Мирошниченко Виктория Константиновна : другие произведения.

Самые ранние музыкально-исторические источники и их значение в формировании архетипа музыканта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    без редакции. Цифры в скобках соответствуют страницам книги Евгения Герцмана "Музыкальные древности" 2007 года издания.

   Данный материал является скорее очерком, чем развёрнутой статьёй, так как довольно сложно осветить такую широкую тему в нескольких абзацах.
  Логичнее всего начать, конечно, с Аполлона, но он так или иначе встречается в биографиях каждого мифологического героя и целесообразнее поговорить о нём в конце на основании уже имеющихся сведений.
   Самыми ранними источниками информации о музыке является литература эллинов. Анализ мифов и личностей музыкантов может помочь нам глубже понять идеалы эпохи ренессанса и увидеть откуда ведут своё начало некоторые устоявшиеся идеи и априорные мнения связанные с музыкантами.
   Наиболее ранних упоминаний удостоился мифический персонаж Орфей. По мнению одних ("Суда"), Орфей родился за 11 поколений до троянской войны, которая происходила в 1334-1336 до н.э, и считалось что в столетие проживает три поколения людей. Таким образом деятельность Орфея приходится на первую половину 15 век до н.э. Самая поздняя дата сообщается Геродотом - 9 век до н.э. С его точки зрения он творил позже Гомера и Гесиода. так как амплитуда колебаний во взглядах слишком велика, Суда сближает эти взгляды посредством сообщения о том что Орфей прожил жизнь в несколько поколений. В то время музыка относилась к той возвышенной сфере деятельности, в которой обитала и философия, и поэзия и пророчества. Музыка шла параллельно с мудростью. Следовательно по эллинским понятиям хороший музыкант был априори мудрым.
   "Орфей был сыном музы Каллиопы и речного бога Эагра, потомка знаменитого титана Атланта. Однако Аполлоний Родосский считает что он плод любви той же музы с неким фракийцем Эагром. Кто бы ни был его отец музыкальные способности он унаследовал от свой прекраснозвучной матери. Аполлон, наставник муз, сделал его боговдохновенным, сразу после рождения. Значит с младенчества он был приобщён к важнейшим таинствам муз: пророчеству и врачеванию, поэзии и музыке." (89) Такая разнообразная деятельность, типичная для античности, открывает секрет личности ренессанса, которая не ограничивает себя в одной ипостаси. Таких разносторонне развитых индивидуумов в эпоху ренессанса было не мало, на мой взгляд, ярчайшие из них это знаменитый Леонардо Да Винчи и менее популярная, но не менее даровитая Хильдегард Фон Бинген.
   "Филострат Младший ("картины" 8) описывает картину безымянного художника, на которой были запечатлены древние представления о музыке Орфея: рядом с поющим и играющим Орфеем стоят, замерев, лев, дикй кабан, орёл, волк, заяц, овца. В обычной жизни, где сильный пожирает слабого, их невозможно увидеть вместе. нужна величайшая гармония, унимающая распри, облагораживающая сильных, вносящая согласия в то, что по природе кажется враждебным."(90) Отсюда идут корни к гносеологической цели музыки, которая хорошо понималась во все времена, в частности церковью, и заиграла новыми красками в эпоху ренессанса. Естественно, что Орфей, стремившийся к гармонии, сам был идеалом гармонии с миром - таким образом у последующих поколений музыкантов складывается образ музыканта, который живёт в гармонии с собой и миром, и этот идеал нарушится только в эпоху романтизма.
