Молина Мария : другие произведения.

Лекции по общему языкознанию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.40*7  Ваша оценка:


   Лекции по общему языкознанию
Волков
  
   17.03.03
  
   Общение, слово
   1. подготовлено
   2. произнесено
   3. неизвестно до этого адресату.
  
   Фактура речи - ?
  
   В условиях диалога каждая последующая реплика опирается на предыдущую, частично ее воспроизводит. Этим человеческая речь отличается от животных.
   Следовательно, диалог. отношения регулируются типологией восприятия.
  
   Вопрос: в любом языке мира существуют вопросы "что", "какой", "почему". Следовательно, вопрос - побудительная реплика, побуждающая форму
   повествования ответов.
   Коммуникативные речевые формы:
   "Что" - описание
   "Какой" - повествование
   "Почему" - ?
  
   Любой диалог ввключает монолог. реплики. Любое сообщение продумывается: 1) мы находим (Схема 1) предмет речи, внутренне его развертываем (от диктума к модусу), решаем, как мы оформлим для собеседника смысловой субъект речи. Следовательно, понятия "слово внутр." = мышление, и "слово внешнее".
   1. изобретение
   2. расположение
   3. выражение (locutio)
   Что мы приспосабливаем:
   - громкость
   - темы
   - членение (паузы)
   - интонация.
  
   Мы слышим себя. Животные не модулируют свои сигналы сознательно. Мы отделяем знаки от среды.
   - сигнал (знак)
   - шум
   - помеха.
   Необходимо, чтобы говорящий и слушающий имели общую цель, минимум знания, интерес.
  
   1) зачем мы общаемся? Чтобы получить некоторую информацию.
   2) Диалектический диалог - чтбы объяснить ситуацию.
   3) Обучительный диалог.
   4) Соревновательный диалог (отбор по речи).
   5) Совещательный диалог.
   6) Управляющий диалог.
   7) Общий диалог (бессмысленные слова, не преследующие управляющих целей - знак контакта: я здесь).
  
   Типы культуры устной речи:
   1. диалог
   2. молва (сообщение о текущем событии в пределах речевого коллектива)
   3. фольклор (воспроизведение формы слова - правила, нормы и образцы для 1 и 2).
   В основном лексическая система содержит свод правил..
  
   1) слушать важнее, чем говорить.
   2) отделение интонации от личности собеседника.
   3) оценка личности собеседника.
   4) анализ речи:
   - уместность (отношение к моменту, цели и правилам, в т.ч., вежливости)
   - логичность, внутренняя последовательность
   - целесообразность, наличие замысла у партнеров
   5) ответ, в зависимости:
   - от своей выгоды
   - от принадлежности собеседника
  
   Мифологические правила формируют знаковые системы (с помощью знаков язык назначает и истолковывает все другие знаки - потому он универсален)
   Схема 2.
  
   1. Прогноз.
   - знамение (единичный знак, смысл неясен, интерпретация свободна)
   - примета (вероятно повторение, событие А В, формируется логика)
   - гадание (искусственная знаковая система на основе примет, сопоставляет нормативную логики с вероятностьностной).
   2. Мусические искусства - описывают картину мира в отношении ко времени (?)
   - музыка (временная закономерность, хронотоп)
   - танец (включает хоровод человека в музыку)
   - изображение/ рисунок (пространственная картина, отвлечение от времени)
   Связаны между собой. От танца к музыке и от танца к рисунку.
   3. Практические искусства.
   - утварь (=рисунок) (знаки-предметы; утварь организует наши действия)
   - архитектура (=музыка) (образ реальности, устройство ойкумены)
   - костюм (=танец) (система знаков, которые организуют индивидуальность человека как принадлежащего социуму)
   4. Управление.
   - ориентиры
   - сигналы
   - команды
  
   В письменной словесности первое разделение:
   грамотные - неграмотные
   те, кто пишет и читает - те, кто читает
   прифессионализация умственного труда, управляющий класс - писцы-жрецы (Египет, Вавилон и т.п.), они выполняют все управляющие функции.
  
