Слава Богу, на этом свете люди стреляют не только из разнокалиберного оружия. О любом, сильно впечатлившем нас произведении искусства (современного, прежде всего), мы иногда говорим: "Вот это выстрел!"
Безусловно, это относится и к некоторым песням. Таким, если коротко, в которых есть добрая и сильная Энергия. Прослушав их, что называется, хочется жить....
Таковы, например, песни питерского рок-музыканта и поэта Юрия Шевчука.
ТАЕЖНЫЙ САМОРОДОК
Нынешний рок-бард всея Руси появился на свет в местах, где, казалось бы, ни о каком творчестве речи быть не может - поселке Ягодное Магаданской области, в семье военнослужащего, 16 мая 1957 года. Уже будучи школьником, Юрий с родителями переехал в г. Уфу (ныне - столица республики Башкортостан, входящей в состав России), куда перевели его отца.
В старших классах школы молодой человек параллельно начал заниматься музыкой и быстро научился играть на баяне. Закончив 10-й класс, поступил он, впрочем, на художественно-графическое отделение местного педагогического института. По окончании оного, Юрий честно, "как молодой специалист", три года "сеял разумное, доброе, вечное" в сельских школах. Казалось бы ничего необычного.
Но вскоре молодой человек (ему было немногим больше 20-ти) выступил на городском конкурсе авторской песни и, по единодушному мнению аудитории, заслуженно победил. Недолго поиграв в группе "Вольный ветер", наш герой, вместе с четырьмя приятелями, основал в 1980 году теперь уже прекрасно известный очень многим людям в России и далеко за ее пределами коллектив "ДДТ". Название это пошло, во-первых, от Дома детского творчества - первой репетиционной базы группы и, во-вторых, так называлось сильнодействующее средство от всяческих садово-огородных паразитов.
Две первые кустарно сделанные записи новой команды легли в основу дебютного альбома "Свинья на радуге" (1982), который очень быстро разошелся по республике и далеко за ее пределами. В том же году музыканты выступили на набиравшем тогда обороты общесоюзном (теперь общероссийском) конкурсе "Золотой граммофон". Вскоре появился еще один альбом под названием "Компромисс". На группу (прежде всего, ее яркого, талантливого лидера) обратили еще большее внимание. Поверьте, обращать внимание было на что.
Сам Шевчук об этом позже вспоминал очень просто: "Ну, сначала написалась песня "Дождь", потом возникла песня "Не стреляй" - и пошло..." И не могло не пойти, добавлю от себя - учитывая стоявшую тогда середину 80-х годов вместе с войной в Афганистане, сильным стремлением к свободе (духовной, по крайней мере) и вечной российской надеждой на "что-то светлое" впереди.
Через год был записан альбом "Периферия". После чего местные партийные "князьки" стали различными способами "перекрывать кислород"" для дальнейшей деятельности музыкантов. И Шевчук уехал из Уфы - чтобы раздвинуть новые горизонты...
"МСЬЕ ЛЕНИНГРАД, Я ВЛЮБИЛСЯ БЕЗ ПАМЯТИ..."
О том, чем была для, тогда еще советской, России вторая половина 80-х годов ушедшего века еще скажут не раз и не два. В том числе и потому, что тогда жила - именно жила, а не существовала - славная организация по имени "Ленинградский рок-клуб"." Как говорится, "для тех кто понимает;" это была не просто организация, - это был целый мир...
Вот там-то группа "ДДТ"(уже в новом составе, но, естественно, с прежним лидером) и дала первый свой концерт в январе 1987 года. Сказать "с огромным успехом", право же, будет мало. И уже весной этого года музыканты стали участниками тогда проводившегося ежегодно рок-клубовского фестиваля.
В следующем году их творчество приобрело еще больший размах - помимо участия в вышеупомянутом фестивале, группа проехала с концертами по стране от Балтийского моря до Тихого океана и записала альбом "Я получил эту роль" .
Как говорит одна моя мудрая знакомая, для любого мужчины имеет огромное значение то, какая женщина рядом с ним. Тем более, если мужчина работает в искусстве, а его Муза имеет не какие-то придуманные, но вполне конкретные черты.
Итак, она звалась Эльмира. Была красива, тонка и ранима. Она впервые посетила своего поющего поэта еще в Уфе, чтобы не отходить от него "в здоровье и болезни, богатстве и бедности, горе и радости". Чтобы родить замечательного сына Петра. Чтобы утверждать себя как актриса и, вместе со своим поэтом, бесконечно любоваться "невской першпективой" - вот только недолго... Потому что осенью 1992 года она, после мучительной болезни, покинула этот мир...
Но не его - ибо у человека, слава тебе, Господи, есть сердце и память. А у нашего героя есть, кроме того, пронзительная нежная лирика, от которой становится светлее - это надо слышать...
С начала 90-х годов группа, сократив число концертов, стала больше времени уделять студийной работе над новыми альбомами ("Черный пес Петербург", "Это все...", ""Пластун", "Любовь", "Мир номер ноль", "Метель августа" ).
Надо сказать и о том, что песни Шевчука множество раз звучали в кино (фильмы ""Русский транзит", "Публикация", "Кто, если не мы?"), а он сам в 1991-м году сыграл главную роль в картине "Духов день ".
Музыканты "ДДТ" снялись также в документальных фильмах "Я получил эту роль" (1983), "Рок" (1987), ""Игра с неизвестным" (1988) и "Лимита" (1989).
А зимой 1994-1995 гг. Юрий, по его совам, "взял гитару, видеокамеру - и рванул в Чечню...". Те кадры, что он привез оттуда - это, если коротко, "не как по телевизору, а как на самом деле". Ну и песни, разумеется, такие же - фальшивить (творчески или человечески) наш герой не приучен.
Впервые группа "ДДТ" выступила на Дворцовой площади Санкт-Петербурга 27 мая (ежегодно отмечаемый День города) 1995 года. Летом того же года музыканты участвовали в берлинском рок-фестивале, а осенью были награждены престижной российской музыкальной премией "Овация", как лучшая рок-группа, а Юрий Шевчук - как лучший рок-солист года.
Всякого рода награды - это, как вы понимаете, очень хорошо. Наш герой и его команда никогда за ними не гнались но, все-таки, пусть бы их было побольше - они заслужили.
Группа "ДДТ" также несколько раз гастролировала за рубежами Отечества - по Франции, Англии, Соединенным Штатам. И везде, по словам Шевчука, встречаясь с русскими эмигрантами, он убеждал их возвращаться назад, чтобы в России мучиться, падать, взлетать, думать, до головокружения любить - одним словом, дышать полной грудью. Субъективно, как все в этой жизни, - но это его точка зрения.
Ибо он, конечно же, русский питерский певец, с удивительно детскими глазами (хотя, человек отнюдь не робкого десятка) и душой одинокого, неисправимого лирика из белой ночи.
Именно в Питере (мало того во внутреннем дворе Эрмитажа) 27 июля этого года прошел концерт Юрия Шевчука и более, чем достойной компании музыкантов, включавшей на этот раз, помимо группы, небольшой симфонический оркестр вышеназванного дворца. Неожиданно? Тем не менее, все было на высшем уровне - голос, потрясающие стихи и музыка, зрительское хоровое подпевание и огромное количество зажженных свечей, мерцающих в темноте ночи...
Я не музыкант, но, ей-Богу, понимаю, что когда ты видишь со сцены эти огоньки - ничего не жаль, все правильно и у тебя еще все впереди...