|
|
||
Проблемы ЕГЭ. Не отменять, а усовершенствовать. Не ломать, а строить! Найти истинные причины упадка российского образования: пересмотреть цели образования, содержание образования и т.д. Образование - истинная площадка для инноваций. |
Я - "крыса", сбежавшая ещё в нулевые годы с тонущего корабля российского среднего образования. Но именно на таких "крысах", как я, работающих в различных центрах развития образования, в своё время апробировали первые тесты будущего ЕГЭ, кстати, мы, педагоги с различными званиями и заслугами, порой показывали верх неграмотности. Но не будем о грустном! Ещё тогда многие из нас поняли, что как-то не в ту сторону мысль высоколобая идёт. Тех, кто "на земле", не спросили. А зря.
Ведь одновременно с внедрением ЕГЭ в школы пошла программа информатизации. Даже сельская глубинка получила компьютеры, прошло обучение педагогических кадров.
И что же? 2011 год - тесты ЕГЭ на бумажном носителе! И уж тут, как ни подменить, как ни "накоррупционироваться" вдоволь! Да, что вы хотите, слаб человек, педагог он или сантехник, какая разница?
А вот если бы кто-нибудь обратил внимание, как сдаются экзамены в виде тестов в дополнительном профессиональном образовании, например, при подготовке руководителей и специалистов в области промышленной безопасности? Там давно официально приняты компьютерные программы по направлениям обучения. Садится какой-нибудь инженер за компьютер, получает авторизацию и в присутствии строгого инспектора из Ростехнадзора, которому в принципе всё равно, какую должность данный человек занимает, и кто его покровители, бодро и спокойно вносит ответы в программу, получает распечатку и сразу понятно: сдал - не сдал. Спорить нет смысла. Конечно, и в данной сфере возможно многое: и подмена одного сдающего другим, и "благостное" отношение инспектора, и подтасовки какие-либо. Но это не система: это ж какие деньги нужно заплатить, чтобы руководитель учебного центра ежедневно рисковал в тюрьму сесть! Ну, рискуют, конечно, что обманывать, но вопрос о коррупции, как в случаях с ЕГЭ, ставить было бы непрофессионально.
Так кто нам мешает внедрить систему компьютерного тестирования в среднем образовании? Кто не даёт адаптировать технологию, расширить её возможностями использования Интернета, фотографировать сдающего, застраховав тем самым экзамен от подлогов. Да много ещё мыслей в голове, почему эти мысли не появились у разработчиков системы ЕГЭ?
Догадаться не трудно! Глаза мои открылись после встречи выпускников университета через 35 лет после выпуска. Мы как-то разошлись по жизни. Одни закрепились в науке, и порой не имея ни дня практики, ваяют учебники, сеют, что могут, среди студентов. Они-то и создают продукт, подобный ЕГЭ. Другие же, поработав в школе, закостенели в рутине, их уже не сдвинуть, не убедить. Они слепо выполняют распоряжения. А третьи, как я, вовремя сбежали, освоили другие специальности, жизненный опыт приобрели в различных сферах, но педагогику не забыли, и свои мечты тоже. Вот бы сейчас нам, "крысам", иметь хоть маленькую возможность сказать своё слово, да кто нас послушает! А ведь "большое видится на расстоянии".
Но что я всё об ЕГЭ, да ЕГЭ! Дело-то не в нём. На мой взгляд, пока мы, общество, не поймём, какой результат мы хотели бы видеть на выходе из школы, разницы не будет: ЕГЭ - не ЕГЭ. Сейчас мы получаем "мыльный пузырь", нашпигованный массой ни к чему не применимых знаний. Выпускник раздут до безобразия, но что он умеет? Да, он может ответить на вопросы тестов по русскому языку на "отлично", а речь, хотя бы 5-минутную он способен без бумажки произнести, он умеет спорить, выстраивать диалог, сочинять небольшие тексты....? Он умеет говорить? Так зачем ему читать Достоевского наискосок? Что он там, с его жизненным опытом, поймёт? А "Войну и мир"? Да вы вообще подумайте, что читают наши школьники, какие произведения они изучают, зачем?
Так что ЕГЭ ни при чём, пока мы оцениваем знания. Да ещё те знания, которые морально устарели!
Давайте начнём сначала. Построим Модель выпускника с запасом лет этак двадцать. Помечтаем, попрогнозируем. Какие специалисты будут нужны, кого учить и зачем? Внимательно ещё раз изучим содержание образования с поправкой на потребности общества, но и личности, конечно, чтобы крылья не обрубить.
Если такие разговоры в сфере нашего образования начнутся, то, наверно, и мы, "крысы", в стороне не останемся. Обращайтесь, поможем!
А ЕГЭ надо оставить, но работать и ещё раз работать...
Размышления бывшей педагогической "крысы" о проблемах ЕГЭ
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"