Митрофанова Елена Витальевна: другие произведения.

Отражения

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Не сейте вражду между нами,
   Не сейте вражду-
   Красивыми головами
   Я вас награжу.
   И будет осанка как плетью
   Откинутый звук,
   И будет незнание смерти
   Защитой от мук.
  
  
  
  

Отражения

Пьеса Лены Докторовой

В 13-ти картинах (действиях)

   Действующие лица:
   1-ый санитар (пожилой, Устин Ефимыч)
   2-ой санитар
   Врач Иван Николаевич
   Медсестра Татьяна
   Девушка (Анна)
   Вера (Цветочница)
   Надежда (Банщица)
   Космонавт
   Любовь
   Актёр
   Больной (Лев)
   Автор
  

Действие происходит... в наши дни

  

1 действие

  

На сцене каталка с телом. Рядом сидят два санитара.

  
   1 санитар: Вот и новенький. Забинтованный весь, как гусеница.
   2 санитар: Откуда привезли?
   1 санитар: Из реанимации. Наш доктор там по знакомству таких всегда забирает, когда чуть-чуть оклемаются. Таких теперь часто привозят, после праздников. Вышел человек пьяненький воздухом подышать, а тут его бейсбольной битой по башке - бум, и готово.
   2 санитар: Мертвяк?
   1 санитар: А вот очнётся - тогда посмотрим.
   2 санитар: Как это?
   1 санитар: А многие не помнят ничего - так те от мёртвых мало отличаются.
   2 санитар: Он дышит - значит, живой...
   1 санитар: А если он жизни своей не помнит, так какой же он живой?
   Вот что такое твоя жизнь?
   2 санитар: Ну... Семья, работа, друзья, ... собака...
  

На сцену выходят образы, олицетворяющие жизнь санитара.

  
   1 санитар: Правильно, но чтобы всем этим пользоваться, всё это надо помнить. Представь: забыл ты, кто эта растрёпанная грубая женщина в
   старом халате, эти шумные подростки... Друзья, вообще, какие-то сомнительные лица...Собака...Собака хорошая, ничего против не имею...
   А если у него нет собаки? Что останется от его жизни?
   2 санитар: Да...ты философ. Получается, что люди не понимают своего счастья. Получается, что мы просто везунчики! Мы точно помним, где мы работаем, с кем мы живём и с кем мы выпиваем. И с кем мы гуляем.
  

"Образы", толкаясь, уходят.

Санитары провожают их глазами.

  
   1 санитар: Да... Нам можно только позавидовать... А можно и не завидовать.
   Это как посмотреть.
   2 санитар: Вот только что всё было ясно, а теперь ты всё перевернул. Ты про
   что сейчас?
   1 санитар: Если бы я был на его месте, никогда бы не признался, что помню свою жизнь. Я бы себе новую придумал. И он придумает. Никто почему-то не хочет признаваться в своих успехах.
   2 санитар: А я бы ничего менять не стал. Один чёрт, та жена или эта. Неизвестно, какая лучше. А так - всё как у людей. Лень мне снова всё заново устраивать.
   Представь: опять какую-нибудь бабу уговаривать со мной жить, квартиру ремонтировать, детей рожать, а потом ещё растить их! Не-ет! Так уже как-то сложилось само. Собака вот приблудилась. Живём как люди. Что ещё придумывать?
   1 санитар: Ну, можно, к примеру, представиться генералом и ходить - всеми командовать.
   2 санитар: У меня не получится. Так что не хотелось бы так загреметь.
   Отчего это бывает?
   1 санитар: Я ж говорю: ударит кто-нибудь по кумполу - и привет Шишкин.
   Хулиганья много развелось. Эти молодые - все отморозки. Лучше вечером по одному не ходить. У меня вот дядька недавно чуть не попал в историю.
   Он у меня всю жизнь на железке работал, а им там форму выдают, шинельки такие форменные. Как военным. И как-то возвращался дядька с работы ночью - окружили его лбы здоровенные. Говорят: "Снимай пальто!". Дядька сопротивляться не стал - это его и спасло. Один раз дали по зубам и убежали. А дядька рад радёшенек - шинелька-то очень старая была, лоснилась уже на свету, как кожаная. А эти оболтусы в темноте не разглядели. А может, решили, что кожаное пальто.
   2 санитар: У меня в молодости тоже случай был. Шёл по мосту ночью - навстречу компания подозрительная. И так распределяются, что, чувствую, бежать некуда. Попросили закурить. А у меня был портсигар дедов - тяжёлый такой, из металла, на крышке картина выдавлена - "Охотники на привале". Я портсигар достал (как бы для того, чтобы закурить дать этим бандитам), а сам поудобнее перехватил его и врезал двоим по голове. Остальные разбежались. Те двое тоже кое-как уползли. А я потом смотрю: на портсигаре у охотников носы внутрь вдавились. Удивительный случай.
   1 санитар: А те двое, может быть, память потеряли.
   2 санитар: Сами виноваты - первые полезли.
   1 санитар: Смотри, смотри, кажется, очнулся. Беги за доктором.
   2 санитар: Сам беги.
   1 санитар: Кто у нас молодой?
   2 санитар: Давай вместе сходим - что-то я боюсь с ним оставаться.
  
  

2 действие

  
   На сцене освещённый подиум - кабинет врача. Посередине стол. Одна сторона - врача, другая - медсестры. У каждого свой шкафчик для одежды. Первым приходит доктор и начинает переодеваться. Потом спешно заходит медсестра. Они переодеваются, одновременно разговаривая. У медсестры забинтован палец. В нижнем затемнённом ярусе с каталки постепенно поднимается девушка. По стенам развешаны обычные зеркала, но в необычных местах и с разным наклоном. Одно даже - горизонтально у самого пола. И девушка во время разговора доктора и медсестры пытается заглянуть в разные зеркала. Чтобы посмотреть в нижнее зеркало ей приходится даже лечь напротив него.
  
   Доктор: Доброе утро, Танечка.
   Медсестра: Утро добрым не бывает. Здравствуйте, Иван Николаевич.
   Доктор: Вы не в настроении? Что так? А что с пальцем? Бандитская пуля?
   Или кто-то вчера Вам ножи поточил?
   Медсестра: Если бы! Представляете, меня укусила моя черепаха!
   Доктор: По-моему, это становится закономерностью?
   Медсестра: Да. Можете поставить диагноз. Вы же любите всем ставить диагнозы.
   Доктор: Это моя работа.
   Медсестра: Так вот объясните мне, почему меня кусают все мои домочадцы?
   Когда меня укусила собака, это как-то можно было объяснить. Все таксы - собаки характерные. Никогда не знаешь, что им в голову взбредёт. Потом меня покусала кошка - тоже ладно. Я ведь пыталась её отмыть после того, как она сбежала на улицу и прогуляла там неделю... Вышла из ванной, как после битвы со свирепым тигром. Но черепаха! Это уже слишком! Что за жизнь! Никто не ценит! Лежу вчера ночью и думаю: зачем я живу? Чтобы меня всякие черепахи кусали? Смешно?
   Доктор: Что Вы, Танечка, я полон сочувствия. Диагноза я Вам ставить не буду.
   Могу предложить Вам два выхода из этой душераздирающей ситуации.
   Медсестра: Интересно, какие?
   Доктор: Первый: хотите, я вас прославлю? Буду рассказывать всем моим знакомым про уникальную женщину, которую покусали все животные в доме. Можно развить историю: добавить рыбок или птичек. Правда, имени Вашего никто не узнает, но ваша слава о Вашей уникальности пойдёт в народ. В конце концов, все имена забываются. Мы говорим: "один поэт", "один император". Если повезёт, про Вас сочинят анекдоты и Вы останетесь в веках. Ну, как?
   Медсестра: Бред! Давайте второй вариант.
   Доктор: Он гораздо проще. Станьте моей любовницей! Вам будет, что вспомнить в старости, и жизнь не покажется Вам столь безрадостной. Я не кусаюсь!
  
