По нашим улицам и дорогам всем ездить страшно. Этот страх преодолевается практикой вождения, необходимостью ездить и надеждой на то, что с нами, если на то божья воля, ничего плохого не случится. Когда Вы на дороге, уже некогда бояться, надо действовать. Регулярная езда на автомобиле приводит к тому, что растёт наша вера в свои силы, появляются полезные привычки, "стратегический" страх исчезает. Посмотрите на таксистов. Далеко не все они виртуозы вождения. Аварии случаются со всеми, но, по счастью, серьёзные аварии происходят сравнительно редко. Должен быть примерно такой настрой на езду: я спокойный (уравновешенный), неторопливый, терпеливый, доброжелательный ко всем. Анализ собственных ошибок проводите после возвращения домой. Из всего "набора" водителя - знания автомобиля, города, наблюдательности, хорошей реакции (быстрой и правильной), внимательности, осторожности, способности концентрировать внимание на дорожной обстановке, полезных привычек - поглядывать в зеркала и на приборы, не отвлекаясь от управления и т.п., важнее всего умение выдерживать дистанцию между машинами спереди и с боков и держать такую скорость, которая позволяет спокойно остановиться, если потребуется.
Главное правило безопасного вождения - резко не маневрировать: тормозить, поворачивать, перестраиваться желательно плавно. Резкие манёвры оставляют мало времени окружающим Вас водителям, чтобы избежать "контакта" с Вашим автомобилем. Управлять машиной лучше "с ленцой", успев проверить перед манёвром обстановку вокруг: тише едешь - больше времени на принятие правильного решения. Главный орган, дающий информацию водителю - зрение. Надо вертеть головой, смотреть во все зеркала, чтобы иметь представление о дорожной обстановке. Того, кто едет впереди Вас, Вы видите. Если дорога широкая, слева и справа от Вашей машины могут быть другие участники движения. Лучше избегать скопления машин - больших колонн, двигаясь за городом (преимущественно) в гордом одиночестве. Способность видеть и оценивать обстановку появляется не сразу, с опытом. Главная задача водителя в процессе движения - контролировать положение автомобиля на проезжей части дороги. Это, в основном, работа рулём, педалью газа и тормоза. Не приближайтесь близко к бордюрам, чтобы не зацепиться, и к оси дороги, если есть встречное движение. "Золотая середина" - вот Ваше место на дороге. Оно обеспечивает определённую свободу поперечного перемещения в пределах узкой полосы, отведенной Вам на дороге.
Куда мы собираемся ехать? (Выбор маршрута).
Вопрос не праздный. Каждый раз, отправляясь в дорогу, мысленно проделайте путь, который Вам предстоит, даже если Вы его уже когда-то проходили - возможно, не за рулём, а в качестве пассажира. Любой маршрут содержит простые и более сложные участки. Например, проезд через город, несомненно, именно такой сложный участок. Если возможно, город объехать по окружной дороге. Это легче, чем тратить нервы и подвергаться риску в городских пробках. Конечно, это справедливо для "пиковых" периодов, когда дороги максимально загружены. Если же Вы едете ранним утром или поздним вечером, в выходной день, то рациональнее проехать через город, экономя время и топливо.
Если вы впервые куда-то едете, хорошо изучите маршрут по карте до выезда. Находясь в движении, не отвлекайтесь на уточнение маршрута. Хорошо иметь рядом "штурмана", который следит за дорогой и сверяет её с маршрутом движения.
Если Вы сомневаетесь в том, правильно ли Вы выбрали дорогу, лучше спросить у аборигенов, чем проехать сотню километров "не туда" и потом возвращаться.
Готовность автомобиля.
Следует неуклонно выполнять несложные правила проверки готовности автомобиля.
Наличие бензина (знать, сколько км - примерно - можно проехать на Ваших запасах).
Давление воздуха в колёсах (очень важно для безопасности движения - особенно - за городом). Если Вы сомневаетесь в каком - либо колесе, следует заехать на пункт вулканизации и за небольшую плату Вам отрегулируют давление во всех колёсах. При разных давлениях в передних колёсах сильнее тормозит приспущенное колесо, машину разворачивает в сторону этого колеса.
