Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна: другие произведения.

Греция, она же Эллада

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерк о некоторых достопримечательностях Греции.


Татьяна Алексеева

Греция, она же Эллада

  
   Самое древнее в Европе государство, колыбель современной западной цивилизации, родина самых известных легенд и мифов, самая посещаемая туристами европейская страна - все это Греция, или, как называют эту страну ее жители, Эллада. Туристы едут туда сразу по нескольким причинам: кому-то хочется увидеть древнегреческие развалины и в прямом смысле прикоснуться к истории, кто-то мечтает об отдыхе на морском пляже, еще кто-то хочет увидеть своими глазами экзотическую средиземноморскую природу и попробовать вкусные блюда местной кухни. В этой стране можно получить все это сразу - не зря известная поговорка гласит, что "В Греции все есть".
   В большинстве греческих городов можно просто идти по улице и наткнуться на место археологических раскопок, огороженное ленточками - история и современность в прямом смысле находятся рядом друг с другом. Но, конечно же, это не единственные достопримечательности Греции. Некоторые античные здания сохранились до наших времен, были отреставрированы, и им, по возможности, придали изначальный облик. В столице Греции Афинах это целый комплекс древних храмов и других строений на Акрополе, в Дельфах - несколько храмов, театр и стадион, на острове Крит - Кносский дворец, под которым, согласно мифам, находился знаменитый лабиринт Минотавра. В каждом крупном греческом городе туристы непременно найдут музеи древностей, где увидят найденные при раскопках амфоры, оружие и другие вещи, а также скульптуры, фрагменты фресок и прочие уцелевшие предметы искусства.
   В каком-то смысле Эллада - это одна большая достопримечательность, один большой музей под открытым небом.
  
   Салоники
  
   Город под названием Салоники - второй (после Афин) по величине в Греции. По-гречески его название звучит, как Тесалоники или Фесалоники - по легенде, он был основан царем древней Македонии Кассандром, жену которого звали Фесалоника - в ее честь он и назвал новый город. Произошло это в 315 году до нашей эры. До этого в тех местах, на побережье Средиземного моря, существовало более двадцати маленьких деревень, которые затем присоединились к Салоникам, и стали окраинными районами города.
   В 146 году до нашей эры Салоники захватили римляне, а в V веке нашей эры город перешел под власть Византийской империи. После ее распада образовалась Романская империя, и Салоники стали ее столицей. Затем их завоевало Эпирское царство, в XIV веке город попал под власть Турции, а в XV-м - под управление Венеции, которая в то время была отдельным городом-государством. Но вскоре после этого турки снова захватили всю Грецию, в том числе и Салоники, включив их в состав Османской империи. И только в 1830 году Греция стала независимым государством, а Салоники - одним из интереснейших греческих городов.
   У Салоников есть города-побратимы по всему миру. В их числе - и Санкт-Петербург, побратавшийся с этим греческим городом в 2002 году.
  