   Медсестра: Идите к чёрту, Иван Николаевич! Я надеялась, что Вы дельное
   что-нибудь посоветуете, а вы как всегда...
   Доктор: А вы всё-таки подумайте. Опытный психиатр в любовниках - в этом
   что-то есть...
   Медсестра: Идите к чёрту! Пусть лучше меня черепахи кусают.
  

Стучится и заглядывает санитар.

  
   2 санитар: Иван Николаевич! Новенький очнулся!
   Доктор: Хорошо, я иду. Танюша, не обижайтесь, я пошутил. Идёмте к нашим пациентам. Кстати, они тоже могут покусать - помните об этом.
  

Врач и медсестра спускаются к девушке и какое-то время наблюдают

за её перемещениями. Нижний ярус постепенно освещается.

Далее Иван Николаевич беседует, медсестра записывает.

  
  

3 действие

  
   Доктор: Ба-а, да это не новенький, а новенькая... И такая славненькая! Такая пригожая! Доброе утро! Кто Вы, прекрасное дитя?
   Анна: Странно, кажется, я не помню. Я не помню, кто я.
   Доктор: Не надо расстраиваться. Такое случается. И гораздо чаще, чем принято думать и даже показывать в сериалах. Вы меня не боитесь?
   Анна: Нет.
   Доктор: Очень хорошо! Как вы думаете, где вы?
   Анна: В сумасшедшем доме?
   Доктор: Давайте скажем по-другому: В доме, где Вам постараются помочь.
   Анна: Вы доктор?
   Доктор: Можно так сказать, хотя никто не знает, кто кому станет доктором.
   Это вопрос философский. В нашем доме живут люди, которые потеряли память в той или иной степени. Мы пытаемся вместе помочь друг другу. Мне кажется, Вы многим поможете.
   Анна: Я не знаю. Я ведь не врач.
   Доктор: Откуда Вы знаете? Вы только что признались, что не помните, кто Вы. Давайте, прежде всего, дадим Вам имя. Временно, пока Вы не вспомните своё. Мне кажется, Вам подходит имя "Анна". Вам нравится? Вы не чувствуете противоречия?
   Анна: Нет. Пусть будет "Анна".
   Доктор: Есть ли у Вас в памяти хоть какие-нибудь воспоминания? Закройте глаза и, не напрягаясь, поищите в своей голове какие-нибудь зрительные образы. Любая мелочь может помочь нам.
   Анна: Наверное, я помню свою фамилию...
   Доктор: Великолепно! По фамилии мы быстро отыщем Ваших родственников,
   а они уже вернут Вас в прошлую жизнь. Назовите её скорее. Надеюсь, это редкая фамилия.
   Анна: Петрова. Я не уверена, но я вспомнила какой-то странный случай. Будто я должна куда-то ехать на поезде, а паспорта у меня нет.
   Я бегу к начальнику поезда, нахожу его и умоляю разрешить мне ехать без документов. А он строго спрашивает меня: " Хоть какая-нибудь бумажка у тебя есть, подтверждающая, что ты Петрова?"
   Я начинаю рыться в сумке, в кошельке и вдруг вынимаю маленькую бумажку.
   Разворачиваю её, а там так и написано: "Петрова". Начальник поезда хмурит
   брови, и я понимаю, что он уже готов мне отказать. Но вдруг откуда-то из-за
   спины громкий голос произносит: "Коля, возьми её, это действительно Петрова!" Всё...
  
   Доктор: Да-а... Боюсь, всё не так просто. Но Вы не отчаивайтесь. И не такие вспоминали про себя всё. Нет-нет, не бойтесь. У меня есть своя методика,
   которая даёт удивительные результаты. Мы стараемся обходиться без таблеток, хотя большинство психиатров считает, что при таких тяжёлых случаях медикаментозное лечение необходимо. Я должен честно Вас предупредить, Анна, мой метод не является традиционным. Но я предлагаю попробовать - накачать Вас лекарствами мы всегда успеем. А теперь Вам надо поспать, отдохнуть.
   Анна: Нет-нет, я не смогу сейчас спать! Или Вы прикажете вколоть мне снотворное? Привяжете к кровати и...
   Доктор: Никого мы привязывать не будем. Сейчас Вы оцените мою методику в действии. Мы пользуемся естественными особенностями человека. Это - наша Танечка, познакомьтесь. На первый взгляд, обычная медсестра. Но это уникальный специалист по зеванию.
   Анна: По чему?
   Доктор: По зеванию.
  

Медсестра начинает заразительно зевать -

Анна незаметно для себя тоже зевает.

  
   Доктор: Во многих клиниках мира есть такие сиделки. Они помогают людям, страдающим бессонницей. Главное, постарайтесь не сопротивляться. Устин Ефимыч!
  

Пожилой санитар берёт девушку на руки и укачивает, как ребёнка.

Звучит колыбельная. Девушка засыпает.

  
  
   Медсестра: Что вы задумали, Иван Николаевич? Это ведь не игрушки, это люди. Вам, конечно, многое позволено. Я даже подозреваю, что вы гений, но нельзя ведь проводить эксперименты на больных.
   Доктор: А на ком можно? На животных? Кто нам это разрешил? Вы почему-то не протестуете, когда, испытывая Вашу тушь для ресниц, ею в глаз кролику тычут. Реснички потом этой тушью подкрашиваете. Мой метод гуманнее многих.
   Танечка, не грузитесь, и не грузимы будете. Откуда мы знаем, что хорошо,
   а что плохо. Посмотрите вокруг. Люди так часто ошибаются в нравственных вопросах! Вы просто верьте, что я - гений. Мне будет приятно.
   Медсестра: Но что вы предлагаете сделать с этой девочкой?
   Доктор: Ничего страшного. Вы ведь знаете, что подобное лечится подобным?
   Медсестра: Это вы про гомеопатов? Или про то, что при больной печени надо есть печёнку?
   Доктор: Примерно. Предположим, что мы можем перенести это в психиатрию. Больной инстинктивно зажимается, когда видит перед собой врача. Пусть они попробуют рассказать обрывки своих воспоминаний этой девочке. Она такая же, как они. Она будет сопереживать им. С другой стороны, она достаточно спокойна и не должна впасть в реактивное состояние. Разговаривая, больные будут стараться вытаскивать из своей памяти всё новые подробности, чтобы понравиться этой трогательной потеряшке. Это словно отмывать запылённое изображение. А наша Аннушка будет слушать и сопереживать. Может быть, тоже что-нибудь вспомнит.
   Медсестра: Ну, хорошо. А почему больные вдруг будут что-то ей рассказывать?
   Доктор: Во-от! Здесь-то и проявится моя гениальность! Я расскажу им трогательную историю о том, что наша Аннушка ищет родственника, которого никогда не видела, но многое слышала от покойных родственников. Она, мол, после смерти родителей совсем одна, поэтому хотела бы найти единственного родного человека. При этом она тоже страдает амнезией и помнит немного.
   Но, самое главное, у неё есть секретная примета, по которой она должна опознать дядю или тётю, или какие-то детские воспоминания матери. Например, о чём они мечтали. Больные начнут вспоминать своё детство, и это поможет им вспомнить всё.
   Медсестра: Вы - страшный человек! А что вы скажете девочке? Подождите. Сама попробую сформулировать: Вы скажете ей, что, предположительно, среди наших больных есть её родственник.
   Доктор: Умница! Сама догадалась. Вот сама и скажешь. Только очень аккуратно. Поговори с ней как женщина с женщиной.
  
