Лекции по общему языкознанию
Волков
   
   17.03.03
   
   Общение, слово
   1. подготовлено
   2. произнесено
   3. неизвестно до этого адресату.
   
   Фактура речи - ?
   
   В условиях диалога каждая последующая реплика опирается на предыдущую, частично ее воспроизводит. Этим человеческая речь отличается от животных.
   Следовательно, диалог. отношения регулируются типологией восприятия.
   
   Вопрос: в любом языке мира существуют вопросы "что", "какой", "почему". Следовательно, вопрос - побудительная реплика, побуждающая форму 
   повествования ответов.
   Коммуникативные речевые формы:
   "Что" - описание
   "Какой" - повествование
   "Почему" - ?
   
   Любой диалог ввключает монолог. реплики. Любое сообщение продумывается: 1) мы находим (Схема 1) предмет речи, внутренне его развертываем (от диктума к модусу), решаем, как мы оформлим для собеседника смысловой субъект речи. Следовательно, понятия "слово внутр." = мышление, и "слово внешнее".
   1. изобретение
   2. расположение
   3. выражение (locutio)
   Что мы приспосабливаем:
   - громкость
   - темы
   - членение (паузы)
   - интонация.
   
   Мы слышим себя. Животные не модулируют свои сигналы сознательно. Мы отделяем знаки от среды.
   - сигнал (знак)
   - шум
   - помеха.
   Необходимо, чтобы говорящий и слушающий имели общую цель, минимум знания, интерес.
   
   1) зачем мы общаемся? Чтобы получить некоторую информацию.
   2) Диалектический диалог - чтбы объяснить ситуацию.
   3) Обучительный диалог.
   4) Соревновательный диалог (отбор по речи).
   5) Совещательный диалог.
   6) Управляющий диалог.
   7) Общий диалог (бессмысленные слова, не преследующие управляющих целей - знак контакта: я здесь).
   
   Типы культуры устной речи:
   1. диалог
   2. молва (сообщение о текущем событии в пределах речевого коллектива)
   3. фольклор (воспроизведение формы слова - правила, нормы и образцы для 1 и 2).
   В основном лексическая система содержит свод правил..
   
   1) слушать важнее, чем говорить.
   2) отделение интонации от личности собеседника.
   3) оценка личности собеседника.
   4) анализ речи:
   - уместность (отношение к моменту, цели и правилам, в т.ч., вежливости)
   - логичность, внутренняя последовательность
   - целесообразность, наличие замысла у партнеров
   5) ответ, в зависимости:
   - от своей выгоды
   - от принадлежности собеседника
   
   Мифологические правила формируют знаковые системы (с помощью знаков язык назначает и истолковывает все другие знаки - потому он универсален)
   Схема 2.
   
   1. Прогноз.
   - знамение (единичный знак, смысл неясен, интерпретация свободна)
   - примета (вероятно повторение, событие А  В, формируется логика)
   - гадание (искусственная знаковая система на основе примет, сопоставляет нормативную логики с вероятностьностной).
   2. Мусические искусства - описывают картину мира в отношении ко времени (?)
   - музыка (временная закономерность, хронотоп)
   - танец (включает хоровод  человека в музыку)
   - изображение/ рисунок (пространственная картина, отвлечение от времени)
   Связаны между собой. От танца к музыке и от танца к рисунку.
   3. Практические искусства.
   - утварь (=рисунок) (знаки-предметы; утварь организует наши действия)
   - архитектура (=музыка) (образ реальности, устройство ойкумены)
   - костюм (=танец) (система знаков, которые организуют индивидуальность человека как принадлежащего социуму)
   4. Управление.
   - ориентиры
   - сигналы
   - команды
   
   В письменной словесности первое разделение:
   грамотные - неграмотные
   те, кто пишет и читает - те, кто читает
    прифессионализация умственного труда, управляющий класс - писцы-жрецы (Египет, Вавилон и т.п.), они выполняют все управляющие функции.
   
   Автор - писец - читатель
   Возможно сохранение знания - нормативы языка.
   Будучи неграмотным, я не отличаю человека от его речи, слова как абстракцию от предмета. Слово = абстракция.
   
   Греческий и латинский культ.
   
