Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Сказание о Петре и Февронии. Глава четвёртая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот и последняя глава сказания. Что тут скажешь? Всё сказано.

  Глава четвёртая
  
  И время пришло им преставиться с миром.
  И Бога молили они об одном,
  Чтоб вместе забрал их с житейского пира,
  Чтоб вместе почили спасительным сном.
  Ещё схоронить их, в последние дни,
  В едином гробу завещали они.
  И гроб тот из камня один на двоих
  Со стенкой раздельной был сделан для них.
  Они же, в монашьи облекшись одежды,
  Не явятся больше такими, как прежде:
  Блаженный князь Пётр ныне инок Давид.
  В монашеской келье молитвы творит.
  
  Феврония также теперь инокиня.
  Оставив суетные мира дела,
  Ушла в монастырь, нареклась Ефросиньей.
  И в келье душевный покой обрела.
  И днями, священному долгу верна,
  Покров для потира готовит она.
  На воздухе 3 лик вышивает святой
  И нитью обводит его золотой.
  Для церкви пречистой соборной подарок -
  Тот воздух быть должен, роскошен и ярок.
  И близок достойному делу конец -
  Работы монахини славный венец.
  
  Блаженный князь Пётр к ней гонца ближе к ночи
  Направил. Недолго пробыл тот в пути.
  "Сестра Ефросинья, душа моя хочет
  От тела, дождавшись тебя, отойти, -
  Такую он весть переслал для неё.
  Она отвечала: "О, сердце моё,
  О, мой господин, умирать не спеши,
  Я воздух для церкви мечтаю дошить.
  И снова Давид к ней гонца посылает.
  "Я жду, только тело моё умирает, -
  Передал он ей, - сил уж нету терпеть,
  Боюсь я принять без тебя свою смерть"!
  
  Она отвечала опять: "Хоть немного
  Ещё потерпи, скоро воздух дошью".
  Но снова гонец передал ей в тревоге:
  "Устал. Богу душу свою отдаю.
  Хочу умереть. И любя, и скорбя,
  Один ухожу, не дождавшись тебя".
  Она прекратила работу тотчас.
  И знала: пришёл и её смертный час.
  Одну только ризу дошить не успела,
  Чтоб выполнить полностью славное дело.
  Воткнула иглу в золотое шитьё,
  На том, завершая своё бытиё.
  
  Давиду блаженному весть о кончине,
  Об их преставленье послала она.
  И оба молясь и сомненья отринув,
  отдались объятьям последнего сна.
  Их души святые оставили плоть,
  И принял их в горних просторах Господь.
  Кончался июнь. Двадцать пятый был день,
  Когда их накрыла смертельная тень.
  Петра, благоверного князя, решили
  В черте городской, в одиночной могиле
  У церкви соборной с почётом укрыть.
  Иначе они не могли поступить:
  
  Февронию с ним хоронить не посмели.
  Ведь сказано: иноков в гробе одном,
  Людей, что святыми родиться сумели,
  По чину нельзя положить в общий дом.
  Решили её схоронить на заре
  Под городом Муромом в монастыре.
  Отдельные гробы готовы для них.
  И Муром печален, от горя притих.
  С Петром благоверным прощается Муром,
  Грустит о Февронии грустный и хмурый.
  И в церкви, где Пётр и недвижим, и тих
  Стоит общий гроб, что один на двоих.
  
  А утром, проснувшись, отдельные гробы
  Пустыми нашли. Презирая судьбу,
  Святыми телами покинуты оба.
  Святые покоятся в общем гробу!
  Но люди такого стерпеть не смогли
  И снова тела по гробам разнесли.
  Не в силах священную тягу признать,
  Не в силах святых, как при жизни понять.
  Грозили, метались, мешали супругам,
  Не зная, что тем не прожить друг без друга.
  И вновь разлучили почивших святых,
  И в разных гробах упокоили их.
  
  Но вновь оказались святые едины.
  В заветном гробу им отныне лежать.
  Покоятся вместе они и поныне.
  Никто не посмел разделить их опять.
  И в Муроме, в центре родимой земли,
  С телами святыми их гроб погребли
  У церкви соборной их вечный покой.
  И с горем своим к ним приходит любой.
  Кто с верой к их раке мощей припадает,
  Того их святая любовь исцеляет.
  И нам из глубин нескончаемых лет
  Любви их сияет целительный свет!
  
  * * * * * *
   3. Воздух - покрывало для жертвенной чаши (потира).
  
  
  На основании устных легенд XV столетия Ермолай Еразм в 1550-е гг. написал "Повесть о Петре и Февронии" - первое литературное, художественное произведение Древней Руси.
  "Повесть о Петре и Февронии" возникла в середине ХV века на основе устной легенды. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе 1547 г.
  Ермолай Еразм, современник Ивана Грозного. Очевидно, Ермолай получил распоряжение от Московского митрополита Макария написать житие Муромских святых супругов.
   "Повесть о Петре и Февронии" стала гимном древнерусской супружеской любви, любимым чтением средневековых русичей. Православный автор показывает, что беды в мир приходят не только от дьявола - носителя зла, но и от корысти, глупости и властолюбия людей. О популярности сочинения Ермолая Еразма говорят сотни его списков XVI-XVII вв.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"