Американцы правы: сожалеть о прошлом - это, действительно, занятие бесполезное. Помнить же и получше усваивать его уроки, разумеется, просто необходимо (естественно, живя во всех отношениях сегодняшним и завтрашним днем). В том числе это касается традиций русской актерской школы, которые свято хранит в своем творческом и человеческом багаже герой нашей сегодняшней истории (отнюдь, впрочем, не являющийся ретроградом).
Поскольку речь пойдет о большом актере и настоящем гражданине Петербурга, по имени Олег Валерианович Басилашвили.
"МОСКВУ Я ЛЮБЛЮ..."
Так могут сказать о себе очень многие люди- прежде всего, конечно, те, кто в сем славном граде появился на свет. Именно это и произошло с нашим героем 29 сентября 1934 года.
По-грузински "Басилашвили" - это "сын начальника" ("базила" - начальник, " -швили "- русское окончание -ов). Очень высоких постов его родители возможно и не занимали, но каждый из них в своем деле был, что называется, "на уровне" - отец возглавлял кафедру в московском Политехническом институте, а мама была филологом, впоследствии став в этой области доктором наук.
Стоит сказать, что дед будущего актера по материнской линии был архитектором - при его участии в Москве был построен храм Христа Спасителя и множество церквей. Он также всю жизнь любил и умел рисовать (у внука этот дар присутствует по сей день).
Судьба дедушки Олега по отцовской линии была не менее яркой - блестящий полковник царской армии , он женился на красавице-польке и вынужденно оставил службу. Без дела, впрочем, не остался - нашлось соответствующее место в полиции. Не менее активно, говоря сегодняшним языком, "борясь с преступностью", он, в частности, дважды отправлял за решетку "грабителя-рецидивиста" Иосифа Джугашвили. Оный субъект впоследствии ничего не забыл - в известные годы полковник Ношреван Басилашвили был арестован и вышел из тюрьмы почти полностью потерявшим здоровье человеком. Правда, "отца народов" по-прежнему иначе, как "этот бандит", не называл.
Но довольно "штрихов к портрету". Наш герой уже вполне отчетливо помнит свое военное детство: уставшую на работе маму, энергичную бабушку, нескольких друзей во дворе, дебри старомосковской коммуналки, воздушные тревоги, пожары, "самую вкусную в мире" картошку на рыбьем жире и - непередаваемую радость, при виде вернувшегося с фронта отца. Живого, да к тому же, при орденах и в майорском звании.
Понемногу жизнь стала налаживаться. И вот, в 1952 году, по окончании школы, Олег достаточно легко поступил именно туда, куда собирался - в Школу-студию МХАТа.
О том, чему и как там учат, уже давно написаны тома. Однако, вероятно, будет нелишне еще раз упомянуть о том, что за годы учебы наш герой полностью впитал в свою актерскую и человеческую природу истинное служение избранному Делу, высокую культуру, а также глубокую профессиональную и человеческую порядочность. Словом то, что многим сегодняшним деятелям нашего искусства кажется "прошлым веком". Слава тебе, Господи, пока еще так думают не все...
ТРУД БЕЗ СУЕТЫ
Для того, чтобы в любой области по-настоящему делать свое дело, как говорил классик, "одного таланта мало - нужен труд без суеты". Без него не бывает...
Олег Басилашвили давно это понял и служит в актерской профессии, согласно данному принципу, вот уже пятьдесят лет.
В 1956 году, закончив Школу-студию, он был распределен в Волгоградский (тогда еще Сталинградский) областной драмтеатр, но, к счастью, уже через год оттуда ушел. Он оказался в Ленинграде - городе белых ночей, нескончаемых дождей, вечных надежд и потрясающей культуры. Поступив на службу в Театр имени Ленинского Комсомола, актер, спустя недолгое время, познакомился с назначенным в коллектив на должность главного режиссера Г. А. Товстоноговым. Через два года Басилашвили, вместе со своей коллегой и партнершей по сцене Татьяной Дорониной, перешел, по приглашению Георгия Александровича, в Большой Драматический Театр имени М .Горького, который тот возглавил к тому времени. Место службы Олег Валерианович более, слава Богу, не меняет.
Заметим, что за свою карьеру наш герой не сыграл ни одного кумира поколений в хрестоматийно-советском понимании этого слова. Наоборот, прежде и теперь, на сцене и экране он убеждает нас в том, что однозначно хороших или плохих людей не бывает. Его Лыняев в "Волках и овцах" А. Н. Островского в театре или "обаятельные негодяи" в фильмах Э. Рязанова "Служебный роман" (Самохвалов) и "О бедном гусаре замолвите слово" (граф Мерзляев) - яркое тому подтверждение. И тут нельзя не упомянуть Бузыкина из "Осеннего марафона" А. Володина и Г. Данелия - казалось бы, "мягкотелого интеллигента", а, на самом деле, думающего, чувствующего человека, способного на поступок.
Ничуть не меньшего внимания заслуживает и совсем недавняя работа Олега Валериановича - роль мессира Воланда в сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" по великому роману М. Булгакова. Персонаж Басилашвили - это далеко не исчадие ада. Он, что удивительно, карает зло, защищая главных героев, но достаточно быстро понимает, что в том месте, куда он пришел, властвует куда более нечистая сила. Бороться с которой неспособен даже мессир - так не лучше ли уйти в другие края и времена?.. Переселив также Мастера и Маргариту - туда, где их никто не тронет...
Наш герой был и остается человеком, у которого всерьез болит душа по поводу прошлого и настоящего своей страны - признаться, сегодня таких людей (его поколения, а тем более моложе) не слишком много. Свою широко известную общественную деятельность в начале 90-х годов сам актер оценивает весьма скромно; "Я просто немного помог моей стране избавиться от груза под названием "коммунистическая партия", который висел на ее шее, создав пронизавшую все и вся насквозь фальшивую систему". На самом, деле все было не совсем так - несколько раз в то время наш герой оказывался в больнице (однажды, после выступления в защиту Е. Гайдара, его просто избили), а в известной тогда книге Ю. Шутова "Собчачье сердце" была приведена "документальная запись" беседы первого петербургского мэра А. Собчака с агентом ЦРУ, где тот говорил что: "Советский Союз надо разваливать через Басилашвили".
Сегодня Олег Валерьианович выдвинут на соискание звания: " Почетный гражданин Петербурга". Не открою истины, если скажу, что, по сути, он давно является таковым. Городские власти - а тем более, горожане - как прежде прислушиваются к его голосу и нашему герою никогда не приходилось для этого кого-то "брать за горло". Не приучен - хотя, понятно, что в России без этого нелегко.
Cлава Богу, он много работает. Лишний раз говорить с журналистами вежливо отказывается - "простите, у меня сейчас абсолютно нет времени". Всегда был и остается любящим, заботливым мужем, отцом, а теперь уже и дедом.
Один мой приятель недавно сказал ему: "большое спасибо за Воланда". Басилашвили ответил: "Пожалуйста" - и это уже вновь был вышеупомянутый достопочтенный мессир.
Как говорится, нужны ли тут слова?..