Перед тем, как заводить мотор, проверьте уровень масла в моторе и наличие охлаждающей и тормозной жидкости.
Перед выездом "на большую дорогу" проверьте тормоза (тормозните на ровном участке дороги).
Аккумуляторная батарея должна быть всегда исправна, если вы не хотите иметь с ней проблемы где-нибудь на дороге, особенно - ночью.
Если Вы собираетесь ездить в тёмное время суток, проверьте настройку и работу фар, расположение включателей-переключателей (ближний - дальний - "аварийный" свет).
Дождь может пойти неожиданно, надо иметь запас жидкости для омывателя стекла на этот случай.
Пассажиры.
Иногда представляют опасность тем, что могут отвлекать водителя от управления машиной (разговорами, действиями, например, могут открыть дверку, высунуться в окно, играть с радио, курить и др. - всего не предусмотреть). Поэтому, кроме обстановки снаружи машины, важна и обстановка внутри. Водитель не должен отвлекаться от дороги и управления машиной, если надо отвлечься, следует съехать на обочину и остановится. Все водители иногда выступают в роли пассажиров. Ведите себя в этой роли скромно, не "забалтывайте" водителя и не докучайте ему своими советами, но если вы заметили какую-то угрозу, следует о ней точно и чётко доложить водителю. Иногда человеку, сидящему рядом с водителем, приходится "подправлять" недостаточно внимательного (усталого) водителя, если его бездействие может привести к аварии. Все мы люди и поэтому можем ошибаться. Иногда водитель может не заметить стоящую на краю дороги машину или даже машину, едущую Вам навстречу "против движения" - по дороге с односторонним движением. Тут уже не надо стесняться. Действовать надо быстро, точно, осторожно. Отработайте навыки управления машиной не глядя на педали и рычаги. Смотрите только на дорогу и изредка - на приборы: спидометр - в первую очередь. Позаботьтесь об удобной посадке (позе), удобной обуви, комфортной температуре в автомобиле - всё это влияет на Ваше самочувствие и на безопасность движения.
Основные правила поведения водителя на дороге.
Всех правил движения никто не знает и никто в полном объёме не выполняет. На дороге водителям следует быть внимательными, взаимно вежливыми и прощать друг другу ошибки без "материальных" последствий. Даже такие простые вопросы, как "можно ли ехать на жёлтый свет светофора" или "можно ли обгонять справа", не найдут однозначного ответа у многих участников движения и даже у представителей ГАИ. Дело в том, что "Правила..." тоже несовершенны и иногда их положения имеют внутренние противоречия. Кроме того, все слова в "Правилах..." - это термины, которые применяются в определённом смысле. Например, "обгон" - это опережение попутно движущегося транспорта с выездом на полосу встречного движения. Если вы не выезжаете на полосу встречного движения, но делаете в принципе то же, ваши действия называются "опережение", и это разные вещи. Всегда сомневайтесь, действуйте осмотрительно и осторожно!
Машина может легко покатиться и без водителя. Оставленная машина должна быть заторможена "ручником" и выключенным мотором ("на скорости" - на 1 передаче). Если уклон дороги большой или дорога скользкая, все эти меры предосторожности могут оказаться недостаточными. Можно подложить под колёса специальные колодки, камни или упереть колесо в бордюрный брус с той стороны, куда может покатиться машина. Но не забывайте про ручной тормоз, когда трогаетесь!
Желательно выбирать такую скорость движения, которая бы позволила Вам остановиться, свернуть, пропустить, увернуться, т.е. избежать возможного столкновения с другими участниками. Скорость должна соответствовать дорожной обстановке. Если возникают сомнения, снижайте скорость. По городу удобнее всего ездить на третьей передаче.
Положение Вашей машины на проезжей части дороги.
