Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна: другие произведения.

Героиня по имени Мудрость

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые мысли про одну из героинь романа "Война и мир".


Татьяна Минасян

  

Героиня по имени Мудрость

  
   К этой героине романа Льва Толстого "Война и мир" очень многие относятся несправедливо - читатели, литературные критики, другие персонажи романа, сам автор... Большинство вообще не обращают на нее внимания, а остальные относятся, в лучшем случае, с сочувствием, а в худшем - с брезгливой жалостью. Ее считают недалекой, наивной и даже глупой, забитой и слабохарактерной, неинтересной и скучной. Между тем, если присмотреться к ее характеру и поступкам более внимательно, можно увидеть совсем другую личность - умную, практичную и расчетливую, в чем-то даже хитрую, и в то же время, честную и порядочную, верную своим принципам.
  
   Речь о Соне Ростовой, дальней родственнице главной героини "Войны и мира". Той самой Соне, которая всю жизнь сначала ждала свадьбы с любимым человеком, а потом тихо и незаметно доживала свой век рядом с ним и его семьей. Ее прототипом была одна из родственниц самого Льва Толстого, влюбленная в его отца, но не вышедшая за него замуж и помогавшая ему и его жене растить их детей. Эту родственницу, как и списанную с нее героиню, в семье Толстых тоже считали наивной и глупой. Было ли так на самом деле, теперь можно только догадываться. А вот о том, была ли недалекой и бесхитростной Соня, уже можно поспорить, анализируя то, что написано о ней в романе. И если углубиться в этот анализ, становится ясно, что "глупая и недалекая" - это то впечатление, которое она сама старается произвести на окружающих. И успешно производит - настолько успешно, что и другие персонажи, и многочисленные поколения читателей верят именно этому впечатлению. Хотя на самом деле ее характер сложнее, просто его глубину очень трудно заметить - потому что Соня специально ее скрывает.
   Что мы изначально знаем об этой героине? Она с первых лет жизни оказывается в очень незавидной ситуации: бедная родственница, которую взяли на воспитание в богатую семью и которую с первых же дней этим попрекают. Семья Ростовых вообще вовсе не такая добрая и искренняя, какой ее описывают в учебниках, этот тот самый случай, когда за милыми улыбками, смехом и ласковыми объятиями скрывается черствость и даже жестокость по отношению к тем членам семьи, которые не оправдывают ожиданий старшего поколения. Родители Ростовы добры и искренни только с теми, кто похож на них и кого они за это "назначили" хорошими - с Николаем, Наташей и Петей, потому что эти трое, как и они, общительны и безалаберны в бытовых вопросах. А такую же родную дочь Веру родители терпеть не могут за то, что она, в отличие от их болтливых любимцев, скрытная, замкнутая и расчетливая - и они не скрывают этой нелюбви, не скрывают радости, когда Вера выходит замуж и уезжает из их дома. Причем для них любить одних детей и не любить других - абсолютно нормальная ситуация, им лишь чувствуют легкую неловкость, когда их радость от того, что Веру, их первенца, удалось "сбыть с рук", становится совсем уж неприлично бурной. Что уж говорить о приемной дочери! Которая не такая скрытная, как Вера, но все же более замкнутая, чем Наташа. Ее и вовсе можно позволить себе открыто не любить, не чувствуя из-за этого ни малейших отрицательных эмоций. Поэтому Соне с детства внушают, что она живет в этом доме из милости и по гроб жизни обязана своим приемным родителям, причем обязана не просто заботиться о них в старости, как вообще обязаны все дети, родные или приемные, а делать, думать и чувствовать только то, что они ей скажут, и не доставлять им никаких неудобств. И именно это Соня и старается делать - во-первых, потому что действительно чувствует себя обязанной, а во-вторых, потому что понимает: стоит ей все-таки доставить "благодетелям" неудобства - и ее выставят на улицу, назвав неблагодарной. Сами они после этого долго будут переживать из-за этого, сидя в мягких креслах, а ей будет гораздо тяжелее, потому что в то время молодой девушке было практически невозможно прожить в одиночку.
   Поэтому Соня с детства скрывает все те качества, которые не нравятся старшим Ростовым. Она скрывает свой ум - в отличие, к слову сказать, от Веры, которая может позволить себе, например, играть в шахматы, потому что ее в любом случае выдадут замуж, а не выкинут на улицу. Она старается быть более общительной, но поскольку это не в ее характере, у нее не всегда это получается. Из чего это следует? В романе есть эпизод, когда Соня, Наташа и Николай болтают о разной ерунде и разговор заходит о переселении душ: именно Соня знает умные слова типа "метампсихозы", но когда она употребляет их, ее собеседники умолкают, потому что не знают, что на это ответить. А откуда Соня, которую, как всех девушек того времени, учили только иностранным языкам и музыке, знает такие словечки? Совершенно явно из книг, которые она читает самостоятельно и которые для Наташи и Николая - на самом деле очень глупых людей - слишком сложны.