   В поход по музеям
  
   От античных времен в Салониках, к сожалению, сохранились только развалины когда-то величественных храмов и других зданий. В городе до сих пор проводятся археологические раскопки, во время которых нередко удается найти разные древнегреческие артефакты - черепки от посуды, обломки табличек с надписями, разные мелкие вещи, которыми пользовались жившие до нашей эры люди. Все они становятся экспонатами Археологического музея Салоников, созданного в 1962 году.
   В этом музее можно увидеть различные вещи, относящиеся к нескольким периодам древней истории. Наиболее древние из них были созданы еще в доисторические времена первобытными племенами. Это и орудия труда, и предметы быта, и произведения искусства - вырезанные из камня фигуры. Эти археологические находки занимают первый этаж музея. Поднявшись выше, посетители попадают в период архаики, затем - в классический и эллинистический периоды, а под конец, на последнем этаже - в римский период.
   Во всех залах музея можно увидеть много удивительных вещей, найденных при раскопках гробниц. Среди самых древних подобных экспонатов - искусно сделанные золотая маска и бронзовый щит, обнаруженные археологами во время изучения кладбища в Синдосе, пригороде Салоников. Эти вещи были созданы в VI веке до нашей эры. К IV веку до нашей эры относится золотой саркофаг, в котором, как считают большинство ученых, было похоронено тело царя Филиппа Македонского, отца Александра Великого, и множество разных драгоценных вещей, похороненных вместе с ним. А из Х века нашей эры в музей попали мраморные двери гробницы святой Параскевы. Кроме того, в экспозициях этого музея выставлены разные украшения из гробниц, урны, в которых содержался прах похороненных греческих и римских царей, надгробные плиты и покрывавшие их золотые пластины, портреты умерших, вырезанные из слоновой кости, и многое другое.
   Украшения, оружие и другие предметы, положенные в гробницы, где были похоронены их обладателями, всегда сохранялись лучше остальных вещей. Но в Археологическом музее Салоников хранятся не только артефакты, добытые на кладбищах. Есть там также скульптуры разных мифических персонажей, например, голова Медузы Горгоны, отлитая из золота в IV веке до нашей эры, или статуя Гарпократа, героя древнеегипетских мифов, сына Осириса и Изиды, относящая ко II веку до нашей эры. А еще в музее собрана богатая коллекция монет и медалей из бронзы и золота, относящихся к разным историческим периодам.
   Кроме экспонатов, найденных на территории Салоников и его пригородов, в музее есть также экспозиции с находками из Вергины - древней столицы Македонии, расположенной в 80 километрах от Салоников. Проводятся в музее и временные выставки, посвященные археологическим находкам разных эпох, сделанным в других местах. А еще там бывают театральные представления, на которых разыгрываются сцены из истории Древней Греции и Древнего Рима или из мифологии.
   Всего в Салониках пятнадцать музеев, в каждом из которых можно увидеть что-нибудь необычайно интересное. Погрузиться в историю можно не только в Археологическом музее, но и например, в Музее древнегреческих, византийских и поствизантийских музыкальных инструментов, в Музее борьбы за Македонию или в Музее византийской культуры. Но не стоит думать, что музеи Салоников хранят в себе только артефакты из глубокой древности. Те, кто больше интересуется современной жизнью, тоже найдут, что посмотреть, в этом городе. К примеру, они могут посетить Македонский музей современного искусства, музей фотографии, Музей дизайна или Музей водопровода.
   Если античные постройки Салоников до наших дней не дожили, то более поздним византийским повезло больше - многие из них сохранились и сейчас поддерживаются в хорошем состоянии. Одно из самых ранних византийских зданий - базилика Святого Димитрия, построенная в IV веке нашей эры. По легенде, она была построена на месте тюрьмы, где был убит святой великомученик Димитрий Солунский, вскоре после его гибели. У этого храма была непростая судьба. В VII веке он едва не сгорел, но его восстановили и перестроили, сделав его более просторным. После завоевания Греции турками базилику превратили в мечеть, и только в начале ХХ века она снова стала христианским храмом. В 1987 году ЮНЕСКО объявила ее объектом всемирного наследия.
   Кроме этой базилики к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО относятся еще семь православных храмов города Салоники - базилика Ахиропиитос, построенная в V веке нашей эры, церковь святой Софии, возведенная на рубеже VII-VIII веков, церковь святого Николая Орфануса, относящаяся к XIV веку, и другие.
   А еще в Салониках есть Триумфальная арка, так же знаменитая в Греции, как ее парижская "тезка" во Франции. Ее построил римский император Гай Галерий Валерий, живший на рубеже III-IV веков нашей эры, в память о победе над правителем Персидского царства. Арка сохранилась лишь частично, но на ее стенах уцелели рельефные изображения сцен из персидского похода Галерия. В ХХ веке под аркой проходили трамвайные пути, но затем там была сделана пешеходная зона, и теперь каждый желающий может прошествовать под ней, представляя себя вернувшимся из победоносного военного похода полководцем. Неподалеку от арки находится гробница Галерия - круглое здание, которое из-за его формы часто называют ротондой.
   Главным же архитектурным сооружением Салоников, считающимся символом этого города, является Белая Башня. Она была построена турками в XV веке, вскоре после того, как они захватили Грецию, и изначально была крепостью, защищавшей город со стороны моря. Потом в башне устроили казарму, а еще позже она стала тюрьмой и местом казней, получив название Кровавая Башня. Однако когда Греция обрела независимость, башню перекрасили в белый цвет, и она стала символизировать конец оккупации и начало новой, мирной и спокойной, жизни, в которой нет места крови и страху.
  
