Джен : другие произведения.

Заметки о литературе (ноябрь-декабрь 2004 г.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новый роман Лукьяненко, литература и Живой Журнал, структура романов, Альфредо Конде, проблемы издания нежанровой прозы, Агота Криcтоф, Дэвид Браун, Бернард Корнуэлл, романы как программное обеспечение, вирусный роман, проблемы популярности, Бог и дьявол в современном романе, Эрленд Лу, Бегбедер, новая искренность, русский христианский роман, писатель и образование.

  в новом романе Лукьяненко (который все-таки начал вывешиваться, однако, автор признает, что большая часть текста была написана весной, а не за эту неделю, как он сам себе и всем обещал) пока радует то, что нет нагнетания той лирической мути, характерной для Дозоров и каких-то других его романов на русскую тематику. Но, может, еще и будет. Лукьяненко, по-моему, относится к тем авторам, чьи романы начинаются увлекательно, а потом наступает какое-то пережевывание заявленных в начале идей (вместо развития). Посмотрим, как он справится в этот раз.
  
  (хотя читаю и думаю: неужели интересно такую бытовуху писать?)
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/767690.html
  
  .
  
  и как всегда Лукьяненко оставляет впечатление, что такую многообещающую идею (в новом речь идет о вытеснении человека из жизни) можно было воплотить намного более удачным образом. В том числе и художественным.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/767921.html
  
  .
  
  еще, похоже, слабость Лукьяненко в том, что, вместо того, чтоб описывать ситуации, он описывает размышления и диалоги по поводу одной-единственной ситуации.
  
  если бы роман про вытеснение человека из жизни писала я, то довела бы героя до совсем экстремального состояния, когда бы он уже не мог бегать по друзьям и родителям. И все ведь можно решить гораздо проще, т.е. без фантастики: в городе, в обществе герой нарывается на сплошные обломы. Тут и варианты выхода могут быть весьма интересными, если не сказать актуальными. Фактически, экзистенциальный роман. Вот у Макса Фриша есть "Штиллер" когда героя упорно принимают за другого человека, и это сильно. А вот когда героя вообще не принимают - как бы это могло быть?..
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/768015.html
  
  .
  
  "Фантасты в чудеса верят еще меньше, чем проститутки в любовь. Это я так подумал, когда пришли к Мельникову. Вот только проститутки - они в любовь верят. Тихонечко, никому не говоря, но верят. Мечтают, что есть что-то кроме потных толстых мужиков, которым требуется секс за деньги. Мечтают и боятся в это поверить. Так и Мельников твой... ему на самом-то деле хочется, чтобы все это было - чудеса, инопланетяне, параллельные миры. Чтобы это было не только оберткой для конфеты, а самой конфетой... разноцветным монпансье в коробочке. Но он боится поверить! Ему куда проще себя убедить, что я - аферист или псих. Тяпнет водочки под котлеты, почешет в затылке и пойдет писать про коварных пришельцев".
  
  вот точно, создается впечатление, что автор сам про себя и пишет. Не экстремальная ситуация у него получается, а игра какая-то. Не без нервов, но мелковато. Пейнтбол вместо войны.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/768258.html
  
  .
  
  а вот Пелевин пишет так, точно единственное, что его увлекает в романе - это перетрах волка с лисой.
  
  зачем туда надо было вставлять в таком занудном изложении русскую идею, я не понимаю.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/768796.html
  
  .
  
  попытка писать "реалистично" - согласно представлениям о том, "как бывает" - успешно приводит к авторской, а затем и к читательской скуке.
  
  то есть, скучен автор тот, который старается копировать окружающую действительность, вместо того, чтобы правдоподобно создавать свою.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/769102.html
  
  .
  
  фантастические сюжеты об общественных или человеческих взаимоотношениях плохи тем, что это самый простой способ эти взаимоотношения передать. Так что, если автор взялся за роман такого типа, то он может быть уверен, что идея уже воплощена в каком-нибудь ярком голливудском фильме.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/769300.html
  
  .
  
  сегодня в 19.15 по Культуре программа Разночтения - о совр.литературе.
  
  обещали показать Геласимова и поговорить о литературе и интернете.
  
  я бы на их месте рассказала о ЖЖ как благодатной почве для зарождения новой литературной традиции; о форуме "Эксмо" как системе обучения по теме "как написать и - главное - издать плохую книгу"; о платных сборниках как о бесстрессовой альтернативе коммерческой книгоиздательской системе; и о том, как КМ.ру обманывает наивных писателей и читателей, обещая первым деньги, а вторым подсовывая за деньги то, что можно получить бесплатно.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/770809.html
  
  .
  
  вся правда о современном литературном процессе.
  
  цитата:
  
  "Читателей гораздо меньше чем кажется, а писателей гораздо больше, так что в итоге их оказывается почти одинаково, и есть все основания предположить что это одни и те же люди.
  
  Но раз так, статусы "писателя" и "читателя" - не более чем статусы власти и подчинения. Удешевление книгоиздания, особенно малотиражного, благодаря компьютерным технологиям и ризографии вкупе с упразднением цензурных ограничений нанесло по этим статусам ощутимый удар. Легитимизация писательских амбиций стоит по нынешним временам совсем недорого, если же автора удовлетворяет электронная форма публикации - его расходы и вовсе сводятся к нулю. Литературный Интернет объединяет писателей, читатель там существо случайное, чужое и лишнее. Более того, публичный литературный сайт имманентно демократичен. Все авторы, независимо от уважаемости, получают одинаковый интерфейс, восприятие текста не зависит от цветастости обложки и профессионализма художника-оформителя".
  