  

4 действие

  

Верхний уровень сцены - за столом сидят медсестра и Анна.

Нижний уровень сцены - доктор стоит перед больными. Разговоры

идут попеременно - попеременно включается свет.

  
   Медсестра: Аннушка, ты только не волнуйся. Доктор наш - человек, конечно, своеобразный, но опытный специалист. Он обязательно поможет. Понимаешь, всё ещё не точно. Может быть, и нет среди наших пациентов твоих родственников, но Иван Николаевич сказал, что есть большая вероятность. А Иван Николаевич зря говорить не будет. Значит, у него есть основания так говорить. Понимаешь? Главное, ты не должна волноваться.
  
   Анна: Как же мне не волноваться? Вы говорите, что я встречусь с родственниками. Как же я пойму, как же я их узнаю? Я же ничего не помню. Они, как вы говорите, тоже. Что же делать?..
   ________________________
  
   Доктор: Я пришёл вас обрадовать, сообщить вам, так сказать, наиприятнейшее известие: в вашем полку прибыло! У нас новая пациентка. И, доложу вам, премиленькая пациентка!
   Цветочница: Что же в этом такого приятного? Если бы Вы привезли нам
   кого-нибудь ПРЕМИЛЕНЬКОГО ПАЦИЕНТА, а так - не ощущаю радости.
   Доктор: Потому что вы не знаете главного. Сейчас вы измените своё мнение.
   Дело в том, что есть сведения, что она может оказаться родственницей одного
   из вас.
   ________________________
  
   Медсестра: Доктор предлагает вам просто поговорить. Будешь беседовать с
   ними по очереди один на один. Задавай им вопросы. Прислушивайся к себе.
   Может быть, ты их узнаешь, может быть, они что-то вспомнят.
   Анна: Мне почему-то страшно. Вдруг мне не понравится тот, кого узнаю?
   Как мне быть?
   Медсестра: А ты ни в чём сама не признавайся. Посоветуйся с доктором. Никто тебя заставляет сразу с кем-то брататься. А вдруг ты найдёшь родного человека? Представляешь? Столько одиноких вокруг! Хотя с памятью у них всё в порядке. Иногда хочется всё забыть и заново жизнь начать. Всё бы
   по-другому делала.
  
  
  
   Космонавт: Что это значит - "может оказаться"? А может и не оказаться? А может и не всем. Это как это? Конкретно скажите, чья она родственница? Откуда такие сведения?
   Доктор: Главное, не надо волноваться. Вам вредно. Я не могу вам сейчас рассказать всего. Но кое-что могу. Девушка страдает частичной амнезией, как и все вы. Но в её голове сохранились обрывочные сведения о её семье. И есть некоторая вероятность, что её родственники - среди вас. Почему я так думаю, пока сказать не могу. Это помешает чистоте эксперимента. Видите, как всё просто?
   Банщица: Проще некуда. Нам-то что делать? Сдать кровь на анализы?
   Доктор: Кровь? Мне как-то это в голову не приходило. Нет, вам нужно поговорить с ней. У неё есть какие-то обрывочные воспоминания. Поделитесь с ней своими обрывками. И, может быть, из ваших обрывков сложится целая картинка. Она вас узнает. Только не волнуйте её и сами не волнуйтесь.
  
   Анна: И всё-таки я волнуюсь. А как же? Вдруг там сидит моя мама или отец? Брат или сестра? Шурин или деверь? Сноха или невестка? Племянник или племянница?
   Медсестра: Остановись! Ты слишком много слов знаешь для больной, которая память потеряла. Помни, что они все могут оказаться чужими тебе людьми.
   Анна: А о чём мне с ними разговаривать?
   Медсестра: Обо всём. Спроси, например, какой у них любимый цвет или время года. Что они любят покушать? Кошатники они или собачники? Кем они мечтали стать в детстве? Могу ещё картинки дать. Доктор наш показывает картинку больному и спрашивает: "Какие у Вас ассоциации?". Если заметишь, что собеседник излишне возбуждён - зови нас. Мы будем поблизости.
   ---------------------
  
   Больной: Доктор, а что будет потом?
   Доктор: Когда потом?
   Больной: Когда она кого-нибудь узнает? Она заберёт нас домой?
   Доктор: Сначала вспомните друг друга, потом вспомните, где ваш дом, а потом уже будем решать, что делать дальше...
   Больной: А если мы ничего не помним? Что нам рассказывать?
   Доктор: А вы просто представьте, кем бы вы хотели быть. Вот закройте глаза и представьте. О чём вы мечтали в детстве? Как вам кажется? Где бы вы чувствовали себя комфортно? Что вокруг вас? Кто вокруг вас? Просто представьте...
  

Доктор гипнотизирует больных, они покачиваются в такт его словам. Доктор постепенно отдаляется.

Все больные, переходя от зеркала к зеркалу, смотрятся в обломки, принимая часто неудобные позы. Наконец одна решается и поднимается к Анне.

  
  

5 действие

  

Вера поначалу ведёт себя робко.

Видно, что Анна тоже боится её и волнуется.

  
   Анна: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Меня зовут Анна. Как зовут Вас?
   Вера: Здесь меня зовут Верой. Наверное, потому что я всему верю. Меня очень легко обмануть. Вот у Вас глаза добрые, но это ничего не значит.
   Здесь у всех добрые глаза. С больными по-другому нельзя.
   Анна: Вы думаете? Наверное, Вы правы... Главное, нам нельзя волноваться. Садитесь. Расскажите мне о себе.
   Вера: Даже и не знаю... О чём рассказать?
   Анна: Какой, например, Ваш любимый цвет?
   Вера: Сизюревенький.
   Анна: Какой?
   Вера: Сизюревенький. Ну, такой, как у фиалок - сине-лилово-сиреневый.
   Анна: Никогда не слышала. А какое блюдо - ваше любимое?
   Вера: Блюдо?
   Анна: Что вы поесть любите?
   Вера: Я конфеты люблю шоколадные.
   Анна: Я тоже конфеты люблю. Только с чёрной начинкой.
   Вера: А я с любой начинкой люблю. Могу целую коробку за раз съесть.
   Анна: Вы, наверное, хотели бы на шоколадной фабрике работать?
   Вера: Нет. Зачем? Чтобы конфеты разлюбить? Мне бы хотелось работать в цветочном магазине.
   Анна: Почему?
   Вера: Представляете, просыпаетесь вы утром - за окном бесцветный город.
   Спать хочется - просто сил нет. Вы еле-еле продираете глаза. Одеваетесь потеплее во что-нибудь старенькое, серенькое. Завтракаете чем-то синтетическим, что почему-то называется творогом и выходите на улицу.
   Вас окружает какая-то мерзость, которая почему-то называется зимой. Мокрый снег под ногами превращается в какую-то склизкую субстанцию.
   В транспорте вас окружают хмурые сограждане, попадающие на работу, которая не приносит им ни радости, ни денег.
   Анна: А может быть, приносит? Приносит радость или деньги.
   Вера: Те, кому приносит, едут мимо на своих машинках, а те, кто в автобусе - этим вряд ли.
   Но вот я прихожу на работу и там совсем другие краски! Листочки зелёные, бутончики красные, жёлтые, белые! И я вдыхаю нежные ароматы
   полной грудью и забываю весь этот серый безликий мир. А что такое - моя работа? Я целый день составляю шикарные букеты, подбираю цветочек к цветочку, а вокруг - всякую такую травку и листочки, и всё заворачиваю в блестящую шуршащую бумагу и перевязываю всё красивой ленточкой.
   Красота!
   А с какими людьми я общаюсь? Какие люди приходят в цветочный магазин?
   Анна: Разные люди, если им нужно цветы купить.
   Вера: Нет. Люди особенные. Во-первых, влюблённые юноши с мечтательными глазами. Они полны томительного предвкушения. Все женщины кажутся им прекрасными и таинственными. И часть этих чувств распространяется и на меня - даже если мне много лет и под глазами у меня мешки, а лишние килограммы обмотаны тёплым пуховым платком. Взволнованные мальчики покупают розочки, тщательно пересчитывая деньги.
   Иногда заходят компании, нарядные и шумные. Они спешат на юбилей или свадьбу. Они уже готовы веселиться. И букеты им нужны большие и заметные. Чтобы как у людей. Яркие и дорогие. Они готовы потратиться. Мужчины балагурят, женщины заливисто хохочут. Мне тоже достаётся порция шуток.
   И, кода они уходят, в воздухе ещё долго этакое дыхание праздника витает.
   Иногда, но редко теперь, театралы заходят - они тоже в предвкушении... культурного впечатления. Выбирают что-нибудь подешевле, но приличное: нарциссики, герберы или гвоздички.
   С этими клиентами редко успеваешь поговорить - они же спешат, но всё равно приятно что-нибудь спросить про постановку, про режиссёра, показать свою образованность.
   Я думаю, что я работала в цветочном магазине.
  