   1. Письменная речь
   
   1.1. Надписи
   1.1.1. эпиграфика
   командно-управляющая система:
   ориентиры, знаки, членение территории, история коллектива
   1.1.2. знаки меры
   1.1.3. нумизматика
   
   1.2. Письменность (специальными инструментами на специальном материале)
   
   1.2.1. сочинения (палеография)
   литература, эпистолы
   1.2.1.1. философия, знание
   это специфика и-е, у них есть философия вместо письменного Священного Писания. Свящ. Пис. - это все нормы и жанры речи, систематизированные и данные в историческом порядке. Канон как письменности, так и морали. Преобразует фольклорные правила, выходит на фольклорную этику (противопоставление Нового и Ветхого Заветов).
   1.2.1.2. право
   1.2.1.3. история (фиксация фольклора)
   
   1.2.2. документы 
   фактическая жизнь общества:
   акты, договоры (диалог), распоряжения (последовательный диалог), удостоверения личности. [дипломатика]
   
   2. Устно-письменная речь
   2.1. Оратория (движение от истории и права)
   2.1.1. совещательная (будущее) -> польза
   2.1.2. судебная (прошлое) -> справедливость
   2.1.3. показательная (настоящее) -> о прекрасном
   2.2. Художественно-поэтическая (культура)
   2.2.1. эпос
   2.2.2. лирика
   2.2.3. драма
   
   Информационная революция (начало эры)
   1. наличие канонического текста, который должен сохраниться при переводе (разделение на переписчиков и толкователей). Текст распространяется в большом числе одинаковых экземпляров 
   Свиток сменяется кодексом, появляется гипертекст 
   - оглавление, сами главы, страницы, стихи
   - глоссы
   - легко оперировать, текст утрачивает линейность
   
   !Августин был поражен, увидев Амвросия Медиол. читающим про себя!
   
   2. система догматических текстов:
   - Священное Писание
   - экзегетика (толкования)
   - догматика
   - апологетика (полемика)
   - гомелетика (проповеди) 1. учебная речь 2. пропагандирующая речь
   речь с продолжением, ориентированная на постоянную аудиторию: слово (монолог)/ беседа (диалог)/ поучение (много человек)
   
   Новый тип письма:
   минускул (в 4 линии) в отл. от унциала (в 2 линии)
   eqtaoum  стенография
   
   3 типа сокращений в латинском:
   - суспенсия (середина выбрасывается)
   - контракция (обрезается окончание)
   - номина сакра (шифруется)
    3 типа письма
   - устав (каллиграфия)
   - полуустав (обычное письмо) - современное письмо
   - скоропись (деловое, одноразовое письмо)
   
   24.03.03
   
   Документ - предназначен для обязательного чтения (в отл. от литературы). Текст документа построен так, чтоб пониматься однозначно.
   I.
   1. адресация (формуляр)
   2. преамбула - по поводу чего
   3. изложение содержания
   4. завершение/ резолюция - прошение, мотивы
   5. подпись + обращение
   6. число
   II. клаузула
   
   Эпистола - 1) личная 2) деловая (документ, может влечь юридическую ответственность и обязательно - формуляр)
   Для поучения существуют "письмовники". Современная переписка в Интернете очень интересна, т.к. любой большой стиль зарождается из переписки (стиль Возрождения - от Петрарки, Карамзин - Пушкин). Там в узком кругу внутренний шифровальный язык - интересно сравнить с типами внешнего письма.
   