   Автор - писец - читатель
   Возможно сохранение знания - нормативы языка.
   Будучи неграмотным, я не отличаю человека от его речи, слова как абстракцию от предмета. Слово = абстракция.
  
   Греческий и латинский культ.
  
   1. Письменная речь
  
   1.1. Надписи
   1.1.1. эпиграфика
   командно-управляющая система:
   ориентиры, знаки, членение территории, история коллектива
   1.1.2. знаки меры
   1.1.3. нумизматика
  
   1.2. Письменность (специальными инструментами на специальном материале)
  
   1.2.1. сочинения (палеография)
   литература, эпистолы
   1.2.1.1. философия, знание
   это специфика и-е, у них есть философия вместо письменного Священного Писания. Свящ. Пис. - это все нормы и жанры речи, систематизированные и данные в историческом порядке. Канон как письменности, так и морали. Преобразует фольклорные правила, выходит на фольклорную этику (противопоставление Нового и Ветхого Заветов).
   1.2.1.2. право
   1.2.1.3. история (фиксация фольклора)
  
   1.2.2. документы
   фактическая жизнь общества:
   акты, договоры (диалог), распоряжения (последовательный диалог), удостоверения личности. [дипломатика]
  
   2. Устно-письменная речь
   2.1. Оратория (движение от истории и права)
   2.1.1. совещательная (будущее) -> польза
   2.1.2. судебная (прошлое) -> справедливость
   2.1.3. показательная (настоящее) -> о прекрасном
   2.2. Художественно-поэтическая (культура)
   2.2.1. эпос
   2.2.2. лирика
   2.2.3. драма
  
   Информационная революция (начало эры)
   1. наличие канонического текста, который должен сохраниться при переводе (разделение на переписчиков и толкователей). Текст распространяется в большом числе одинаковых экземпляров
   Свиток сменяется кодексом, появляется гипертекст
   - оглавление, сами главы, страницы, стихи
   - глоссы
   - легко оперировать, текст утрачивает линейность
  
   !Августин был поражен, увидев Амвросия Медиол. читающим про себя!
  
   2. система догматических текстов:
   - Священное Писание
   - экзегетика (толкования)
   - догматика
   - апологетика (полемика)
   - гомелетика (проповеди) 1. учебная речь 2. пропагандирующая речь
   речь с продолжением, ориентированная на постоянную аудиторию: слово (монолог)/ беседа (диалог)/ поучение (много человек)
  
   Новый тип письма:
   минускул (в 4 линии) в отл. от унциала (в 2 линии)
   eqtaoum стенография
  
   3 типа сокращений в латинском:
   - суспенсия (середина выбрасывается)
   - контракция (обрезается окончание)
   - номина сакра (шифруется)
   3 типа письма
   - устав (каллиграфия)
   - полуустав (обычное письмо) - современное письмо
   - скоропись (деловое, одноразовое письмо)
  
   24.03.03
  
   Документ - предназначен для обязательного чтения (в отл. от литературы). Текст документа построен так, чтоб пониматься однозначно.
   I.
   1. адресация (формуляр)
   2. преамбула - по поводу чего
   3. изложение содержания
   4. завершение/ резолюция - прошение, мотивы
   5. подпись + обращение
   6. число
   II. клаузула
  
   Эпистола - 1) личная 2) деловая (документ, может влечь юридическую ответственность и обязательно - формуляр)
   Для поучения существуют "письмовники". Современная переписка в Интернете очень интересна, т.к. любой большой стиль зарождается из переписки (стиль Возрождения - от Петрарки, Карамзин - Пушкин). Там в узком кругу внутренний шифровальный язык - интересно сравнить с типами внешнего письма.
  