   Анна: Очень красиво вы говорите! Правда, иногда люди покупают цветы по очень грустному поводу: они могут идти на похороны.
   Вера: Нет, только не у меня. На похороны - в каком-нибудь другом месте!
   Анна: Конечно, в другом. Простите меня. Мне кажется, я никогда не была на похоронах. Наверное, в другом месте... Вы научите меня составлять букеты?
   Вера: Только из бумажных цветов. Здесь нет настоящих. Только комнатные ,
   в горшках. Но я научилась делать цветы из бумаги. Практически не отличишь.
   Вот смотрите. (Вера показывает букетик искусственных цветов, приколотых к её платью). Если издалека смотреть и не приглядываться, а так, вскользь -
   не отличишь от настоящих.
   Анна: Вам не кажется, что мы чем-то похожи?
   Вера: Вы так думаете?
   Анна: Я тоже люблю цветы и конфеты. И я доверчивая...
  
  
   Вера: Да, мне кажется, разрез глаз... (Вера внимательно смотрит на Анну).
   Я волнуюсь. А волноваться нельзя. Мы ведь ещё увидимся? Приходите ко мне завтра. Я научу вас делать ромашки. Это очень просто. И на ромашке можно погадать. Главное - сделать нечётное количество лепестков. Приходите!
   Анна: Обязательно... До завтра! Какая милая женщина! Хорошо бы остальные были такими же милыми...
  
  
  

6 действие

  

Неожиданно появляется космонавт.

Говорит отрывисто, смотрит исподлобья.

  
   Анна: Ой! Простите! Я не заметила, как вы вошли. Меня зовут Анна.
   Присядем?
   Космонавт: Я постою. Мне так удобнее. Я не очень люблю сидеть.
   Анна: Ну что ж. Давайте постоим. Стоя тоже можно поговорить. Вы давно здесь живёте?
   Космонавт: Трудно сказать. Смотря, с чем сравнивать. Мне сравнивать не с чем. Честно говоря, я не помню ничего. Помню, портвейн любил, крымский.
   Анна: Вот видите! Всё не так безнадёжно. Попробуйте ещё что-нибудь вспомнить.
   Космонавт: Попробовать можно. Только вы мне не родственница. Даже не рассчитывайте.
   Анна: Почему Вы так думаете?
   Космонавт: Потому что доктор наш - жулик. Может, он и не доктор вовсе, а только притворяется.
   Анна: Хорошо. Вы только успокойтесь. Мы можем быть просто друзьями. Иногда друзья ближе, чем родственники.
   Космонавт: Это верно. Некоторых родственничков век бы не видал!
   Анна: Можно я картинку Вам покажу? Какие у вас ассоциации?
   Космонавт: Это космический корабль.
   Анна: Интересно. Я его не так себе представляла. Но женщины плохо разбираются в технике. Вы мечтали быть космонавтом?
   Космонавт: А Вы не будете смеяться?
   Анна: Не буду. Многие мальчики хотели в детстве быть космонавтами.
   Космонавт: Пообещайте, что никому не расскажете.
   Анна: Вы шпион?
   Космонавт: Нет, я космонавт.
   Анна: Почему Вы так считаете?
   Космонавт: Помните детский анекдот:
   - Мальчик, как тебя зовут?
   - Не знаю!
   - А кем ты хочешь быть?
   - Космонавтом!

Говорит, постепенно воодушевляясь.

   Так это про меня. Я хотел быть космонавтом. Но не просто водителем космического корабля, не исполнителем. Я хотел стать тем, кто принимает
   решение в критической ситуации. Когда уже давно нет связи с Землёй, когда будущее Вселенной зависит от тебя! Когда один неверный шаг - и может
   погибнуть цивилизация! Представляете масштаб ответственности? Ведь счёт
   идёт на секунды, и только твой гениальный, изящный ход может спасти мир
   от катастрофы! Чудовищное напряжение!
   Ты можешь столкнуться с неведомым в любой момент. Ты собран и трезв!
   Все смотрят на тебя и верят, что ты не совершишь ошибки.
   Но не слава привлекает тебя, а абсолютная свобода в проявлении твоего
   разума. Никаких условностей! Никакой человеческой подлости, интриг и научных руководителей! Только ты и космос!
   Хотя, может быть, ты не один. С тобой на корабле летит твой друг. Один друг! Он может оценить всё изящество твоего решения. Вы разговариваете с ним долго - ведь не всегда нужно спасать мир. Вы разрешаете мысль. Вы понимаете друг друга с полуслова.
   И никаких семей! Никаких детей!
  
   Анна: Вы думаете, что были космонавтом?
   Космонавт: Нет. Но я чувствую, что мог бы им стать!
   Анна: А почему Вы думаете, что не стали? Может быть, Вы им были?
   Космонавт: Нет, всё-таки не был.
   Анна: Откуда Вы знаете?
  

Космонавт открывает рот и указывает на отсутствие передних зубов.

  
   Космонавт: Вот. У меня нет зубов. На самом видном месте.
   Анна: Не понимаю.
   Космонавт: Для космонавта улыбка очень важна. Гагарина выбрали из-за улыбки. Если бы я был космонавтом, у меня бы были зубы.
   Анна: Но, может быть, Вы потеряли их после? После полёта. Может быть,
   на Вас напали плохие люди, выбили Вам зубы, забрали документы.
   Вы потеряли память, но какие-то ощущения остались.
   Космонавт: Вы думаете? Я как-то не рассматривал такой вариант.
  

Анна подводит космонавта к зеркалу.

  
   Анна: А Вы рассмотрите. И заходите ко мне ещё - вы очень интересный человек.
   Космонавт: Да, я интересный. Вы тоже интересная. Я ещё зайду.
  

На сцену выходит хор в костюмах космонавтов

Звучит песня "Земля в иллюминаторе"

  
  

7 действие

Надежда подходит к зеркалу, быстро причёсывается и смело

поднимается к Анне. Говорит напористо, активно жестикулируя.