  то же самое подтверждает современная книгоиздательская система, которая готова печатать всех подряд, лишь бы они соответствовали определенным несложным правилам (возникшим из представления издателей о том, какой текст можно продать, как-то: не менее 400 тыс.знаков, отчетливая жанровая принадлежность и умеренная грамотность).
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/771523.html
  
  .
  
  "Человек-волк" Альфредо Конде - продолжение темы "Американского психопата" в другом антураже.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/772112.html
  
  .
  
  когда я читаю современные русские романы, то вижу проблемы русской литературы; когда читаю зарубежные - вижу метод.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/772517.html
  
  .
  
  как оказалось, в большинстве зарубежных (нежанровых) современных романов, которые я читала в последнее время, есть убийства. А там где нет убийств - есть предательство.
  
  (специально не выбираю, скачиваю все, что появляется, а потом смотрю по стилю - буду читать или нет)
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/772677.html
  
  .
  
  у Конде довольно плотный текст, отягощенный еще и стилизацией, но тем не менее он держит читателя обещанием какой-то разгадки, инсайта. И вот оно действительно наступает. Это та ситуация, когда судебный процесс (внешний сюжет) является на самом деле процессом поиска жизненно важной истины. А именно - в случае Конде - перед героями встает выбор: руководствовался ли человек-волк в своих поступках стремлением к наживе, или действовал так, потому что он сказочное существо, оборотень. Объяснять ли все рациональным образом или все-таки верить в чудо? Мне осталось 14 страниц.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/772895.html
  
  .
  
  кстати, символично, что у Пелевина оборотни низводят себя до обычных людей, притворяясь, а у Конде - обычный человек делает из себя оборотня.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/773183.html
  
  .
  
  современные русские писатели либо харизматичные и неумелые (соответственно, одних они восхищают, а других возмущают), либо бледные мастера слова (близкие их любят, остальные не замечают). Харизматичный и умелый, наверное, один Акунин. Я бы еще Сорокина к таким причислила, когда б не его последний.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/773523.html
  
  .
  
  больше всего я люблю романы, в которых символика никак не расшифровывается - просто есть последовательность событий, приключение. И вдруг случается озарение, роман обретает объем... но автор так и не говорит, правильно ли угадал читатель, или это всего лишь домыслы.
  
  в сущности, именно так устроены мифы.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/774282.html
  
  .
  
  получается, если издательства требуют от авторов четкой жанровой принадлежности, а символическая многослойность присуща только нежанровым произведениям, где автор может не только соединять внешнюю жизнь и внутреннюю, но и писать одно, а подразумевать другое, - то тем самым закрывают серьезной литературе путь в книжки.
  
  чему великолепно помогает ориентация книжного бизнеса на серии, с тем учетом, что внятная серия делается только на основе понятного массам жанра.
  
  система, при которой автор с помощью массово распространяемых толстых журналов делал себе имя, а потом его спокойно можно было выпускать большим тиражом вне всяких серий, по сравнению с этой мне кажется просто прекрасной.
  
  интересно понять, как зарубежным издательствам удается массово продвигать нежанровую прозу?.. может, они могут это делать потому, что западные читатели в своей массе образованнее, чем русские, и готовы воспринимать довольно сложные рецензии в прессе как руководство к покупке книги? Или, скажем, там есть мода на сложность, развитая система определений, на которые принято реагировать. У нас же продвиженцы, похоже, сложнее определения "культовый" не знают ничего. А те, кто знает, занимаются не пиаром, а разгромной критикой.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/775046.html
  
  .
  
  Идеальный современный роман - это "Последнее танго в Париже" Роберта Элли, который читается на одном дыхании и, помимо последовательности событий, известных по одноименному фильму, содержит некоторое количество рассуждений о форматах человеческих отношений, телесности и иллюзорности, реальности и анонимности. Но к такому роману уже ничего не добавишь, он не оставляет пространства для диалога и воспринимается просто как эстетический акт. Хотя на самом деле книга была актом коммерческим, писалась по сценарию и вышла одновременно с фильмом.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/775949.html
  
  .
  
  если схема детектива это преступление-расследование-раскрытие или преступление-убегание-торжество (кстати, раз детектив это модель поиска истины, интересно, что во второй модели - более характерной для современности - авторы, получается, выбирают сокрытие истины как можно более совершенным способом: тренд времени), то схемой серьезного романа может быть беда-реакция-трансформация. Изменение героя - это вообще главный признак романа. Получается, лучшим сюжетом для романа с подобной схемой является история ухода в монастырь. Внешняя беда (а не какой-нибудь размытый личностный кризис) придает роману яркость и отчетливость. При этом серьезность такого романа как раз заключена в соотношении внешней беды и внутреннего ее преодоления (которое, опять же для яркости, лучше выразить в поступках). Таким образом, лучшая нежанровая проза основывается на диалоге внешнего и внутреннего (внешнее способствует интересности, а внутреннее - глубине), в то время как проза жанровая целиком сосредоточена на внешнем (мелкие подробности характера героев - не в счет).
  