Помните, что у нас правостороннее движение. Вы можете использовать лишь правую половину дороги. Если ширина этой половины позволяет машинам двигаться в два ряда или больше, вы можете выбирать любой ряд, но не следует без нужды "колебаться" поперёк дороги. Хороший водитель едет, как привязанный к выбранной им полосе. И наоборот, колеблющаяся машина вызывает у других участников движения подозрения, что водитель нетрезвый. Вы можете "обгонять" как слева, так и справа, не следует "будить" впереди едущего водителя звуковым сигналом, если он едет стабильно. Если скорость впереди идущей машины Вас устраивает, то стоит ли её обгонять? Нехорошо, обогнав машину, тут же сбавлять скорость и маячить у неё перед капотом. Если дорога узкая, для обгона приходится пользоваться "чужой" полосой встречного направления. (Это и есть настоящий обгон!). При этом надо быть уверенным, что Вы успеваете совершить свой маневр до того, как приблизится машина со встречного направления. Если кто-то перед Вами не успевает "спрятаться" при обгоне, уменьшите скорость, примите вправо, чтобы избежать ненужных сомнений (проскочит или не проскочит). Может, кто-нибудь когда-нибудь и Вам поможет в подобной ситуации. Обгоняемой машине могут в таком случае "подрезать" нос, её водителю тоже надо уменьшить скорость, уступить. Любые "уступки" на дороге лучше, чем "разборки" после самой незначительной аварии. Чем быстрее движется автомобиль, тем уже видится водителю дорога и тем труднее ему маневрировать. Не стоит ездить быстрее 70 км/час на загородных дорогах в начальной стадии обучения вождению. Важно сохранять контроль над машиной в любой ситуации. В городе разрешена скорость до 60 км/час, но не так уж много внутригородских улиц, где можно безопасно двигаться с такой скоростью. Люки, люди, машины, собаки и кошки, велосипеды, дети, ямы - ой, как много всего, что так и лезет под колёса! Тише едешь - дольше будешь, спокойнее на душе.
В этом безумном городском потоке транспорта надо двигаться особенно спокойно и расчётливо.
Перед каждым перекрёстком надо занять положение в зависимости от того, куда вам дальше ехать: прямо, налево или направо. Если на улице три полосы в одном направлении, то обычно повороты направо осуществляются из правой полосы, налево - из левой, прямо едут по средней полосе, но часто прямо можно ехать по любой полосе. Но следует помнить, что повороты сопровождаются задержками при пропуске встречного транспорта (налево), пешеходов (налево и направо). Если Вам надо прямо, Вы в крайних рядах можете потерять много времени, ожидая, пока машины впереди Вас освободят дорогу. Порядок движения иногда определяют указательные знаки перед перекрёстком. Если они расположены слишком близко к перекрёстку, часто перестраиваться уже поздно. Это бывает в незнакомых местах, особенно если водитель не знает, куда ему надо ехать после перекрёстка. Тяжело блуждать по незнакомому городу, где отсутствуют указатели. В этом случае самое удобное положение - в правой полосе дороги. Там можно остановиться и справиться о дороге. Таких мест без указателей в нашем государстве, к сожалению, ещё предостаточно, как и ям, открытых люков, выступающих трамвайных рельсов и др. Тут поможет неторопливость и другие участники движения. Многие водители, чтобы проехать большой город с интенсивным движением, нанимают такси и следуют за ним "по пятам". На скользкой дороге надо ехать ещё более плавно и равномерно, тормоза малоэффективны, лучше заранее снижать скорость, тормозя двигателем.
Занос на скользкой дороге возникает на поворотах, при попытке быстрого разгона или при торможении. Машина с заторможенными (заблокированными) колесами едет по прямой, не слушаясь руля. Чтобы управлять её движением, надо периодически отпускать педаль тормоза.
На скользкой дороге, если у Вас нет АБС, лучше тормозить очень плавно или резко - прерывисто. Энергия движения теряется при остановке колёс и их последующей раскрутке.
То же следует делать и на сухой дороге при экстренном торможении - отпускать периодически педаль тормоза для разблокирования колёс. Путь торможения при движении "юзом" значительно больше.
При изменении скорости надо вовремя переключать передачи в Коробке ПП.
При разгоне наибольшее ускорение достигается на первой и второй передаче.