   Печатная словесность.
   Гуттенберг, первая пол. 15 века.
   Формируется новое сознание национальные языки. Появление связано с информационными технологиями. При устной речи - разделение... умственно оплачиваемый (писатель, переписчик) и умственно неоплачиваемый (читатель) (?).
   Д.С.Лихачев. Текстология.
   Рукописное произведение создается в течение всего времени, что оно переписывается. Как только текст перестают переписывать и начинают печатать, это прекращается возникает понятие литературного авторства с личной ответственностью за текст (т.к. он продается пропорционально интересу читателей).
   Рукопись - это мат. носитель (!).
   - можно украсть (плагиат)
   - можно написать что-либо, вредное для общества (цензура)
   - можно исказить канонический текст.
   Цензура - двигатель культуры. Появляется научная художественная литература и журнальная публицистика. Это разная степень авторской ответственности.
   Например: Памфлеты (Паскаль, Бомарше) - цензура сажает автора за оскорбления. Инквизиция - расс. научные произведения. Так, Галилей в академии Данте читал лекции на итальянском языке (размеры ада с помощью циркуля) - он умел рассчитывать объем. То есть он вычислил объем ада и количество грешников. В общем, предмет был плох, а делал он это не на ученой латыни, а на итальянском языке. А Бруно писал на народном языке, что надо быть язычником - сожгли. По сути, это был памфлет, но этого не поняли. Рабле - художественная литература. Это юмор на тему классических риторических упражнений. Тупо, но похабно. Но посадить не за что.
   Цензура возникла в университете века за полтора до книгопечатания. Профессор делает краткое изложение summa и имеет учебник. Читать должен по латыни и обязуется не диктовать, т.е. студенты должны иметь учебник. Преподаватель не читает, а толкует - понятия и свои умозаключения в определенной форме, желательно силлогизмами. А книга, "экземпляр", лежит в библиотеке + отпуск (тетради). Любой студент переписывает свою тетрадку (часть оригинала) на всех, а потом меняются. Но экземпляр должен быть крайне точным существует корпорация переписчиков с цензурой во главе.
   Потом цензурой стали заниматься доминиканцы (отбор книг).
   Возникает научная литература на новых языках. Средневековая литература была, в основном, энциклопедической, то есть не делилась по видам (физика: метафизика, физиология, математика). Любой текст опирался на предыдущие, ссылался друг на друга.
   А теперь появились библиотеки, а там рубрикатор.
   Мерсен (Фр., 1630-е гг.) "невидимый коллеж". Ему слали письма ученые, а он - им, создавая обмен информацией. А потом после его смерти стал издаваться журнал с письмами и полемикой - по рубрикам. Просто нужно было систематизировать научное изложение как литературную традицию.
   В Германии новые университеты (начало 18 века). Лейпциг, Берлин. Гимназия (тривиум)...
   Профессиональная наука, конкурс. Экзамены.
   Средняя школа складывалась по-разному. Язык науки до середины 19 века - латынь. Хорошее знание латыни дает гимназия. Также сущ. "кавалерские школы", или "лицей" - учат на национальном языке (поэзия, документы, манеры, поведение) - 17 век.
   После 17 века национальный язык распространяется (французская литература, философия от Декарта). Изучают франц. язык - в отношении к латыни и иностр. яз. как язык национальной литературы. Теоретическое представление - Арно, Ланскло - "Всеобщая национальная грамматика", "Логика, или искусство мыслить".
   Грамматика изучает человеческий язык как таковой, т.е. все языки означают мысли, кот. логически принадлежат семантической общности. Существует 8 частей речи, простая пропозиция (Nom - главный). Все категории общие - а различаются языки способами выражения (de = Gen).
   Эта грамматика дополняется логикой, т.к. простое предложение строится по грамматике, а сложное - по логике. (энтинема - предложение с опущенной посылкой).
   "Риторика, или искусство говорить". Обоснов. ту идею, что знаки обозначают мысли, эмоции и воля - соответств. стили (в т.ч. в историческом развитии), классификация звуков, правила стихосложения и риторики.
   Эти книги были по всей Европе как основы образования и классицистического стиля.
   Художественная литература тоже из рационалистического стиля и науки о языке (Буало), рационалистический стиль художественного слова определяет типы жанров (не равно нормам салонной беседы, переписки, поэзии!!)
  
   Новый документ тоже выравнивается по новым нормам рационалистической дипломатии и права. Так под новой печатной литературой ежит рукописная словесность, только перестроенная. В конце 19 века - начале 20-го появляется новая фактура речи.
  