  то есть, смерть ребенка в жанровом романе является преступлением, подлежащим расследованию, а в нежанровом - поводом для пересмотра героем себя и собственной жизни. Соответственно, финалы жанровых романов предопределены; автор волен выбирать и создавать только в том случае, если пишет нежанровую прозу. Самое сложное тут - не впасть в банальные длинные рассуждения, а суметь передать внутреннее через показательное внешнее.
  
  интересно также, что один и тот же сюжет, в принципе, можно раскрыть жанровым и нежанровым романом: многие фантастические идеи можно воспринять как метафору, и, исходя из этого, строить реально-подобный текст.
  
  аналог жанрового романа в психологии - бихевиоризм, нежанрового - психоанализ (содержащий, между прочим, массу интересных сюжетов вкупе с развитым методом демонстрации внутреннего через внешнее).
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/776278.html
  
  .
  
  "Толстая тетрадь" - текст, который сдвигает сознание. Гиперреализм - от гиперболы. Как фильмы Ларри Кларка.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/777138.html
  
  .
  
  у Нила Стивенсона в "Алмазном веке" потрясающая идея интерактивной книги, которая рассказывает сказки о ее читателе (ребенке) - именно те, которые нужны читателю в настоящий момент.
  
  Интересно - если оставить в стороне момент обучения и психологической поддержки - можно ли это как-то сымитировать доступными сегодня средствами?
  
  Может, игра, в которой каждый участник по очереди придумывает, что происходило с ним и остальными?
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/778109.html
  
  .
  
  искусство - это исследование, а не манифестация, движение, а не утверждение позиций.
  
  путешествие, а не строительство дома. Вот в чем все и.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/781331.html
  
  .
  
  Известность делает человека скучнее. То есть, на самом деле, экстравертированнее. Необходимость постоянно отвечать на внешние запросы не оставляет времени и пространства для самоуглубления. Разве что человек принципиально продолжает цепляться за право внутренних путешествий, но тогда он рискует, что следом за ним, через его индивидуальные ворота, будет рваться толпа, и от этого будет больно (поэтому известные люди бывают злыми). Можно, конечно, закрыть ворота и стой стороны держать, но ведь тогда никуда уже не уйдешь. Поэтому известные люди ограниченнее.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/782037.html
  
  .
  
  существует очень много современных писателей, имена которых я знаю, но которых я никогда не читала и вряд ли буду. Пробовала, и поняла, что не хочется. Тут же забыла, как оно.
  
  наверное, это тренд.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/782271.html
  
  .
  
  я все думаю, почему меня, так сказать, не удовлетворяют жестокости в текстах. Вроде бы это правдиво и сильно. Вроде бы это соответствует современному мироощущению. И практика показывает, что это читателя пробивает. Но почему-то "Пианистка" выглядит смешной по сравнению с "Последним танго в Париже", хотя, по сути, один и тот же сюжет. И "Детки" вызывают усмешку рядом с "Мечтателями". А "Бойцовский клуб" с "Фаустом" сравнивать вообще бессмысленно, хотя и тут сюжет очень близкий.
  
  "Толстая тетрадь" начала меня разочаровывать, когда героиня соблазнила пса. Офицер-педофил-мазохист уже не впечатлил. От финала, где близнецы провоцируют своего отца подорваться на мине, чтобы пройти самим, осталось тяжелое ощущение, но - ничего особенного.
  
  Наверное, все потому, что авторы утверждают, будто самое страшное, что может сделать человек - это разрушение тела: своего ли, чужого ли. А для меня это выглядит как-то обыденно. Конечно, в таких текстах предполагается соответствующий душевный процесс, но его не видно. Ходят мертвецы и убивают таких же мертвецов. Иногда страшно, но несерьезно.
  
  По-настоящему страшно, когда заметно, что герой - живой человек.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/782422.html
  
  .
  
  некоторые писатели относятся к себе примерно так же, как иные мамочки к собственным детям: они кажутся себе особенными и считают, будто заслуживают особенного внимания со стороны всех, всех. Увы.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/783032.html
  
  .
  
  Курицын пытается делать бестселлеры из серьезной прозы.
  
  Сюжеты:
  
  "Это книга о сотруднике прокуратуры, находящемся на академической работе - он пишет диссертацию. А внутри событий, произошедших много лет назад в кругу его одноклассников, есть некоторая тайна, которая должна привести заинтересованных лиц к очень большим деньгам. Герою предлагают повстречаться с некоторым количеством школьных друзей и распутать все загадки.
  Второй роман - "Книга легиона" Наля Подольского. Я вообще поклонник этого петербургского писателя с удивительной биографией - он, к примеру, несколько десятилетий проработал начальником экспедиции в Средней Азии.
  Писатель с загадочным сознанием, в котором жесткий сайентизм соединяется с мистикой. Он пишет принципиально элементарным языком, изящным, но в большой степени стертым, рассказывает очень энергичные истории из современной жизни. Начало кажется мистическим, но в конце концов все получает естественнонаучное объяснение. "Книга легиона" - это длинный психологический триллер о том, как в Петербурге раз в неделю стало совершаться в одной и той же точке одним и тем же способом самоубийство. В результате некоторые доброжелатели, люди воли, попытались бороться с этим явлением. И чем больше они борются, тем больше самоубийств... Замечательное чтение!
  Книга Ирины Дудиной "Пение птиц в положении лежа" - это такие записки о разных вещах, о том, что нас окружает: о счастье и несчастье, о бабах и мужиках, короче, обо всем на свете, что приходит в голову питерскому поэту и журналисту Ирине Дудиной. Между прочим, чемпионке первого питерского поэтри-слэма".
  
