Mihalich: другие произведения.

Владимир Сорокин "Тридцатая любовь Марины" или Литературный Экстремист с Кувалдой Художественного Образа в руках

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
  • Аннотация:
    ВНИМАНИЕ! В конце текста содержится нецензурная картинка.


В нонешней т.н. "художественной литературе", ориентироваться крайне непросто. Так же непросто, как искать посреди загаженного колхозного скотного двора родник с ключевой водой... А может быть даже и сложнее.
Вот поэтому вместо того, чтобы иттить "в поля" (см. Книжные лавки) и самолично рыться в бумажных помоях, на которых т.н. "бизнесмены" от книготорговли пытаются нажить денег (бу-га-га три раза), я практикую иной подход. Книжки для прочтения я предпочитаю подбирать путём слушания того, что про них говорят более или менее знакомые мне люди (т.е. те, чьё мнение для меня что-то да значит). И вот прочтя такую вот дискуссию:

. . .




tarantula 17-11-2008 13:06

ПРочитайте, кто не читал, Сорокина "Тридцатая любовь Марины". Там по-настоящему гениально сделана реминисценция тех времен, заката Союза. Талантливейшая книжка.


. . .




tarantula 17-11-2008 13:15

НОрма - это чисто постмодернисткий гэг, концептуализм такой литературный. А вот Марина.. Последние страницы просто невероятны, такие ценностные перевертыши, цинично убеждает читателя в совершенно противоположных вещах, все из стеба и он неуловим. А последние страницы.. где он через натурализм идет через соц реализм к зомби-идиотизму.. я такого мастерства просто не видел в литературе


. . .




Вовасик 17-11-2008 13:18

tarantula
Ты серьезно прочитал все последние страницы???Там ежели неошыбаюсь набор несвязанных реплик страниц на сорок-пятьдесят.


. . .




tarantula 17-11-2008 13:24

Вовасик. Ну нет, конечно. Там тенденция обозначена - деградация языка и мира, который он отображает. Это его обычный прием. Но как она превращается из аутичного индивидуалиста в соц. робота - это же круто.

И мир, мир становится из отчаянно экзистенциального миром из фильмов сороковых-пятидесятых.


. . .




tarantula 17-11-2008 13:26

а потом он просто передовицы из газет накопировал, ссукин сын


. . .




Вовасик 17-11-2008 13:29

...Глубоко копает(с)

Вот низаштоб неподумал что в этом маниакально-шизоидном бреду можно различить столь знаковые тенденции.Тарантула разрушыл напрочь.


. . .


решил таки зачесть упомянутую книжку. Залез на Альдебаран, скачал .rtf с текстом,

 []

открыл в ворде и принялся читать с экрана ноутбука. Читал вечером - уже будучи сильно утомлённым целым днём сидения в интернете: но делать нечего - любопытство было неумолимо.
Внимательно прочитал только первые страниц 50 (в файле их 151).
Вообще текст читается легко - чувствуется рука мастера. Кроме того, написан до того красочно и живо, что не охота отрываться... Однако... очень скоро стало ясно, что сюжет катится по нисходящей, а начиналось всё, не побоюсь этого слова, ох как аристократично. Но как только тенденция к разложению личности главной героини (ГГ) стала очевидной - принялся безудержно скролить, читая по паре-тройке строк на странице. Доскролив до 80-й страницы - приостановился: ибо осталось ещё столько же, но накал паскудства, скотства и прочей чернухи прямо указывал на то, что жить ГГ осталось считанные страницы. За сим и улёгся спать.
На следующий день, как следует выспавшись, вновь стал терзаться любопытством: блин!, писать уже практически не о чем, а страниц осталось - вагон. Делать нечего - принялся скролить дальше. Ибо как же так? Написано здоровски, но сперва
  • про уродов (родители ГГ), потом
  • про скотов (первый лесбийский опыт), потом
  • про мудаков (т.н. "диссиденты"), потом
  • про воровство масла в магазине (ЧеловекТМ вступил в Бой с СистемойТМ и Кровавый ТоталитаризмТМ был повержен в прах! - не могу: плакаю с такого, ы-ы-ы), потом последовала целая
  • серия рассказов про лесбийские похождения ГГ.