   Массовая коммуникация
   1. Газеты, массовая информация, реклама
   - создание текста производится коллегиально
   - информирование населения о текущих событиях
   - существует рубрикатор, тоже плод коллективного творчества, это описание мира. Новые материалы попадают в рубрики.
   - используется одноразово - а достать старую? "Правда" за 39-й год была в спецхране --политическая позиция меняется.
   - за счет чего живет газета? реклама. И это определенная идеология
   - сама по себе газета не является фактом культуры (а является рубрикатором, т.к. он воспроизводим, хотя и меняется)
   - любая газета состоит из логически не связанных материалов. Они связаны:
   а) рубрикатором
   б) ключевыми словами (спецслова, полторы сотни массовой коммуникации) - символич. зонтик - он слегка плывет, а работает на конкретных примерах - сущ-ет квазиличность, идеологический лидер. крупная фигура, фигурант PR-акции, обладающий весом в области (интеллект - Сахаров). Они меняются стилевое движение.
   Кроме того, газеты существуют не по отдельности, а в комплексе. Это элементы одной системы, которая в новостных частях управляются информационными агентствами аудитория живет в едином символическом зонтике. Все газеты обязаны освещать популярную тему, причем определенным образом должны толковать. Так же, но чуть иначе.
   Индивидуальный стиль:
   среднее толкование более-менее отличается по объему, по времени, по модальности. Поэтому эта система управляема источникми информации. Аудитория достигается поэтикой газеты. Ее читают по диагонали и по заголовкам. Они не отражают содержание, но привлекают. И создают поэтический стиль.
  
   31.03.03
  
   Состояние системы и теории языка определяются составом словесности и актуальных требований языковой практики.
   Схема 3
  
   1. Устная словесность (бесписьменная).
   С появлением письменной словесности объем вырастает. При этом устная система слова сохраняется, приобретая иное качество: в центр языкового представления ложится письменное слово (изменяет языковое сознание грамм. (чит./ чит.+пис./ неграм). Читатель+писатель: языковой знак в сознании другой, чем у неграмотного.
   Иероглиф: что-то, похожее по звучанию + детерминант + определенные звуки.
   Грамматическое искусство описывает язык, разбитый на грамматические категории, или (у изолирующих языков) словарная организация по графическому принципу составления иероглифов, или "словарные рифмы" (это гласный - д-база, а-рифма, о-кратк/полугласный/нуль звука 4 тона, тон определяется согласным по дополнительной дистрибуции).
   Теория высказывания (пропозиции) - это законченная речь, делится на монолог и диалог.
   Простое высказывание содержит 1 предикативное ядро. 4 частеречных категории (греч.) - имя/нарицание, местоимение, глагол, частицы.
   В грамматике Варрона деление: склоняемые, спрягаемые, согласные, неизменяемые. 8 частей: имя, местоимение, глагол, наречие, причастие, союз, предлог, артикль.
   У любой части речи:
   - пафос - форма изменения
   - эйдос - неизменяемая часть
   - отношения с другими словами.
   Учение о соллипцизмах (синтаксис) - о сочетании частей речи.
   Рассматриваются парадигмы по употреблению слов у хороших авторов 2 течения:
   1) аналогизм
   способы изменения есть признак не слова, а класса, свойство как часть класса (по значению) д. подчиняться.
   2) аномализм
   3-4 вв., Алекс. Каждое слово обладает особым значением, этимологией и парадигмой.
   В грамматике - Варрон и потом Присциан - они сочетаются, пока не вырабатывается система правил и исключений. (Примерно с 6 века вводятся в стандарт грамматического описания языка).
   Т.о., грамматике должны обучать человека, в т.ч. грамотно строить предложение (на основе классического образования - поэтика, история, философия, оратория). После того как он понял грамматику, идет логико-риторическое образование = умение строить сложное высказывание (вместе - тривиум).
   Положение высказанное обязательно спорно (иначе незачем говорить). Ему м.б. противопоставлено отрицание. Надо разработать аргументацию в поддержку, т.е. привести доводы, убедительные для оппонента.
   Топы (общие места):
   1. самоочевидное (категории) - что есть, то есть
   2. менее очевидное - для людей образованных и т.п.
   Например: Успех есть следствие добродетели.
   Топы являются посылками заключения.
   Например: Человек есть смертен (топ). Сократ - человек. Сократ смертен (заключение).
   Логические топы:
   Часть целое, предыдущее последующее, род вид
   Из них и получаются категории грамматики. Так как в умозаключении используются синонимы, антонимы, это влияет и на лексическую систему.
  