Первая передача служит для трогания с места и движения с самой малой скоростью (до - 30 км/час), вторая - от нуля до 40 - 50 км/час, третья от 30 до 70 км/час, четвёртая от 50 до 100 км/час. Если скорость упала до 30 км/час, лучше переключиться на третью (с горки) или вторую (под горку) передачу. Расположение передач в коробках легковых машин разных марок похоже. Если надо тронуться, а машина стоит на подъёме с работающим мотором, надо её затормозить, выжать сцепление, включить 1 передачу, быстро перенести правую ногу с педали тормоза на газ (или снять с ручного тормоза) и, нажимая газ, плавно и быстро отпускать педаль сцепления. По мере начала движения педаль сцепления отпускают полностью, а педалью газа увеличивают обороты двигателя.
Поехали! Когда скорость достигнет 20 км/час, нажмите педаль сцепления, одновременно отпуская педаль газа, и быстро включите вторую передачу. Тут же отпустите педаль сцепления и нажмите педаль газа. Когда скорость возрастёт до 40 км/час, проделайте те же движения, включая третью передачу. Регулируйте скорость автомобиля педалью газа. Если надо остановиться, сбросьте газ, нажмите педаль сцепления, устанавливая рычаг коробки в нейтральное (срединное) положение, и плавно нажимайте педаль тормоза. Чтобы машина не "клевала носом", перед остановкой силу нажатия на педаль тормоза следует ослабить.
Желательно останавливать машину вблизи тротуара, не притираясь к бордюру. Лучше, если зазор между колесом и бордюром будет сантиметров 20...30. Это запас, который должен защитить колёса от контакта с бордюром. По мере роста Ваших умений этот зазор будет уменьшаться.
Чего не следует делать на дороге?
- Останавливаться на мостах и под ними, в туннелях, на поворотах и сразу за ними, в узких местах, то есть там, где машину плохо видно, не видно издалека, или там, где Ваша машина создаст помехи для движения других автомобилей.
- Близко ехать за впереди идущим транспортом. Дистанция между машинами должна быть пропорциональна их скорости. Если вы в транспортном потоке будете ехать слишком близко за предыдущей машиной, то подвергаете себя большому риску врезаться в неё, если она резко затормозит. Но если это расстояние будет больше длины автомобиля (в городе), вас кто-нибудь обгонит и влезет в этот зазор прямо перед вашим капотом. Ищите "золотую середину".
- Избегайте длительного движения в колонне - оно "убаюкивает" и водители теряют бдительность. Отсюда массовые столкновения, особенно частые в тумане, при дожде и т.п. Если всё же кто-то впереди резко затормозит, а места между Вами мало, попытайтесь в процессе торможения объехать остановившуюся машину слева или справа, если там есть свободное место.
Это даст Вам лишних 4...5 метров тормозного пути.
- Обгонять в сомнительных ситуациях. "Не уверен - не обгоняй!"
Cъезжать с дороги на обочину на скорости. Обочина может быть мокрая и скользкая. Попытка затормозить приведёт к заносу автомобиля. Особую осторожность следует соблюдать при выезде с второстепенных дорог на магистраль (трассу) и выполнении манёвров на магистрали.
Машины там движутся очень быстро и могут приблизиться быстрее, чем вам кажется.
С началом дождя надо быть особенно осторожным, т.к. образовавшееся покрытие из пыли и воды смазывает асфальт и сильно уменьшает сцепление колес с дорогой. Когда дождь смоет эту жижу, сцепление с дорогой улучшается.
Заносы возникают иногда как бы ни с чего (на ледяной дороге), сами по себе, но чаще - от движения рулём, добавления газа, торможения, если тормоза не совсем исправны или на колёсах разные протекторы (колёса тормозят с разной интенсивностью).
То же бывает, если левые (правые) колёса оказываются на дороге с разными характеристиками сцепления (причина - грязь на проезжей части, например).
В случае заноса могут быть разные рецепты выхода из ситуации. Например, сбросить газ и попытаться рулём вывести машину из заноса, поворачивая против заноса. Это срабатывает на небольшой скорости на заснеженных и обледенелых дорогах.
Попытка вывести из заноса авто на скорости около 90 км/час на сухой дороге таким способом приводит к его раскачке (страшно!). Лучше сразу и решительно тормозить.