  скучно-то как. Но на самом деле, я думаю, что все дело в позиционировании. Эти аннотации аналогичны тому, как если бы "Последнее танго в Париже" проанонсировать следующим образом: "Жена главного героя неожиданно кончает жизнь самоубийством. Герой, не понимая причин такого поступка, встречает девушку и занимается с ней грязным сексом. В результате девушка расстается со своим женихом, и случайно убивает главного героя".
  
  мне думается, что позиционирование серьезной литературы должно отталкиваться от заключенной в романе идеи, которая бы соотносилась с какой-либо более или менее известной философской или религиозной позицией. В любом случае, в серьезном тексте автор транслирует свое мировоззрение, которое сформировалось под воздействием образования, которое, в свою очередь, в качестве источника имеет современную философию и проч. Образованные люди - потенциальная аудитория - это поймут, и не надо ее недооценивать.
  
  другой момент - не очень удачное, на мой взгляд, название серии: "Неформат". В то время как в России особо четких форматов и не сложилось. Если же считается, что таким названием книги серии противопоставляются жанровой литературе, то зачем в анонсах употреблять такие слова, как "триллер" и "детектив"? опять же, "неформат" с его отрицательным "не" предполагает аудиторию вроде рейверов, или представителей другой "неформальной" субкультуры, но никак не интеллигенцию средних лет, на которую вроде бы ориентирована серия.
  
  Курицын в интервью ссылается на артхаус - великолепное название для серии, по-моему: будет привлекать всех, кто смотрит артхаусное кино. Правда, тут еще важна красота и психологическая пронзительность книг, а то ведь только слово испортят.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/783463.html
  
  .
  
  "Код да Винчи" предназначен для объяснения женщинам, что им вовсе не следует ничего искать: все при них. Женское дело - находится в состоянии неопределенного ожидания: не приедет ли в их замок какой-нибудь рыцарь, чтобы принять этого самого рыцаря, как полагается. А пока рыцаря нет, можно видеть сладкие колдовские сны. Правда, некоторые женщины находятся в ситуации, когда рыцарь необходим для спасения, но это уже не про нас (это, вероятно, про девственниц).
  
  Если же женщина начинает искать сама и, тем самым, покидает свой замок, то она легко из женщины превращается в суку, стерву, феминистку, лесбиянку, или просто блядь.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/787382.html
  
  .
  
  Бернард Корнуэлл ("Свинцовый шторм") - практически, Артуро Перес-Реверте: к приключениям, приправленным культурным контекстом и подробностями ремесла героя, добавляются еще и острые, точные отношения. Тот случай, когда жанровый роман обставляет своих неуверенных, неоформленных жанром собратьев.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/787722.html
  
  .
  
  вот этот тред - не столько исходный пост, сколько диалоги под ним - становится весьма интересным, если его спроецировать на литературу.
  
  то есть, роман - это программа, призвана либо поддерживать существующую у читателя-пользователя картину мира, либо ее взламывать, либо существенно ее расширять, с качественными изменениями и пересмотром ценностей.
  
  при этом основным коммерческим продуктом оказываются поддерживающие романы-программы; из взламывающих - получаются бестселлеры, а расширяющие - входят в историю литературы (как учебники нового мировоззрения, что ли).
  
  все остальные романы-программы можно считать неудачными проектами.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/788465.html
  
  .
  
  
  думая над тем, что способность текста быть навязываемым - это его сильное свойство, прихожу к выводу, что современные реклама и пиар - крайне неэффективные методы распространения. Из невируса вирус не сделаешь. Я бы посоветовала издательствам не заставлять авторов писать такие романы, которые соответствуют стандартно-обобщенным рекламным формулировкам, а понять наконец, как создается вирусный роман и учить авторов этому.
  
  хотя создавать слабовирусную рекламу гораздо проще - даже если разочарование от романов быстро формирует к данному типу рекламы иммунитет.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/790119.html
  
  .
  
  вера - это оптимальный способ организации движения большого количества сложной информации в одном (нужном) направлении.
  
  соответственно, написать вирусный роман можно только если глубоко веришь в то, о чем пишешь. Тогда все буквы будут единым потоком внедряться в психику читателя и вести его туда, куда надо. Ведь текст - это далеко не только то, что можно вычислить рационально, но и многое другое. Особенно при большом - романном - объеме.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/790955.html
  
  .
  
  очень удивительно, что люди до сих пор думают, будто для эффективного донесения информации до их мозгов с помощью романа, можно использовать традиционные рекламные методы.
  
  во-первых, где вы видели рекламный текст размером с роман?
  
  а во-вторых, неужели непонятно, что действие рекламы основывается на повторении, повторении, повторении и повторении. И так - в течение нескольких месяцев минимум, дабы продвинуть новый продукт.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/791371.html
  
  .
  
  вообще, очень странно считать вирусный роман формой манипуляции. Вирус - это форма жизни, которая выживает за счет своего широкого распространения. Вирусная идея просто хочет жить. Поскольку носителем в данном случае являются люди, вирусные идеи живут, соответственно, в людях и распространяются ими же. Разными способами.
  