   Печатная словесность.
   Гуттенберг, первая пол. 15 века.
   Формируется новое сознание  национальные языки. Появление связано с информационными технологиями. При устной речи - разделение... умственно оплачиваемый (писатель, переписчик) и умственно неоплачиваемый (читатель) (?).
   Д.С.Лихачев. Текстология.
   Рукописное произведение создается в течение всего времени, что оно переписывается. Как только текст перестают переписывать и начинают печатать, это прекращается  возникает понятие литературного авторства с личной ответственностью за текст (т.к. он продается пропорционально интересу читателей).
   Рукопись - это мат. носитель (!).
   - можно украсть (плагиат)
   - можно написать что-либо, вредное для общества (цензура)
   - можно исказить канонический текст.
   Цензура - двигатель культуры. Появляется научная художественная литература и журнальная публицистика. Это разная степень авторской ответственности.
   Например: Памфлеты (Паскаль, Бомарше) - цензура сажает автора за оскорбления. Инквизиция - расс. научные произведения. Так, Галилей в академии Данте читал лекции на итальянском языке (размеры ада с помощью циркуля) - он умел рассчитывать объем. То есть он вычислил объем ада и количество грешников. В общем, предмет был плох, а делал он это не на ученой латыни, а на итальянском языке. А Бруно писал на народном языке, что надо быть язычником - сожгли. По сути, это был памфлет, но этого не поняли. Рабле - художественная литература. Это юмор на тему классических риторических упражнений. Тупо, но похабно. Но посадить не за что.
   Цензура возникла в университете века за полтора до книгопечатания. Профессор делает краткое изложение summa и имеет учебник. Читать должен по латыни и обязуется не диктовать, т.е. студенты должны иметь учебник. Преподаватель не читает, а толкует - понятия и свои умозаключения в определенной форме, желательно силлогизмами. А книга, "экземпляр", лежит в библиотеке + отпуск (тетради). Любой студент переписывает свою тетрадку (часть оригинала) на всех, а потом меняются. Но экземпляр должен быть крайне точным  существует корпорация переписчиков с цензурой во главе. 
   Потом цензурой стали заниматься доминиканцы (отбор книг).
   Возникает научная литература на новых языках. Средневековая литература была, в основном, энциклопедической, то есть не делилась по видам (физика: метафизика, физиология, математика). Любой текст опирался на предыдущие, ссылался друг на друга.
   А теперь появились библиотеки, а там рубрикатор.
   Мерсен (Фр., 1630-е гг.) "невидимый коллеж". Ему слали письма ученые, а он - им, создавая обмен информацией. А потом после его смерти стал издаваться журнал с письмами и полемикой - по рубрикам. Просто нужно было систематизировать научное изложение как литературную традицию.
   В Германии новые университеты (начало 18 века). Лейпциг, Берлин. Гимназия (тривиум)...
    Профессиональная наука, конкурс. Экзамены.
   Средняя школа складывалась по-разному. Язык науки до середины 19 века - латынь. Хорошее знание латыни дает гимназия. Также сущ. "кавалерские школы", или "лицей" - учат на национальном языке (поэзия, документы, манеры, поведение) - 17 век.
   После 17 века национальный язык распространяется (французская литература, философия от Декарта). Изучают франц. язык - в отношении к латыни и иностр. яз. как язык национальной литературы. Теоретическое представление - Арно, Ланскло - "Всеобщая национальная грамматика", "Логика, или искусство мыслить". 
   Грамматика изучает человеческий язык как таковой, т.е. все языки означают мысли, кот. логически принадлежат семантической общности. Существует 8 частей речи, простая пропозиция (Nom - главный). Все категории общие - а различаются языки способами выражения (de = Gen).
   Эта грамматика дополняется логикой, т.к. простое предложение строится по грамматике, а сложное - по логике. (энтинема - предложение с опущенной посылкой).
   "Риторика, или искусство говорить". Обоснов. ту идею, что знаки обозначают мысли, эмоции и воля - соответств. стили (в т.ч. в историческом развитии), классификация звуков, правила стихосложения и риторики.
   Эти книги были по всей Европе как основы образования и классицистического стиля.
   Художественная литература тоже из рационалистического стиля и науки о языке (Буало), рационалистический стиль художественного слова  определяет типы жанров (не равно нормам салонной беседы, переписки, поэзии!!)
   
   Новый документ тоже выравнивается по новым нормам рационалистической дипломатии и права. Так под новой печатной литературой ежит рукописная словесность, только перестроенная. В конце 19 века - начале 20-го появляется новая фактура речи.
   