   Поэтика
   В 5-6 вв. после развития неоплатонизма + квадрив. + 7 свободных искусств.
   "Брак Меркурия и Филологии" (первый - практический ум, вторая - логическое и словесное искусство).
   Слово и число представление о соотношении знаков (словесных, числ.. музыкальных, чертеж).
   Пространство=рисунок, звук=время.
  
   3. Печатная словесность литературный национальный язык, научное знание о языке. До этого все решили, что язык=теория наименования, она должна быть одинакова для всех языков. А тут стало ясно, что акциденции (частные конкретного языка) способны выражать в языке разное. Почему это важно? В условиях печатной речи. Новый язык связан с классицизмом - надо показать их производность. И с другими нацязыками - сопоставить с ними.
   1660-е гг. "Порт-Рояль" как определенный смысл выражения в разных языках.
   Новый тривиум - логика, риторика, устройство языка, стили, сочинения, поэтич. труды, публицистич. речи.
   Принципиально новое понимание языка - новые философы. Локк, Гоббс, Декарт, Арно.
   Язык - система общения, где используются слова. Язык дан человеку как инструмент выражения мыслей. Его можно и нужно улучшить и конструировать. На каких основаниях?
   Критика существующего языка, т.е. мы часто принмаем слова без значения и в быту, и в философской речи... Всякое наше слово именует единичные объекты (думает Локк), потом возникает обобщенная абстракция, это конструкт разума, может не соответствовать действительности (рыба кит). Т.е. мы оперируем... описаниями. А в общественной жизни сначала появляются слова.
   1. назначить слова, обозначить реальные объекты.
   2. грамматические функции обознчают исчисляемые смысловые категории.
  
   Картезианство - человеку свойственно врожденное знание и способности (законов этики, логики) и выводимые из них правила. В основе - не наблюдение, а исчисление, и надо совершенствовать язык (конструировать его). Разработали грамматику национальных языков (фр, нем, исп, - а потом, в 18 веке, и русский). Ломоносов - теория грамматики. 9 времен: по вертикали и горизонтали табличка из 3-х пунктов: прошлое, настоящее, будущее. (Только почему и там, и там те же 3 времени?).
   Получается, что грамматика исходит из теории нужных для мысли категорий языка, а реальность подгоняет.
   В 19 веке говорят, что язык - саморазвивающаяся система (компаративистика - Гумбольдт) и его улучшить нельзя, а можно наблюдать и систематизировать. Что есть в языке, то и в языковом сознании. Научное сравнение и поиск праязыка.
   К 20-му веку выяснилось, что праи-е не восстановить. Только остатки. Мейе: разводит язык-предок (который был) и праязык (научная реконструкция на основании сравнения современных языков).
   Трубецкой. Размышление о и-е проблеме.
   И между старыми языками были различия, не меньше, чем сейчас (и вообще происходит конвергенция, а не дивергенция языков). Славянские страны образуют континуитет.
   "Языковой союз" - о конвергенции. Что же сейчас делает наука? Изучение языка как Оккам или случайные проявления и обломки старых языков?
  
   4. Массовя коммуникация
   Межлународные и межнациональные языки. текст не сохраняется, он вне области культуры. Создание высказываний, коллектив. спос., аудитория не ограничена по объему.
   "Мозаичное сознание". Кружение гуттенберговой галактики (система знаний, находящаяся в соподчинении). "Правило равнения вниз" - по самому тупому участнику коммуникации. Актуален синхронный уровень восприятия. Актуальна двусторонность знака. Мы не можем конструировать знак, неразрывно объединенный.
   Возник структурализм, де Соссюр. Типология универсалий, Сепир.
   Проблема существующей языковой культуры - лингвистика отделена от филологии. Существует "сложное высказывание" - текст, с 50-60-х "лингвистического текста" (Барт, Деррида).
   Фиксация устных связок (синтаксис текста).
   Проблема "нарративных структур" - формальные виды текстов.
   С 70-х гг. начинается формирование постструктурализма.
  
