Аннотация: Восстание именитых мужей Израиля против Моисея и Аарона; Наказание землетрясением, огнём и поражением.
Глава тридцать пятая
В пустыне Аравийской свежий ветер
смёл утренний туман.
Под Кадесом1, единственный на свете,
открылся взору необъятный стан.
В просторах знойной мари бесконечной,
вдали от мира и чужих людей
работает над книгой Моисей.
Уносится то в глубь веков, то в вечность
он думою своей.
И Господу при скинии он служит.
И слушает Его:
о приношеньях, о левитской службе2
живое слово Бога для него.
А в стане нарастает недовольство:
в тревоге весь израильский народ,
от вести, что в пустыне он умрёт.
Растёт и произвол и самовольство:
"Теперь из года в год
костьми своими засевать пустыню
мы все обречены!
Святой земли нам не видать отныне.
За что? Зачем погибнуть мы должны"?
И вот левит Корей с тремя друзьями -
его друзья Дафнан и Авирон
с Авнаном покусились на закон:
"Святой не только ты - мы святы сами, -
сказал пророку он, -
Господь наш пребывает средь народа.
Не только с вами Он!
Израилю дарована свобода!
Чем лучше нас твой братец Аарон"?
Услышав это, отвечал Корею
седой и умудрённый Моисей:
"Решится всё у скинии дверей -
Господь рассудит кто из нас святее,
и кто Ему нужней.
Наутро вы кадильницы возьмёте.
Всех, что за вас стоят,
с кадильницами к скинии сведёте,
я знаю, всех вас двести пятьдесят.
Воскурим перед Господом куренья,
и тотчас же увидит весь народ,
кого Господь в святые изберёт!
Но, не дождутся те из вас прощенья,
кто к месту не придёт.
Неужто мало вам, что Сам Всевышний
Левитов отделил,
служить привёл в священное жилище,
вам скинию и службы поручил,
к себе приблизив Левия потомство3?
Но ломитесь вы в замкнутую дверь -
священства домогаетесь теперь!
Простит ли Бог такое вероломство?
Свой гнев, Корей, умерь!
Пусть общество твоё с тобою вместе,
как сказано, придёт,
у скинии собрания совместно
в кадильницах курения зажжёт".
И вот настало утро. День великий
над станом величаво засиял.
У скинии Корей своих собрал -
начальников разгневанные лики
в них Моисей узнал.
Однако не пришли на испытанье
Дафнан и Авирон.
Авнан отверг пророка пожеланье -
на встречу с Богом не явился он.
У скинии бурлит толпа людская.
Волненье, нетерпение и страх.
У всех Господне имя на устах.
А солнце самоцветы высекает
на утренних горах.
И вот Господня слава появилась
у скинии дверей.
И тишина на поле воцарилась.
Господь сказал пророку: "Моисей,
Вы с Аароном в сторону уйдите,
Я общество сие не потерплю
и в миг его до корня истреблю.
Я за гордыню должен поразить их"!
"О, Господи! Молю
не поражай всё общество, ведь грешен
один лишь человек! -
вскричал пророк, - Останусь безутешен
от гнева Твоего на целый век!
И пали перед Богом, умоляя
Его, и Моисей и Аарон:
"Народ ведь не нарушил Твой закон,
гордыни разъедающей не знает
и не приемлет он"!
И Бог сказал пророку Моисею:
"Тогда скажи своим:
народ сей не сгублю и пожалею,
но нет спасенья неуёмным, им,
кто на святое право поднял голос.
Пусть люди от жилищ их отойдут.
Завистники там смерть свою найдут,
а с остальных не упадёт и волос.
Ужасным будет суд"!
И отошли по слову Моисея
все люди от шатров
заносчивых сторонников Корея.
И объявил пророк, без лишних слов:
"Узнаете сейчас - я послан Богом
чтоб направлять народ в его пути,
чтоб вас по слову Господа вести.
Не произвольно выбрал я дорогу -
с неё мне не сойти.
