Есть у нас один род войск - хлопотный и аварийный. Флот. На общем фоне советских родов войск - он даже выделяется!
Турки во времена Ушакова и Нахимова, возможно, последними испытали на себе силу русского флота. Как-то всё нам не везло - 'Крымская война', в которую первый раз сдали Севастополь, разгром в войне с Японией, 1-я Мировая война и затем 'Гражданская' всемерно ослабили русский флот. Успехов было мало, потерь много; Балтийский и Черноморский обычно затопляли сами. В 'Гражданскую' со всех сторон участвовало около 2 тысяч кораблей и судов. Большевистский флот лишился 174 боевых и 242 вспомогательных кораблей, в том числе 4 линкоров, 5 крейсеров, 41 эсминца и 21 подводной лодки; небольшое количество кораблей досталось противникам (в ноябре 1921 г. Врангель вывел из Крыма от 120-126-137 до 170 боевых и прочих кораблей). Вообще торговый флот лишился 700 судов, белые угнали 326 - 470 00 брт; погибло 60 - 90 000 брт, 'многие суда пришли в негодность'. На стороне белых приняли участие корабли Франции и Англии. Так на Севере - британские корабли и авиация оказали немалую помощь 'белым': 18.06.19 г. потоплен крейсер 'Олег', в августе 6 британских кораблей атаковали Кронштадт, бомбила его и британская авиация (красных авиаторов было мало), на воде - бой в августе 8 британских ТК и 8 самолётов с авианосца против Кронштадта. Были потоплены с обеих сторон эсминцы и крейсера ('Память Азова', 1888 г.), повреждён линкор 'Андрей Первозванный', англичане потеряли 3 ТК от огня эсминца 'Гавриил', 3 ТК затонули позже от полученных в бою повреждений. Здесь-то и потопили каким-то чудом британский эсминец - единственную крупную цель за сотню лет.
Опоздали мы, сухопутные. К сожалению, не стал исключением и советский флот.
Пышно названный - Рабоче-крестьянский Краснознаменный в годы Великой Отечественной войны он не сыграл предназначенной ему нападающей роли, хотя готовили его задолго и истово. Помните, там служил 'дядя Степа'? Именно слабость флота не позволила Сталину вмешаться в испанскую гражданскую войну - по настоящему. Ошибки повторять не хотели.
По судостроительной 'Программе' РККФ к 1946 г. должен был иметь 15 линкоров, 15 тяжёлых и 28 лёгких крейсеров, 144 эсминца, 336 подводных лодок, несколько тысяч катеров, тральщиков и охотников за подлодками. Предполагалось, что он вполне сможет поспорить с любым флотом. По-перву - с британским; в 30-е годы приоритетной целью стала Япония и с 1931 г. новая техника и строящиеся корабли шли на два флота - Тихоокеанский и Дальневосточный.
Но большевистские амбиции кроме всегдашнего аврального - 'даёшь' ничем не подкреплялись. 'Штурмовщина' и репрессии нанесли значительный урон даже прежним кадрам, пропали в ГУЛАГе специалисты, постреляли морских офицеров и инженеров. Почти не было техники, не хватало стали и оборудования, оставались низкими качество и техдисциплина. Мешали догматизм руководства 'красных директоров' и типичная неуместная 'новизна' - 'кулибины' развелись. А где взяться компетентности, если 'партия сказала надо!'? Подражая европейским странам, заложили несколько линкоров (к уже имевшимся трём), однако недостаток времени и начавшаяся война помешали их спуску. Так же не построили ни одного авианосца. В 1937 г. выпустили новую, скорректированную программу - всё шло на сухопутную армию, поэтому флоту не хватало. Как в Германии, прямо. Но и ту удалось выполнить едва на половину.
Всего перед войной успели ввести в строй 3 линкора, 4 крейсера, 35 эсминцев, 200 подводных лодок и 22 сторожевика. В постройке к началу Великой Отечественной находились 219 кораблей и подводных лодок: 2/3 линкора, готовность которых к концу 1940 г. составила: 19,4% 'Советского Союза', 7% 'Советской Украины' (захвачен немцами, вывезено в Германию 4000 тн стали); к 1941 г. заложены ещё 2 линкора - 'Советская Белоруссия' и 'Советская Россия'; заложенные в ноябре 1939 г. 2 тяжёлых крейсера к 1941 г. имели 12% готовности, гигантские 'Кронштадт' и 'Севастополь' (захвачен немцами, как металл вывезен в Германию) по 38 360 брт; тяжёлый крейсер 'Лютцов' (недостроен), 7 лёгких крейсеров - 5 - 14 100 тонных: 'Чапаев' - 35% готовности, 'Железняков', 'Куйбышев', 'Фрунзе' - меньше, 'Орджоникидзе' и 'Свердлов' - только заложены, все захвачены немцами и вывезены как металл), 8 крейсеров типа 'Киев' не достроены; 45 эсминцев и 91 подводная лодка.