Одним словом, на фоне всего этого человеческого зоопарка стали решительно не ясны мотивы автора: для чего неглупый и небесталанный литератор устроил тут экскурсию по кунцкамере человеческой гнусности? Но не смотря на все сомнения - продолжил скролить дальше.
Долго ли, коротко ли, но доскролил до места, где ГГ встретила новоиспечённого секретаря парткома Сергея Николаевича. Внимательно прочёл его разговор с Мариной. Удивился ещё больше такому развитию сюжета и принялся азартно скролить дальше. А дальше события в книге приняли и вовсе неожиданный (для меня) оборот: Марина решительно порвала со своей прежней жизнью и пошла работать пролетарием на завод, в ДК которого до этого преподавала музыку.
Скажу откровенно: такое развитие событий немало подивило. Подивило главным образом тем, что никто не умер, не сошёл с ума и не поехал в "места не столь отдалённые". Начало складываться впечатление, что автор просто издевается над читателем, подсовывая ему чепуху и какой-то "фруктовый кефир" ТМ. Это всё оттого, что автор этих строк взрос на литературе века XIX - с описанием диких страстей и жестоких событий (вот взять хотя бы "Преступление и наказание" Фёдора нашего Достоевского). А тут вдруг - такое! Никаких событий и поступков, а только дрейф в никуда трусливой, глупой и бесплодно мечтательной ГГ. Т.е. книжка про катящегося по нисходящей идиота женского пола. И это я говорю с учётом "тяжёлого детства" и прочих "не зависящих от" (ГГ) факторов. Такая примерно картина получается. При этом генеральная задумка автора и мотивы его при написании книги по-прежнему оставались неясными. Подозрение, что автор просто цинично издевается над читателем подсовывая ему псевдолитературную малохольную и маловразумительную туфту - только крепло.

* * *


Пребывая в сомнениях начал механически читать то, что не прочёл в начале - аннотацию к книге с кратким рассказом про самого автора:

Сорокин Владимир Георгиевич родился в 1955 году в Подмосковье. Окончил МИНХ и ГП им. Губкина. Занимался книжной графикой, живописью, концептуальным искусством. Участник многих выставок. Прозу пишет с 1978 года. Первая публикация: роман "Очередь", Париж, издательство "Синтаксис", 1985. Написал романы "Очередь", "Норма", "Тридцатая любовь Марины", "Роман" "Сердца четырех", "Голубое сало", а так же сборники рассказов, пьес и три киносценария. Книги Сорокина переведены на 10 языков.

Стало ясно, что автор - самый настоящий советский интеллигент (тему которых исчерпывающе раскрыл Дмитрий Goblin Пучков). И тут ситуация с мотивами автора мал-помалу начала проясняться. Ведь по сути - книжка она про жизнь советского интеллигента среди других советских интеллигентов. Оно и неудивительно: любой автор пишет "про себя" и про то, что вокруг него. Так и тут.
Ситуация стала проясняться ещё больше.
Раз такова обстановка и среда вокруг автора, значит он ставил перед собой задачу как-то воздействовать на своё окружение посредствам ВОТ ТАКОЙ книжки (про кого книжка написана - тем она и адресована). И тут ситуация прояснилась окончательно.
Коль скоро автор обернул события в книжке так, что ГГ из катящегося по наклонной советского интеллигента "перековалась" (словечко из сталинских времён) в пролетарочку, то, стало быть, он решил, таким образом (при помощи силы художественного образа), указать дегенерирующим советским интеллигентам (которых автор ежедневно наблюдал вокруг себя) путь к спасению личности и самой жизни. К спасению в ЗАНЯТИИ. К спасению в ДЕЛЕ. К спасению в ТРУДЕ. Вот чего по-существу хотел автор. Вот ради чего он устроил эту экскурсию по зоопарку человеческой гнусности и скотства. Ай да автор! :)

