Михайлова Лариса Григорьевна : другие произведения.

Сказ про жизнь нот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Лариса Михайлова.
   Сказ про жизнь нот.
  
   Живут - поживают, в воздухе витают семь нот, держатся семьёй, октавой. Первая из семи октав - в середине клавиатуры рояля, считает себя самой важной. От неё, как от загадочного камня, расходятся две дорожки: направо пойдёшь - высокий звук найдёшь, налево пойдёшь - низкий найдёшь. В каждой октаве семь белых клавиш, в них, как в домиках, прячутся нотки, у каждой - свой звук, но ещё не мелодия. Дойти до неё - надо много тайн вызнать, препятствий преодолеть, а главное МУЗЫКУ любить - всё как в любой сказке.
   Подчиняются ноты двум ключам, но не тем, что двери открывают, а тем, что в мир музыки впускают. Один - Его Высочество Скрипичный ключ, выглядит нарядно: весь в завитушках, петельках, голосок звонкий, весёлый! С ним наслушаешься соловьиных трелей, весенней капели! Другой - Его Величество Басовый ключ, угрюмый, голова опущена, сутулится, у его нот низкий голос, он таит в себе гром небесный, рык тигриный. Изобразить медведя? - пожалуйста.
   Ноты, как люди, имеют имя, документы, прописку. Имен всего семь: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Прописаны они в нотных тетрадях и гнездятся на пятилинейном стане. В каждой октаве свои законы: скажем, нота Первой октавы попала на вторую линейку - будет зваться "СОЛЬ", втиснется между второй и третьей линеечек - нотой "ЛЯ". А "До" захотела обособиться и заняла нижнюю добавочную линию. Глядя на неё, многие нотки других октав выхлопотали себе перекладинки над и под нотным станом, чтобы звучать по-иному. И действительно: нот семь, а звуков больше, тембр (окрас) одноимённых нот разных октав отличается.
   А нотки так и ищут способ принарядиться, пококетничать, друг друга перещеголять. Поэтому, они охотно поддаются власти Кудесников - ДИЕЗА и БЕМОЛЯ, которые словно дизайнеры и стилисты чудесным образом преображают звук. Подскажут музыканту знаками перейти с белой клавиши на чёрную - звук на полтона и повысится! Желание ноток перевоплощаться сдерживает другой Кудесник - БЕКАР. Его магической силы хватает, чтобы отменить команду и ДИЕЗА, и БЕМОЛЯ.
   Суть да дело, чудеса да магия - звуков уже стало 88, по числу белых и чёрных клавиш. Их сочетание и переплетение, соединение тонов в аккорды рождает мелодию. Не обойтись и без доброй феи по имени ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Она каждой нотке отмеряет время. Пока длится звук, счёт до четырёх даёт целую ноту, до двух - половинную, ещё меньше - восьмая блеснёт, а чуть задень клавишу - мелькнёт шестнадцатая. Все эти секреты знает самый главный Волшебник - КОМПОЗИТОР, по его воле и возникает сказка из звуков.
   При исполнении музыкальных произведений звуки, ставшие мелодией, появляются и пропадают, успев возвести воздушный замок и рассказать о природе, временах года, чувствах, победах и поражениях. Силу воздействия музыки передаёт миф о певце Орфее: где не спасали стрела и меч, его пение под кифару творило чудеса: утихал ветер, замирало море, смиренно покорялись звери, рушилось коварство сирен.
   Прозвучав, мелодия тает, но не исчезает бесследно. Она остаётся в душе слушателя, вызывая ощущение радости. Сама музыка призывает не только воспринимать её, но исполнять и творить. И это возможно - ведь сказка и быль всегда рядом.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"