  
   Надежда: Здравствуйте! Мне кажется, я следующая? Можно посмотреть на Вас поближе? (Присматривается, взяв за руки Анну). Может быть, может быть...
   Анна: Может быть, может быть...Меня зовут Анна. А Вас?
   Надежда: Доктор назвал меня Надеждой. Конечно, банально. Веру Вы уже видели, Надежда перед Вами. С Любовью тоже, дай бог, познакомитесь. Только со мной у Вас больше шансов.
   Анна: Почему?
   Надежда: Я помню больше всех. Они всё придумывают. А я помню детство очень хорошо. Только названия все вылетели из головы. Мы жили в маленьком провинциальном городе. Где-то на севере.
   Анна: Подождите, я всё неправильно делаю. Я должна спросить сначала,
   какой ваш любимый цвет.
   Надежда: Цвет? Наверное, зелёный.
   Анна: Почему?
   Надежда: Зелёное лето, зелёная лампа, зелёная парта.
   Анна: Что Вы любите кушать?
   Надежда: Ты бы спросила ещё: какую кухню я предпочитаю в это время суток.
   Я простую пищу люблю. Чтобы рыба пахла рыбой, а мясо мясом. Молодая картошка, огурчик, селёдочка - что может с этим сравниться?
   Анна: Можно я Вам ещё картинку покажу?
   Надежда: И спросишь про ассоциации? Я вижу прямоугольник и треугольник. Придумать можно всякое, но зачем тебе моё враньё? Давай, я лучше тебе расскажу про то, о чём я мечтала в детстве.
   Анна: Пожалуйста, расскажи.
   Надежда: Всё снова. Мы жили в маленьком провинциальном городе. Где-то
   на севере. Родители - молодые учителя - приехали туда по распределению. Им выделили ужасную квартиру - очень холодную, неблагоустроенную.
   В деревянном многоквартирном доме около автостанции. Было так холодно, что иногда по утрам вода в ведре затягивалась тоненьким ледком. А воду возили на санках с колонки в железном бидоне. Мыться мы ходили в общественную баню. У меня там была одна знакомая банщица - тётя Клава.
   Я считала, что она здорово проводит время.
   Во-первых, в бане было тепло. Тётенька была добрая, лицо у неё такое было мягкое, светлое, и пока мама сидела в очереди, она зазывала меня в
   свою комнатку и мы пили чай с конфетами.
   Отдельная комнатка и возможность пить чай с конфетами, когда захочешь - разве не счастье? Это - во-вторых.
   А в-третьих, банщица всё время читала книжки и никто её в этом не ограничивал. Мне казалось, что родители всё время не давали мне спокойно почитать. Хотя в то время я, наверное, не умела читать.
   Но незабвенная моя тётя Клава показала мне, что такое счастье: тёплая комната, чай с конфетами и книги. Кстати, когда я в школу пошла, она принесла мне букет георгинов. Мне было очень приятно. Ничего не помню, а это помню.
   Анна: Наверное, банщицей работать не так уж легко. Надо всё время мыть пол.
   Надежда: Об этом я как-то не думала.
   Анна: А больше Вы ни о чём не мечтали?
   Надежда: Я мечтала уехать из моего родного города. Мы жили рядом с автостанцией. Я смотрела на отъезжающие автобусы и думала, что однажды
   я тоже уеду навсегда из этого болота. И тогда всё будет хорошо в моей жизни. Главное - уехать.
   Анна: Уехали?
   Надежда: Наверное.
   Анна: И всё стало хорошо?
   Надежда: Не помню. Но надеюсь вспомнить.
  

Входит доктор

  
   Доктор: Вам надо отдохнуть!
  

Антракт.

  
  

8 Действие

  

Полумрак на сцене. Входит автор.

  
   Автор: Да, всё это я написала. Точнее, пишу. Чем всё закончится - не знаю.
   И закончится ли вообще? У меня нет опыта. Это моя первая пьеса. Зачем я пишу пьесу? Захотелось попробовать. Я о чём-то таком мечтала в детстве.
   Но всё как-то закружилось, годы мелькали передо мной, как вагоны метро. Банальное сравнение? Но ведь и жизнь наша банальна. Начинается плавно и радостно. Мы всё время ждём чего-то. Что жизнь изменится завтра или будущим летом. Я всегда ждала лета. Но ничего не менялось. То есть всё менялось, но не так. Как хотелось бы. Семья, дети, работа - всё, как у всех. Но я же мечтала, чтобы не так, как у всех. Я хотела чего-нибудь особенного.
   Вот ты доживаешь до кризиса среднего возраста и начинаешь тосковать. Тебе кажется, что ты всё упустил.
   Дальше есть варианты: либо нужно выбрать какой-то образ счастья, либо впасть в депрессию и поскорее умереть от пьянства или какой-нибудь смертельной болезни. Второй вариант, понятное дело, нам не близок.
   С первым вариантом есть варианты. Большинство людей убеждают себя, что жили правильно. Такие за образ счастья выбирают что-нибудь материальное: дачу, машину, яхту, остров. Здесь предела нет. Главное - выбрать цель по силам и не надорваться. Иначе и королевство никому не нужно будет.
   Есть ещё один вариант развития событий. Можно подойти к зеркалу, внимательно посмотреть на своё отражение и честно признаться себе, что терять уже нечего. А потом набраться храбрости и попробовать поменять свою жизнь. У меня есть знакомый фермер, который до пенсии был вполне городским человеком. У него была семья: жена и дочка. А когда дед вышел на заслуженный отдых, купил себе домик заброшенной деревне, погрузил пожитки на машину и уехал, помахав всем весело ручкой. При этом он не запрещал своим близким ехать с ним, но и оставаться с ними в городе не захотел. Сейчас ему семьдесят лет, у него пять коров, один бык, а овец никто не считал. Дед справляется один с этим хозяйством и прекрасно себя чувствует. Питается хлебом и молоком. Что я хочу сказать? Можно поменять жизнь. Если, конечно, хочешь.
   Вот я и пишу. Пытаюсь, чтобы герои говорили разными голосами, но они всё норовят говорить моим. И главное, я не понимаю, как это закончить?
   Я люблю, чтобы книжка заканчивалась хорошо. И, по-моему, в каждой пьесе должна быть любовь.
  

Автор уходит.

  

9 действие

  

Любовь подходит к зеркалу и подкрашивается.

Анна занимает своё место за столом. К ней поднимается Любовь. Сначала она говорит с подчёркнутой неприязнью, потом увлекается своей историей.

  
   Любовь: Здравствуйте! Мне сказали, что я должна с Вами поговорить. Но я
   вряд ли могу Вам чем-то помочь.
   Анна: Мы можем просто немного поговорить. Меня зовут Анна. А Вас?
   Любовь: А меня - Люба, Любовь.
   Анна: Странно. Я не так себе Вас представляла. Почему доктор Вас так назвал?
   Любовь: А меня не доктор так назвал, а мама с папой. Я помню своё имя.
   Анна: Извините. Очень красивое имя, и Вам очень идёт красное платье.
   Любовь: Это мой любимый цвет.
   Анна: А что Вы ещё помните?
   Любовь: А я всё помню. Только вспоминать не хочу.
   Анна: Ещё раз извините. Наверное, Вы пережили что-то страшное,
   что-то трагическое?
   Любовь: Нет. К сожалению, ничего. В моей жизни не было ничего особенного. Нечего даже вспомнить.
   Анна: Не может быть. В каждой жизни есть что-то, что вспомнить приятно.
   Любовь: Может быть. Но я ничего такого не помню.
  

Анна берёт, было, картинку, но, подумав, кладёт её обратно.