На прямых скользких дорогах при отсутствии других транспортных средств можно потренироваться на небольшой скорости (40-50 км/час), умышленно вызывая занос небольшими по амплитуде движениями руля в разные стороны и попытаться стабилизировать движение. Такие тренировки могут быть полезны, если не приведут к аварии.
Зимой надо научиться ездить сравнительно медленно, особенно по гололёду. Особенно опасны обледенелые участки между сухим асфальтом на поворотах. Оставляя автомобиль без присмотра, затормозите его, закройте в нём всё, что только можно (капот, окна, люк, двери, багажник), а вещи, если они есть, лучше не оставлять на виду (в крайнем случае - спрятать в багажник и закрыть на ключ).
Останавливаясь где-нибудь, всегда думайте о том, удобно ли Вам будет оттуда выезжать. Лучше потратить лишних пару минут при парковке, чем потом выруливать (возможно - ночью) задним ходом, рискуя за что-нибудь зацепиться.
Осенью, когда дорога покрыта упавшими листьями, она тоже может быть скользкой. Зимой скользкими могут быть участки, даже не покрытые льдом или снегом, т.е. с виду вполне безобидные. Они проявляют свой истинный характер очень неожиданно для вас.
Встречи с представителями ГАИ.
"ГАИ всегда к Вашим услугам". Нет смысла отрицать свою вину, если нарушение ПДВ имело место. Но вы можете, если захотите, скрыть своё раздражение от этой встречи с "законом". Выдержка всегда приносит хороший результат.
Однако, полезно помнить такую особенность поведения разных людей после аварии:
авария часто бывает результатом обоюдного нарушения правил, так что не торопитесь брать всю вину на себя. Например, один превысил скорость и не успел затормозить там, где ничего бы не случилось, если бы он ехал в пределах правил. А вину пытается спихнуть на другого водителя, совершавшего манёвр. Если ездить быстро и без учёта дорожной обстановки, как это происходит в компьютерных гонках, то и аварий не избежать.
Если что-то случилось - не паникуйте, а разберитесь по закону. Если случаются столкновения с летальным исходом и без свидетелей, то трудно надеяться на то, что правда происшествия станет известна.
Езда зимой - при снегопаде, при сильном морозе, в дождь, особенно - ночью, вносит дополнительные трудности в управление машиной. Вы сидите, как в танке, видно обстановку только через лобовое стекло, боковые стёкла и заднее стекло могут быть покрыты инеем, конденсатом, т.е. быть непрозрачными. После прогрева кузова, при правильной работе отопительных приборов и вентиляции стёкла могут стать вполне прозрачными. Но если надо, например, двигаться задним ходом, а заднее стекло запотело, через него почти ничего не видно, особенно - ночью, не поленитесь взять тряпку и протереть стекло, а потом уже двигайтесь.
Следите за давлением в шинах! Проверяйте его перед каждой поездкой!
Движение на скорости больше 120 км/час увеличивает расход топлива, износ автомобиля, нервное напряжение всех пассажиров и водителя и риск того, что при ЧП на дороге трудно будет отделаться лёгким испугом.
Дорога, к сожалению, полна неприятных неожиданностей.
Многие люди любят рисковать своей жизнью, это факт. Есть такие и среди водителей, и среди пешеходов. Их "лихость" не нравиться никому, кроме их самих. Не подражайте им.
Все мы учимся на своём опыте. Каждая новая тысяча километров приносит новый опыт и уверенность в своих силах. Самое опасное на дороге - самоуверенность. Самое ценное - осторожность и предусмотрительность.
Работайте над техникой вождения, доводя её до автоматизма. Успехов Вам! Изучайте "Правила движения", знаки и тренируйтесь регулярно. Хорошо бы иметь своего ангела-хранителя, но он даётся свыше.
Все люди ездят так, как живут. "Живи умно, как человек свободный!" Экономьте свои и чужие нервы и энергию. Часто лучше работать рулём, чем тормозить. Тот, кто спешит (перебегает дорогу, например), экономит секунды, а потерять может всю жизнь!
Возможно, каждый народ имеет свои привычки, достоинства и недостатки, которые свойственны не всем людям (не каждому человеку), но, тем не менее, встречаются не так уж редко.