   В пятнадцать лет Соня все-таки начинает доставлять своей приемной семье самое большое беспокойство из возможных - она влюбляется в Николая и при этом у него к ней тоже есть некоторые чувства, хотя и менее сильные. Многих удивит, что умная и начитанная девушка нашла в очень молодом человеке - но если вспомнить, что у нее нет перед глазами никаких других примеров умных и достойных мужчин, этот вопрос отпадает сам собой. Как и большинство девушек-подростков, она хотела любви, была готова полюбить - и единственным молодым человеком, который был у нее пред глазами, оказался кузен Николай. Был бы на его месте кто-то другой - Соня наверняка влюбилась бы в этого другого. Было бы рядом с ней несколько "кандидатов", она наверняка выбрала бы из них самого достойного. Но рядом был Николай, и у нее возникло чувство к нему. Причем это была не легкомысленная влюбленность, которая быстро проходит, а именно серьезное чувство - иначе Соня не продолжала бы любить этого человека всю свою дальнейшую жизнь.
   Это чувство Соня скрыть от окружающих не может, и чтобы максимально уменьшить "вред", который она приносит своим "благодетелям", начинает вести себя еще более тихо и скромно, начинает изображать совершеннейшую "овечку", которая только и умеет, что любить Николая, ждать его и хранить ему верность. Потому что если она будет "отсвечивать" хоть немного сильнее, приемная мать тут же устроит ей допрос с пристрастием на тему "Помнит ли она, что ее облагодетельствовали?" и закончит этот допрос требованием "Заплатить, наконец, за все то добро, что ей сделали". Такой допрос и такое требование ей, в конце концов, устроят - несколько лет спустя, после того, как Николай познакомится с княжной Марьей Болконской, и его мать решит женить его на ее деньгах. Но пока, до поры до времени, Соню не трогают - она сумела поставить себя так, чтобы приемные родители не считали ее слишком "опасной". Из чего это следует? А из того, что если бы Соня была просто глупой влюбленной девушкой, она бы гораздо больше бегала за Николаем, больше писала ему, когда он отсутствовал, больше говорила бы с ним о любви - и ее посчитали бы опасной со всеми вытекающими последствиями. Но этого не происходит в течение пяти с лишним лет, и значит, она вела себя очень умно и осторожно. Как умный и достаточно расчетливый человек.
   Возможно, когда Соне делает предложение Долохов и она отказывает ему, в этом ее поступке тоже есть немало расчетливости, хотя считается, что она это сделала только потому, что любит другого. Но даже если Соня не собиралась выходить замуж ни за кого другого, она должна была, услышав предложении руки и сердца, хотя бы на минуту подумать о том, что будет, если она согласится. И можно предположить, что Соня сразу поняла, почему у нее с Долоховым не может быть будущего: если она даст ему согласие, он в ту же секунду ее разлюбит. Этот человек восхищается ею только потому, что она искренне любит Николая и остается ему верна, он видит в ней символ верности и преданности, символ вечной любви - и как только ситуация изменится, она в его глазах из такого символа превратится в обычную девушку и станет ему не нужна. Впрочем, даже если Соня об этом не подумала и отказала Долохову только из-за своей любви к Николаю, этот ее поступок, за который ее так осуждали все родные, все равно был очень мудрым - Долохов наверняка разочаровался бы в ней и бросил бы ее или вскоре после свадьбы, или вообще сразу после этого разговора.
   Лучше всего раскрывает характер Сони сцена с гаданием, где она ведет себя так, как ей совсем не свойственно - бойко, смело. Она фантазирует, она пугает Наташу и служанку, а потом еще и идет в одиночку к бане и целуется там с Николаем. В чем тут дело, откуда в тихой и скромной девушке взялся тот "внутренний огонь", который автор на протяжении всего романа приписывает только Наташе? Да не откуда он не взялся, он всегда в ней был, просто раньше она его скрывала, а теперь, в этот романтичный вечер, позволила себе ослабить вечный контроль за собой, позволила себе немного побыть собой-настоящей. Потому что в целом вокруг очень красивая и романтичная обстановка и потому что Наташа должна скоро выйти замуж за богатого князя Андрея, а значит, женитьба Николая на бесприданнице-Соне не будет для его семьи совсем уж страшной "катастрофой". Значит, Соне можно расслабиться - и к тому же, ей очень этого хочется, ей уже страшно надоело годами себя сдерживать. И она расслабляется, проявляя свой настоящий характер. Если бы эта девушка была глупой и бесхитростной, ей бы и в голову не пришло придумывать, что она что-то видела в зеркале. И она ни за что не позволила бы себе такой "неприличный" поступок, как поход ночью к бане с последующими поцелуями. Но она проделала все это, позволила себе быть смелой и проявить фантазию, а значит, это вовсе не глупая и не бесхитростная девушка.
