Аннотация: 04.11.09 12:30 Виктор Милитарев о празднике 4 ноября
Идея "Дня народного единства" мне кажется очень удачной. Однако, пока он не затрагивает сердце большей части нашего народа, поскольку граждане России на сегодняшний день пребывают в таком состоянии, что для них праздники - это дополнительные выходные дни. Когда у нашего народа возникнет национальное сознание и борьба за социальную справедливость станет внутренне легитимной для большей части нашего народа, тогда этот праздник и станет общенародным. И как у такового у него есть очень большие символические перспективы, потому что, я еще раз говорю, это день победы в национально-освободительной войне.
Факт монополизации "Дня народного единства" националистами отчасти связан с историческим смыслом этого праздника. Все-таки 4 ноября - это праздник освобождения Москвы от польских оккупантов и московских предателей, сотрудничавших с оккупантами. То есть, по сути дела 4 ноября - это день победы в национально-освободительной борьбе. Вот почему довольно естественно, что русские националисты делают такой день своим праздником. Кстати, традиция обращения к дню освобождения Москвы от польских оккупантов довольно давняя. Например, на гербе Народного трудового союза уже много десятилетий красуется памятник Минину и Пожарскому. Иными словами, Минин и Пожарский уже 50-70 лет являются символом русского национализма. Кроме того, не стоит забывать, что и сам день, 4 ноября, был сделан национальным праздником по инициативе Сергея Бабурина. Но кто его подвиг выступить с подобной инициативой? Здесь есть разные версии. Одни говорят, что за ним стоял Путин, а другие уверены, что Бабурина благословил на подобную инициативу нынешний митрополит Кирилл.
Однако, само присвоение этого праздника современным русским национализмом в некотором роде случайно. Ведь 4 ноября 2005 года Евразийский союз молодежи просто хотел провести большую антиоранжевую акцию. Но, так как он практически не имеет собственного актива, то по инициативе своего тогдашнего активиста, руководителя московской организации Юрия Горского, обратился к другим националистическим организациям города. А те, с энтузиазмом поддержав инициативу евразийцев, превратили антиоранжевый евразийский митинг в шествие русских националистов. Я сам был участником Русского марша в 2005 году и помню, что это было очень харизматичное и в хорошем смысле веселое мероприятие. Мы ощущали себя едиными, чувствовался большой душевный подъем, вместе были националисты всех направлений и толков.
Однако в дальнейшем традиция празднования стала потихоньку вырождаться, соответственно, возникли расколы. Кроме того, "Русский марш" последующих годов, который проводит оргкомитет "Русского марша", постепенно становился не только все менее посещаемым, но и все менее интересным для большой части русских националистов. Связано это с тем, что Движение против нелегальной иммиграции, поначалу казавшееся той силой, которая может сплотить всех русских националистов, с этой задачей не справилось. И хотя идея борьбы с нелегальной миграцией мне и сейчас представляется востребованной, ей не удалось стать общенародной силой. Москвичи продолжают на кухнях и в курилках жестоко ругать мигрантов, но агитация ДПНИ убедительной им не оказалась. В результате ДПНИ оказалось заложником нацистской субкультуры. Подобным заложником стал и "Русский марш", все более превращающийся в мероприятие для молодых мальчиков из рабочих кварталов Подмосковья.
В то же самое время следует понимать, что идея народного единства - это хорошая идея. Однако, сегодня "День народного единства" оставляет большую часть населения России равнодушной. В то же самое время, он становится днем ритуального противостояния субкультур "антифа" и "фа". Это противостояние довольно шумное, но исключительно узкое, если рассматривать их социальную базу. Для того, чтобы этот праздник стал действительно общенародным, нужно изменение сознания нашего народа. На сегодняшний день, несмотря на ворчания о том, что жить не так хорошо, как хочется, большая часть нашего народа склонна поддерживать существующую власть, при том, что многие довольно трезво оценивают ее недостатки. И в этом смысле наш народ, к сожалению, не склонен бороться ни за социальную справедливость, ни за национальные интересы. Поэтому реальным праздником, а не разрешенным выходным этот праздник станет тогда, когда у нашего народа возникнет некое идеологическое единство.
Почему этого не произошло до сих пор? Наш народ предельно атомизирован, разобщен. Хотя огромная часть народа живет за чертой бедности, а социально-экономическое неравенство превысило все возможные пределы, ни один социальный слой не склонен к социальному протесту и тем более не склонен к объединению для защиты своих интересов. Не зря во многих оппозиционных движениях с легкой руки национал-большевиков народ называют презрительно "овощи". В этом смысле базовой проблемой нашего народа является консолидация для защиты собственных интересов, а если говорить более либеральным языком, формирование русского гражданского общества.
По моему глубокому убеждению, нашему народу необходимо формирование гражданского общества на умеренно националистической основе, предполагающей борьбу за социальную справедливость. Ведь именно социальная несправедливость является основной болезнью нашего общества. Однако, опыт показывает, что непосредственная проповедь национального единства и солидарности в деле защиты национальных интересов, равно как и проповедь борьбы за социальную справедливость, оказывается сегодня совершенно бесперспективной. Преодолеть эту бесперспективность можно только с помощью того, что я называю "православный клей". Только сочетание православной веры или хотя бы уважения к православной вере и национальной истории с очень умеренным национализмом и борьбой за социальную справедливость могут способствовать склеиванию и конституированию заново нашего народа, формированию из него политической нации.
В этом смысле мне представляются перспективными действия Русской Православной Церкви по консолидации нашего народа и, в частности, те мероприятия, которые православная Церковь планирует проводить 4 ноября. Как известно, в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит многотысячное шествие молодежи, правда, пока по короткому маршруту, от Казанского собора Кремля до Манежной площади. Однако, в самом шествии, по оценкам журналистов, могут принять участие 7-8 тысяч человек. И, как мне кажется, данное символическое действие может постепенно стать традиционным.
Вместе с тем, идея "Дня народного единства" мне кажется очень удачной. Однако, пока она не затрагивает сердце большей части нашего народа, поскольку граждане России на сегодняшний день пребывают в таком состоянии, что для них праздники - это дополнительные выходные дни. Ситуация изменится тогда, когда у нашего народа возникнет национальное сознание, а необходимость борьбы за социальную справедливость станет внутренне легитимной для большей части нашего народа. Вот тогда 4 ноября станет общенародным праздником.
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ditya-antioranzhada