Находится перед Богом и людьми совсем непросто. Тем более, если пытаться еще говорить, что называется, о высоком - прекрасно понимая, что не все это слушают, а тебя еще и мучают бесконечные сомнения в том, верны ли твои слова и осознание громадной ответственности за них. Но ты продолжаешь - потому, что так нужно...
Именно этим занимаются мужчины и женщины, которых называют актерами. Не все они эадумываются над такими вопросами - неважно, мы говорим о тех, кто всегда считал, что не делать этого просто нельзя.
Одним из таких - мыслящих и чувствующих - актеров всегда был Анатолий Алексеевич Солоницын
В СВОЕ ВРЕМЯ
Всему, как известно, на свете отведено свое время. Судьба нашего героя только подтверждает лишний раз это известное, но многими забытое правило.
Он родился в небольшом городе Богородске, что под Нижним Новгородом, 30 августа 1934 года и достаточно долгое время об актерской карьере даже не помышлял. Но, вероятно, и здесь сыграла роль та самая генетика, которую тогда "клеймили" сами знаете, как.
Дело в том что дед Солоницына по материнской линии был актером, дружил со знаменитым Борисом Андреевым и снимался в фильме " Мы из Кронштадта". Еще более дальний предок Анатолия - живший в XVIII веке Захар Солоницын - был иконописцем, что тоже в дальнейшем, вероятно, сказалось на нашем герое. Но об этом - немного позже...
Сами же родители мальчика ( в семье также подрастал его младший брат Алексей - ныне писатель и кинодраматург), что называется, отношения к актерской профессии не имели - будучи "нормальными людьми" они считали ее чем-то бедным и несерьезным.
После окончания войны семья Солоницыных переехала в Саратов, где Анатолий тоже поначалу "был как все"" (по крайней мере, внешне) - учился в школе, затем - в строительном техникуме, ходил в кино, играл во дворе в футбол и т.д. Пока его отец (работавший, как и до войны, собственным корреспондентом одной из местных газет) не получил назначение в г. Фрунзе (теперь г. Бишкек столицу тогда советской Киргизии). Именно там, продолжая образование в старших классах школы, Солоницын "заболел" театром - стал лидером в драмкружке, массу раз выступал на концертах местного масштаба, и летом 1955 года поехал в Москву - поступать в ГИТИС (разумеется, на актерский факультет).
Он пытался поступить туда три года подряд - что ж, такие вещи на подобных экзаменах были, есть и будут всегда. Летом 1957 года, вновь потерпев поражение, по совету младшего брата, Анатолий уезжает в Свердловск и поступает в студию при местном драматическом театре.
Летом 1960 года, по ее окончании, молодой актер был зачислен в труппу вышеупомянутого коллектива и пять лет, честно, как говорят в театре, "волок репертуар", играя, в основном, эпизоды.
В 1965 году он встретился с работавшим тогда на Свердловском телевидении Глебом Панфиловым и - сыграл у этого режиссера в картине "Дело Курта Клаузевица" свою первую главную роль. А потом актер прочитал в журнале сценарий фильма "Андрей Рублев", написанный Андреем Тарковским и принял решение ...
"ЕСЛИ БЫ Я МОГ!.."
Он в жизни смог сделать многое - и это также верно как то,что был способен еще на большее. И опять мы натыкаемся на извечное: " Если бы не..."
А тогда, по прочтении сценария, актер приехал в Москву, пришел на "Мосфильм", в группу А.Тарковского и предложил попробовать себя на главную роль. После того, как кинопробы состоялись, единственным человеком из группы (добавим сюда руководство киностудии), кто безоговорочно стоял "за Солоницына" был режиссер фильма. Слава Богу, Что все закончилось удачно и Анатолий Алексеевич сыграл - да нет, не сыграл, а прожил - роль великого русского иконописца.
В это время он ушел из театра ("Разве можно, играя такую роль, играть что-то еще!"). Такой шаг был довольно рискованным - в 1966 году он снова снялся у Г. Панфилова в картине "В огне брода нет", после чего несколько лет серьезных приглашений не получал. Все усугублялось прокатной судьбой "Рублева" (премьера фильма в Москве была в феврале 1969 года, а на экраны страны он вышел еще через два года и был сильно "подрезан" ) - "в родном Отечестве" она была отнюдь не самой счастливой.
В тот год Солоницын женился и, спустя известный срок, стал отцом - в семье родилась дочь Лариса. Надо сказать,что он, в отношении семьи всегда был бесконечно преданным мужем и отцом.
Тогда же актер ненадолго вернулся на сцену - в Новосибирском театре "Красный факел" он играл пушкинского Бориса Годунова.
Следующим фильмом Солоницына стала "Проверка на дорогах" - работа тогда молодого режиссера "Ленфильма" Алексея Германа. Актер сыграл в нем одну из лучших своих ролей - майора-особиста Петушкова, холодного негодяя "с Лениным в башке и наганом в руке". А потом такие же - только куда более высокопоставленные - негодяи образца 1969 года положили картину "на полку" на 17 лет...
Нельзя не упомянуть о его ролях у : С. Герасимова (фильм "Любить человека"), Н.Михалкова ("Свой среди чужих, чужой среди свои",) Л.Шепитько ("Восхождение") и конечно работы в "Солярисе" и "Сталкере" - новых картинах Андрея Тарковского.
Последний даже как-то говорил:
- Толя если бы я мог - ты снимался бы только у меня...
Нужно сказать и о поставленном в 1976 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола шекспировсклом " Гамлете" с Солоницыным в главной роли. Актер показал своего великого героя тонким философом, по-настоящему умеющим любить и приходящим в ужас от того, как он вынужден поступать. К сожалению, этот спектакль прожил очень недолго - у главного режиссера этого театра Марка Захарова была на него своя точка зрения.
В 1978 году Солоницын сыграл главную роль в фильме "26 дней из жизни Достоевского". Его исполнение было отмечено призами за лучшую мужскую роль на двух международных кинофестивалях - в Западном Берлине (1981) и Гуаякиле (1983). В 1982 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В том же году он сыграл журналиста Малинина в картине В. Абдрашитова "Остановился поезд". Если очень коротко, то позиция героя Солоницына очень проста - выше всякой принципиальности и производственной необходимости должна стоять жизнь конкретного человека. Господи, до чего же точно...
В главной роли своего нового фильма "Ностальгия" Тарковский хотел видеть именно его - но к тому времени актер был тяжело болен и прекрасно знал об этом...
Он к тому времени наконец получил собственную квартиру. Рядом были любящие жена и дочь. Без работы, мягко говоря, Солоницын не сидел. И тут - словно удар грома - известие о том, что у него в легких обнаружена злокачественная опухоль...
Анатолий Алексеевич был, по единодушному мнению родных и друзей, человеком очень мужественным и редким профессионалом. Он, действительно, носил внутри себя страшную болезнь до последнего дня - 11 июля 1982 года...
Говорят, что тогда был удивительно погожий, солнечный день. Бог призвал к себе еще одного талантливого человека - на небесах, как известно, такие тоже нужны. А чтобы ему было легче идти - дорога-то, ведь, далекая - Господь решил осветить ее ...