Итак, тот самый Остров, о котором я обещал высказаться.
Сразу же оговорюсь, не знаю, что в этом рассказе с опечатками и запятыми, глаза мне ничего не резало (как и в "Антонючке", где другие критики нашли множество ляпов).
Рассказ "Остров" заявлен автором как фантастика. Но ничего фантастического я здесь не вижу, точнее упоминание о фантастике принижает значимость этого произведения и окончательно все запутывает.
Суть рассказа в том, что герой прилетает на остров и поселяется в нем навсегда.
Рассмотрим в начале образ острова. Он здесь существо одушевленное, со своим характером, с настроением, взглядом на жизнь и на своего обитальца.
"Он мне сразу заявил: я - твой. Эти скалы и лагуна - твои и никого больше. Вот тень под пальмами, вот родник в гроте, а вот, возле родника - твой дом. И, неловко смущаясь: я же - исскуственный... У меня под скалами - приливная электростанция, а твоем домике - холодильник, горячий душ и унитаз. А горло лагуны перегорожено сетью, чтобы акулы... Но это ничего. Ведь мы навсегда вместе, правда?"
И вот здесь я не совсем четко понял. С одной стороны остров искусственно созданный, вот только кем и зачем?
"Я почти ничего ему не принес. У меня с собой - только тело и голова. Вернее, половина головы, пространство в мозгу до бетонного забора. Этот барьер в своей голове я построил сам. Вот здесь - свободно. Это место для следующего тайма игры в жизнь. Я постриг здесь газончик, посыпал дорожки. А там, за забором - табу, нельзя, заминировано, радиоактивные осадки. Опасные обломки моего прошлого. Я же сказал: нельзя! Смертельно..."
То есть вроде бы герой привез себя на остров. Его мозг, его разум разделен на две части, одна часть та, где он собирается строить настоящее и будущее - этот остров, в другой части его прошлое, о котором он хочет забыть. То есть получается, что остров в его голове, это, так сказать, оазис души и разума, место, где он собирает все самое лучшее, что есть в нем. Разумеется, человек не состоит только из хорошего, и, не смотря на то, что он хочет все плохое в его жизни оставить за бетонным забором, оно все равно останется частью его жизни.
С другой стороны в рассказе, кроме острова и человека, который, казалось бы, и создал этот остров в своей душе и в своем разуме, есть и другие персонажи. Это и "железная стрекоза", с которой наш герой "забыл даже попрощаться... Что-то вдогонку неразборчиво сквозь шум винтов... Пока....", и которая раз в полгода прилетала и привозила на остров то, что, по сути, отравляло жизнь нашему герою.
Это и "высокие, симпатичные, веселые. Одна - блондинка, а вторая - брюнетка. Не наглые, и свое дело делают очень хорошо.", а затем и еще двое, которые совсем не понравились герою.
Более того: "На стрекозе знали, кого привозить, не зря оплачено на пятьдесят лет вперед...", то есть, указано конкретно, что уплачено за определенный вид услуг, и этот остров не плод воображения, а действительно реальный объект.
Так что же здесь такого фантастического? То, что остров такой есть? Ну искусственность острова, холодильник, горячий душ и унитаз в принципе в данном рассказе не играют особенной роли. Более того, если мы будем акцентировать внимание на таких бытовых мелочах, то получится полный бред! Ну например, меня весьма может заинтересовать вопрос кто чистит эти самые холодильник и унитаз - ведь вертолет прилетает раз в пол года, да и то не садится на остров, а представить себе героя с тряпкой в руках... Все не то, не об этом ведь рассказ!
Помните притчу о том, как Бог предлагает Человеку выбрать свой крест из множества других... тоже назовем фантастикой?
Конечно, фантастика нынче в моде, но не так как фентези! Так давайте называть все произведения фентези! А лучше "фентези-фантастика", вот тогда пупулярность произведению обеспечена!
Ладно, пойдем дальше. Итак, остров вполне реальный объект, а одушевляет его, создает ему настроение сам главный герой.
Наш герой сбежал на остров "все продал к чертям, собрал денег...". Сбежал от семьи, родственников, друзей-компаньонов. Заточил все неприятности за бетонным забором и пообещал себе никогда не вспоминать, но, как говорится, от себя не убежишь, и все беды в жизни начинаются не от того, что окружает человека, а от тех чудовищ, которые водятся у него в душе и в голове.
В начале отношения острова и героя развиваются прекрасно: "Эхх, хорошо! Грудь развернул, руки - к небу, лицом - прямо в морской закат... Давай! С разгону разбрызгиваю лазоревую лагуну! Я - дельфин, я - акула, я - морской еж. Снасти есть, со скал рыба ловится почти без наживки - замечательно! Он заботливо рассматривает меня, внимательно освещает солнцем, иногда качает головой: здорово тебя отделали..."
Первый разлад произошел когда через пол года прилетела железная стрекоза: "Здесь он меня, конечно, не одобрял. Спрятал свою тишину, отвернулся... Хохот и визги при спаривании. Купание в лагуне нагишом. По утрам он только выглядывал из-за пальм, укоризненно показывая волной на пустую "Кока-Колу" в песке..."
