Микхайлов С. А. : другие произведения.

БД-9. Просто впечатления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления всегда субъективны.


   Во-первых, это всего лишь изложение впечатлений от произведений конкурса. Тут не будет никакой целенаправленной писанины, призванной многословно, красиво, с раскладыванием по полочкам изобразить видимость важной, полезной критики. На каждый рассказ будет написано ровно столько предложений, сколько напишется.
   Во-вторых, критика изложенных здесь впечатлений категорически не приветствуется, ибо ничего не даст. Критиковать чужие впечатления - это всё равно, что раскрашивать синее небо розовыми очками: как ни старайся, а небу будет глубоко фиолетово. Оно меняет свой цвет в зависимости от времени суток, облачности, но не от степени розовости очков.
   В-третьих, приёма заявок тут нет. Пожалуйста, идите в другие лавочки - благо их открылось уже достаточно. Каждое конкурсное произведение будет как минимум оценено несколькими судьями. Мучайте судей и владельцев упомянутых лавочек - они добровольно согласились на этот тяжкий труд, и пусть несут свою ношу.
   В-четвёртых, меня не очень впечатляет повальное увлечение присобачивать к названию пусть и неявно написанное, но всё-таки - биде. Поэтому здесь никаких биде не будет. Хватит и одного биде, что сидит в названии этой страницы, я полагаю.
   В-пятых, всё нижеизложенное вы смотрите на свой страх и риск. Не хотите рисковать - не смотрите дальше.
   Если не передумали, тогда представление начинается. В зале гаснет свет, всё внимание сосредотачивается на залитой прожектором сцене, куда выходит пан конферансье и объявляет о начале действа.
  
  
  
   Skier Анацефал
   Начало произведения нацеливает на очередную утопическую войну людей и машин в традиционно близком будущем. 8,16,32,64,128... И сам рассказ в значительной степени соответствует этим ожиданиям. Что, на мой взгляд, является минусом. Тема нефтяной иглы разбавляет повествование. Но надуманность происходящего остаётся - никакая промышленная система просто так не взорвётся и не взбунтуется: внезапное поумнение Скайнета из "Терминатора" - ничто, по сравнению с безалаберностью инженеров на Чернобыльской АЭС.
   Я как человек, занимающийся разработкой электронных изделий, которые, правда, не контролируют движение нефти по трубам, однако летают в космосе и много чего там щупают; так вот: ничего они не чувствуют. Ничего. Но фраза "каково это, тысячами рецепторов ощущать давление, расход, температуру", конечно, красива. Сам рассказ тоже написан на хорошем уровне.
  
   Джи Майк Почтальон
   Рассказ написан хорошо, динамично, в духе современного экшена, но всё лежит на поверхности. В героях нет глубины, их чувства и переживания сереальны - как богатые плакали в "Богатые тоже плачут". Мне такой стиль изложения не по душе.
   "Отсутствие эмоций - профессиональное качество почтальона. Через меня проходит столько страданий и человеческих трагедий, что, начни я соучаствовать или хотя бы сопереживать - меня и на полгода не хватит". После этой фразы главный герой просто не может не нарушить этот запрет. Закон жанра! И герой нарушает.
   Очень странно видеть в рассказе про далёкое будущее такую фразу: "Нахожу на дискете письмо". Ладно бы диск (SSD), но дискета!.. Скоро вообще проводов не будет: wirelessUSB,WiMAX, 4G и так далее.
  
   Лойт Ключ от...
   Эту сказку приятно читать: красивый ровный слог, грамотно составленная композиция, автор знает, чем заинтересовать читателя. Но не понравился финал: получилось что Лиоретта не совсем честно заполучила шкатулку, а наивный Нильсен пострадал за чужие грехи. Конечно, совать нос в чужие дела не хорошо, и все мы знаем, что случилось с любопытной Варварой на базаре. Но Лиоретта, исходя из её поведения, представляется девушкой явно не чистой души; и попадание в её руки дара открытия любого замка в перспективе послужат преступным целям. Думаю, что волшебник Меларис этого бы не хотел.
  
   Леданика Мама мыла раму
   Вообще-то, я у Леданики надеялся найти приятный рассказ, красиво написанный. Но тут оказался довольно-таки стёбный фельетон на "профессиональную" писательскую тему. Уж не прошлогодняя "Репка" побудила сочинить такое?
   А с другой стороны, то, что творится в современной коммерческой печати, фильмы и сериалы, которые нынче снимаются, ценности, которые массово продвигаются - всё это, конечно, печально и грустно. И простая констатация сего факта делу не поможет. Перекричать реактивный двигатель не получится - только голос просадишь; тут нужно придумать какой-то иной подход.
  