В годы войны работы на большей части из них прекратили, строительство десятков подводных лодок забросили. Зато флот получил сотни других боевых кораблей, таких, как канонерки, охотники за подводными лодками, торпедные, броневые и миномётные катера, малые охотники, сторожевики, катера-тральщики, сетевые заградители, плавучие батареи и т.п.
Соперники у советского флота были серьёзные: британский - опора колониальной империи сотни лет был лучшим в мире; вторым считался французский флот; США и Италия занимали 3 и 4 места, но их быстро догонял флот Японии.
В середине 1941 г. положение выглядело так:
Класс корабля Италия СССР Германия Финляндия Греция Югославия Румыния Болгария
ЛК 6 3 5 -- -- -- -- --
Авианосцы -- -- -- -- -- -- -- --
ТКР 8 4 8/7 -
3 т. и 4 л. 2 1 -- -- --
ЛКР 14 5 -- -- 1 -- --
Эсминцы 62 31* 43 -- 10 4 4 --
Миноносцы 65 19* -- 13 6 3 4
ПЛ 118 156/212/218 146/161 5 5 3 1 --
ТК 73 120/269/287** ~50*** 7 2 8 3 5 (реч.)
Заградители Н.д. Н.д. 14 14 -- -- 1 --
*54-61 лидер и эсминец
**с 1935 по 1943 гг. одного лишь типа 'Г-5' выпущено 327 ед.
***в Германии по 'плану Z' к 1948 г. собирались иметь 68 эсминцев, 90 миноносцев и 75 ТК.
Хотя к начавшейся войне ни один из четырёх советских флотов в комплексе был не готов, он по численности превосходил ВМС всех восточно-европейских стран.
Какое из морей готово было отразить красную армаду? К 22 июня 1941 г. силы противников согласно советским данным располагались:
Балтийское море: финские ВМС - 2 броненосца, 14 канонерок и заградителей, 3 подводные лодки, 20 сторожевых катеров, немцы - 5 подлодок, 2 минных заградителя, 10 тральщиков, 2 плавбазы, 6 торпедных и 10 сторожевых катеров.
Чёрное море: румынские ВМС, итальянцы и немцы - 1 вспомогательный крейсер, 4 эсминца, 7 миноносцев, 2 подлодки, 2 минных заградителя, 22 тральщика, 7 сторожевиков и несколько катеров. В ходе войны передислоцировано: 6 подлодок, 16 ТК, 25 охотников, 23 тральщика, до 50 десантных кораблей и 123 каботажных судна.
Баренцево море: немецкие ВМС - 8 миноносцев, 6 подлодок, 35 сторожевых кораблей и катеров.
Значительные силы находились в советских военных флотилиях, предназначенных для действий на реках и озерах. Понятно, чьих. Кроме боевых кораблей им придавались гражданские суда: грузовые, пассажирские пароходы, боты, плавбазы; сухопутные обеспечивающие подразделения, части ПВО. Во время войны были сформированы десятки частей морской пехоты - бригады, полки, батальоны.
Формировались 10 бригад подводных лодок и речные флотилии. Кстати, о транспортных кораблях и торговых судах никто не упоминает. Может, их и не было? Были - захваченные в Прибалтике и т.п. Многие сгинули.
Флотилии: Дунайская, сформирована дважды - 07.40 и 04.44 гг.; Ладожская сформирована 06.41 г., Ильменская 07.41 г., Беломорская 08.41 г., Онежская дважды, 08.41 и 12.42 гг., Чудская 08.41 г., Азовская дважды - 06.41 и 02.43 гг., Волжская 10.41 г., Днепровская 09.43 г., Каспийская и т.д. Например, Пинская приняла участие в боях с июля по сентябрь 1941 г. Потери понесла в основном на р. Днепр от танков и артиллерии противника. Из 9 мониторов (5 бывших польских) погибли все; из 8 канонёрок - 6 погибли, 1 захвачена немцами; из 10 сторожевиков - погибли 9; погиб единственный минный заградитель; из 13 тральщиков - погибли 7; из 20 бронекатеров (а это был катер с парой башен от Т-34) погиб 1; из 10 речных сторожевых катеров - погибли 5; погибли все - 2 глиссера; из 10 вспомогательных судов - погиб 1 и 2 захвачены немцами; судьба некоторых кораблей неизвестна. Редки воспоминания моряков. О чём?