   Если рассматривать психологический аспект жизни Орфея: то тут тоже многоплановая картина. Орфей должен испытать и счастье и трагедию. Сперва он счастлив в любви, потом теряет свою возлюбленную. Как действует на Орфея несчастье? "Вместе с падением мира наступает и конец самой музыки. Голос молчит, и лира безмолвствует."4 (92) Такая реакция естественна. И не смотря на разный психологический склад людей, типичным считается расцвет творчества в благоприятные годы жизни музыканта. Этот момент в жизни Орфея показательный, он указывает на то что гармония не может быть постоянной, она возникает, пропадает и возвращается преображённой. Таков её сюжет, таким он воплощается в музыкальных формах, таких как ранние трёхчастные. в дальнейшем Орфей превозмогает себя и идёт в царство Аида умилостивить всех своей музыкой. Тут музыка уже показывается как всесильное средство. Конец истории с Эвридикой по мифологической версии, был печальным. Версия со спасением была придумана много позже на потребу публике. "Потеряв Эвридику окончательно он уехал путешествовать, но вернувшись понял что путешествие ему не помогло. он целиком отдаётся своему делу. После посещения царства аида он по другому понимает гармонию, сама гармония открыла ему новые свои грани. всё это явно говорит нам о том, что истинный музыкант должен быть мудр и опытен, без глубокого понимания законов жизни нельзя добиться великой гармонии. музыка орфея рассматривалась ка предтеча мудрости. Музыка Орфея относилась не только к земному бытию, она поднималась и до космологических далей. Орфей создал музыкально-поэтическую рапсодию о начале вселенной и зарождению гармонии. Люди которые слышали её как будто восходили к звёздам." 5 (95-96) Возможно по этому Орфея нарекли ещё и астрологом. Связь музыканта с астрологией прослеживается не единажды, ею интересовались Гайдн, Барток и многие другие. Лукиан в рассказе "Беглые рабы" пишет что философия специально послала Орфея к людям "что бы он заворожил их своей музыкой и воздействовал на них её силой" - опять же музыка рассматривается с точки зрения гносеологической функции, образ музыканта прочно срастается с функцией миссионера. Показательна, так же, с точки зрения понимания гармонии земного бытия, легенда о смерти Орфея. разные версии его смерти сохраняют остов, в котором говорится что его тело разорвали после вакхической ночи. По одной версии это месть Диониса , за то что он служил только Апполону а Диониса не признавал. По другой его растерзали вакханки. В любом случае трагичная смерть Орфея связана с его человеческой сущностью, которая не может не тяготеть к чему-то одному.
   Следующий наш герой - небезызвестный Лин. "Павсаний (IX 29, 3-9) рассказывает, что на знаменитой горе Геликон, посвящённой Апполону и музам высоко в скале находилась пещера. рядом с ней по словам писателя, стояло изображение некоего Лина. Ежегодно, когда происходило шествие в честь муз и им приносились богатые жертвоприношения, такие же жертвоприношения посвящались и Лину. Лин сын музы Урании и Амфиомара, сына Посейдона. Аполлодор считал что его матерью была Каллиопа, а отцом был либо речной бог Эагр либо даже сам Аполлон. Вергилий так же был склонен считать Аполлона отцом Лина." (99-100) Из этого статистическим методом мы можем выявить некоторую традицию считать музыкантов скорее продолжателем аполлонийской традиции. Дионисийское в музыке мы можем отнести ко вторичным явлениям. Павсаний так же пишет что Лин был создателем замечательной музыки, это говорит нам о том, что если Орфей был импровизатором, который скорее аккомпанировал своему пению, то Лин был слагателем музыки, то есть композитором. Уже во втором поколении мифологических музыкантов мы видим сформированое отношение к произведению. "В трактате Псевдо-Плутарха сообщается, что Лин был создателем тренов - жалобных и скорбных песнопений. Эта историческая традиция прослеживается у многих историков. "По свидетельству Павсания, некто Панф создал песнь о Лине, в которой назвал его Ойтолином (от греч. судьба, несчастье, смерть). Эта песня получила широкое распространение а её припев, называющийся Ойтолинос превратился в более краткий Айлинос. В таком виде он стал появляться часто в и в других песнопениях не связанных с образом Лина, но тоже скорбных и жалобных. Так поступали, например, знаменитые греческие трагики, включавшие айлинос в самых драматических сюжетных ситуациях ( Эсхил "Агамемнон", Софокл "Аякс"). Однако песня Лина не всегда была подобна плачу, согласно Гесиоду "линос" означает песнь урожая и эта песнь часто распевалась во время праздников в честь плодородия. Но это связано уже с параллельной легендой о Литиерсе, которая по созвучию имени переплелась с историей о Лине." 7 (100) Так же по некоторым источникам он являлся создателем трёхструнной лиры, по другим он добавил четвёртую струну - "лиханос". Все музыканты так или иначе участвовали в усовершенствовании инструмента, это мы увидим и в истории следующих музыкантов. С одной стороны это можно понимать как общечеловеческое стремление к контролю, и приписывание кому бы то ни было таинственное усовершенствование инструмента, с другой стороны это говорит нам о том, что в античном понимании музыкант должен был знать устройство своего инструмента и усовершенствовать его по своему усмотрению. В последующих веках мы видим более чёткое разграничение на музыкантов и мастеров.
