Прошло несколько месяцев после достаточно бурных американских выборов, все подсчитано (и не раз), сформирована и приступила к работе новая администрация (и новый Конгресс - тоже), уже начались первые заявления политиков о желании (или нежелании) баллотироваться снова, и так далее. С другой стороны - нынешний год, как, практически любой нечетный, считается довольно спокойным по американским меркам - избираются только губернаторы двух штатов (Виргиния и Нью-Джерси), законодательные собрания в них же, и мэры ряда городов (правда, среди этих городов - такие большие, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Хьюстон и т.д., так что интерес эти выборы вызывают немалый). И, по сути, все. Все остальное - начнет понемногу "раскачиваться" в самом конце этого года, а в основном - в следующем году, когда, за исключением выборов Президента, будут происходить все основные кампании - за треть Сената, всю Палату представителей, 36 губернаторских постов, и огромное число мест в законодательных собраниях штатов.
Но это - несколько позже. А пока - мы кратко расскажем о тех изменениях, которые уже произошли, и сделаем небольшой прогноз касательно наиболее интересных из вышеупомянутых выборов этого года.
Собственно говоря - изменения начались практически сразу после выборов. В середине декабря скончался один из сенаторов-ветеранов (как по возрасту, ему было 88, так и в прямом смысле, ибо он являлся ветераном Второй мировой войны) - Д. Инойе (Daniel Inouye), демократ от штата Гавайи. Согласно законодательству практически всех (а может и всех, но тут автор не берется утверждать точно) - в таком случае губернатор штата назначает временного сенатора. Большинство ожидало от губернатора назначения сенатором члена Палаты представителей К. Ханабусу (Colleen Hanabusa), тем более, что об этом просил сам сенатор Инойе в своем письме незадолго до смерти. Но губернатор решил иначе, и новым сенатором был назначен тогдашний вице-губернатор Б.Шатц (Brian Schatz) - молодой и энергичный политик, однако, не принадлежащий (в отличие от Инойе и Ханабусы) к крайне влиятельной в штате японской общине. Срок полномочий сенатора Инойе заканчивался только в конце 2016 года, однако теперь сенатору Шатцу надо подтверждать свои полномочия уже в конце 2014 года, и праймери против той же Ханабусы не исключено. Здесь мы как раз имеем дело не с идеологическими разногласиями (оба кандидата - последовательные либеральные демократы), а с персональными амбициями и борьбой за влияние различных этнических общин.
Второе событие случилось практически тогда же, и было, пожалуй, еще менее ожидаемым. Добровольно подал в отставку (став руководителем крупной общественной организации крайне консервативного толка) сенатор-республиканец от Южной Каролины Дж. ДеМинт (Jim DeMint). Он и в Сенате был известен как один из последовательнейших консерваторов с претензиями на роль "кингмейкера", регулярно требовавшим от коллег соблюдения "идеологической чистоты", и нападавшим на тех, кто осмеливался хоть иногда отойти от партийной ортодоксии. Замена ему оказалась и ожидаемой (с точки зрения паблисити в первую очередь) и неожиданной (исходя из истории этого южного штата, весьма крепко цеплявшегося за "права белых" и сегрегацию, а в прошлом - зарекомендовавшем себя как родина самых последовательных защитников рабства на территории южных штатов) - черный конгрессмен-республиканец Т. Скотт (Timothy Scott). С идеологической точки зрения разница между ними - минимальна, Скотт является одним из достаточно немногих черных политиков-ультраконсерваторов, сделавших успешную национальную карьеру в рядах партии, за которую голосует весьма незначительный процент черных избирателей. Но вот с точки зрения все того же "паблисити" - черный сенатор от штата "глубокого Юга" с вышеупомянутой политической историей - это, несомненно, событие. В свою очередь, назначение Скотта сделало "свободным" его округ в Палате представителей, и на предстоящих весной-летом специальных выборах в округе развернется нешуточная борьба (особенно - среди республиканцев, где на "праймери" заявилось аж 19 кандидатов, против 2 - у демократов).