   Духовная пища
  
   С побережья города Салоники, по большей части занятого пляжами, в ясные дни виден силуэт высокой горы. Это знаменитая Святая Гора Афон или, по-гречески, Атос - полуостров, где находится двадцать православных монастырей, объединенных в сообщество, которое, по сути, является автономным государством на территории Греции. Туристов на Афон не пускают, но из Салоников можно поехать на морскую экскурсию вокруг этой горы и все-таки заглянуть в расположенные на ее склонах монастыри через бинокль.
   Во время такой экскурсии катер с туристами подплывает довольно близко к полуострову, и можно сколько угодно любоваться и Святой Горой, и другими красивыми видами вокруг. Но, пожалуй, самое невероятное зрелище во время этой поездки можно увидеть, когда катер еще только движется в сторону Афона. Силуэт горы, поначалу туманный и плохо различимый, постепенно начинает расти и становиться все более ярким и насыщенным. С каждой минутой призрачные очертания Афона становятся все более материальными, словно он переходит из потустороннего мира в наш обычный мир.
   Если посетить афонские монастыри невозможно, то все остальные греческие обители открыты для туристов. В том числе и знаменитые монастыри в горах Метеоры, которые называют "парящими в воздухе". Это название - почти правда. Постройки, в которых живут монахи этих монастырей, расположены на очень крутых горных склонах и на узких уступах, и если смотреть на них снизу вверх со стороны ведущей к ним дороги, создается впечатление, что они висят над дорогой в воздухе, лишь слегка соприкасаясь с горой.
   Всего на Метеоре сейчас действует четыре мужских и два женских монастыря. В Средние века их было больше, и от некоторых из них, прекративших свое существование, до наших дней сохранились только развалины - которые тоже как будто бы парят в воздухе.
   На Метеору тоже можно съездить на экскурсию из Салоников. Как правило, за одну поездку туристам предлагают побывать в трех-четырех монастыря, так как все они открыты для посещения в разные дни недели и в разное время. В каждом из них можно фотографировать - с горных склонов открываются потрясающе красивые виды.
  
   Загородные прогулки
  
   В музеях Салоников можно много узнать об истории этого города и Греции в целом, но для того, чтобы полностью проникнуться греческой культурой, ощутить повседневную греческую жизнь, спрятанных за стеклом экспонатов недостаточно. Для этого лучше съездить на загородную экскурсию, во время которой туристы могут узнать о разных народных греческих традициях, продегустировать блюда греческой кухни и попробовать научиться танцевать знаменитый греческий танец сиртаки.
   Подобные экскурсии устраивают во многих городах Греции, в том числе и в Салониках. Как правило, они включают в себя поездку в горы, в самые живописные места, где есть горная речка или просто очень красивые виды и можно сделать много необычных фотографий, и отдых в одном из таких мест - с обедом, песнями, танцами и, возможно, какими-нибудь играми. Ездят на такие экскурсии обычно небольшими группками, всего по нескольку человек, и экскурсовод рассказывает о греческих обычаях не сухим официальным тоном, как в музеях, а более раскованно - он не просто ведет экскурсию, а еще и по-дружески общается со своими подопечными.
   Поездки в горы могут быть на машине, а также на лошадях или на мулах. Тем, кто выбрал ехать на такую экскурсию верхом, представится еще и возможность покормить лошадей с рук и покататься на них самостоятельно. Причем организаторы конных походов стараются сделать так, чтобы в них смогли участвовать даже те, кто вообще ни разу не ездил верхом. Седла лошадей и мулов, катающих туристов, устроены так, что в них можно сидеть и по-мужски, и по-дамски, и даже можно менять положение во время езды, не останавливаясь и не вылезая из седла. Ехать таким образом очень удобно, и даже неопытные всадники прибудут к месту назначения не уставшими, полными сил и готовыми к играм и танцам.
  