   "...информация о Лине вращается, так же как и в случае с Орфеем вокруг лиры. В связи с этим есть смысл обратить внимание на то, что само греческое слово (линон) обозначает лён. Известно, что в архаичные времена струны делались из льна." (100) Поллукс позже даёт характеристику струнным инструментам и приводит ещё несколько материалов, популярных в древности, это неврон - сухожилие, хордэ - кишка, митос - нить, но все эти материалы вторичны. происхождение имени Лин от Линон показывает, что образ музыканта тесно связан именно с инструментальным исполнительством.
   Павсаний утверждает что Лина убил Апполон, не терпящий конкуренции в искусстве. Аполлодор даёт другую версию смерти Лина. По его словам он кроме музицирования занимался так же и педагогикой. Это опять же говорит нам об универсальности музыканта. Что касается смерти: среди его учеников оказался Геракл: тот самый сын Зевса и Алкмены. Однажды, Лин, доведённый до отчаяния бездарностью Геракла, повысил на него голос. Разгневанный ученик ударил своего учителя кифарой и тот скончался на месте.
   Далее, хронологически, следует рассмотреть историю Фамира. Фамир был сыном апполоновского жреца Филламона и Агриопы, у Диодора Сицилийского существуют упоминания что он был учеником Лина, кое-где даже есть упоминания о том, что он был внуком Орфея. У Псевдо-Плутарха есть одно зафиксированное свидетельство о том, что Фамир создал произведение о борьбе титанов против богов. Как инструменталист он известен тем, что добавил добавил к лире струну называвшуюся Паргипатой (то есть расположенную рядом с низкозвучащей струной - гипатой). Мифический Фамир это не только образ кифарода, но и кифариста. Так Плиний старший сообщает, что Фамир первый играл на кифаре без пения. Следовательно Фамир - первый мифологический инструменталист. Существует такая история связанная с Фамиром, суть которой такова: Фамир возгордившись сказал что смог бы соревноваться с самими музами, и за такую дерзость музы ослепили его. Такой мотив встречается в мифологии довольно часто, это говорит нам о том, что то, что мы сейчас называем "звёздной болезнь" известно ещё с античных времён и, по видимому, встречалась у многих музыкантов, если ей наделяли даже мифологических героев, причём не одного а нескольких. Судя по источникам, трагическая судьба Фамира не вызывала ни у кого сострадания. Более того, у некоторых авторов он ассоциировался с неким самоуверенным нахалом, переоценивающим свои профессиональные возможности. На такой позиции стоял Лукиан, писавший что "Нужно быть настоящим Фамиром, что бы соперничать в песне с музами, от коих и научился петь".
