|
|
||
"Контрольный" в голову. |
В этой статье я постараюсь провести краткий анализ того, что получилось на деле от попытки внедрить на российской почве такую западноевропейскую штуку как контркультура (КК). Для начала - определение КК. КК - это общественное движение зародившееся в Западной Европе и имеющее своей целью противостояние т.н. "обществу потребления". То есть, КК является противоположностью культуры рыночной, культуры рекламной, культуры намертво завязанной на деньги и на рынок. Контркультура - протестное явление. Такая некоммерческая, альтернативная культура.
Контркультуру породило гражданское общество стран Запада, когда влияние рыночной и завязанной на деньги медиаиндустрии стало определять поведение людей Запада, разрушать личности людей, а через это и их уклад жизни. И для того, чтобы этот уклад уберечь гражданское общество и породило такое явление в идейной сфере как контркультура. КК содавалась с целью защитить идейную сторону жизни людей (а через это и сам образ жизни) от разрушительного влияния "идеологии" "общества потребления".
Что такое гражданское общество в странах Запада - читать тут.
Понятно, что КК изобретённая на Западе и для людей Запада прекрасно прижилась там и дала очевидные результаты - в частности в литературе. И вот, глядя на эти результаты, часть мыслящей общественности в России решила заимствовать идею КК и высадить её на российской почве. Зачем эти люди стали это делать - не совсем понятно. По всей видимости, они, как это всегда и бывало до этого, просто увлеклись модной идеей не задумываясь о том пригодна ли она к местной почве или нет. К слову сказать, с марксизмом в своё время получилось точно также: ухватили идею и давай с ней играть. Результаты этоих игр стали воистину грандиозными (см. История России и СССР в XX веке). Итак, увлеклись идеей и принялись её с энтузиазмом внедрять. В деле внедрения модной идеи как нельзя кстати оказались новейшие технические достижения в области коммуникаций (см. Интернет). Интернет позволил напрямую связать распространителей идей и тех, среди кого предполагалось их распространять. Причём интернет, благодаря своему устройству, позволил свести "время отклика" на поданный "сигнал" к минимуму (см. Интерактивность). То есть интернет позволил общаться практически в реальном времени. Интернет чрезвычайно ускорил процесс обмена идеями по сравнению с распространением идей на бумажном носителе (см. Газеты, журналы, книги). Очень высокая скорость обмена идеями привела к тому, что развитие "идейной" составляющей КК пошло семимильными шагами. Я взял в кавычки слово "идейной" потому, что никто - подчёркиваю, НИКТО - из т.н. "столпов" контркультуры на поверку не знал, что это за штука такая "контркультура" и зачем она нужна людям в России. Ибо если бы они действительно знали и понимали, что это такое - они смогли бы внятно разъяснить это своим последователям. Таким образом, очень скоро идейная составляющая КК оказалась в кризисе. Кризис выразился в том, что "идеи" КК выветрилась из умов последователей бредущих во мраке за "светочами" КК. Однако это произошло не сразу. А сперва был порыв энтузиазма горсточки увлёчённых идеей КК людей. И на волне этого порыва и увлечения они решили продвигать КК что называется "в массы". Разумеется никто из энтузиастов понятия не имел, к чему это приведёт и во что выльется. Но глаза - горели, руки - чесались, и дело пошло. Продвигать КК в массы было решено посредством интернет-сайтов. На интерент-сайтах стали размещаться тексты написанные как "светочами" КК (с целью идейного воспитания последователей), так и тексты за авторством новых последователей КК и её новых приверженцев. Таким образом, постепенно складывалась система привлечение новых "рекрутов" под "знамёна" КК через написание текстов. Это позволило явлению под названием "КК" существовать во времени и даже в какой-то мере развиваться. Однако люди - они всегда люди. И делают они вовсе не то, к чему их призывают (на словах или личным примером), а делают они то, что им самим нужно и то, на что хватает их разумения. Т.е. каждый вновь прибывший в ряды последователей КК приносил с собой что-то своё и после знакомства с текстами "классиков" КК он составлял СВОЁ понимание того, что есть КК. Таким образом, очень скоро идея КК окзалась полностью размытой и забытой теми, кто вообще-то в идеале и на словах являлся адептом КК. И вышло так, что "контркультура" - стала словесной скорлупой под которой не было никакого действительного (всамделешнего) содержания.
* * *
Почему случилось так, что КК не встретила понимания и осознанной поддержки "в массах" по существу, на деле? Да потому, что КК была просто непонятна и не нужна подавляющему большинству тех, кто обратился в КК-"веру". Тем более она была непонятна тем, кто только знакомился с ней и пытался найти в ней своё место (вот хотя бы в качестве автора интрнет-текстов). И неудивительно, что в скором времени это подавляющее (и растущее со временем) большинство перестало слушаться "светочей" КК и занялось тем, что ему было нужно, интересно и к чему оно (большинство) имело склонность. Тем, кому хотелось общения - общались (под "соусом" КК конечно). Тем, кто хотел громогласно заявить о себе - заявляли путём написания будоражащих "общественность" текстов. Те, кто имел склонность к литературному творчеству - писали художественные тексты.
Очень показателен пример сайта litprom.ru. Постоянный контингент посетителей этого сайта к моменту его пятилетия распался на две части: тех кто пришёл сюда пообщаться и провести время; и, собственно, тех, кто пишет тексты. В свою очередь, каждая из этих групп людей распалась на подгруппы по интересам и симпатиям. Вот так наступила эпоха "социальной раздроблеености" на litprom.ru ... Причины наступления этой эпохи указаны выше. И главная из них состоит в том, что КК фактически (на деле) оказалась неадекватной российской почве и потому не прижилась на ней. Таким образом, внешне единое движение начало дробиться на более мелки группы и группки. И наиболее крупной и дееспособной из них стала группа авторов пишущих тексты - т.е. занимающихся некой созидательной деятельностью в идейной сфере. Именно внутри этой группы и стал главным образом происходить процесс развития идейной сферы сайтов (udaff.com и litprom.ru) - больше ей тут никто не занимается. Вот так и вышло, что литература и творчество смогло пережить время и "модные" идеи. И именно они-то и стали реальным (действительным) результатом от попытки внедрить на местной почве модную заграничную идею.
* * *
Итак, к чему же пританцевала КК к 2007 году? Можно с уверенностью констатитровать, что КК-идей на litprom.ru больше нет. В архиве, конечно, есть тексты выдержанные в "духе" КК, но во вновь публикуемых текстах нет и следа КК. Вот так.
Поход "в народ" под знаменем КК окончился разрыванием этого знамени на портянки. Выразилось это в том, что контркультура была понята обычными, рядовыми, участниками движения как безкультурье, вседозволенность, хамство, свинство и умственное убожество. Между прочим, именно на противопоставлении этим негативным явлениям на udaff.com и был создан litprom.ru. Про причины и процесс возникновения сайта litprom.ru можно прочитать у его владельца - Сергея Минаева.
Вот таков оказался неожиданный итог хождения КК "в народ": оказалась, что не нужна людям никакая КК, а нужна им возможность выразить себя через творчество. Нужна возможность заявить о себе. Возможность сказать о том, что является для них важным и нужным. Ибо таковы потребности наших людей в теперешнем обществе в настоящий момент и на "данном историческом этапе". Именно литературные опыты всего свойственнее и ближе нашим людям. И поэтому, они будут делать то, что им свойственно и близко - т.е. упражняться в литературе, а не топать в КК-колонне неведомо куда и непонятно зачем. 26.09.2007 ! . !! . !!! :( 16.11.2008
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"