  соответственно, для создания вирусного романа автору нужно первым делом подцепить какой-нибудь вирус, как следует им заразиться, переболеть, войти с вирусом в симбиоз и заняться тем, что хочет вирус.
  
  думаю, эта метафора более отчетлива, чем разговоры о вере автора в то, что он пишет, или об искренности. тем более, что метафора с вирусом подчеркивает необходимость авторского кризиса - болезни и выздоровления с выходом в некое новое состояние.
  
  автор без вируса (вирусов) не интересен. автор, которые пытается работать с вирусами с помощью пробирок (последний Сорокин) , или автор который поборол вирус, получив, правда, некоторые уродства, но оставляющие его на прежнем уровне (последний Пелевин) - сами понимаете, что.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/791771.html
  
  .
  
  популярность - это сила, которая заставляет аудиторию генерировать смыслы для любого действия популярного автора (при этом смыслы не обязательно позитивные).
  
  популярность - это сила, которая склоняет автора совершать действия, максимально удобные для генерации смыслов, т.е. не требующие для генерации смыслов какой-то дополнительной, а уж тем более сложной информации.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/794333.html
  
  .
  
  я думаю, правильнее использовать энергию популярности для роста силы текстов, а не силу текстов для увеличения популярности.
  
  не тексты для читателей, а читатели для текстов. Про прожорливые сущности, гнездящиеся в еще не написанных текстах умолчим.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/794427.html
  
  .
  
  постмодернизм, пародируя высокую культуру, разрушает ее. Но когда постмодернизм начинает пародировать массовое искусство, то оно его поглощает. Почему-то.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/795104.html
  
  .
  
  мне кажется, когда автор сосредотачивает свое внимание на современной ему повседневности, описывая ее же современным разговорным языком, причем делает это успешно, легко и незанудно, ему прямая дорога - в жанровую прозу: достаточно научиться работать с традиционными для нее сюжетами.
  
  потому что нежанровая проза построена на исследовании, на сильном желании автора вылететь за собственные границы.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/795627.html
  
  .
  
  чем больше читаешь других, тем больше понимаешь. Сейчас, например, отчетливо осознала, что художественные описания реальности, все эти определения-метафоры должны бы быть ради какой-то цели - психологического, а то и философского свойства. Иначе выглядит бессмысленными красивостями. Дело же не в художественности как таковой, а в том, что, собственно, транслирует автор. Образность здесь только средство, и важно не только сделать точный выстрел, но и выбрать правильное оружие.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/795846.html
  
  .
  
  за последний год встречаю третьего русского автора, у которого в нежанровом (!) романе (написанном недавно или находящемся в процессе написания) эксплуатируется тема "дьявола среди нас". Все трое мужчины и, практически, ровесники: 68-69 гг рождения. Сюжетная линия: герой/героиня встречаются с неким таинственным типом, который делает ему/ей некое предложение, а затем создает проблемы. Маленький человек как Фауст, ага.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/796135.html
  
  .
  
  похоже, уровень автора очень ясно проявляется в том, как он строит отношения между героями. Если эти отношения традиционные, если в центре стоят отношения мужчины и женщины, если они движутся в сторону какой-то идеалистической любви, а то и семьи, то, скорее всего, всем обозначенным в тексте проблемам автор припишет какое-то стандартное решение. А то и откажется от слишком сложных проблем вовсе, в пользу бытового уюта героев, "счастливого конца" вместо сильного финала.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/796392.html
  
  .
  
  выбор между Богом и дьяволом мне кажется слишком примитивной темой для современного искусства. Достаточно один раз понять себя, чтобы узнать, на чьей ты стороне по своей крови. А дальше уже начинается феноменология, и, чем дальше автор в этом зайдет - с любой стороны, тем больше у меня к нему уважения.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/796432.html
  
  .
  
  мне кажется, творческие кризисы происходят из-за того, что за возрастающей сложностью (а это неизбежно, если автор растет) теряется точность.
  
  простые методы неадекватны внутренней сложности, а в сложных методах еще не можешь достичь безупречности.
  
  лабиринт. хочется проломить стену, вместо того, чтоб блуждать.
  
  есть также подозрение, что жизненные кризисы случаются по этой же причине.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/797061.html
  
  .
  
  люди упорно живут не той жизнью, которой хотят, а потом отыгрывают трагичность, а потом еще и пишут об этом.
  
  ну уж нет. если писать, то о том - как хочется, а не в соответствии с представлениями об убийственной "реальности".
  
  интересно, что в романах прошлого трагизм героя возникал от того, что на него давили обстоятельства. А в современных текстах все время сталкиваюсь с тем, что герой живет патологически лишь потому, что он сам так живет: занять себя ему что ли нечем? то есть, писатель не способен придумать, чем же достойным занять героя.
  
  то, что, практически, все вокруг так живут, еще не делает подобную жизнь хорошей темой для литературы.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/799768.html
  
  .
  
  последовательное изложение событий в романе заставляет описывать быт героев, и если с этим - с выстраиванием быта - специально не работать, то получается очень скучно.
  
  себя в бытописательстве, определенно, нашел Брет Эллис. Более простые способы увернуться от скуки - писать фантастику или исторические романы. Более интересное решение - поместить героя в нетипичные обстоятельства - как минимум, заставить его жить на корабле.
  