И если здесь увидите вы чудо,
то знайте лишь одно:
наказаны ужасной смертью будут,
кто поступает подло и грешно".
И от шатров Корея, Авирона,
Дафнана и Авнана отошли,
как от злосчастной, проклятой земли.
И тотчас, нарастая неуклонно,
родившийся вдали,
взорвался жуткий гром над небом стана,
и вздрогнули пески,
и задрожали дрожью непрестанной,
и скот взревел от страха и тоски.
И вот земля под синими шатрами
разверзлась и в пучину унесла
Кореевых приспешников тела -
погибли все в ужасной этой драме,
всех в землю унесла
Господня воля, гнев Его безмерный.
И молвил Моисей:
"Так наказал Господь рукою верной
сиих, презревших Господа людей"!
И побежали все израильтяне,
что видели как грешников Господь
с лица земли убрал живую плоть,
и испугались Божьей кары сами:
"Как нам бы не пришлось
уйти под землю в этом страшном месте"!
Но гнев не укрощён -
И поразил Господь огнём всех вместе
мужей, кто был гордыней заражён.
И двести пятьдесят кадильниц медных
взорвались поедающим огнём,
и заживо, вопя, сгорели в нём
все двести пятьдесят мужей зловредных
пылающим костром.
Кадильницы их смертью освятились.
Разбитые в листы,
они покровом медным обратились
для жертвенника - памяти мосты:
чтоб впредь не смел никто из посторонних
пред Господом куренье приносить,
не из левитов Господу служить
и нарушать заветные законы,
в разладе с Богом жить.
А утром солнце вновь пустыню греет,
сияет небосвод.
И Аарона с братом Моисеем
винят, что уничтожили народ.
Всё общество к ним грозно подступило:
"Народ Господень умертвили вы,
не жить вам, не сносить вам головы,
терпеть такое нет нам больше силы.
Вам не бывать в живых"!
Но облако тут скинию покрыло
Господь провозгласил:
"Народ на Бога ропщет с новой силой,
он гибели позорной заслужил.
Я погублю его в одно мгновенье!
И только с Аароном Моисей
останутся по милости Моей
в живых в годину жуткого свершенья,
одни из сих людей"!
И пали перед Господом с мольбою.
И Моисей сказал:
"Спеши, мой брат, так решено судьбою,
чтоб ты народ злокозненный спасал.
И Аарон, по слову Моисея,
в кадильнице курение возжёг
и в общество людей в короткий срок
домчался, сострадая и жалея.
И обществу помог.4
Ведь там уже вершилось пораженье.
Меж мёртвых и живых
священник Аарон кадил куреньем,
и Божий гнев умерился и стих.
И отступила смерть, ушла из стана,
оставив горы трупов на песке.
А Моисей рыдал невдалеке
и славил имя Божье неустанно
в мучительной тоске.
Почти пятнадцать тысяч поражённых -
таков итог тех дней.
И сотни тысяч заново рождённых,
которых спас от смерти Моисей,
священника пославший с фимиамом,
чтоб тот его пред Богом воскурил
и тем народ от смерти оградил.
И в этот час, час судьбоносный самый,
он верил и любил.
*********************************
Примечания:
1.Кадес - местность вблизи южных границ Ханаана;
2.В книге Числа (гл.15) описаны повеления Господа, данные через Моисея о хлебном приношении и вине для возлияния вместе с всесожжением и мирной жертвой др. В гл.18 - обязанности и права левитов. В гл 19 - порядок очищения пеплом рыжей телицы осквернённого от прикосновения к мёртвому телу;
3.Из колена Левия были и Аарон - первосвященник и сам Моисей, брат его (на три года младше);
4.Это наглядное подтверждение богодарованного через Моисея закона, по которому воскурять перед Господом могли только лица, избранные на служение Ему. Принесенное чужими руками, курение фимиама сопровождалось гибелью, а принесенное законно посвящённым лицом- спасением людей. Первосвященник Аарон, заступивший народ, может быть рассматриваем как прообраз великого Первосвященника, ходатая людей перед Богом.