   07.04.03
  
   Вышеописанный язык как система высказываний ( в основе лежит нечто, что 1. позволяет строить высказывание, 2. отражает картину мира).
   В 1865 г. Парижское лингвистическое общество отказалось рассмотреть вопрос происхождения языка как научный, т.к. методами языкознания это невозможно (компаративистикой). Но к тому времени существовала куча теорий об этом происхождении.
   Типы появляющихся систем:
   - прямое порождение (биолог.)
   - преемств. (техника, с помощью людей)
   - язык.
   Можно сказать, что язык хинди произошел от санскрита (он содержит его элементы, мы м. доказать переход одних элементов в другие). Но сравниваемые системы должны быть однородны. А в языке существует линейность и диалог, предикация и наименование... нет языка, в котором нет каких-то существенных деталей так, чтобы можно было показать - вот, от него все произошло.
   И вообще, все эти теории идут от теории эволюции, а в ней существует большая проблема. Есть микро- и макроэволюция. Если взять пару с разными признаками, их потомство будет по распределению Менделя. Если их потом разделить, они могут образовать почти расы. Это микроэволюция, ничего принципиально нового они не родят. А факты макроэволюции, т.е. эволюционных прыжков никем и никогда не виданы и не доказаны.
   Обычно нормально мутации и аномалии смертельны. И вообще, наследуется ли приобретенный признак? Научные факты указывают не на развитие, а на вырождение в процессе микроэволюции.
   То есть у нас сразу есть человек с языком. Еще был неандерталец. Он вроде не мог так артикулировать, у него не было языка, но он хоронил покойников и обучал детей. А кроманьонцев находят все более ранних, уже и как неандертальцы. Вообще, от чего все происходит? от ядра, от самого главного.
   Существуют 3 теории происхождения языка:
   1. логосическая
   2. конвенциональная (договор)
   3. ономато-поэтическое (имя-изобретательная)
   1. а) вариант языч. мифол. разум, из которого возникает мир. Есть часть материи.
   б) нерационалистическая: разум, создавший Вселенную, трансцендентен (не из этого мира), абсолютен, всемогущ, всеблаг, самоосознающ.
   Основная идея:
   Например: Библия - творения духовные и материальные. И вот творению противостоит Бог как абсолютный Дух. Бог создал мир по уровням организации мысли - свет, системы, Земля, Солнечная система, разделил вещества, создал клетку раст., животное в воде, пресмыкающихся и птиц, земных животных, человека. И выделил последнему немного Духа. А в Эдеме человеку приводит животных и он Словом их называет. Он построил картину мира.
   Слово может 1) называть вещи 2) правильно или неправильно. Получать власть над вещами. Вещи меняются, но остаются неизменными. Правильное название - модель вещи.
   Троичность Бога:
   Отец - источник Божества;
   Логос/Сын - предвечно рождаемый от Отца - отражение Отца с различными модусами. Отец создал идею мира в целом, а Сын - отдельные вещи.
   Дух Святой - то, что создает движение в покое, жизненный цикл.
   Слово человеческое, подобно Слову Божию, соответствует своему носителю, т.е. в случае с человеком конечно. Язык является моделью мира и институтом его познания (8 частей речи примерно соотносятся с 8-ю оновными категориями).
   Ономатотеты (полагатели имен) пользуются правилами соответствия имени внутренней сущности.
   Диалектик, знаток культуры, устанавливает соответствие имени существующим системам имен.
   Пользователи используют имя как инструмент и стирают, ломают его. Надо изобретать новое. Круг движения имен.
  