   Не менее интересен такой герой как Амфион. опустим биографические детали, рассмотрим самую известную и важную для нашего предмета историю. Когда он с его могучим братом строили город, Амфион заставлял передвигаться камни своей игрой. Если предположить объективные причины этого сказания, то скорее всего окажется что под звуки его музыки работники с большей лёгкостью работали. Это даёт нам повод думать, что, во-первых в этом мифе отражена сила музыки как таковая, её всевластие, во-вторых, в нём отразились предания о музыкантах, чьё творчество было посвящено трудовой песне. Таким образом Амфион, четвёртый по значимости мифологический герой, уже занимается так называемой прикладной музыкой. Хотя и Орфей в своё время воспользовался музыкой как орудием, что бы проникнуть в царство Аида, но в этом частном случае мы вряд ли сможем сказать что она выполняла прикладную функцию, скорее она была орудием, признаком власти и силы. Образом Амфиона вдохновлялся Онеггер. *** Балерина просила написать для неё музыку, где она могла бы исполнить синтетическую роль. В Амфионе Онеггера была большая пластическая партия где она читала за всех героев.
   Далее рассмотрим уже не мифологического а реального музыканта - Гиагниса. "Сообщение о Гиагнисе есть в документе, под названием "Паросский мрамор" или Паросская хроника. Этот документ обнаружен в 16 веке, по мнению учёных она создана в Афинах приблизительно в 3м веке до н.э. На 19й строке этого мраморного документа выбито:
  фригиец Гиагнис сыграл на авлосе в
  келенах и первый сыграл гармонию, называемую
  по фригийски, а так же другие номы в честь
  матери богов Кибелы, Диониса и Пана
   Таким образом, первые произведения, созданые и исполненые на авлосе, прозвучали в малой азии, в главном городе Фригии. Гиагнис первый живой, не мифологический музыкант." (111-112) Интересно, что в дальнейшем эллины начинали отсчёт музыкально-исторического времени от Гиагниса, не беря во внимание вокально-хоровую музыку, которая была первой формой художественно-звукового опыта. Но в античные времена рассуждали иначе: пение как таковое доступно всем оно может быть лучше или хуже, но само по себе не является результатом профессионального мастерства. Как мы видим иногда, до сих пор прослеживается тенденция так считать. вспомним что древнейшие аэды были певцами, аккомпанировавшими себе на инструменте, пение акапелла отсутствовало в их репертуаре. В Ветхом завете так же указывается "первый музыкант" - Иувал: "Отец всех играющих на Кинноре и угаве" (Бытие 4, 21), киннора и угава - древнеиудейские инструменты отдалённо напоминающие античные лиру и авлос. "Гиагнис не только начинает античную историю музыки но и открывает знаменитую триаду фригийских музыкантов, прославивших её. Как говорится в трактате Псевдо-Плутарха: "Гиагнис был первым авлетом, затем (шёл) его сын Марсий, а затем - Олимп." (115)
   Далее рассмотрим Марсия. Так как в античные времена миф часто переплетался с реальностью, в данном случае тоже есть подобный парадокс. Если Гиагнис был совершенно реальной фигурой, то история Марсия очень мифологичная. Марсий тоже был авлетом. Первая история о нём гласит будто бы он подобрал авлос, выкинутый раздосадованой Афиной и усовершенствовал его что бы щёки не раздувались, так же ему приписывали первые разновидности флейты паны. вторая интересующая нас история это тот же мотив звёздной болезни что и у Фамира. Марсий вызвался соревноваться с Апполоном. Во всех версиях история выглядит довольно грязной. Аполлон вызвал в жюри муз, а музы, естественно, больше привыкли к музыке Апполона, чем к фригийской музыке авлетиста. По-этому пришлось позвать одного соплеменника Марсия - царя Мидаса. Один человек против девяти муз. В итоге все музы выбрали Аполлона а Мидас высказался за Марсия, за что Апполон наградил его ослинными ушами, а Марсия, за наглость соперничать с самим богом Апполон освежевал на горе. Жестокая история часто находила отклики в сердцах живписцев, в Главном корпусе пушкинского музей можно увидеть картину неизвестного художника который относится к школе Веронезе (конец 16 века), которая живописует процесс освежевания Марсия со всей кровожадностью. Интересно, что на этой картине Марсий изображён в образе Пана. Так, в мифологизированой форме был запечатлён конфликт между эллинской и не эллинской, "варварской" музыкой.