  
   Анна: Люба, Вы, конечно, не обязаны мне ничего рассказывать. Вы меня видите первый раз в жизни. Но Вы такая красивая! Я всегда смотрела на таких женщин и завидовала. Мне казалось, что они выросли где-то на другой планете. Мне очень интересно, о чём Вы мечтали в детстве?
   Любовь: Я всегда хотела удачно выйти замуж. Это банально?
   Анна: По-моему, это нормально. Все женщины этого хотят.
   Любовь: Но я не хотела больше ничего.
   Анна: Получилось?
   Любовь: Нет.
   Анна: Почему?
   Любовь: Трудно сказать. Пока была молодой, за мной ухаживали мужчины. Не скажу, чтобы толпы поклонников, но всё-таки... Но мне всегда казалось, что я встречу лучше. Боялась прогадать. Мне хотелось и красивого, и богатого, и внимательного, и великодушного. Много было требований. Я следила за собой, выглядела ухоженно. Я умею готовить, посещала курсы по интерьеру. Училась в университете, на филфаке. Я была идеальным вариантом, но почему-то ничего не получалось. Сначала отвергала женихов я, потом - они меня. Не то что бы отвергали, а просто куда-то отваливались. Ведь я умела занимать их интересной беседой. Я научилась казаться этакой слабенькой дурочкой, чтобы они казались на моём фоне мужественными интеллектуалами. Например, я говорю ему: "Как люблю я ездить по
   МКАДу -там ведь меньше ста километров нельзя". А он мне: "Почему ты
   так решила?". А я ему: "Там везде такие знаки повешены: 100 в белом кружочке с красной каёмочкой". Они все надо мной смеялись, но почему-то не спешили опекать.
   Анна: И совсем ничего?
   Любовь: Знаешь, сначала, первые минут пятнадцать, всё было прекрасно: они клевали - я чувствовала. Распрямляли плечи, что-то важно объясняли мне, даже комплименты говорили, но в какой-то момент (я так и не поняла, в какой) в глазах их появлялась тоска и они смывались.
   Одна моя подруга, с которой мы вместе учились на филфаке, пошла работать в школу. Сумасшедшая! Целый день видеть перед собой детей! Так вот, она как-то предложила своим ученикам написать хокку, и один мальчик вдруг разродился таким шедевром:
  
   И не узнаешь
   Прелести жизни семейной,
   Принца лишь ждя.
  
   Правильно, конечно, "ожидая". Но "ждя" - беспощаднее. Такой вот приговор из уст школьника.
   Анна: Может быть, тебе просто не везло в жизни? Или мужики таких
   красивых женщин боятся?
   Любовь: Я сама долго думала, что со мной не так? Я решила сначала, что
   это - порча. Я даже ходила к гадалке. Ведунье в пятом поколении. Она обещала помочь, но, видимо, порча оказалась сильнее.
   Анна: А что ты здесь-то делаешь?
   Любовь: Однажды я пришла к доктору. Одна подружка посоветовала: психотерапевт, говорит, эффективнее ведуний и гадалок. И вдруг я в него влюбилась. Сижу - дура-дурой. Притворяться не надо. Что делать - не знаю.
   Чувствую, он тоже, как и все, скоро потеряет интерес. И я притворилась, что ничего не помню. Я знала: его такие случаи его занимают. А мне легко было: мне нечего помнить. Как-то жизнь прошла без потрясений.
   Анна: Но ведь доктор - специалист. Он же должен был почувствовать обман. Не понимаю.
   Любовь: Вот это уже его дело. Почему-то он поверил мне. Или сделал вид,
   что поверил. Ты не выдашь меня?
   Анна: Не бойся. Но скажи, зачем тебе это надо?
   Любовь: Ты не понимаешь? Во-первых, я рядом с ним. Он меня не гонит.
   Во-вторых, это же первое приключение в моей жизни. Сумасшедшей быть неплохо. Можешь делать всё, что в голову взбредёт. Не притворяться. Я могу обнять его и назвать зайчиком, обсудить с ним мой наряд, мои покупки, наших детей. Не лишай меня этого. У меня другой жизни нет.
   Анна: Я никогда не выдам тебя!
  

Входит доктор.

  
   Доктор: Как вы тут мои дорогие? Все щебечете?
   Любовь: Щебечем, мой любимый, щебечем.
   Анна: Щебечем, щебечем.
   Доктор: Я должен Вас разлучить ненадолго. Любочке нужно сделать укольчик.
   Любовь: Я не хочу, мне будет больно.
   Доктор: Ради меня, ради меня, моя радость.
   Любовь: Ты подержишь меня за руку, мой птенчик?
   Доктор: Конечно, подержу, мой котёночек.
  

Любовь и доктор уходят.

  
   Анна: Как грустно. Как хочется всем помочь!
  

10 действие

  

Вбегает актёр, становится в позу Ленина на броневике.

Читает стихотворение Беранже.

  
   Актёр: Господа! Если к правде святой
   Мир дорогу найти не умеет, -
   Честь безумцу, который навеет
   Человечеству сон золотой!
   Если б завтра земли нашей путь
   Осветить наше солнце забыло,
   Завтра ж целый бы мир осветила
   Мысль безумца какого-нибудь...
  
   Анна: Вы актёр?
   Актёр: Я так думаю. Я думаю, что я был им. Я хотел бы им быть.
   Анна: Почему?
   Актёр: Сначала я Вас спрошу. Скажите, я красавец?
   Анна: У Вас запоминающаяся внешность...
   Актёр: Вот! Запоминающаяся! Правильно! Я не красив, но и не сер. Я не
   похож на других. С такой внешностью надо идти в актёры.
   Анна: Зачем?
   Актёр: Чтобы запомниться.
   Анна: Кому?
   Актёр: Всем. Или хотя бы кому-то. Все мечтают о любви и уважении.
   Многие хотят оставить след в памяти современников. А если повезёт,
   то - в памяти потомков. Актёрство - это самый короткий и самый честный путь к любви и известности. Вот ты выходишь на сцену. Есть только ты и зритель. И тут уж одно из двух: либо ты можешь поразить их воображение
   и запомниться навсегда, либо они начинают безумно скучать и жалеть о потраченных деньгах. Но если ты сможешь сделать их счастливыми, то и сам будешь счастлив!
   Анна: Вы думаете, что зрители будут счастливы, увидев Вас?
   Актёр: Конечно! В это надо верить, иначе не стоит и начинать. Надо сказать себе: " я - актёр!", или "я - поэт!", или "я - гениальный физик!". Иначе ничего не получится.
   Анна: Это понятно. Но всё-таки? Вы знаете, что такое счастье? Как сделать
   людей счастливыми?
   Актёр: Понимаешь, с-часть-е - это, когда ты становишься частью чего-либо или кого-либо. Я должен заставить тебя поверить, что ты - часть меня или я - часть тебя. Поэтому ты чувствуешь, как я, смотришь на мир моими глазами. Или наоборот.
   Анна: Например?
   Актёр: Например! Я проснулся утром, потянулся. День прекрасный, солнышко. Я вышел на улицу. Соседка сказала вдруг комплимент. Хорошо.
   Я тоже хотел сказать - не успел придумать. Долетел до магазина. И там меня обхамили. И я побрёл домой. Выпил стакан водки - опьянел. И долго думал: почему я такой? почему я всегда попадаю в неприятные истории? почему люди всегда говорят мне гадости? У меня что - лицо такое?..
  
   Немного переигрывая, читает монолог из "Гамлета".
  