   2. 16-17 вв. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк (выразитель), отчасти Рене Декарт
   Конвенциональная теория.
   - понятие о т.наз. "общественном договоре". Существуют естественные права, дают в условиях абсолютной свободы право силы свобода отдается в обмен на безопасность, создается государство.
   - государтво иерархия. Это коммуникативная система. Т.о., договор - договор об использованиислов. т.к. без единых понятий, терминов никакой иерархической системы не получится. Должно быть известно, что есть право, а что порок. Язык постоянно портится (т.к. договор только отчасти).
   Т.о., в основе теории лежит теория совершенствования языка.
   Язык:
   - организует память (дает картину мира)
   - мышление (в соответствии с логикой)
   - обучение (накапливает культуру)
   - управление
   - игра
   идея создать общечеловеческий язык (например: науки, философии)
   логико-математический язык - например: программа
   Полностью воплотить такую идею не удалось, но есть примеры.
   Эта теория не отвергает прежнего, но акцент - на возможности конструирования.
  
   21.04.03
  
   Основные инструменты научного знания
  
   1. определение понятий
   много стрелок. Выделены два направления:
   1.1. реальное
   предполагает отношение данного класса объектов к другим классам
   "Человек - живое существо, обладающее мышлением и речью"
   1.2. номинальное
   "Транспорт - совокупность средств, используемых для перевозки", т.е. значение слова
   В языке науки различаются терминологии, кот. в пределах д. системы данных дефинированы.
   Например: "процесс", "кривая" - слова, отрицающие научный стиль (?)
   А в частных областях они дефинированы, т.е. являются терминами: "процесс" в юридич. правовой терминологии, в медицине.
   В научных терминологиях термин задается научной группой, обычно в научных журналах. Значение научного термина переменчиво, оно определеяется применительно к данному исследованию.
   - Им противостоят технические термины, устанавливаемые специальными службами (ГОСТ), значение которых не может меняться.
   - Термины искусств устанавливаются в школах искусств.
   - Мерительные термины устанавливаются государством и связаны с правовой ответственностью.
   - Командные термины не изменяются и не предполагают размышления о значении.
   - Прогностические термины - инструментарий вероятности предсказания ситуаций.
   - Философские термины отличаются от всех больше всего, они авторские, принадлежащие автору или школе.
  
   Всякое произведение научного слова есть тип рассуждения. Существуют 2 основных типа:
   1. описать свойства предмета и из этого вывести цепь рассуждений (аксиоматическая цепочка, полисиллогизм). Это характерно, в основном, для изложения системы научного знания.
   2. Когда человек изучает реальный мир, он использует другие принципы мышления: эвристическая процедура научного познания - нахождение некой посылки/ ее изобретение. Так объясняются имеющиеся факты (почему падает яблоко? занчит, на него действует сила).
   2 базовых процедуры научного знания:
   - определение/ описание фактов;
   - рассуждение а) аксиоматическое (высказывание неоспоримого знания и системы последующих заключений) б) топическое (высказывание спорных положений, антитезис, проверка гипотез).
  
   Художественное мышление имеет совсем другую конструкцию. В нем важны:
   1. Вымысел (абстракция от реальной множественности ситуаций, но для себя мы представляем некую модель, выраженную в художественной форме)
   2. Катарсис (сопереживание, в частности, с текстом, возбуждение эмоций - не от модели, а от формы).
   В самом художественном произведении важен внутренний логос.
  
   "Город как текст" - набор стандартных символов и орнаментов.
   - красота соотношения форм (пропорции самих зданий + их отношение к человеку)
   - сам строй артефакта (чтоб все было на месте)
   - навесные украшения типа аппликация, которая задает смыслы (например: наша фигура над входом).
  
   Сопереживание = знаком языка мы передаем любое другое произведение искусства, мы ими можем думать и говорить об этом. Вся европейская живопись до импрессионизма - литературна. кроме пейзажей и портретов; это какие-л. сюжеты. картина опирается на связь с сюжетом. То же с романтической школой 19 века. Т.е. живопись = слово + что-то, выходящее за его рамки. Базируется на слове, но им не описуемо. Это идея идет еще от Леонардо. Но катарсис возможен только потому, что под ним лежит словесный образ. В художественном слове лежит лаборатория языка, там создаются новые смыслы.
   Не во всех культурах существует художественное слово в этом смысле. Китай: искусство имеет другие задачи. У нас после слова идет живопись, а в Китае - каллиграфия. И поэты там каллиграфы - отношение абстрактного изображения к слову. Живопись там = комиксы, изложены литературные сюжеты. Это другой способ построения абстракции от языка. где важно качество, мастерство. и государством могут управлять т.наз. филологи.
   У нас сугубо наоборот - поэт крайне нежелателен в качестве госдеятеля. Но искусство есть везде, может не быть науки, но не искусства и не филологии. (!)
  