Затем еще одно место стало свободным. Освободилось место госсекретаря (более-менее соответствующее нашему министру иностранных дел, и потому - весьма важное не только для граждан США), занимавшееся 4 года Хиллари Клинтон (большинство ожидает от нее выдвижения кандидатуры в Президенты в 2016 году), и, как и ожидалось значительным большинством американских политических аналитиков, Обама выдвинул на этот пост сенатора от штата Массачусетс Дж. Керри (John Kerry), который сам в 2004 году был кандидатом в Президенты США. После того, как его кандидатура была достаточно легко утверждена Сенатом он подал в отставку с сенатского поста, и его место, в свою очередь, стало свободно. Губернатор Массачусетса Д. Патрик (Deval Patrick), сам являющийся негром, назначил на этот пост еще одного черного политика - своего помощника У. Кована (William "Mo" Cowan), однако, хотя срок полномочий Керри заканчивался только в конце следующего года, закон штата Массачусетс предусматривает в таком случае специальные сенатские выборы в сравнительно короткие сроки. В результате (Кован уже объявил, что баллотироваться не будет) в конце апреля должны пройти праймери в обеих основных политических партиях, и определиться кандидаты на пост сенатора (а общие выборы - в июне). Учитывая, что Массачусетс является одним из самых "Демократических" штатов США - шансы кандидата демократов (наиболее вероятно им станет опытнейший (уже 37 год в Конгрессе) конгрессмен Э. Марки (Edward Markey)) являются очень предпочтительными, хотя ыв последние годы республиканцам и удалось однажды (в начале 2010 года) сотворить мини-сенсацию и избрать на подобных же специальных выборах своего кандидата.
Ну и для полноты картины отметим, что освободились в результате отставок еще 2 места в Палате Представителей - во 2-м округе Иллинойса, где сын известного черного проповедника (и, когда-то, кандидата в президенты), Дж. Джексона Дж. Джексон-младший (Jesse Jackson Jr.) был вынужден подать отставку под градом весьма тяжелых обвинений (впрочем, этот чикагский округ - абсолютно "надежен", и, выигравшей праймери демократке Р. Келли (Robin Kelly), не составит труда удержать его на предстоящих в конце апреля общих выборах), и в 8-м округе Миссури (где подала в отставку умеренно-консервативная республиканка Дж. Энн Эмерсон (Jo Ann Emerson)) - надежном республиканском округе, где в споре 2-х членов законодательного собрания штата явным фаворитом выглядит республиканец Дж. Смит (Jason Smith).
Как уже отмечалось - завершилось и формирование новой администрации Обамы. Изменений там было достаточно, и мы уже упоминали о новом госсекретаре, упомянем и еще один достаточно важный (в том числе и для России) пост - министра обороны. На этот пост Обама выдвинул республиканца (правда, во многом достаточно нестандартного) - бывшего сенатора от штата Небраска Ч. Хагеля (Chuck Hagel). Еще в свой сенатский период Хагель (с его несколько "изоляционистскими" взглядами) был одним из наиболее последовательных критиков действий США в Ираке и Афганистане (хотя в тот период эти действия осуществлялись республиканской администрацией Буша-младшего), и, с той поры, он заслужил крайне стойкую нелюбовь подавляющего числа законодателей-республиканцев. В результате - дебаты по его кандидатуре были крайне жаркими, подавляющее большинство сенаторов-республиканцев (кроме 3-4 человек) проголосовало "против" и лишь единодушная поддержка этой кандидатуры демократическим большинством Сената сумела спасти ее.
Ну и теперь все же немного о том, что предстоит в этом, 2013-м, году, и совсем уж предварительная оценка ситуации на 2014-й. Как уже говорилось выше - самими крупными событиями этого года должны стать двое губернаторских выборов - в Нью-Джерси и Виргинии. Формальный срок выдвижения кандидатов истекает дней через 10-15, но уже сейчас можно предположить, что в Нью-Джерси оппонентом переизбирающегося (и, на данный момент, очень популярного) губернатора республиканца К. Кристи (Chris Christie) будет член законодательного собрания штата Б.Буоно (Barbara Buono). Хотя Нью-Джерси обычно тяготеет к демократам (в частности - Обама получил там около 58% голосов) умеренно-консервативный Кристи сейчас действительно популярен (особенно - после весьма энергичных действий по преодолению последствий урагана "Сэнди", причем - частично - вместе с Обамой, чего ему не могут простить самые правоверные" среди республиканцев), и должно произойти что-то почти невероятное, чтобы он не добился победы. Впрочем, до выборов еще 7,5 месяцев, и такое иногда случается.