Казалось бы, можно ли ожидать, что дорога окажется чем-то перегорожена или перекопана, захламлена и т.п.? Опыт показывает, что это не такое уж редкое явление. Можно ли ожидать, что на перекрёстке трассы с второстепенной дорогой вам путь перегородит трактор или грузовик с прицепом или ещё что-то? Вполне может случиться.
Может ли автомобиль, едущий впереди вас и мигающий правым поворотом, повернуть налево?
А почему нет? Может ли перед вашим капотом на средине дороге в 6 полос появиться шустрая старушонка, голова которой повёрнута "не туда"? Она перебегает дорогу перед вами, но вас не видит. Реальная обстановка.
Может ли автомобиль или пешеход двигаться на красный свет светофора? Наивный вопрос! Ещё как может! Как у Пушкина: "Затем, что ветру и орлу, и сердцу девы нет закона! Гордись, таков и ты, поэт, и для тебя условий нет!" Наш народ очень дорожит своим "здравым смыслом" и часто нарушает паредписания "правил"; если человеку кажется, что он никому не мешает, что нечего ждать, если торопишся,
что он всё рассчитал, что главное не цвет фонаря, а реальная обстановка, "ну не было ведь поезда на переезде! Откуда он только взялся!"
Есть среди участников движения "законники", которые, заметив вашу ошибку или нарущение тут же захотят вас "воспитывать" - сигналить, жестикулировать, ругаться в ваш адрес и т.п.
В последнее время из-за огромного количества автомобилей и плохого регулирования движения, нарушений правил, часто случаются заторы, так называемые "пробки". Надо иметь большой запас терпения!
Возникающие неожиданно ситуации, требующие Ваших немедленных действий, не столь уж редкое явление. Так что будьте готовы и пусть Вам везёт!
Не спешите!
Будьте вежливы!
Никогда не теряйте присутствия духа!
Счастливых Вам дорог!
Р.С. С некоторых пор в Украине начали обнародовать статистику аварий и количество их жертв. Число погибших имеет тенденцию к росту и уже перевалило 9000 человек в год.
Увечий ещё больше. В СМИ обсуждают проблему, но как всегда в таких случаях
пропускают мимо внимания основное. Например, предлагают ответить на вопрос "Кто виноват?", выбирая один вариант из трёх предложенных: дороги, культура водителей и
нарушение правил движения. На самом деле нельзя свести все причины к этим трём.
Главное - так называемый человеческий фактор. Забыли о том, что человек - существо несовершенное, неумное, эмоциональное и склонное совершать ошибки. Дайте этому
существу самую совершенную машину, самую лучшую дорогу, прекрасную погоду, самых культурных участников движения и оно неизбежно будет попадать в аварии.
И чем эмоциональнее личность, чем лучше дорога и чем быстроходнее машина, тем
вероятнее авария. Не во всех авариях можно винить пострадавшего водителя, т.к. он
на дороге не один, бывают технические причины (очень редко!), природные катаклизмы,
но почему же мы не видим серьёзного анализа происшествий, выполненного "компетентными" органами? Без этого все рекомендации типа ограничения скорости, устройства препятствий на дорогах (лежащий полицейский!), увеличение штрафов за нарушения правил и т.п. становятся факторами, увеличивающими риск нахождения на дороге. Дорога - не гоночная трасса, но не надо забывать, что автомобиль, самолёт и др. виды транспорта созданы для скорости и каждый человек хочет уменьшить время нахождения в пути.
Каждый водитель самым серьёзным образом должен относиться к своему
настроению и подавлять в себе стремление к риску, к лихачеству, как говорят в народе.
Во всём, и в этом, естественно, тоже, наши возможности ограничены.
Анализируйте свои ошибки, ведь говорят, что мы учимся на своих ошибках, в основном.
Никто не хочет попасть в аварию, тем более - погибнуть, тем более кого-то убить, но
умный человек не должен проскакивать переезд перед поездом и совершать другие
рискованные поступки, подвергая опасности своих детей, друзей и даже свою
дурную голову...
Осторожный человек может успешно преодолеть массу преград на самой плохой и опасной дороге без существенного вреда для автомобиля, себя, пассажиров...