  однако ж, чудесным романом был бы роман, посвященный вещам, т.е. бытовому устройству заурядного героя, который с помощью вещей (а не брэндов, как у Эллиса) начинает преображаться.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/800093.html
  
  .
  
  интересно, сколько людей после "Наивно.Супер" покупали мячик?
  
  вот это то, что я понимаю под точностью.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/800842.html
  
  .
  
  романы вроде "Толстой тетради" и "Наивно.Супер" просто идеальны для чтения с экрана. Не понимаю, как книжный бизнес на них наживается до сих пор. Впрочем, любой бизнес строится на потребительской лени искать оптимальные пути.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/801343.html
  
  .
  
  смешная вещь: раньше ценность книг, любовь к ним объясняли какими-то духовными вещами. Тем, что книги переносят в другие миры, и все такое. А теперь, как ни встретишь про любовь к книгам - так всего лишь запах бумаги и тяжесть толстого тома. Да, еще на диване устроиться, успешно искривляя позвоночник.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/801620.html
  
  .
  
  есть истории определенного рода, с известным финалом, которые, будучи положены в основу романа, обеспечивают ему если не успех, то, по крайней мере, признание со стороны массового читателя. На основе таких историй формируются коммерческие романные жанры. Детектив заканчивается раскрытием преступления, любовный роман - счастливым соединением героев, фантастика - спасением мира. Автор может дать также противоположный финал (торжество преступников, смерть героев, уничтожение мира), особой разницы нет.
  
  в нежанровой прозе такой базовой историей является поиск героем себя и обретение - через какой-то пафосный поступок. Такие романы почему-то воспринимают как "серьезную литературу", хотя вполне бы мог сформироваться соответствующий коммерческий жанр, вот только бы название ему придумать. По сути, и "Путь Бро", и "Рубашка", и "Священная книга оборотня" относятся к этой категории. В то время как в романах Толстого и Достоевского, даже Булгакова подобная история является всего лишь одной из сюжетных линий.
  
  более изящными выглядят романы, в которой пафосный финал в данном случае размывается, как в "Рубашке". Но слишком высокая степень размытости (как у Стогова, например) делает роман неоформленным, незапоминающимся и очень быстро становящимся ненужным (халиф на час).
  
  мастерство автора, по-моему, заключается в том, чтобы подходя к известной истории самопоиска очень близко, дразня этим озабоченного читателя, все время уводить в иные возможности, а в финале дать многозначное решение, не позволяющее полностью обрадоваться спасению или же прослезиться и в очередной раз поиметь надежду на то, что самое обычное существо способно на Подвиги и Поступки. Пусть лучше думают.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/803254.html
  
  .
  
  цель коммерческой литературы - удовлетворение потребителя, цель социализированной литературы - трансляция распространенной идеологии.
  
  цель идеальной литературы - трансляция всего, что отыщет (исследует) автор. Я не представляю себе системы, в которой подобная литература могла бы существовать. Как только появляется система, все опять начинает тяготеть к деньгам и догмам.
  
  разве что окончательно низвести литературу до частного дела, и перестать издавать художественные книги вообще.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/805424.html
  
  .
  
  одна из самых неприятных вещей, когда вместо свежей, креативной, экстремальной, и, главное, необязательной идеи, человек выдает какую-нибудь расхожую мысль из серии предельно опопсованных научных или религиозных, и при этом считает ее ценным и справедливым аргументом.
  
  пример из бытового разговора: "от комплексов следует избавляться".
  
  пример из литературы: последний роман Пелевина.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/805824.html
  
  .
  
  использовать образы, характерные для определенной идеологемы, означает быть заподозренным в трансляции этой идеологемы. Я даже не знаю, какой яркий образ в литературе мог бы быть свободен от идеологического содержания.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/809252.html
  
  .
  
  современный русский литературный мэйнстрим - это, кажется, тема тоски. Вкупе с нехваткой фантазии у авторов, чтобы от тоски избавиться. Известны только два пути: пить и трахать. Иногда, правда, авторы пытаются трахать мозги.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/810945.html
  
  .
  
  маленькие, в 7-8 листов современные европейские романы с легким языком, вероятно, отражают скорость жизни: роман надо писать быстро, пока не ускользнуло состояние, пока ты не стал другим.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/812088.html
  
  .
  
  сходство с повседневностью плюс некоторая эстетика - вот, наверное, и все, что нужно роману, чтобы он отозвался в многочисленных душах читателей. Беда в том, что повседневность у нас слабосодержательная.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/812504.html
  
  .
  
  Борис Кузьминский о "Неформате":
  
