покровские ворота" (1981), "Тот самый Мюнхгаузен" (1982), "Формула любви" (1984).
Два последних фильма были сняты главным режиссером суперпопулярного тогда и сегодня московского театра Ленком Марком Анатольевичем Захаровым. Познакомившись с Броневым в жизни и в работе, он пригласил актера "под свои знамена".
По воспоминаниям нашего героя, решение пришло не сразу: " Я все сомневался не поздновато ли?.. А потом понял, что если уж в этом театре работает одна из первых пионерок Советского Союза Татьяна Ивановна Пельтцер, то еще один октябренок им там не помешает".
С 1988 года по сию пору Леонид Сергеевич служит в театре Марка Захарова. Ролей достаточно - Крутицкий в "Мудреце" ( "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского), слуга графини Потапыч в "Варваре и еретике" ("Игрок" Ф. Достоевского), герцог Норфолк в "Королевских играх" Г. Горина, доктор Дорн в "Чайке" А. Чехова...По словам главного режиссера театра: "Думаю, что уговорю его еще что-нибудь сыграть".
Помимо работы, в жизни Броневого есть дом и семья - любимые жена с дочерью, а также горячо любимая внучка Олечка.
Так что, дай ему Бог здоровья - остальное есть, а этого много не бывает.