   Остров Родос
  
   Этот остров находится на границе двух морей: его западную сторону омывает Эгейское море, а восточную - Средиземное. Родос - четвертый по величине остров Греции, родина одного из семи чудес света, рай для туристов, для любителей моря и гор, для серферов и историков. На нем расположен всего один город - столица острова, тоже носящая имя Родос - и много деревень и поселков, вокруг которых организованы туристические зоны. Зимой все эти поселки и деревни практически "вымирают" - почти все жители переезжают в столицу, в загородных домах остаются только самые консервативные. Но с началом туристического сезона родосцы вновь растекаются из столицы по всему острову. Для них начинается сезон работы: в отелях, экскурсионных фирмах, магазинах и ресторанах. Для туристов же, которых на Родосе с весны до осени почти в четыре раза больше, чем местных жителей, этот остров остается местом всех видов отдыха - от лежания на пляже до крутого экстрима, от современных развлечений до экскурсий по историческим местам...
   Как и все Средиземноморье, этот остров необычайно красив. Родос - это горы, поросшие лесом из субтропических хвойных деревьев, с которых открываются потрясающие виды на морское побережье. Родос - это пляжи, не только окультуренные для туристов, но и дикие, с небольшими бухтами, окруженными скалами, о которые разбиваются пенящиеся волны. На восточной стороне эти волны темно-синего цвета, к которому подмешано чуть-чуть зеленого. Они не очень высокие, и довольно часто море вообще бывает спокойным. А на западе остров омывает та часть Средиземного моря, которая называется Эгейским, окрашенная в два цвета: у берега оно ярко-голубое, чуть светлее бирюзового цвета, а дальше - чисто-синее. Эгейское море холоднее и неспокойнее, над ним всегда дует ветер, а волны бывают очень высокими.
   Есть там и пальмы, и множество всевозможных цветов. Равнинные участки обычно засажены оливковыми деревьями. А кроме того, неизменная часть пейзажа - домашние козы. Хозяева совершенно спокойно отпускают их гулять, никуда не привязывая, и они бродят по всему острову, умудряясь забираться даже на почти отвесные скалы.
   Самое красивое место на Родосе - это "Поцелуй двух морей" на южном конце острова. Там есть небольшой скалистый полуостров, соединенный с основным островом узким перешейком. И с обеих сторон на этот перешеек набегают волны: с запада - Эгейского моря, с востока - Средиземного. Зимой уровень воды иногда поднимается очень высоко, и моря встречаются, а полуостров превращается в маленький островок. А в остальное время на перешеек со всего мира приезжают серферы и виндсерферы. Самые крутые профессионалы летают на более сильных волнах Эгейского моря, а начинающие тренируются напротив, в Средиземном море, где волны немного спокойнее.
  