* * *


В оконцовке настоящей заметки хотелось бы сделать несколько важных замечаний.
Самое важное замечание состоит в том, что роман "Тридцатая любовь Марины" - есть классика советской (именно СОВЕТСКОЙ, СССРовской) художественной (именно ХУДОЖЕСТВЕННОЙ) литературы. Вот так.
Несмотря на весь литературно-художественный радикализм, которым автор блеснул при создании романа (см. Сцены многоразличных совокуплений), произведение по-существу получилось значительно гуманнее, чем любая из крупных вещей русской классики XIX века (см. Отсутствие в произведении убийств, явных самоубийств, посадок в тюрьму и прочих уголовных атрибутов). Но вместе с тем, налицо преемственность с литературными традициями века XIX: преемственность скорее по духу произведения, а не по форме. Сорокин ставит перед собой ту же самую задачу, что авторы века позапрошлого: нахождение выхода из тупика социального бытия для отдельно взятого человека на личном (индивидуальном) уровне. С той разницей, что в XIX веке тупик бытия приводил к кровопролитию (а выход из тупика осуществлялся, соответственно, через заезд на каторгу, например); то теперь тупик бытия выразился в отчуждении, затяжной депрессии, алкоголизме и в беспорядочных связях ГГ (т.е. неуклонной деградации личности). Выход же из него состоит в изменении образа жизни, социальной траектории (жизненного сценария) и прихода к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - и никакого тебе кровопролития и прочих насильственных действий!

- А что же нужно?
- Дело. Настоящее, каждодневное. Без дураков. Так что, Марина Ивановна, ты кончай ваньку валять. Лейкой против грозы не маши. Народ ошибаться не может, на то он и народ. Хрущев ошибаться может, Сталин может, а народ - не может. Ты вот мне сегодня все нутро свое наизнанку вывернула, словно школьница какая. А почему? Да потому что в тупик зашла со всеми глупостями своими. Баб любить! С диссидентами общаться! Масло воровать, ради острого ощущения! Ну что за пое#ень, извини за выражение?! Ты отдельно живешь от народа, понимаешь? Отсюда и завихрения все. Надо вместе с народом, вместе. Тогда и тебе легче станет и народу хорошо. Свой народ любить надо, Марина. Любить! Это же как дважды два! Американец свой народ любит, англичанин - любит, а ты что - хуже их? Что такое диссидентство ваше? Чушь собачья. Нигде такого еще не было, чтоб жить в своей стране и своих ненавидеть. И на запад смотреть, рот раскрымши. Это ведь ненормально, не по человечески, пойми. И правильно, что их в психушки пихают, психи они и есть! Дело надо делать. Ежедневное, ежечасное дело. Тогда будет и удовлетворение и польза. Знаешь как я доволен? Как никто. Я на работу как на праздник иду. Радуюсь. И усталости нет никакой, и раздражения. И запоев. А сколько радостей вокруг! Ты оглянись только, глаза разуй: страна огромная, езжай куда хочешь - на север, на юг, в любой город. Какие леса, горы! А новостройки какие! Дух захватывает! Профсоюзная путевка - сорок рублей! Ну где еще такое бывает? Все бесплатно, я это уже говорил. Пионерские лагеря для детей, хлеб самый дешевый в мире. безработных нет, расизма нет. "Только для белых" у нас на скамейках не пишут. А там, на западе, ты как винтик вертеться должен, дрожать, как бы не выгнали. Преступность вон какая там - не выйдешь вечером...

Мало того. Автор, невзирая на то что и сам он является типичным советским интеллигентом, весьма хорошо осведомлён о том, что же представляет собой советское общество (общество реального коммунизма) изнутри, по-существу, по отношению к своим обитателям. Знание о его особенностях и достоинствах автор вложил в уста секретаря парткома Сергея Николаевича:

- Понимаешь, то что у нас сейчас - это, я бы сказал, только начальная фаза социализма. Мы только только стали советскими. Не русскими, а советскими. Конечно, нам трудно очень - у буржуев таких войн и всяких разных перетрясок не было. У них механизм веками отлаживался. А наш лишь недавно построен. Да и построен как - на ходу, в голод, в разруху. Войны все время. Но сейчас мы уже сила. Они нас боятся. Чувствуют, как собака волка. Потому и брешут. Мы - новые люди, понимаешь? Новые. И земля должна нам принадлежать - молодым. А главное - нас уже много, почти полмира. Мы, как семья одна. У нас первое в истории общество, где все равны. Все бесплатно - детсад, школа, институт. Больницы, опять же. У них работать надо до пота, а у нас - по мере сил. Только на работу не опаздывай, а там - работай не торопясь, как можешь. Вот и всё. Квартиры, опять же, даром. Всё для человека. Продуктов не хватает - это временно, из за дураков разных. Но дураки не помеха, помеха - это такие вот, как этот Рубин...
- Рабин, - поправила Марина, затягиваясь.
- Ну Рабин, один хрен. Он не наш, понимаешь? Он - их. Того мира. Так и пусть катится к ним. Или в лагерь. Он не понимает ни хрена, а лезет учить! Он ничего не понимает. И не поймет. Потому что любить наш народ не научился и все время с запада смотрел. Дескать - очереди за колбасой, пиво плохое, квартиры маленькие - значит здесь плохо! Вот так они рассуждают.
...
- Не в колбасе сейчас дело, не в пиве...
Марина пожала плечами:
- Но ведь благосостояние тоже играет роль...
Он устало покачал головой:
- Ты тоже пока не понимаешь. Эта зараза тебе глаза надолго залепила... Как бы объяснить то... Ну вот если ты живешь со своей семьей, с родными своими в новом доме. Он еще только только построен, еще смола на бревнах не засохла, еще лесом от него пахнет. Значит, только только вы отстроились, мебелишка у вас - стол да табуретка, посуда - кружка да котелок. Но семья большая, дружная, и отец вам говорит: потерпите, мол, немного, вот поработаем несколько лет и будем в достатке жить. А рядом с вашим домом - другой. Старый, основательный, добра там невпроворот. И живут там старик со старухой, детей у них нет. И вот, предположим, вышла ты однажды вечером, ну там по каким то делам на улицу, а эти старики тебе и говорят: живи с нами. Мы тебя удочерим, приданого дадим, оденем как надо, а главное - работать у нас не надо. Ты пойдешь к ним?
Марина улыбнулась:
- Нет конечно.
- А почему? - он устало поднял брови.
- Ну... потому что я своих люблю.
- Вот! - шлепнул он ладонью по ее коленке, - Вот и ответ тебе! Любишь своих! Вот как. На этом все и строится. На любви. Отсюда и терпение, и долг, и патриотизм. Если Россию любишь - плевать тебе на американские кондишены да пепси колы! А потом запомни: все что у них сейчас есть - у нас будет! Просто мы вооружаться вынуждены, чтоб не раздавили нас. Приходится. Но главное мы силу набираем. Вот это важно. А они свою - теряют. Теряют с каждым годом. И придет время - на колени перед нами опустятся. Только мы их жалеть не будем. Ни за что! Вот за очереди за эти, за временную убогую жизнь - всё взыщем сполна, не забудем!

Потому рассказы о том, что автор суть "борец с кровавым режимом"ТМ - вздор.
А отчего же тогда я обозначил автора как Литературного Экстремиста?
А оттого, что проживая в мирном и спокойном советском обществе, где насилие в жизни и быту было редкостью, автор не мог вплести его (насилие) в сюжет произведения ТАК, чтобы не погрешить против действительности. Вот поэтому львиную долю своей необузданной творческой энергии автор употребил на развитие и усиление творческих средств и методов. В результате чего по силе художественного воздействия на восприятие обычного читателя роман эквивалентен удару кувалдой прямо по мозгам (сверх откровенные сцены в романе - в т.ч.). Вот такой подход к построению художественного произведения исповедует автор.

Что ещё сказать?
Подход автора к созданию романа, безусловно, радикальный и я бы даже сказал - экстремистский (в духе Фёдора нашего Михайловича подход). Поскольку я и сам практикую как раз именно такой подход, то деятельность писателя Сорокина вызывает у меня глубокое уважение на личном/индивидуальном уровне. Но даже если подняться выше личного уровня - на уровень общечеловеческий - то и тут Сорокин даёт гари как мало кто умеет. Потому роман "Тридцатая любовь Марины" можно смело зачислять в классику советской художественной литературы.
Интересующимся советской литературой - рекомендую.

Ну и напоследок - картиночка:

 []

Картиночка отсюда.


Популярное на LitNet.com Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) А.Алиев "Проклятый абитуриент"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"