Перед войной личный состав РККФ достиг 1,5 миллиона человек. На четырёх флотах (КБФ и ЧФ самые крупные) состояли 3 линкора; 9 крейсеров - 4 лёгких 'Киров', 'Максим Горький', 'Ворошилов' и 'Молотов' и из 7 КР 'проекта 68', заложенных в 39-40 гг. до войны вступили в строй 5; 59-66 лидеров и эсминцев, 19-22 сторожевиков, 5 канонерок, 10 мониторов, от 212 до 218 подводных лодок, 26 броневых и от 269-272 до 290 торпедных катеров, 92 сторожевых катера, 77 охотников за подлодками, около 150 тральщиков (62/88 тральщиков в строю), 12 минных и 10 сетевых заградителей.
БЧС флотов на 22.06.41 г. ('Советские надводные корабли в ВОВ'/'skalman')
Класс корабля Северный Балтийский Черноморский Тихоокеанский Всего
ЛК -- 2 1 -- 3
КР -- 2/4 в т.ч. 2 л. эсм. 5/6 -- 7/10
Эсминцы 8 19/21 с 2 л. эсм. 16/18/17 с 3 л. эсм. 14 59*
ПЛ 15 65/69 47/44 91/85 218
СК 7 7/13/30 2 6 22/45
КЛ -- 1/2 4 -- 5
ТК 2/3 48/67 84 135 269
Стор. катера и охотники за ПЛ 15/15 охотников 33 28 19 95
Мониторы -- -- 5 5 10
Минные тральщики 2/3 33/113 22/18 76/68 133**
Минные заградители 1 6 3 8 18
Сетевые заградители -- 2 -- 2 4
БК Н.д. 4/50 22/-- -- 26/50
Самолёты 116 656 625/626 1183 2581***
*разные данные: 54/56/59 лидеров и эсминцев или 59-66 эсминцев, в т.ч. 7 лидеров: 29 проект 7, 18 пр. 7У, 2 пр. 30, 17 'Новик'
**80 тральщиков и 69 катеров-тральщиков. За время войны построено, переоборудовано и получено от союзников 246 тральщиков и 868 катеров-тральщиков. Потери составили 136 тральщиков и 174 катера-тральщика.
***
Флот Истребители Бомбардировщики Разведчики Всего (без ТОФ*)
КБФ 353 172 151 676
ЧФ 346 138 140 624
СФ 49 11 54/56 114/116
Всего 848 321 345 1414/1416
*например, разведчики - 216 + 45 колёсных.
Ю. Горьков показал кол-во самолётов ВМФ в 3678 ед., из них 2773 боевых. Т.е. более половины от БЧС всех Люфтваффе на Восточном фронте! Причём в морской авиации Германии было 177 самолётов. На все фронты и ТВД. Хм, как они сражались...?
Кроме этого 260 береговых батарей - 1074 орудия от 100 до 406-мм и 6 бронепоездов. Представить невозможно такое количество оружия. Впечатляет?
Ещё, например, были малые охотники за подводными лодками: МО2, МО4, ОД-200 - различного водоизмещения (построено в ВОВ 334). Они были вооружены 2х45 или 37 и 25-мм пушками, бомбами, минами. 66 'бронированных охотников' построены в Ленинграде, вооружены 1х45-мм и 1х37-мм пушками, 100 тонные МТ1 и МТ2 с 2х45-мм. Помилуйте, сколько же их нужно?!
Но, как уже заметили по другим родам войск, наличие вооружения и массовость, сами по себе значат мало. Бился советский флот тяжело.
КБФ - эвакуация из Таллинна, Ханко, оборона Ленинграда, десанты в начале и конце войны, действия на транспортных путях противника;
СФ - защита конвоев на северном маршруте Ленд-лиза;
ЧФ - обеспечение десантных (Феодосия и Керчь) и оборонительных (Севастополь, Одесса) операций; флот проворонит немецкую эвакуацию из Крыма в 1944 г.;
ТОФ - сдерживание японских сил (Сунгарийской речной флотилии?), участие в августовской войне против Японии.
И это всё? Увы. Катастрофичное отступление КБФ в 1941 г. закончилось трехлетним отстоем у Ленинграда. Летняя катастрофа следующего года - разгромом ЧФ и бегством его из Крыма на побережье Грузии. А ведь как получилось с Севастополем! Не смотря на огромные привлечённые силы, особенно участие кораблей - Севастополь снова пал, хотя за счёт непрерывных подкреплений и хорошей обороны продержался очень долго; трудно он дался Манштейну. Освободили его весной 44-го быстро - немцы и румыны многократно ступали, но смогли эвакуировать большинство войск и местных жителей - татар.