   Царство Гелиоса
  
   Древние греки верили, что острову Родос покровительствует бог солнца Гелиос, и поэтому небо над ним почти всегда чистое и сам он залит солнечными лучами. Современные жители острова тоже любят шутить, что древнегреческий бог и сейчас приглядывает за своим кусочком земли и старается сделать так, чтобы над ним всегда светило солнце. И в этих шутках есть доля правды - на Родосе в среднем бывает 300 солнечных дней в году, больше чем на всех остальных курортах Средиземноморья.
   Почему же Гелиос, бог солнца - то есть, весьма важная персона среди древнегреческих богов - выбрал себе вполне обычный и даже не самый большой остров? Об этом рассказывает главная легенда острова, из которой также можно узнать, как он получил свое название. Легенда эта зародилась в очень древние времена, когда Древняя Греция только начинала свое существование, но на Родосе ее и сейчас знает каждый местный житель.
   Итак, в древние времена, когда греческие боги под предводительством Зевса только-только свергли титанов и стали делить доставшуюся им Землю, этот маленький остров, тогда еще не имеющий названия, избрала своим местом жительства прекрасная нимфа по имени Родос. Гелиос, каждый день проезжающий по небу на огненной колеснице и видящий оттуда все, что происходит на земле, увидел эту красавицу и влюбился в нее с первого взгляда. После чего спустился на остров и признался его хозяйке в своих чувствах. Но Родос, как истинная женщина, не могла сразу сказать "Да", и отвергла Гелиоса. Бог солнца обиделся и отправился дальше кружить по небу. С тех пор он старался не смотреть больше вниз, чтобы даже случайно не увидеть свою возлюбленную.
   И как раз в это время остальные боги решили поделить всю сушу между собой, чтобы у каждого была своя территория, где они могут отдыхать от своих божественных дел. Но о Гелиосе, катающемся по небу, они забыли, и дележка произошла без него. Гелиос же после этого решил ненадолго спуститься с небес - и явился к своим собратьям, когда они как раз закончили распределять между собой земли.
   Возникла неловкая ситуация, и Зевс стал извиняться перед коллегой, но и упрекнул его в том, что он постоянно катается по небу в одиночестве и не участвует в делах своих собратьев. После этого глава богов заявил, что они прямо сейчас поделят все по новой, чтобы Гелиосу тоже достался участок, но тот неожиданно для всех проявил несвойственную греческим богам скромность. Он сказал, что ничего менять не надо и что ему не нужны большие земли, потому что он действительно проводит почти все время на небе. Но потом Гелиос добавил, что не отказался бы от какого-нибудь маленького островка, чтобы иногда отдыхать там от небесных поездок - например, такого, как вон тот, где живет одна нимфа. Остальные боги, обрадовавшись, что им не придется снова устраивать передел суши и что каждый получит ту часть, которую уже отвоевал, тут же согласились признать остров нимфы Родос землей Гелиоса, и тот, рассыпавшись в благодарностях, поспешил в свою новую "резиденцию".
   Так Гелиос явился на остров нимфы Родос во второй раз, теперь уже как его покровитель, и нимфа, к тому времени успевшая пожалеть, что отказала ему, наконец, ответила на его чувства. Заканчивается этот миф, в отличие от многих других греческих легенд, самым наилучшим образом: Гелиос и Родос жили вместе долго и счастливо, и у них было семь сыновей и одна дочь, о которых тоже существует несколько мифов. Остров же все стали называть именем его прекрасной хозяйки.
  