   Чернышева Ната Нарисуй Любовь
   Рассказ-эмоция, который или бьёт в цель, или нет. Кому как повезёт.
   Наличие "кохлеарного импланта" (а что это такое?) здесь выглядит чужеродным и, наверное, призвано очертить ту самую галочку традиционной фантастики, что приветствуется на конкурсе.
   Тема любви и тема современного города, где всё меняется в сторону получения большей выгоды, всё-таки, не соединяются в единое целое и членят идейное содержание.
   Вы знаете, я не любитель коротких предложений, и в некоторых местах текст воспринимается слишком резко и сухо из-за этого. Довольно субъективное мнение. У самого проблема обратная - слишком длинные предложения с соответствующим неспешным темпом, что сильно портит рассказы собственного изготовления.
   В конце рассказа противопоставляются любовь и смерть. И если с любовью всё понятно, то смерть никак в повествовании не раскрывается.
   И ещё такое маленькое замечание: начало рассказа изобилует взрывными пр, т, чт.
   Резюме: рассказ затрагивает реалистические, актуальные проблемы современного городского жителя, но только затрагивает, не давая никаких идей к их решению. Форма изложения (короткие предложения, заострение внимания на чувствах) - не моя и не берусь оценивать.
  
   Листай Яна Агентство "Ностальжи"
   Словосочетание "нас с Заветой" напомнило собственное "поднос с заказом", которое при вычитке было заменено на "нам принесли поднос, на котором стояли". Но это так - личное переживание. А теперь о грустном: первое предложение по прочтении оставило впечатление лёгкого стёба - и в дальнейшем ожидания оправдались, к сожалению.
   Фантазию, конечно, сдерживать обычно не стоит, но "контактные онлайн линзы" - это уже перебор. По-русски это получается: контактные линзы на линии. На какой линии?
   "Плавник якобы помогал ей рулить в невесомости по пути на другие планеты. Ерунда. Чистейшей воды эпатаж". Трудно не согласиться. "С виду он напоминал петушиный гребень, и я боролась с искушением погладить его, чтобы ощутить пальцами, тепл он или холоден, гладок или шершав".
   "В моих контактных линзах - встроенная веб-камера". "В глазах Заветы сверкнула фотовспышка".
   Резюме. Хорошо написанная муть с прямо сказанной идеей в конце "ФРЕНДЫ!!! БАБОСЫ - НЕ ГЛАВНОЕ. ГЛАВНОЕ - ДРУЖБА". Вот и думай: то ли "Репка", то ли финансовый кризис.
  
   Фенек Айяра
   Сразу честно скажу, что фэнтези не люблю и, наверное, не понимаю.
   Ничего не говорящие, но собранные из красивого сочетания букв имена героев и названия населённых пунктов, отсутствие внятных объяснений происходящего, отречённость от действительности, доминирование спонтанных чувств над логикой, долгое странствование куда-то не пойми за чем - всё это фэнтези. Да, красиво, с приятными дуновениями мистики; но зачем? Ради парочки искуственных слёз?
   Похоже, что текст писался кусками - в результате повествование получилось несколько рваным.
   Что такое айяра? Если отбросить образ маленькой, неприкаянной девочки и прочие эмоции и логически подумать, то получится что айяра - это смерть. Она приходит и забирает. Иногда она даёт отсрочку - придёт не сегодня, но завтра. В этом свете можно воскликнуть: бедный Петер - что он делает с ней? Несостоявшиеся самоубийцы, которых врачи реально вытащили с того света, потом боятся смерти, потому что уже увидели то, что их ждёт: вечное существование в пустом мире, пугающее своей вечностью и пустотой. Петер вечно будет странствовать с айярой и она вечно будет его вытаскивать из небытия? Хотя, предполагаю, что автор при создании этого персонажа думал иначе: представил образ маленькой девочки, наделил его интересными свойствами и далее повёл эксперимент.
   "Айяра даст и айяра заберет". Фраза напомнила об эманациях Орла у Кастанеды. Но там был куда больший смысл: там давалась и забиралась жизнь, там было бесконечное число миров, противопоставлялось видение и смотрение.
  