  "Пример иной манипуляции в том же сегменте спроса - серия "Неформат" издательства "Астрель-СПб". Обложки здесь нарочито неброски (издалека книжки похожи на школьные учебники эпохи позднего застоя), бумага и полиграфия практически за гранью допустимого. Под маркой "Неформата" на данный момент вышло четыре названия: "Книга Легиона" Наля Подольского - шизофреническая сага о том, как группа угрюмых петербуржцев, непрестанно подбадривающих себя коньяком, борется с неким непутевым сверхразумом; "Жизнь ни о чем" Валерия Исхакова - многословный, скучный недоэкшн с элементами провинциального сюрреализма, который хочется отжать в мощной стиральной ма шине, чтоб получился кратенький настроенческий рассказик; "Пение птиц в положении лежа" - стог проникновенных миниатюр-зарисовок от автора стихотворного сборника с убойным названием "Харизмапад" и вообще записной богемки Ирины Дудиной; и "Усадьба сумасшедших", сборник эротико-публицистических повестей молдавского журналиста Владимира Лорченкова - ему, впрочем, можно посочувствовать: в столь юном возрасте до такой степени законченные графоманы нечасто встречаются. Дело, однако, не в том, что составитель серии Вячеслав Курицын прискорбно неразборчив, а в том, как он позиционирует отобранные шедевры в аннотациях, вынесенных на лицевую сторону переплета. Опус Подольского окрещен "мистическим триллером", толстожурнальная простыня Исхакова - "авантюрным романом", про Дудину намекнуто, что она - реинкарнация Сэй-Сенаго! н. Вынос к Лорченкову особо удался. "Журналисты. Как они трахают наши зрачки, как они вешают нам лапшу... Продавец обвешивает, проститутка недоглатывает, менеджер вообще, на хрен, не работает, а журналист - раскручивает". Пусть это пассаж из текста - мне от подобного стилистического хамства не по себе. Еще более не по себе - от хамства смыслового: в первых двух случаях внежанровые, неформатные произведения беспардонно выдаются за жанровые, форматные. Как это соотносится с названием серии, скажите на милость? В чем вообще содержательный пафос проекта? В том, что он открывает публике "хорошие книги"? Позвольте не поверить; книги сегодня в России сплошь и рядом сочиняются неизмеримо лучше. По-моему, пафос - в имитации интеллектуальной деятельности; и судя по тому, что выпуски помечены трехзначными номерами 001, 002 и т.д., имитация заквашена надолго. В руки флаг."
  
  о чем мы уже писали.
  
  но у меня складывается впечатление, что сегодня любая попытка продвигать серьезную прозу будет подвергнута разрушающей критике. Может быть, это из-за издательской необходимости уродского скрещивания любого романа с коммерческим дискурсом, напрочь убивающим возможность адекватной интерпретации, заменяющим эту интерпретацию "позиционированием", ориентированным на продажный "успех".
  
  литературе в книгах уже не жить, однозначно. В книгах будет жить "коммерческий продукт".
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/812914.html
  
  .
  
  в то же самое время попытки издавать красивые хорошие книжки небольшим тиражом, без ориентации на заработок - это все равно, что дома печь вкуснейшие пироги: съел, порадовался, и все. Общество, конечно, смутно себе представляет, что где-то такие пироги существует, но все равно будет жрать гамбургеры. И любой пирог, естественно, пройдя через фильтр "Макдональдс", читай - российских издательств, превратится в тот же гамбургер.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/813198.html
  
  .
  
  почитала тут по присланной ссылке некую Клебанову, и увидела, что пишет она аккурат то же самое, что и Петрушевская во "Времени ночь" : про неустроенный быт трех злосчастных женщин. Только Клебанова навязчиво маскирует женскую прозу под интеллектуальную (вы только посмотрите, какие она источники влияния в конце указывает!), а Петрушевская - интеллектуальную под женскую. Последней это удается.
  
  конечно, это очень хорошая тенденция - писать просто умные вещи. А вот о простых вещах писать заумно, в расчете на читателя, который будет в этом копаться, - уже неперспективно.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/813349.html
  
  .
  
  если российская государственность будет утверждаться и расти, то "Едоков картофеля" можно включать в школьную программу со следующей интерпретацией:
  
  - тогда как весьма логично упомянутая в "Едоках" "Лолита" является романом-метафорой о том, как молодая Америка соблазняет престарелую Европу, самих "Едоков" можно рассматривать в качестве романа-метафоры о тихой интеллигентной России, музейной смотрительнице, которая так бы и жарила картошку на маленькой кухоньке, когда б не блядствующая Современность в лице студента Данилы - с его "Макдональдсами", анальным сексом, фашизмом-фетишизмом и модной гомосексуальностью. Поездка героини в Европу в этом плане тоже весьма показательна: жиголо принимает Лидию Анатольевну за таинственную миллионершу, а когда узнает правду, начинает ее игнорировать. Оччень социально-политично.
  
  но пока государственность не укрепилась и "Едоков" в школьную программу не ввели, роман можно рассматривать чисто как тихий художественный акт.
  
  но, с другой стороны, это воплощение страны выглядит намного более симпатичным, чем представленное в последних романах Пелевина (нефтяная корова, тьфу!) и Сорокина.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/814273.html
  
  .
  
  к этому.
  
  я думаю, что читатели, особенно молодые, по-прежнему хотят узнать у писателей как смотреть на этот мир. Но писатели стесняются и посмеиваются.
  
  внутренний запрет на целостный взгляд на мир - такой же, как в свое время на свободный секс. Говорить об этом нельзя; разводить на секс, кого хочется - страшно. Но тем, кто осмелился, почему-то достаются какие-то дешевые бляди. Я имею в виду, конечно, современные русские литературные темы, и главное - способы их решения.
  
  вот бедному читателю и приходится выбирать между эстетствующе-ироничными девственниками и грубо-примитивными развратниками. Развратники, конечно, рулят.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/815866.html
  
  .
  
  "Любовь живет три года" Бегбедера - это пример того, как можно тему одного не слишком длинного и не слишком сложного стихотворения растянуть в роман.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/816192.html
  
  .
  
  Новая искренность в романах: Эрленд Лу, Бегбедер, Гришковец.
  