   Одно из семи
  
   Остров Родос стал знаменитым еще в античные времена - как место, где находилось одно из знаменитых на весь мир Чудес Света. С истории этого чуда - Колосса Родосского - начинаются все экскурсии по острову.
   Это была огромная статуя Гелиоса, служившая ориентиром для моряков, приплывавших на Родос на кораблях. Где именно она стояла, неизвестно - на острове есть три места, где она предположительно могла находиться. Колосс был создан скульптором Харесом в 287 году до нашей эры и еще во время его возведения стал главной достопримечательностью острова. Харес был не просто удивительно талантлив - он в прямом смысле слова опередил свое время. До этого времени никто не возводил статуи, которые были бы в несколько раз выше человеческого роста, а Харесу это удалось. Он сумел рассчитать, в какой позе должен будет стоять Гелиос и в каком положении держать руки, чтобы его центр тяжести не смещался в сторону. Власти Родоса поначалу хотели, чтобы колосс стоял, вытянув вперед одну руку и как бы приветствуя приближающиеся к острову корабли, но Харес провел расчеты и объявил: так делать нельзя. В этом случае центр тяжести будет расположен так неудачно, что статуя рухнет даже при очень слабом землетрясении. В результате было принято другое решение: Гелиос должен был стоять, приложив одну руку ко лбу и глядя из-под нее вдаль, на горизонт.
   Возведение колосса длилось двенадцать лет. Его "скелетом" были каменные столбы и железные скобы, которые обшивались снаружи листовой медью, изогнутой в форме человеческого тела. Работать на огромной высоте было бы слишком опасно, но Харес нашел выход из этой ситуации: по мере того, как статуя становилась все выше, вокруг нее делались все более высокие насыпи из песка, на которые и поднимался скульптор со своими помощниками. Под конец работ, когда осталось сделать только голову Гелиоса и поднятую ко лбу руку, на берегу острова возвышался гигантский песчаный холм. А потом, когда статуя была готова, песок растащили по острову, и местные жители, наконец, впервые за все время работ, увидели колосса целиком. Медные листы, которыми она был обшит, так ярко сияли на горячем родосском солнце, что издалека статуя казалась светящейся, так что в дневное время она еще и выполняла функции маяка.
   Колосс Родосский быстро стал известен во всей Греции и в соседних государствах. Путешественники приезжали на Родос специально, чтобы увидеть эту гигантскую статую, а потом, вернувшись домой, рассказывали о ней, еще больше приукрашивая и без того невероятную действительность. И позже, в течение многих веков, пока колосс стоял на своем месте и после того, как его не стало, по всему миру ходили легенды о том, что он был таким огромным, что корабли могли свободно проплыть между его расставленными ногами. Хотя на самом деле статуя все-таки была не настолько огромной.
   Вопрос о ее высоте остается открытым. Об этом не сохранилось никаких записей, сделанных в те времена, когда Колосс Родосский стоял на острове. Приблизительно определить его рост можно только благодаря рассказу древнегреческого историка Плиния младшего, побывавшего на Родосе уже после того, как статуя упала из-за сильного землетрясения.
   Это землетрясение произошло в 222 году до нашей эры. Колосс сломался на уровне коленей и рухнул на берегу острова, а его ноги так и остались возвышаться над водой. Некоторое время жители Родоса надеялись восстановить статую и искали мастеров, которые могли бы это сделать, но никто так и не решился поднять настолько большую и тяжелую скульптуру. Гелиос остался лежать на земле, но даже в поверженном виде он оставался достопримечательностью, на которую приезжали посмотреть любопытные люди. В I веке нашей эры там побывал Плиний, впоследствии написавший, что Колосс Родосский был так огромен, что мало кто мог обхватить обеими руками его палец. Это единственное относительно точное указание на размеры статуи, и вычислив толщину его пальца, можно рассчитать его примерный рост - при соблюдении всех пропорций он должен быть около 36 метров. Однако у скульпторов есть возражения против такого вывода: дело в том, что при возведении статуй, чей рост намного превышает человеческий, их пропорции не должны быть правильными. В этом случае человек, разглядывающий скульптуры с земли, увидит ее в искаженном виде - ему будет казаться, что верхняя часть статуи слишком маленькая. Поэтому современные скульпторы, работающие над большими статуями делают их верхние части более крупными, чем нижние - тогда при взгляде снизу вверх они будут выглядеть гармонично.
   А поскольку никто нигде не упоминал, что Колосс Родосский выглядит как-то необычно, что у него слишком маленькие голова и руки, можно предположить, что Харес был еще более талантлив, чем принято считать - впервые сооружая гигантскую статую, он догадался исказить ее пропорции. Если дело обстояло так, то, учитывая такое искажение, рост скульптуры, палец которой с трудом может обхватить человек, должен быть около 18 метров. Что, впрочем, тоже очень и очень много.
   Колосс Родосский пролежал на берегу до 977 года, когда один из арабских купцов купил покрывавшие его листы меди и увез их с острова. Железный каркас к тому времени полностью проржавел, а разбившиеся каменные столбы местные жители растащили для строительства. Тем не менее, колосс остается "визитной карточкой" Родоса даже в наши дни: в каждой сувенирной лавке острова продается множество его маленьких копий.
  
   Дороги к храмам сложны и опасны
  
   Если Колосс Родосский до нашего времени не дожил, то некоторым другим античным сооружениям повезло больше. На острове сохранились остатки двух древнегреческих храмов - это храм Аполлона в столице и акрополь в поселке Линдос. От обоих храмов остались каменные платформы и несколько колонн, к которым ведут ступеньки, а возле храма Аполлона есть еще древний стадион и небольшой амфитеатр, где ораторы давали ученикам уроки своего мастерства. Оба храма расположены на горах, куда нужно забираться, местами поднимаясь по ступенькам, а местами карабкаясь по достаточно крутым скалам, очень горячим в дневное время. Зато посещение этих достопримечательностей бесплатное, и колонны можно сколько угодно трогать руками. Местные жители считают, что раз они простояли несколько тысячелетий, туристы им не повредят.
   Храм Аполлона - место, где надо быть очень осторожным. Опасна не только ведущая к нему дорога, но и сама площадка с колоннами, когда-то бывшая храмом. Она находится на вершине довольно большой горы с отвесными склонами и никак не огорожена, так что подходить к ее краям не стоит, даже если очень хочется сфотографироваться на фоне уходящего за горизонт моря - можно легко оступиться и упасть.
   В Линдосе, на развалинах храма Афины, с одной стороны тоже находится довольно крутой склон, так что об осторожности не стоит забывать и там. Этот храм был построен в XIV веке, и легенда гласит, что его построил Данай, правитель данайцев, не ответивший на чувства богини Геры и вынужденный прятаться на Родосе от ее гнева. Кроме храма Афины, в акрополе Линдоса можно увидеть хорошо сохранившийся театр, а также остатки древних скульптур, которые создавали местные мастера.
  