   А потом мать Наташи и Николая узнает, что Николая можно женить на больших деньгах княжны Марьи, и в жизни Сони наступает кульминация. Старшая Наталья Ростова вызывает приемную дочь к себе и чуть ли не под пытками заставляет ее пообещать, что она напишет Николаю письмо, в котором скажет, что освобождает его от обещания на ней жениться. Что же делает Соня после этого разговора? Она идет к себе с твердым намерением не просто не освобождать Николая от обещания, а с намерением еще крепче привязать его к себе. Откуда у наивной простушки могла возникнуть такая мысль? У простушки ее быть не могло, а вот у умной и расчетливой девушки - запросто. Соня в тот момент понимает, что изображать покорную и благодарную дальше уже нельзя - это больше не работает, ее приемная мать полностью поглощена идеей женить сына по расчету и ради денег Марьи пожертвует не то что приемной дочерью, а всеми оставшимися у нее родными детьми. Значит, Соне надо менять тактику. Надо окончательно привязать к себе любимого человека - что она и собирается сделать. И что у нее, скорее всего, получилось бы, так как Николай, при всех его недостатках, все же не способен нарушить данное слово.
   Но дальше Соня допускает один-единственный просчет, ставший для нее роковым. Она узнает, что Наташа вроде как помирилась с князем Андреем Болконским, встретив его среди раненых, которым она заставила свою мать помочь - единственный бескорыстный поступок этой крайне эгоистичной, полностью зацикленной на себе и своих низменных желаниях девушки. Соня понимает, что если они поженятся, брат Наташи не сможет жениться на сестре Андрея - в те годы из правила "духовного родства" не делалось никаких исключений. И она оказывается перед выбором: все-таки привязать к себе Николая письмом и точно выйти за него замуж, но нажить себе злейшего врага в лице приемной матери или освободить Николая от слова, снова заслужить милость старшей Ростовой и дождаться, пока Наташа и Андрей поженятся, после чего Николаю останется только вернуться к ней. Соня выбирает второе, и если бы Болконский выжил, она бы выиграла. Ее расчет был верен во всем, кроме одного: она не учла, что он может умереть. Видимо, Соня надеялась, что он выживет - ведь она очень хорошо к нему относилась, так что, наверное, ей просто не хотелось представлять себе, что он может умереть. Очень символично: свою единственную ошибку эта умная и расчетливая девушка допускает из-за своей доброты, из-за бескорыстного хорошего отношения к достойному человеку. В этом эпизоде характер Сони Ростовой раскрывается еще глубже: оказывается, что она не только умный и расчетливый, но еще и добрый человек. Точнее, в первую очередь добрый, а потом уже умный и расчетливый.
   Ну а после того, как князь Андрей умирает, а освобожденный от данного ей слова Николай женится на его сестре, Соне уже ничего другого не остается, как продолжать играть роль глуповатой верной влюбленной. Она могла, конечно, уйти от Ростовых, но девушке, не имеющей ни денег, ни покровителей, по-прежнему было бы крайне сложно зарабатывать на жизнь, а кроме того, в этом случае она вообще осталась бы в полном одиночестве, лишилась бы всех близких людей, оказалась бы никому не нужна. А оставшись с Ростовыми, она, по крайней мере, будет рядом с любимым человеком и с пусть дальними и не любящими ее, но все-таки родственниками. И Соня вновь выбирает то, что ей более выгодно: остаться с теми, кому она хотя бы немного, но нужна. И одновременно это еще и выбор доброго человека, в котором осталось огромное количество не растраченной любви: она выбирает и дальше жить с Ростовыми, чтобы заботиться о будущих детях Николая и Марьи, а также Пьера и Наташи.
   И возможно, позже, когда Пьера сошлют в Сибирь и Наташа уедет за ним "портить ему каторгу", а детей оставит Николаю и Марье, Соня состоится, как приемная мать для ее детей - потому что у Марьи с Николаем много своих и они при всем желании не смогут уделять достаточно внимания и своим детям, и племянникам. А Соня, которую Наташа предает, обозвав "пустоцветом", как будто она специально отказалась иметь детей, сможет стать главным значимым взрослым для ее дочерей и сына.
   И в любом случае, в старости, на пороге вечности этой героине, наверное, не о чем будет сожалеть - разве что, о каких-нибудь незначительных проступках, которые бывают у каждого человека. В глобальных же вещах она останется безупречной: сохранившей верность любимому мужчине, сохранившей любовь к нему и перенесшей эту любовь на его детей и племянников, ни в чем не изменившей себе, никого не предавшей. Прожившей обычную, нормальную жизнь умного, доброго и порядочного человека.
  

СПб, 2018


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Д.Маш "Совсем не ангел"(Любовное фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) Б.Батыршин "Московский Лес "(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Д.Хэнс "Хроники Альдоса"(Антиутопия) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"