   Элиман Итта Ева смотрит в окно
   Замечательный рассказ. Все творческие люди должны понять и оценить.
   Из замечаний разве что утренний диалог Евы и Павла кажется несколько искусственным - нужно сообщить читателю о соответствующих фактах и не забыть о конфликте. А в остальном всё очень живо и естественно.
   Есть, правда, ещё маленький такой момент: фантастическое допущение...
  
   Ескевич Галина, Лорд Арк Лисичка съест зайчика
   Рассказ оставил двоякое впечатление: с одной стороны его содержание основано на том, что к главной героине вдруг является девочка-ангел и пытается помочь излечиться от рака - это примерно то же самое, что получение дара свыше, нахождение шкатулки, исполняющей желания, поимка золотой рыбки или волшебной щуки - то есть главный герой получает что-то (в данном случае шанс излечиться) просто так, не приложив к этому никаких усилий. Я считаю подобные дары автора-бога своему персонажу пустым и бесполезным занятием: оно обычно заканчивается ничем - герой часто отказывается от дара или использует его во вред, ибо не может совладать с ним - персонаж слишком слаб. С другой стороны - что понравилось - конец очень точно передаёт психологию простого обывателя: человек быстро привыкает к болезни и затем всеми силами сопротивляется любым переменам, даже хорошим. Ему важно сохранить равновесие и покой. Хронический покой. А дальше... вечный покой.
   Тем не менее, негативные краски преобладают в рассказе.
   Великий Авиценна говорил: "Нас трое. Ты, я и твоя болезнь. От того, чью сторону ты выберешь, зависит результат. Если ты выберешь сторону твоей болезни, я не смогу вас двоих одолеть. Если ты выберешь мою сторону, мы вдвоем победим твою болезнь".
   Кстати, квартира 112, т.е. номер службы спасения - это совпадение или специально так задумано? Просто после "горы лекарств на столе" и прочих проявлений болезненности цифры 112 цепляют взгляд.
  
   Мартова Нелли Между левой и правой
   В этом рассказе мы видим ту же самую психологическую модель поведения человека, что и в предыдущем - только внешние проявления другие. Здесь главный герой Стас живёт по плану, и как только ноутбук с планом накрылся - у персонажа тут же появилось страстное желание всё вернуть на круги своя. Когда же пункты скоропостижно утраченного плана стали невероятным образом появляться на ладонях - Стас успокоился и расслабился. Радует, что ладони завели Стаса в ловушку и он в итоге отказался от ведения детального расписания своей жизни. Другое дело, что идея довольно банальна и подана прямо и линейно. Да и герой Стас оказался плоским и картонным. Сами волшебные ладони здесь грамотно дают как правильные, так и неправильные советы: не возникает ощущения великого дара свыше от автора-бога. Обычно к герою подходит старичок-волшебник или девочка-ангел (самые популярные образы) и говорит: "Вот тебе шкатулка, цветик-семицветик, золотой ключик (артефакт, одним словом) - оно волшебное и исполняет желание (тут часто вставляются всякие ограничения: не любое желание, а только такое, какое нужно для реализации конкретной идеи или ситуации)", а дальше герой остаётся один на один с полученным артефактом (даром).
  
   Габдулганиева Марзия Последний ангел
   В рассказе очень грамотно и последовательно нагнетается атмосфера тайны. Ослепший герой слышит обрывки фраз, в его мозгу возникают новые мысли. Кто он, почему оказался в больнице, что за врачебный эксперимент? Голос доктора изменяет тембр - он не хочет отвечать на вопросы. Медсёстры молчат. Зеркала. Зеркала. Зачем нужны эти зеркала. Герой непостижимым образом разбивает зеркала ночью, а днём их заменяют. И вот уже осталось два дня до снятия повязок с глаз. Но что же произойдёт в конце? В чём тайна? Увы, здесь всего лишь банальная борьба добра со злом в лице ангелов и демонов. Демоны побеждают, но герой-ангел не сдаётся. Последний Ангел пожертвовал зрением, чтобы не превратиться в демона, чтобы "малыши гуляли с мамами". Иисус тоже пожертвовал собой... Соревноваться с Библией бесполезно.
   Как персонаж приходит к выводу, что взгляд в эти непростые зеркала превратит его в демона, - из текста неочевидно и воспринимается как эдакий рояль. Да и утверждение, что главный герой - последний ангел на Земле, - также выглядит неубедительно.
   Понравилась игра с голосом врача, его мягкие шаги - он слышен; но вот других звуков не хватает - окружающий объём не чувствуется.
  