   Не античностью единой
  
   Остров Родос жил бурной и насыщенной жизнью не только в античные времена, но и в Средние века. В Линдосе в XV веке находилась резиденция госпитальеров или иоаннитов - рыцарского ордена, основной деятельностью которой была медицинская помощь больным и которые достигли больших высот в медицине. Эти рыцари построили на Родосе несколько православных церквей и часовен, посвященных святым, которые тоже занимались врачеванием, например, святому Пантелеймону-целителю, жившему на рубеже III и IV веков нашей эры. Это действующий храм, в нем проходят службы и в него приезжают паломники со всей Европы и из России, но он тоже находится на возвышенности, и добраться до него весьма непросто - надо подниматься по очень узкой и крутой тропинке.
   Госпитальеры жили также и в столице острова, а кроме того, построили в разных местах Родоса несколько крепостей. Все крепости сейчас находятся в полуразрушенном состоянии, но в них есть на что посмотреть - сохранились двойные крепостные стены и рвы между ними, а кроме того, некоторые внутренние постройки. В одной из крепостей находится музей, экспозиции которого рассказывают об этом рыцарском ордене, его жизни на Родосе и медицинской деятельности.
   Старая центральная часть города Родос - это тоже крепость, окруженная каменной стеной. Внутри нее - типичный средневековый город с узкими петляющими улочками и прижавшимися друг к другу маленькими домиками. Жители соседних домов хорошо знают друг друга и дружат, а в праздничные дни часто устраивают посиделки прямо на улице, вытащив из дома столы и стулья. В обычное же время возле домов прямо на земле стоят горшки с цветами.
  