   Быть или не быть - таков вопрос;
   Что благородней духом - покоряться
   Пращам и стрелам яростной судьбы
   Иль, ополчась на море смут, сразить их
   Противоборством? Умереть, уснуть -
   И только; и сказать, что сном кончаешь
   Тоску и тысячу природных мук,
   Наследье плоти, - как такой развязки
   Не жаждать?
  
   ...А? Ну как?
   Анна: Здорово. Я даже захмелела.
   Актёр: Хочешь быть моей музой? Я люблю тебя! Я люблю всех моих зрителей!
   Анна: Нет. Боюсь стать очередным этюдом. Ты мечтаешь вернуться на сцену?
   Актёр: Конечно. Только надо всё время тренироваться. Держать форму.
   Чтобы быть готовым, если представится шанс.
   Анна: Обязательно представится. Может быть, в это самое время какой-нибудь неизвестный драматург (или известный) пишет роль именно для тебя. Только надо пить бросить и всё время тренировать память.
   Актёр (в образе): Старик! Старик! Я вспомнил!
  

Актер убегает. Анна остается одна на освещённом подиуме и какое-то время сидит неподвижно. Вдруг она замечает внизу в темноте ещё одну неподвижную фигуру. Анна спускается к нему.

  
  
  

11 действие

  
   Анна: А Вы почему не идёте ко мне?
   Больной: Я не хочу ничего вспоминать.
   Анна: Вот и хорошо. Честно говоря, я уже устала слушать эти истории.
   Все люди или несчастные, или одержимые. Хочется праздника, веселья, салюта. Вы любите салют?
   Больной: Нет. Очень громкий звук.
   Анна: А я люблю праздники. Мне кажется, что люблю. А здесь тоскливо.
   И одежда больничная не прибавляет оптимизма. Помогите мне, пожалуйста. Идите сюда, к зеркалу. Подержите второе - вот так.
  

Анна даёт в руки больному зеркало и ставит его так, чтобы видеть

себя со спины. Она разматывает бинты на голове и сооружает

хвостики, завязывая их кусочками бинта.

  
   Анна: Так гораздо симпатичнее. Можно Вам ещё бантик завязать.
  

Анна украшает больного, повязывая ему бант на шее из остатков бинта.

Больной и Анна смотрят друг на друга в зеркало.

  
   Анна: Вы выглядите очень импозантно. Посмотрите в зеркало.
   Больной: По-моему, я выгляжу смешно.
   Анна: Я обожаю смешных людей. Но только тех, которые не боятся выглядеть смешными. Вы боитесь?
   Больной: Нет, если Вам это приятно. Вы очень... необычная. У вас глаза красивые, голос тихий.
   Анна: Вы тоже милый. И говорите не о себе, а обо мне. Мне вот тут картинки дали. Ерунда, конечно. Но интересно, что Вы здесь видите? Вот - прямоугольник и квадратик.
   Больной: Мне кажется, это похоже на домик. Дети так рисуют домик.
   Анна: Конечно! Это дом! Я тоже так думала. Какая же это ракета? А Вы совсем про себя ничего не знаете?
   Больной: Мне не хочется вспоминать.
   Анна: Хорошо. Не вспоминайте. А имя у Вас есть?
   Больной: Нет. Доктор пытался придумать, но как-то ничего не приживается.
   Анна: Можно, я Вам придумаю имя?
   Больной: Попробуйте. Мне всё равно.
   Анна: Дайте мне на Вас посмотреть. Надо придумать очень мужественное имя. Оно придаст Вам сил. Андрей? Игорь? Эдуард? Не то... Лев! Тебя зовут Лев!
   Больной: Ты думаешь?
   Анна: Нет никаких сомнений! Что же с тобой случилось, Лев?
   Больной: Я мало помню. Я закрываю глаза - и слышу звуки.
  

Звучат выстрелы, крики, грохот взрывов.

  
   Больной: Поэтому я стараюсь не закрывать глаза.
   Анна: А как же ты спишь?
   Больной: По-моему, я не сплю.
   Анна: Боишься страшных снов?
   Больной: Нет, я не вижу снов. Только слышу.
   Анна: А лица, ты помнишь лица?
  
   Больной: Нет. Картинки - нет. Только звуки. И ещё я помню мамину руку
   на глазах. Тёплую, мягкую руку.
   Анна: Вот так?
  

Анна подходит к нему со спины и закрывает глаза рукой.

  
   Больной: Да.
   Анна: Лев, ты мой Лев! Не надо ничего вспоминать. Я нашла тебя. Я узнала тебя. А ты меня узнал?
   Больной: Я узнал тебя, Анна!
   Анна: Вот видишь! Ты знаешь, как меня зовут! Ведь я тебе этого не говорила.
   Это уже доказательство.
   Больной: Мы родственники?
   Анна: Конечно! Я чувствую в тебе родственную душу.
   Больной: Ты же совсем не знаешь меня. Вдруг я злодей или маньяк?
   Анна: Нет, ты - мой Лев. Ты очень хороший, добрый и смелый. Нельзя
   сомневаться. Не надо ничего вспоминать. Ты будешь помнить только меня,
   а я - тебя. И всё у нас будет хорошо.
   Больной: А остальные?
   Анна: А остальным мы будем рады, но помнить не будем.
   Больной: А что же мы будем помнить? Нельзя же жить без прошлого.
   Анна: Тогда мы придумаем себе прошлое. Многие так и делают.
   Больной: Хорошо. Где мы познакомились?
   Анна: Давай так: мы познакомились в маленьком городе у моря. Пожалуйста! Я очень люблю море. Ты там жил и работал спасателем. А я приехала отдыхать. Из Москвы.
   Больной: Столичная штучка? Ты, конечно, не умела плавать.
   Анна: Конечно. А ты умел.
   Больной: Конечно, я же был спасателем. И я тебя спас.
   Анна: Да! Ты помнишь? А потом мы гуляли вечером по берегу моря. Где-то
   там, на горе, светился город, а нам казалось, что мы одни во всём мире.
   Помнишь, там ещё были такие широкие качели. Прямо на берегу. Мы тихонько качались и смотрели на море. Как солнце лениво погружается в волны...
   Больной: И я сказал, что люблю тебя.
   Анна: И я сказала, что люблю тебя. Ты всё помнишь.
   Доктор! Мы узнали друг друга!
  

Входит доктор, медсестра и все остальные больные.

  
  

12 действие

  
   Доктор: Вы узнали друг друга?
   Анна: Да. Нет никаких сомнений!
   Доктор: Вот так новость! И что же вы теперь собираетесь делать?
   Анна: Мы уходим.
   Доктор: И куда же вы пойдёте?
   Больной: Мы ещё не знаем, но мы уходим вместе.
   Доктор: Где же вы будете жить?
   Анна: Где-нибудь. Ведь где-то же все живут.
   Доктор: А кем вы будете работать?
   Анна: Кем-нибудь. Разве это важно? Главное, что мы будем вместе.
   Больной: Я могу быть спасателем. Я умею плавать.
   Доктор: Что ж. Я никого здесь не держу. Ведь если люди чувствуют в себе силы начать жизнь заново, их удержать невозможно. Идите, дети мои! Идите с богом! Если обидят, возвращайтесь. Мы будем всегда ждать вас. Возьмите от меня на память.
  

Протягивает им фонендоскоп.