   Боевой-Чебуратор От судьбы
   Скажу честно: при первом прочтении от рассказа осталось странное впечатление - наверное, из-за того, что читал на работе, попутно отвлёкшись на телефонный звонок, имена Али, Алишер, Алим перемешались в голове. Второе прочтение - уже в спокойной обстановке - прошло намного лучше, но полной ясности так и не возникло. В общем, я понимаю, о чём говорится в произведении; но нить повествования как-то странно извивается и непонятным образом ускользает - то ли дело в композиции, то ли ещё в чём-то.
   Давно заметил, что одно и то же произведение - будь то рассказ, фильм, песня - может восприниматься при повтормном воспроизведении совершенно по-другому. Тут всё зависит от настоения, обстановки. Лето, дача, прекрасное настроение, на соседнем участке играет радио, а в нём звучит песенка - так себе: обычненькая, попсовенькая, весёленькая - а нехитрый мотив и пара рифмованных строк запоминаются. И кажется: хороша песня. Но потом, скачав из сети эту самую песню и два раза щёлкнув мышкой по файлику, слышишь и не веришь своим ушам: какой-то слащавый голос вещает под штампованный ритм. А лето уже кончилось, осенняя хмурость стучится в окно...
   И куда меня понесло? - сегодня первое июня, до осени ещё далеко, надо радоваться теплу и хорошей погоде.
  
   Deadly.Arrow Орхидея
   Сначала несколько маленьких моментов, замеченных при чтении. Сет (также Сетх) - древнеегипетский бог пустынь, бурь и непогоды; я, например, сразу вспомнил, что так звали бога, но то, что он конкретно заведует непогодой и пустынями - это уже результат изысканий в энциклопедии. Второй момент: характерную сине-зелёную окраску у селезней имеет голова, а не крылья. По крайней мере, у вездесущей кряквы. В остальном текст хорош: несмотря на обширную описательность он читается легко.
   Честно говоря, идея из текста не совсем очевидна и ничем не подкреплена. Я видел аннотацию, в которой написано: "и даже если вы думаете, что победили..." - поэтому сразу понял, о чём идёт речь; но те, кто скачают конкурсные рассказы одним файлом этой надписи не обнаружат. Но даже зная идею (по подсказке), она выстреливает холостым залпом, ибо совершенно не на что не проливает свет.
  
   Карпов Леонид Евгеньевич До последнего вздоха
   Банально и пафосно. Текст загружен именами и названиями, ни о чём не говорящими. И если в рассказе имеется описание внешнего вида амучей, то "своя" раса осталась безликой. Отсутсвует внятное описание мест: мельком показаны бледно-розовые стены зала Напутствий (но зато перечислены мифические "Залы Рождения, Роста и Покоя, великолепные каналы Красного Потока Жизни, обильные Гроздья Питомников"), о месте военных действий сказано так: "Война. Передовая - не лучшее место для начала взрослой жизни". Потом, конечно, дошло, что есть что, но неприятный осадок остался. И если амучей можно опознать анаграммой, то остальных идентифицировать не получилось. Перевёртыш оказался до боли знакомым - показать переход от микро к макро можно было бы куда более эффектно. Вот только зачем?
  
   Дениженко Светлана Владимировна Янтарка
   Хорошая сказка: живой русский язык, разумное идейное наполнение для сказки, занятный сюжет - всё на высоте.
   Несколько дополнительных мелочных слов (исключительно ради объёма: чтобы заметка не была совсем мизерной): янтарка - это такая улитка, широко распространённая в Европе. После фразы "дед оставил её навсегда, превратился в другую ипостась: в бабочку или цветок" потянуло чем-то из жизни насекомых и прочих букашек.
  
   Максимов Юрий В. У самого синего моря...
   Хорошо и гладко написанный рассказ с прямолинейно поданной идеей. И хотя концовка пытается разбавить повествование элементом неожиданности (грамотно поданным как раз перед самой кульминацией), но у этой истории не должно быть ни победителя, ни проигравшего - в полном соответствии с идейным содержанием - собственно, так оно и получилось.
  