  
   И, наконец, наш главный герой - Аполлон. Согласно Куну, Аполлон, бог света, родился на острове Делос, мать его Латона, гонимая Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном она скиталась по всему свету и наконец укрылась на острове Делос, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только она вступила на Делос, как из морской пучины встали столбы и остановили этот пустынный остров. До рождения Аполлона остров был пустынным, с его рождением разлился свет и всё зацвело. Только родившись Аполлон вознамерился отомстить Пифону.
   Один из главных богов олимпа, он был богом знания, покровителем наук и искусств. Уже в этой формулировке можно заметить не свойственное современному человеку обобщение науки и искусства в одну ипостась, но если рассматривать науку и искусство как знание, то в этом нет никакого парадокса. Можно вспомнить греческое слово Технэ, которое означает искусство. Часто можно услышать как представители технических профессий утверждают что их дело - это искусство. Древние философы усматривали строгую связь математических законов и законов музыки и до сих пор эта теория не потеряла своей актуальности. Законы формы, теория золотого сечения и многое другое опирается на математические законы. Если не говорить о теоретической основе этой взаимосвязи, которую каждый профессиональный музыкант так или иначе изучает, наука и, в частности, математика, может вдохновлять не менее, чем искусство. Мне кажется это важная мысль именно для современного музыканта, который имеет дело с более широким пластом музыки. Во-первых, потому что связь науки и музыки в старинной музыки ещё очень сильна, для корректного исполнения этих произведений требуется достаточный интеллектуальный багаж. Во-вторых, современная академическая музыка часто рефлексирует к старинной (наиболее известные примеры: Шёнберг рефлексирует к Баху, Шаррино и многие другие итальянские композиторы - к добаховской эпохе) и, соответственно, так же сильно тяготеет к структурности (Булез, "Структуры"). Известные для пианистов Вариации Веберна - это одно из первых таких произведений, которое превозносит законы архитектоники. Интересные исследования, связанные с математикой, были так же у Хиндемита и Мессиана. Апогеем структурности могут служить сонаты Булеза или некоторые произведения Штокхаузена. Чувство формы - это довольно сложная проблематика, которая так же имеет отношение к законам архитектоники. Я рассмотрела только одну науку, наиболее, как мне кажется, часто соприкасающуюся с любым искусством. Наверняка при более внимательном рассмотрении можно найти взаимосвязи и с другими точными науками.
   Опуская биографические детали всем известные, рассмотрим характерные черты Аполлона. На мой взгляд наиболее любопытен тот факт, что Аполлон был очень мстителен по отношению к соперникам. В этом, конечно, с одной стороны, отражается уровень самосознания эллинского общества, но с другой стороны не каждый мифологический герой или бог был столь мстителен. Как известно, у Орфея не было подобных стычек с конкурентами. Если стремление оставаться лучшим присуще даже богу, то что говорить об обычных музыкантах? Можно сделать вывод что эта черта, присуща каждому музыканту в той или иной мере, независимо от того признаёмся мы себе в этом или нет. Историки не порицают такое поведение Аполлона, как мне известно Аполлон ни разу не подвергался со стороны писателей укорам за своё жестокое поведение.
   Касаясь эллинской музыкальной истории нельзя не упомянуть ещё об одном явлении как Орфизм - это мистическое учение возникшее в 6 векедо н.э. Учение подчёркивало эзотерический характер что сближает его с Пифагорейством. Орфики верили в воздаяние за гробом (так же есть элементы метемпсихоза) бессмертие человеческой души и разделение души на 2 составляющие - добрую и злую. Орфизм с музыкальной точки зрения интересен только тем, что это направление оставило после себя много орфических гимнов. и поэм, и хотя мы не знаем музыкальную составляющую их, то можем хотя бы увидеть текстуальную и понять что из себя представляло содержание сакральных текстов эллинов.
   Таковы выводы, которые напрашиваются на первый взгляд. Мне хотелось бы нарочно избежать обобщений, дабы сподвигнуть интерес читателя продолжить этот увлекательный поиск себя в образах древних музыканов.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"