  эмоции, повседневность, движение, события смешиваются с поверхностными рассуждениями, думать и фантазировать некогда.
  
  такой стиль имело бы смысл освоить любому автору, читается и воспринимается аудиторией на ура, но - более того - есть вероятность, что через несколько лет восприниматься будет только такое.
  
  особо талантливые авторы, конечно, смогут выйти в процессе творчества за пределы повседневности, описывая нестандартные ситуации и вставляя в текст какие-нибудь точные афоризмы.
  
  стилизации, длинные абзацы и описания, игра слов и многослойные аллюзии (в том тяжелом виде, в котором они существовали раньше) остаются прошлому столетию.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/817068.html
  
  .
  
  в отличие от реального человека, дело литературного героя при возникновении любой возможности кардинально изменить жизнь - сразу туда бросаться. А не рассуждать много глав подряд, как это делает персонаж Лукьяненко.
  
  впрочем, наверное, именно так создаются романы на 20 листов.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/817524.html
  
  .
  
  я не думаю, что в наше время романы имеет смысл строить на идее, если это не научная фантастика. Идея появляется потом - в процессе интерпретаций. Русские считают основываться на идее пошлым (да и не умеют делать это сейчас); зарубежные, в силу своего хорошего образования, понимают, что всякая идея относительна, поэтому подгонять события под нее будет выглядеть искусственным. С другой стороны, мне кажется, что все же зарубежные авторы некий комплекс идей под каждым своим романом подразумевают.
  
  Но вдохновляет не идея, вдохновляет ситуация.
  
  Строить романы на вдохновляющей ситуации - самое, по-моему, то.
  
  Но иные пытаются строить целый роман на состоянии, которое, по сути, является основой для поэзии, в крайнем случае - короткой прозы.
  
  Хорошо бы еще строить роман на герое - с тем, чтобы он в дальнейшем стал "типическим", или, скажем, объектом для подражания, но это очень сложный путь, причем не только своей исхоженностью, но и необходимостью забираться вглубь человека, что для нашей довольно поверхностной благоустроенной жизни нехарактерно. Последние наши герои - это, кажется, Дон Хуан, Кастанеда и Гарри Поттер.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/819663.html
  
  .
  
  роман, его создание - та же виртуальная жизнь. И соответственно для автора здесь есть два интересных пути: либо проявить в тексте какие-то свои стороны, не проявленные в реальности; либо исследовать нечто в реальности недоступное - и, по мере писания, это присвоить, встроить в себя.
  
  остальное, кажется, скучно.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/821511.html
  
  .
  
  между тем, полдня думаю о том, каким мог бы быть современный русский роман на христианскую тему.
  
  зарубежный известен: "Код Да Винчи". Но наукообразный метод Брауна, жанр интеллектуального детектива - русским никак не подходит.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/821766.html
  
  .
  
  (наукообразный, интеллектуальный метод русскому писателю не подходит, поскольку русский писатель не склонен к исследованию - он склонен к самовыражению. В лучшем случае к депрессивному выражению народных обид)
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/822147.html
  
  .
  
  тем временем современный русский христианский роман нашелся:
  http://www.russian-inok.org/books/nachalnik/page.php?page=page1.html
  
  правда, написан священником, но это неважно. Кажется, его вполне можно рассматривать как литературное произведение.
  
  и с литературной точки зрения мы видим, что, похоже, этот роман:
  
  - есть явление лубочной христианской эстетики, предназначенной для воспитания "народа";
  
  - но одновременно является воплощением новой искренности;
  
  - а также может быть воспринят как явление концептуализма (т.е., если не знать автора, может сложиться впечатление, что автор имитирует пресловутую лубочную христианскую эстетику, и делает это безупречно).
  
  но, впрочем, посмотрим.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/822604.html
  
  .
  
  говоря об образованности писателей, следует иметь в виду два варианта. Первый - это когда автор использует идеи и определения из изученного им применимо к обыденности. Содержание остается на примитивном уровне, а его осмысление усложняется: все равно как сунуть пять копеек грязной нищенке приравнивать к Великому Кармическому Акту. Другой вариант - когда образование позволяет писателю, оторвавшись от непосредственного опыта, сформировать художественную реальность, в которой для героев обычно поступать так, как почти никогда не поступают люди в действительности, или - что вообще характерно для художественности - каждая ситуация символизирует нечто иное (о чем, в отличие от грубого первого варианта, никогда не говорится напрямую, но читатель догадывается). И, если понимать образование как систему, которая меняет человеческую личность, формирует целостное мировоззрение, а не просто забивает голову терминами и концепциями, то образованными писателями можно считать только тех, которые используют второй вариант.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/825699.html
  
  .
  
  когда искусство - особенно кино и литература - перестает транслировать социально-философские идеи, оно по-прежнему внедряет в сознания аудитории форматы отношений. Любовных в первую очередь. И я не знаю, что на самом деле страшнее: пропагандировать идеологию или навязывать способы общения близких людей друг с другом.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/825897.html
  
  .
  
  снилась книга, которая была ответом на мое письмо. Обращенная ко мне, в единственном экземпляре.
  
  я вот думаю, если интернет убьет коммерческое массовое распространение литературы, то коммерческим продуктом могли бы стать художественные произведения, написанные по индивидуальному заказу.
  
  http://www.livejournal.com/users/dzenn/826286.html
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"