В Виргинии все и проще и сложнее. Здесь пара кандидатов, которые будут оспаривать место в ноябре, в общем-то тоже понятна: бывший председатель национального комитета Демократической партии (и кандидат в губернаторы на праймери 2009 года) Терри Макалифф (Terry McAuliffe) и нынешний генеральный прокурор штата республиканец Кен Куччинелли (Ken Cuccinelli). Виргиния - один из относительно "сбалансированных" штатов, где ни одна из партий не имеет подавляющего преимущества (Обама его выиграл с небольшим перевесом в 2012 году, как и демократический кандидат в Сенат, но вот одна палата законодательного собрания разбита поровну, а вторая - находится под республиканским контролем), так что тут личность и взгляды кандидатов достаточно важны. Макалифф имеет репутацию умеренно-либерально демократа, умеющего собирать довольно большие суммы денег, а Куччинелли обычно выступал как крайне правый (особенно - в социальной сфере), что породило ряд опасений у более умеренного крыла республиканцев в плане его способности победить. Правда, буквально в последние дни он "выкинул финт", отказавшись подписывать почти обязательную для кандидата-республиканца клятву-обязательство о неповышении налогов в штате в случае победы. Посмотрим, было ли то изолированным явлением, или частью продуманного плана.
В этих же штатах будут проходить выборы членов законодательного собрания. Тут, скорее всего, в принципиальном плане сохранится статус-кво: демократы будут продолжать контролировать законодательное собрание Нью-Джерси, а республиканцы (скорее всего) - Виргинии.
Помимо этого, как уже говорилось, в целом ряде городов в этом году проходят выборы мэров. Правда, тут надо иметь в виду, что за относительно редкими исключениями, мэрами больших городов являются демократы (именно в больших городах сконцентрировано большинство представительств расовых меньшинств, да и сексуальных, пожалуй, тоже, а они в подавляющем большинстве голосуют именно за демократических кандидатов, поддерживающих либеральную социальную политику). Собственно говоря, в одном из крупнейших городов - Лос-Анджелесе - первый тур выборов уже состоялся, и, в целом, принес ожидаемый результат - во второй тур вышли два демократа, ныне заседающие в городском совете: Э. Гарцетти (Eric Garcetti) и В. Груэл (Wendy Greuel), разницу между программами которых заметит лишь большой специалист по местной политике Калифорнии. Практически наверняка демократические кандидаты выиграют в Детройте, Хьюстоне и подавляющем большинстве других крупных городов. А самым большим призом является, конечно, Нью-Йорк: многолетний мэр и миллиардер М. Блумберг (Michael Bloomberg) - номинальный республиканец со взглядами прагматичного либерального демократа - вынужден уходить в отставку после 12 лет мэрства (в городе имеются пределы на максимальный срок пребывания в должности), и демократы собираются вернуть себе ускользающий от них уже почти 20 лет пост мэра. Наиболее вероятным кандидатом является нынешний член городского совета (точнее - спикер этого совета) К. Куинн (Christine Quinn) (кстати говоря - лесбиянка), но у демократов наверняка будет еще 5-6 других (и достаточно известных) кандидатов. А вот у республиканцев - нет ни Блумберга ни кого-то в стиле его предшественника - Р.Джулиани, имеющиеся кандидаты - бывшие чиновники одной из республиканских администраций или бизнесмены - в общем-то рассматриваются аналитиками как кандидаты второго сорта", и шансов на победу имеют немного.
Заглядывая еще дальше - вплоть до промежуточных выборов 2014 года - можно уверенно предположить, что в Сенате перемены будут существенными. Хотя бы потому, что там собралось немало очень опытных (и возрастных) политиков, ряд из которых наконец-то решил завершить свою политическую карьеру. Так, уже объявившему о своем уходе в 2014 году сенатору-демократу от штата Нью-Джерси Ф. Лаутенбергу (Frank Lautenberg) к концу его нынешнего срока будет уже 90, а, скажем (тоже заявившему об отставке), сенатору-демократу от Мичигана К. Левину (Carl Levin) - 80. Собирается уходить и "последний из Рокфеллеров" - опытнейший сенатор от Западной Виргинии Дж. Рокфеллер (Jay Rockefeller) - ему к концу срока будет 77. Уже заявили о своей отставке сенаторы от Айовы, Джорджии, Небраски. И еще несколько сенаторов (в том числе - весьма возрастных) пока думают, переизбираться им или нет.