   Юс. С. Сэр Ещё один день
   В этом рассказе я увидел много штампов, из-за которых первая половина текста выглядит бледно и искусственно. Интерес появляется, когда Кир начинает рассказывать мальчику историю - ждёшь чего-то нетипичного, нового, оригинального; но как только речь заходит о волшебном веретене - надежды рушатся. "...Когда миры мальчика и волшебного веретена соприкоснулись, разыгралась буря, где переплелись пять материй. Они прошли через весь астероид, замыкая его в кольцо. И мальчик стал сердцем этого кольца. Ведь волшебное веретено сделалось его частью. И небольшой островок жизни, заключенный в кокон нестабильной материи, помог сохранить Искусственный Разум, гувернера и десяток механических уборщиков". Конец тоже не впечатлил: было уже подобное столько раз, что не счесть.
  
   Беленкова Ксения Запретный плот
   По большому счёту, данный рассказ - это своеобразная игра на детских воспоминаниях читателя. Затрагивание дачной темы вызывает бурю эмоций и переживаний, что роднит данное произведение с так называемыми слезодавилками. Главное, что автор не злоупотребляет этим.
   Герои показались далёкими и чуждыми - и как следствие, рассказ не тронул за живое, хотя дачная атмосфера детства и всплыла из глубин собственных воспоминаний.
   Идея не нова, но радует позитивный настрой в произведении.
   Кое-где избыточная красивость языка цепанула глаз.
  
   Хэльга Невеста Лунного Императора
   Такое впечатление, что это произведение написано вод воздействием обаяния японской культуры и посвящено ему же.
   Изысканный язык рассказа тонок и витиеват, как иероглифы. Имена и названия завораживают. Древнее предание о злой девятихвостой лисице-демоне гармонично вплетено в сюжет. А в итоге перед нами предстаёт типичный эскапизм фэнтези. "Оставив позади бушующее море огня, стайка лунных бабочек летела в Небесные Чертоги, прямо к Богу. Но летела она мимо него".
  
   Шэд Павел Печальная сказка о злом умысле
   Первое, что бросается в глаза и портит впечатление - качество текста: он не вычитан.
   Идея банальна, её подача не вызвала особого интереса. Герой слаб: "Я боюсь. И хорошо, что иногда я забываю о своем страхе. Я прячу правую ладонь". В целом, произведение слабое. Рассуждения героя о своей жизни уж очень напоминают поток сознания - только он не дамский, где в центре внимания чувства и переживания, а мужской - там больше рассуждений о себе любимом и своём месте в мире.
   Я так и не понял, зачем герой бродил по городу, подолгу разглядывая витрины, которые, наверное, уже тысячу раз видел до этого? "Не знаю, почему я решил покинуть уютный дом и выйти в город..."
  
  
   Теперь, когда накоплены впечатления о двадцати произведениях, можно подвести некоторые итоги. При выборе рассказов для обзора я ориентировался в первую очередь на проверенных авторов, дабы не нарваться на корявый русский язык. Хорошо знаю, что после нескольких плохонаписанных текстов пропадает всякое желание читать конкурсные рассказы дальше.
   Из прочитанного я бы отметил как наиболее понравившиеся: "Ева смотрит в окно", "Анацефал" и "Янтарка". В первом рассказе мне оказалось очень близка идея. Тут, правда, возможны разные трактовки (и другие обзоры это подтверждают) - потому-то у меня употреблена такая странная формулировка: "все творческие люди должны понять и оценить". Для тех, кто не понял, объясню: Ева - художница - смотрит в окно и видит, как на горизонте тают в облаках берёзовые рощи и как огоньки росы на поле играют с солнцем; но поставить мольберт и начать рисовать не хочется - чего-то не хватает; на следующее утро после приезда стариков Ева встаёт у окна, смотрит на пробуждающееся поле и понимает, чего ей не хватало для творчества - возможно, она даже не увидела, а представила, что пара огоньков прошмыгнула в подвал, словно это были два солдата из вчерашней истории - это не важно; главное - к ней пришла, наконец, та малость, та искорка вдохновения, которую ждёшь, ждёшь, ждёшь... и без которой произведения получаются техничными, но не душевными.
   В "Анацефале" меня заинтересовала идея, которая там прямо не содержится, но косвенные упоминания о ней имеются: что бы произошло, если нефтяная игла вдруг обломилась? Действительно, интересно было бы понаблюдать за "ломкой" у соответствующих руководителей. Тут целую альтернативную историю состряпать можно, притом на вполне серьёзном материале.
   "Янтарка" - просто хорошая сказка. Настоящая сказка, которая подойдёт для чтения детям.
   Ещё можно отметить рассказы, оставившие хорошее впечатление: "Нарисуй Любовь", "От судьбы", "Запретный плот".
  
  
   28 мая - 4 июня 2009.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"