Краснознамённый Балтийский флот действовал неудачно. С большими жертвами вытесненный из Прибалтики (РККА не оставила ему шансов) к осени 1941 г. он был блокирован у 'колыбели революции'. Потрёпанные, едва боеготовые - 2 линкора, 2 крейсера, 11 лидеров и эсминцев, 14 сторожевиков, 42 ПЛ, 331 малый боевой корабль и катер. Однако береговые и морские батареи насчитывали четыре сотни орудий крупного калибра, морская авиация - сотни самолётов.
Как и в 1-ю Мировую немцы и финны заминировали Финский залив, и советский флот практически не оперировал в Балтийском море, потеряв большое количество кораблей и лодок. А мог серьёзно угрожать Финляндии, которая на 90% вела торговлю по морю. Так, в 1942 г. по Балтийскому морю около 4000 судов было отправлено в Финляндию или из неё (финны ежегодно поставляли немцам около 100 000 тонн никеля, медь, лес, бумагу, целлюлозу для пороха, а получали оружие, машины и сырьё) и 6000 судов прошли в Германию - потеряно всего 29-30. Нейтральная Швеция поставляла десятки миллионов тонн железной руды (треть импорта рейха); много грузов шло из Норвегии, которую немцы превратили в мощный бастион. В 1943-м наши через немецко-финские заграждения на Балтике так и не смогли прорваться, несмотря на более 2500 самолётовылетов авиации и смертельные попытки.
На участке Северного флота главную опасность представляли германские подводные лодки. И Люфтваффе делали, что могли - в марте-июле 1942 г. в течение ежедневных налётов, доводя их до 20 в день, сильно разрушили город и порт Мурманск, чуть ли не 'уцелел один склад, но был повреждён'. Грузы не поступали с июля до ноября, в том числе союзники отказались отправлять конвои из-за угрозы от немецких подлодок, разгромивших несколько караванов, одним из которых стал печально известный 'PQ-17'. Из 36 судов он потерял 23-24 и вместе с ними 430 танков, 210 самолётов, 3350 автомашин, 99 316 тонн грузов, причём ценой потери всего 5 самолётов Люфтваффе. Предыдущий 'PQ-16' потерял из 94 судов 6 или 7: 147 танков, 77 самолётов, 700 автомашин, 32 400 тонн грузов; следующий 'PQ-18' лишился 13 судов из 40: 126 танков, 38 самолётов, 85 автомашин...
Это были несомненные успехи немцев, но англичане могли себе позволить лишиться десятка-двух судов, к тому же часто не своих и с грузами, взятыми в долг. А если бы поход 'Тирпица' удался, а он мог разгромить целую эскадру, у королевского флота могло не оказаться возможности сопровождать конвои в дальнейшем, а ценность крейсеров и эсминцев не равнялась торговым судам. В перспективе англичане выиграли - авиация добила таки 'Тирпиц', а подлодки Деница не смогли помешать конвоям в одиночку.
В Кригсмарине были настоящие асы, вот некоторые из них:
Капитан Период службы Потоплено судов Тоннаж, брт
В. Лют 18.01.40 - 12.08.43 47 225 756
Г. Лассен 27.03.42 - 11.03.43 27 160 348
В. Генк 12.09.42 - 24.12.43 25 157 064
К. Эммерманн 12.09.42 - 24.12.43 26 152 778
Р. Гюзе 27.03.41 - 05.08.43 25 146 815
И. Мор 20.09.41 - 02.04.43 30 143 005
А. Корнелиус Пининг 22.02.42 - 24.10.43 26 140 449
В. Хартманн 08.10.39 - 01.08.43 27 120 300
Г. Витте 21.05.42 - 28.03.43 23 119 684
В. Ролльман 07.09.39 - 02.11.43 25 103 821
Но если, вот так, разобраться, топили-то гражданские суда, пусть и вооружённые...
Впечатляющие успехи германских подводников весьма подпортили репутацию флотам их противников, но, уничтожая лишь несколько процентов от объёма перевозок, войну выиграть было нельзя.
А у нас? Как правило, большинство лодок совершали от 1 до 4-8 безрезультатных походов и гибли, часто на своих же минах. Символ есть - Маринеску. Да, его успехи несомненен, но общий фон и придаваемое значение - по-советски.
Боялись выпускать! Я в шоке - из-за угрозы от немецких штурмовиков Черноморский флот не препятствовал немецкой эвакуации из Крыма. Много примеров. А сколько операций проведено, едва удачных и стоивших рек крови!?
Уже со 2-й пятилетки подводные лодки были приоритетом в строительстве - флот к концу 1938 г. должен был иметь их 369. Первую лодку заложили в Ленинграде 05.03.27 г. и начиная с 30-х годов флот получил их в достаточном количестве. Правда, боевые характеристики оставляли желать лучшего, особенно подготовка экипажей и обустройство ТВД (Северный флот).
Боевое применение
Серия, лодка Дата гибели Причина Флот Походы Результаты