Вообще же - на выборах в Сенат "атаковать" будут республиканцы - просто потому, что предыдущие для этих сенаторов выборы 2008 года были исключительно хорошими для демократов, которые составляют подавляющее большинство переизбирающихся сенаторов. У республиканцев была только одна "опасная ситуация" - выборы в штате Мэн, где нынешняя сенатор-республиканка (умеренных взглядов) С. Коллинз (Susan Collins) исключительно популярна, но вот если бы она решила уйти - место почти наверняка ушло бы к демократам. Однако недавно Коллинз предприняла шаги, показывающие, что она намерена добиваться переизбрания, и даже не особо любящие ее крайние консерваторы в ее партии вздохнули с облегчением.
Пока можно предположить, что республиканцы отыграют где-то 2-4 места в Сенате у демократов на выборах 2014 года, но это, в свою очередь, означает, что демократы сохранят (пусть и минимальный) контроль над этой палатой.
Палата представителей еще менее предсказуема. Можно только с уверенностью сказать, что новичков в ней в 2014 году будет почти наверняка меньше, чем было в 2012, но, так как в 2012 году их было весьма много (почти 85) - последнее утверждение не очень информативно. Тем не менее - 2012 год был первым, в котором конгрессмены избирались в "новых" округах, которые были созданы по результатам переписи населения 2010 года, и, понятно, не все получили удобные округа, некоторые штаты получили дополнительные округа (а значит, автоматически, новых конгрессменов) и т.д. К тому же - "нарезка" округов после последней переписи проходила с явным "партийным" уклоном (демократы - максимизировали число "своих" округов, республиканцы - своих, одновременно стараясь минимизировать количество тех, которые не являются абсолютно надежными для обеих партий). Именно последнее привело к тому, что сейчас лишь 40-45 округов относят к категории "свинговых", то есть таких, в которых обе партии, при хорошем подборе кандидатов, могут иметь шансы. Понятно, что будут и другие "свободные места" - в частности, упомянутое выше достаточное количество свободных сенатских мест приведет к не столь малому количеству кандидатов на эти места из Палаты представителей (в Джорджии, например, на свободное сенатское место уже "засматриваются" 3, если не 4, конгрессмена-республиканца), но, скорее всего, после больших перемен в 2006, 2008, 2010 и 2012 (последнее во многом в результате "перекройки" округов), 2014 даст всего 40-50 новичков в палате. Кроме того, пока похоже, что выборы 2014 года не приведут к большим изменениям в количестве демократов или республиканцев в палате - количество "находящихся под угрозой" мест почти одинаково для обеих партий. Естественно, все это еще может измениться, скажем, если американская экономика пойдет существенно "вверх" или "вниз", но прогноз на настоящий момент именно таков.
Губернаторы. Вот тут, как и в случае законодательных собраний штатов, выборы 2014 года будут практически роскошными - губернаторы 36 штатов из 50 и законодательные собрания почти во всех штатах (40 с хвостиком, как минимум). В отличие от Сената на губернаторских выводах "атакующей" стороной, в основном, видимо, будут демократы - республиканцы выиграли очень много мест в 2010 году, в том числе - в нескольких штатах где, вообще-то, не должны были выигрывать, например - в Мэне. Правда, и у демократов есть такие штаты (Арканзас, а при определенных обстоятельствах - и Иллинойс), но все же их поменьше. По первой прикидке реальный интерес будет представлять около 12 штатов из 36, но, понятно, это количество весьма приблизительно.
Что касается законодательных собраний штатов - многое будет опять же определяться перенарезкой округов после переписи населения 2010 года. По первому впечатлению - демократы должны выиграть немного, но, опять же, в большинстве штатов эта перенарезка уменьшила число округов, где может развернуться упорная борьба, так что - вряд ли достижения демократов будут большими.
Ну, вот, пожалуй, почти все, что можно сказать на настоящий момент. Пользуясь тем, что (в отличие от 2012 и 2014-го годов) 2013-й является достаточно "спокойным" - автор берет таймаут, скорее всего - до ноября месяца. Тогда можно будет обсудить и результаты выборов этого года, да и кампания 2014-го раскрутится уже серьезно.