   Риторическое мышление
  
   По Аристотелю, логика не изучает мышления, это делает риторика. Любая человеческая мысль предполагает не только аргумент, но и:
   - возбуждение эмоций
   - этика
   полная мысль = логос (замысел) + пафос (обоснование true-false) + этос (приемлемо-неприемлемо).
   из этого и строится риторический аргумент. Мы говорим, в основном, не о том, как устроен мир, а 1. что делать 2. как оценить то, что сделано. Поэтому важно время.
   - речи о будущем (совещат.) поэтому
   - о прошлом (судебн.) важно
   - отношение будущего к прошлому (показатель речи) время
   Результат - все равно вывод о будущем.
   Риторика = логика иррационального, т.к. мы говорим на основе того, что существует, о том, чего не существует. Чего не делают ни логика, ни поэтика: никто не учит, как поэт создает свои произведения. Никто не говорит, кроме риторики, о процессе построения высказывания.
   это наука о мысли (формировании замысла и его реализации в высказывании). Результат - речевое действие, связанное с телесным. Язык - элемент и духовной, и физической культуры (а потом и материальной).
   Есть культуры без риторики, там построение высказывания не связано с физиологией (например: Китай).
  
   Язык и общество
  
   То, как мы понимаем язык, зависит от 1) его состава. Это традиционное рассмотрение по социальной гр.: языки племени, национальности и т.п. Важно: что есть язык для общества, которое его использует.
   1) для племенного языка нет системы, а язык = свод норм жизни и поведения. Я зыков очень много, они слабо разграничены. Это характерно для дописьменного периода.
   2) письменная культура вводит искусственные границы языка путем введения категории нормы. Складывается система языка. Нормы строятся, исходя из характера письменного знака. Это либо система пословного описания (Китай, принцип аномалии), либо парадигм (Европа, принцип аналогии). Это дает языковые границы + нормы воспроизведения языка как культуры.
   Возникают межплеменные "всеобщие" языки - снижаются нормы литературных языков, обслуживающих ряд близких по культуре народов. (Но! например: родным языком является койне, а классический греческий язык - в школьном образовании). Соответственным образом изменяется языковое сознание, возникает функциональное разделение.
   3) отношения литературного языка к диалектам, в т.ч. социальным диалектам, жаргонам
   4) национальный язык: общая картина культуры.
   Существует классический язык, диалекты, иностранные языки. В отношении этих противопоставлений складывается национальный язык. Существенно отношение к классическим для него языкам, т.к. они дают еще и культурные нормы. Национальный язык (например: узбекский) может при даче ему письменности сверху перейти в другой культурно-языковой арсенал. Может ли он потом пойти обратно? Другой состав категорий.
   5) в 20 веке это предполагает формирование мировых языков. Самый простой ход - языки ООН. Или английский? А он обладает всеми качествами, которые представляют мировую культуру? А европейскую? Его невозможно описать или изучать, т.к. для этого нужно существование нескольких, а у нас нет ни одного.
  
   28.04.03
  
   Методы лингвистики
  
   В истории языкознания с 1 пол. 19 века (Шлейхер, младограмматики) считали, что лингвистика - естественная наука. (Язык есть организм - Шлейхер). Младограмматики - языкознание - естественная наука. Бодуэн де Куртенэ.
   Отсюда естественные методики, отсюда структурализм и прикладная лингвистика. Но решить лингвистические проблемы таким путем никому не удалось. Сам характер поставовки проблем гуманитарен.
  
   Гумбольдт: Мы видим мир таким, каким членит его язык.

Оценка: 3.40*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"