   Свет в конце тоннеля
  
   Самая современная достопримечательность Родоса появилась на острове в 30-е годы прошлого века. Изначально она была создана вовсе не для привлечения туристов, а с бытовыми целями. Это узкий бетонный тоннель для пресной воды длиной 150 метров. Он был построен, чтобы собирать воду из семи родников, бьющих в центре острова, и направлять ее в искусственное озеро, из которого потом эту воду берут для полива сельскохозяйственных растений.
   Этот тоннель проходит под землей, и он достаточно высок, чтобы по нему мог пройти взрослый человек. Сейчас уже неизвестно, кому первому пришла в голову мысль прогуляться по тоннелю по колено в ледяной родниковой воде и зачем это было сделано. Возможно, какой-то человек, боявшийся замкнутого пространства, решил таким образом проверить себя на прочность, а может быть, кому-то просто нечем было заняться. Так или иначе, но вскоре это стало модным развлечением - спуститься в тоннель и пройти по нему в одиночку все полтораста метров до выхода на поверхность. А потом кто-то еще и придумал примету - что те, кто сможет это сделать, помолодеют на семь лет (по числу родников, из которых в тоннель поступает вода) и станут красивее. После этого к тоннелю каждый день стала выстраиваться очередь. И она состояла не только из женщин - мужчины тоже охотно спускались под землю. Не ради красоты, по их собственным словам, а просто из интереса.
   Сейчас место, где находится тоннель, называется Семь источников, и к нему устраивают экскурсии для туристов, а рядом с выходом из тоннеля есть сувенирные лавки и кафе. Каждого желающего "омолодиться" и "испытать себя на прочность" ждет 150 метров темноты, холода и одиночества. Вода в тоннеле ледяная, а дно довольно скользкое, так что идти по нему приходится медленно, и за это время человек успевает здорово замерзнуть. Свет в тоннель проникает только через вход и выход из него, а еще через узкую вентиляционную шахту, расположенную в середине. Спустившись в тоннель, человек поначалу вообще ничего не видит - шахта и, тем более, конец тоннеля находятся слишком далеко. Приходится идти вперед на ощупь, цепляясь руками за холодные стены. Постепенно впереди появляется крошечный огонек - и он становится целью движущегося в темноте туриста. Человек идет на свет, радуется, что он становится все более ярким, и предвкушает, что скоро выберется на поверхность, в теплый и залитый солнечным светом мир, но внезапно оказывается, что это не выход, а всего лишь отверстие в потолке, а значит, надо идти дальше, оставив единственный источник света позади, и неизвестно, сколько еще продлится этот путь. И турист идет, дрожа от холода, а порой и от страха, и когда ему уже начинает казаться, что тоннель никогда не кончится, впереди снова зажигается крохотный огонек. Теперь путешественник уже не знает, выход это или еще одна шахта, но ему все равно остается только идти вперед и надеяться, что на этот раз он идет к финалу своего пути.
   И эта надежда оправдывается. Второй источник света оказывается концом тоннеля, и человек, наконец, выбирается на поверхность. Оставшиеся позади 150 метров кажутся ему многими километрами, а несколько минут, которые занял этот путь - многими часами. А окружающий мир становится для него более ярким, теплым и жизнерадостным, словно он и правда помолодел на семь лет.
   Все, кто прошел по тоннелю в Семи источниках, рассказывают, что пережили там незабываемые ощущения, и мечтают повторить этот "подвиг". Но, конечно же, тем, кто боится темного пространства или темноты, а также тем, кто легко простужается, спускаться туда не стоит.
   Рядом с тоннелем живут почти ручные павлины - они свободно гуляют по территории вокруг него, и их можно чем-нибудь угостить. Самые смелые птицы даже не боятся клевать хлеб у людей с рук. Правда, птенцов и их мам покормить с рук обычно не удается - они слишком осторожны и совсем близко людей к себе не подпускают.
  
   Попробовать Грецию на вкус
  
   Греческая кухня - это один из вариантов средиземноморской кухни. От других подобных кухонь она отличается тем, что в ней особенно часто используются самые разные пряности и всевозможные морепродукты. Очень любят греки мидий - их готовят самыми разными способами, просто варят, обжаривают с кучей приправ, добавляют в салаты... Другой любимый дар моря - кальмары и осьминоги. В приморских греческих городах на каждом пляже, возле прибрежных ресторанчиков, можно увидеть висящих на специальных стойках только что пойманных осьминогов и кальмаров, щупальца которых жарят над углями или запекают.
   И морепродукты, и рыба, и мясо, и овощи подаются со всевозможными соусами на основе козьего сыра. А самый известный греческий сыр - "Фета" добавляют в самое известное же греческое блюдо, знаменитый греческий салат из помидоров, огурцов, болгарского перца, маслин и оливкового масла.
   Греки любят традиционные блюда, но это не значит, что они не едят экзотику. В некоторых приморских поселках, в том числе и на острове Родос, фермеры разводят страусов, и их мясо тоже можно попробовать в местных ресторанах.
   Для самых же страстных гурманов Греция - это место, где можно попробовать и купить домой всевозможные сорта красного и белого вина, оливкового масла и меда. Масло из оливок не только используют в кулинарии - из него еще делают всевозможную косметику, ароматные кремы и мыло. Запах этой косметики носится в воздухе во всех туристических кварталах, где много магазинов. Но стоит отойти от них чуть дальше - и он сменяется запахом моря...

СПб, 2019


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Обская "Невыносимая невеста, или Лучшая студентка ректора"(Любовное фэнтези) О.Грон "Попала — не пропала, или Мой похититель из будущего"(Научная фантастика) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) С.Суббота "Шесть секретов мисс Недотроги"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Платонов "Грассдольм. Стая"(ЛитРПГ) А.Платунова "Тень-на-свету"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"