По сути, наш герой этим "заказом", девочками, напитками и желанием сигарет, заглянул за бетонный забор, он так и не научился жить без соблазнов цивилизации. "А потом мы опять сидели на песке и смотрели в океан. "Оно тебе надо?" Перекашиваю как-то скептически-умно-виновато брови, морщу лоб: не знаю... Человек все-таки, не камень... Тебе хорошо, ты - каменный. Он поднимается и уходит. "А ты - такой же, как твоя чернота в голове". Обиделся." Нежелание отказаться от всевозможных соблазнов, наш герой объясняет тем, что он живой человек, а ведь как раз наоборот, вся цивилизация это искусственно созданная среда чуждая человеку, который тысячелетиями обходился без всего того, что сейчас нам так необходимо: "И соткалась, сложилась самая грозная тень - я хочу туда. Ломка, как у наркомана. Побитого старого боксера опять потянуло на ринг, мало еще получил зуботычин... А здесь - скучно. Трусливо, подленько, забыл все, что сам себе обещал. Когда прилетает стрекоза?"
Наш герой ссорится не с островом, он ссорится с самим собой - он заболел, заболел и остров. Герой все больше загаживает пространство вокруг себя: "На потолке, на оконном стекле, на моих недоеденных консервах на столе и в темных углах рассыпались клочки прошлого. А на полу - трупики сигарет. Из железной стрекозы, ...упало несколько ящиков яда. А в холодильнике поселились пивные банки. ...теперь здесь больше не пахнет пальмовыми цветами." Загаживая остров, он загаживает свою душу и разум (как и все мы в собственном подъезде).
Но, как и все мы наш герой считает, что все еще можно исправить: "опять начну бегать трусцой по утрам, брошу курить... Вот захочу и брошу, опять загоню пауков за забор. И наведу порядок у себя в домике, повыбрасываю объедки, все эти пивные банки, полные сигаретных бычков" - и все это, как водится с понедельника.
Финал предопределен, наш герой уже больше не вернется к хорошим отношениям с островом, отношения становятся только хуже. От острова, от себя не убежишь: "Из тени пальм на меня смотрит он. Вот почему он не показывался. Он изменялся. Наливался ядом и жестокостью. Под деревьями неотвратимо приготовился к последнему броску огромный чёрный каменный паук. С его лицом. Или с моим?"
Истина стара как мир - не место красит человека, а наоборот. Человек может, как украсить место и время в котором живет, так и изгадить.
Мндя! Чрезмерное цитирование! Но рассказ написан так хорошо, емко и всеобъемлюще, что и анализировать то тут не нужно, нужно читать...
Язык повествования.
Автор не называет никаких имен. Повествование идет от первого лица, а главный герой себя никак не называет. Остров здесь существует в виде местоимения "он". Вертолет - "железная стрекоза", девушки - "двое" и так далее. Во второй раз в этом конкурсе я разбираю произведение, в котором автор повествует, как человек мыслит и чувствует. В данном рассказе это удалось гораздо лучше, чем в том, в другом.
И действительно, в разговоре с самим собой мы ведь не называем начальника "Иван Иванович", достаточно подумать "он", достаточно вспомнить его образ.
В этом рассказе тоже все построено на образном мышлении, на символах. Автор добивается того, что образы и символы понятны для читателя, не возникает никаких напрягов с пониманием.
Образами и символами автор создает настроение - в начале рассказа надежда на новую, счастливую жизнь: "Вот он. Ух, ты! Ого! Не отрывая глаз от него, спускаюсь в лодку. Чувствую на своем лице какую-то идиотски-счастливую улыбку...Нарочно сразу снял свою рубашку и ботинки, развернул грудь и выпрямил для его воздуха горло - входи... Подставил лицо, прищурил блаженно глаза...", остров здесь "заботливый, внимательный", а главный герой дает обещания "всегда с тобой" и "никогда обратно".
Затем начинаются повседневные дела, градус настроения понижается, суетность и мелочность "новой" жизни автор показывает легкими штрихами - белье в стирку, консервы надоели, посадить табак.
Вторжение в эту размеренную жизнь остров встречает "поморщившейся лагуной". Посмотрите как здорово! Конечно, вода и песок пошли кругами от работы винтов вертолета, но здесь же создается и настроение острова, двоих он принял на песок поморщившись.
Настроение острова, главного героя и рассказа сильно падает. В рассказе исчезли радостные и светлые слова, и появились совсем другие - остров "дрожит телом, сгорбился, бродит вымокший, сутуля плечи".
Главный герой все чаще употребляет слово "страх" и "испуг", которые исчезают только тогда, когда он напивается: "Какие тени, какие живые камни? Ну-ка, давай их сюдааа... Ногой по стволу оробевшей пальмы: ссволочь. Все - сволочи" Но даже и здесь пальма "оробевшая", настроение страха сохраняется.
Нарастает агрессивность острова и человека - что-то мохнато копошится во тьме, готовит членистые лапы, пауки вокруг, и методы борьбы с ними человек изобретает варварские: "Утром я взял топор и вырубил все пальмы возле входа в дом. Теперь он не сможет ко мне прийти."
Автор умело вводит нас в мир острова и его обитателя, искусно показывает все оттенки настроения, избегая при этом объяснений и ненужных описаний. Несколько штрихов - и картина готова!
Да, статья получилась сахарная... к чему бы придраться? Ах да!
Уууууу! Автор! Не фантастика это! Проза, притча, философская сказка, трагедия, драма и даже МЕЛОдрама. Все что угодно, но только не фантастика! В наказание встань в угол и стой три часа!