  
   Доктор: Слушайте друг друга.
   Вера: А от меня цветочки. Пусть вас окружают только настоящие цветы.
   Анна: Спасибо, милая!
   Космонавт: А от меня - портвейн. Крымский. Вы отпразднуете свою встречу.
   Больной: Вот это подарок!
   Надежда: Я принесла книжку и чай. Чтобы ты не скучала, когда будешь ждать
   своего любимого с работы. Книжка с хорошим концом.
   Анна: Спасибо! Я люблю только такие книжки.
   Актёр: С меня билеты на премьеру!
   Анна: Спасибо, мы будем счастливы.
   Любовь: Я думала, думала, что бы вам подарить. Принесла милые подстаканники. Здесь нарисованы чайки, море и кораблик.
   Анна: Очень изысканно!
   Медсестра: А я принесла вам черепаху. В семье обязательно должны быть
   животные или дети.
   Анна: Вы так добры! Приходите все к нам в гости, мы будем вам рады!
  

Двери, расположенные на подиуме, открываются.

Слышны разные звуки мира.

Анна и Лев выходят в эту дверь. Больные, доктор и медсестра долго машут им вслед. Когда дверь закрывается, больные рассаживаются внизу.

Доктор и медсестра разговаривают, стоя на подиуме.

  

13 действие

  
   Медсестра: Вы зачем их отпустили? Так нельзя! Вы должны их вернуть! Они совсем не готовы к самостоятельной жизни.
   Доктор: Мы все не готовы к этой жизни. Но ведь как-то живём.
   Медсестра: Но они не отвечают за свои поступки.
   Доктор: Мало кто отвечает за свои поступки. Политики провоцируют войны - кто из них ответил за это? Учёные совершают открытия, не думая о последствиях. Понимаешь?
   Медсестра: Очень даже хорошо понимаю. Я даже с братом недавно поругалась из-за этого.
   Доктор: Из-за чего?
   Медсестра: Из-за адронного коллайдера.
   Доктор: Из-за чего?! Откуда ты о нём знаешь?
   Медсестра: Из Интернета. Я как-то на днях пришла с работы. Усталая, делать было нечего. Решила я зайти в "Одноклассники" - потрепаться хоть с кем-нибудь. Включаю компьютер, а там вдруг натыкаюсь на какой-то мультик про этот самый коллайдер. И там показывают, что
   из-за их опытов вдруг образуется какая-то чёрная дыра, и вся наша Земля в эту дыру проваливается. Я так испугалась!
   Доктор: Понятно. А при чём тут брат?
   Медсестра: Он у нас физик несостоявшийся. Хотел учёным стать. Но учёным в нашей стране платят мало. Устроился в какую-то компьютерную фирму, но до сих пор кричит: "Моя религия - наука!".
   Доктор: За это и получил?
   Медсестра: Мы друг друга чуть не убили. Хорошо, что по телефону разговаривали. Я ему звоню - а сама здорово разозлилась от страха - звоню и говорю: "Всё! Я организовываю движение "Стоп, коллайдер!".
   Мы вернём русских физиков русским жёнам". Сама не понимаю, какая муха меня укусила.
   Доктор: А брат что на это ответил?
   Медсестра: Он так кричал! О том, что я дура, что ничего не понимаю, что о физике никакого представления не имею. Это правда, конечно. Но я ему так и сказала, что если эти учёные затевают опасную штуку, то они должны как-то нам объяснить всё популярно, а то эти мультики могут до инфаркта довести.
   Доктор: Резонно. А он?
   Медсестра: Он чуть не лопнул от возмущения. Сказал, что учёные не обязаны отчитываться перед быдлом. Короче, разругались в пух и прах. Но самое смешное, что на утро я получаю SMS-ку: "Ты сломала его, мракобеска!". А я уже и забыла. Оказывается, в этом коллайдере какой-то монтажник булку забыл - и всё у них полетело. Но брат-то на самом деле подумал, что это я виновата. Кто из нас после этого мракобес?
   Доктор: Помирились или до сих пор воюете?
   Медсестра: Помирились. Пришёл в гости на следующий день с тортиком, извинялся. А когда уходил, попросил не трогать больше коллайдер, а заняться, например, метеоритами. Тоже, говорит, опасно.
   Доктор: Танюша, да ты ведьма!
   Медсестра: Я не ведьма, я фея. Вы меня отвлекаете, Иван Николаевич.
   Я считаю, что Вы зря их отпустили. Они там могут погибнуть.
   Доктор: Не погибнут. За ними Ефимыч обещал присмотреть. Есть у него какая-то идея. Или обратно приведёт, если совсем плохо будет. Пойдём, Танюша, выпьем по рюмочке коньяку. День был тяжёлый. Идём.
  

Доктор уводит медсестру. На подиуме появляется автор.

Автор обращается к больным.

  
   Автор: Ну, как?
   Больные: Не верим! Не верим!
   Автор: В этом Ваша беда. Вы не хотите верить ничему хорошему.
   Надежда: Это слишком простой конец, очень банальный!
   Автор: А вы бы чего хотели? Чтобы он оказался её матерью, которая сменила пол и стала американским шпионом? Тогда бы вы сказали, что концовка не банальная.
   Космонавт: Мне кажется, наш доктор какой-то странный.
   Автор: Где вы видели нестранных психиатров? Они все от общения со своими больными немножко ненормальные, по-моему. Впрочем, признаюсь, что живого психиатра я не видела. Только психологов.
   Они-то точно все со странностями.
   Любовь: Но ведь нельзя же так сразу полюбить!
   Автор: А может быть, только так и можно? И знаете, мне надоели долгие слезливые мелодрамы. Иногда хочется стремительной и позитивной фантастики.
   Актёр: А мне нравится твоя пьеса: здесь есть что играть!
   Автор: Спасибо тебе на добром слове. Послушайте, ведь я это всё написала. Можно сказать, что я вас всех придумала, но это не так. Я ходила и спрашивала у друзей, у знакомых, кем они хотели быть в детстве. Оказалось, что все стали кем-нибудь другим. Никто не осуществил свою мечту. По разным причинам. Время, говорят, у нас такое. Вынуждает заниматься не тем, чем хочется.
   Или жизнь не так сложилась, как представляли в юности. Время у нас, правда, страшное. Но когда оно было нестрашным?
   И стало мне так жалко всех! Захотелось закончить пьесу по-доброму, чтобы хотя бы кто-нибудь нашёл своё счастье. Мне кажется, быть счастливым несложно - надо просто этого захотеть.
  
  
   Я вот всегда хотела быть поэтом. А чтобы стать поэтом, нужно поверить, что ты поэт.
  

Автор встаёт, забирается на табуретку, вскидывает руки.

  
   Я - гениальный поэт! Пожалуй, я воспользуюсь тем, что вы - мои герои и какое-то время не сможете сопротивляться.
   Я буду читать вам свои стихи!
  

Торжественно и серьёзно читает стихи.

  
   Как внезапно умирают люди,
Не заметив своего конца.
Черт не выдаст, Бог их не осудит
И коснётся каждого венца.

Как мы жили! Как мы бились с болью!
Как мечтали о большой любви!
Кто был светом, кто бесцветной молью -
Всех прости и всех благослови.

Все мы дети с грустными глазами -
Смотрим на часы и ждем суда.
И, секунды заменив веками,
Покидаем наши города.
 
Цель движенья кажется невнятной,
Время неизвестно нам в пути,
Но не в силах повернуть обратно,
Мы быстрей стараемся идти.

Встречный ветер головы остудит
И развеет контуры лица.
Только верим: Бог нас не осудит
И коснётся каждого венца.
  
  
   Не сейте вражду между нами,
   Не сейте вражду-
   Красивыми головами
   Я вас награжу.
  
   И будет осанка как плетью
   Откинутый звук,
   И будет незнание смерти
   Защитой от мук.
  

март 2010

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   11
  
  
  


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) В.Свободина "Темный лорд и светлая искусница"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"