   Массовая коммуникация
   1. Газеты, массовая информация, реклама
   - создание текста производится коллегиально
   - информирование населения о текущих событиях
   - существует рубрикатор, тоже плод коллективного творчества, это описание мира. Новые материалы попадают в рубрики.
   - используется одноразово - а достать старую? "Правда" за 39-й год была в спецхране --политическая позиция меняется.
   - за счет чего живет газета? реклама. И это определенная идеология
   - сама по себе газета не является фактом культуры (а является рубрикатором, т.к. он воспроизводим, хотя и меняется)
   - любая газета состоит из логически не связанных материалов. Они связаны:
   а) рубрикатором
   б) ключевыми словами (спецслова, полторы сотни массовой коммуникации) - символич. зонтик - он слегка плывет, а работает на конкретных примерах - сущ-ет квазиличность, идеологический лидер. крупная фигура, фигурант PR-акции, обладающий весом в области (интеллект - Сахаров). Они меняются  стилевое движение.
   Кроме того, газеты существуют не по отдельности, а в комплексе. Это элементы одной системы, которая в новостных частях управляются информационными агентствами  аудитория живет в едином символическом зонтике. Все газеты обязаны освещать популярную тему, причем определенным образом  должны толковать. Так же, но чуть иначе.
   Индивидуальный стиль:
    среднее толкование более-менее отличается по объему, по времени, по модальности. Поэтому эта система управляема источникми информации. Аудитория достигается поэтикой газеты. Ее читают по диагонали и по заголовкам. Они не отражают содержание, но привлекают. И создают поэтический стиль.
   
   31.03.03
   
   Состояние системы и теории языка определяются составом словесности и актуальных требований языковой практики.
   Схема 3
   
   1. Устная словесность (бесписьменная).
   С появлением письменной словесности объем вырастает. При этом устная система слова сохраняется, приобретая иное качество: в центр языкового представления ложится письменное слово (изменяет языковое сознание грамм. (чит./ чит.+пис./ неграм). Читатель+писатель: языковой знак в сознании другой, чем у неграмотного.
   Иероглиф: что-то, похожее по звучанию + детерминант + определенные звуки.
    Грамматическое искусство описывает язык, разбитый на грамматические категории, или (у изолирующих языков) словарная организация по графическому принципу составления иероглифов, или "словарные рифмы" (это гласный - д-база, а-рифма, о-кратк/полугласный/нуль звука  4 тона, тон определяется согласным по дополнительной дистрибуции).
   Теория высказывания (пропозиции) - это законченная речь, делится на монолог и диалог.
   Простое высказывание содержит 1 предикативное ядро. 4 частеречных категории (греч.) - имя/нарицание, местоимение, глагол, частицы.
   В грамматике Варрона деление: склоняемые, спрягаемые, согласные, неизменяемые. 8 частей: имя, местоимение, глагол, наречие, причастие, союз, предлог, артикль. 
   У любой части речи:
   - пафос - форма изменения
   - эйдос - неизменяемая часть
   - отношения с другими словами.
   Учение о соллипцизмах (синтаксис) - о сочетании частей речи.
   Рассматриваются парадигмы по употреблению слов у хороших авторов  2 течения:
   1) аналогизм
   способы изменения есть признак не слова, а класса, свойство как часть класса (по значению) д. подчиняться. 
   2) аномализм
   3-4 вв., Алекс. Каждое слово обладает особым значением, этимологией и парадигмой.
   В грамматике - Варрон и потом Присциан - они сочетаются, пока не вырабатывается система правил и исключений. (Примерно с 6 века вводятся в стандарт грамматического описания языка).
   Т.о., грамматике должны обучать человека, в т.ч. грамотно строить предложение (на основе классического образования - поэтика, история, философия, оратория). После того как он понял грамматику, идет логико-риторическое образование = умение строить сложное высказывание (вместе - тривиум).
   Положение высказанное обязательно спорно (иначе незачем говорить). Ему м.б. противопоставлено отрицание. Надо разработать аргументацию в поддержку, т.е. привести доводы, убедительные для оппонента. 
   Топы (общие места):
   1. самоочевидное (категории) - что есть, то есть
   2. менее очевидное - для людей образованных и т.п.
   Например: Успех есть следствие добродетели.
   Топы являются посылками заключения.
   Например: Человек есть смертен (топ). Сократ - человек. Сократ смертен (заключение).
   Логические топы:
   Часть  целое, предыдущее  последующее, род  вид
   Из них и получаются категории грамматики. Так как в умозаключении используются синонимы, антонимы, это влияет и на лексическую систему.
   
   Поэтика
   В 5-6 вв. после развития неоплатонизма + квадрив. + 7 свободных искусств.
   "Брак Меркурия и Филологии" (первый - практический ум, вторая - логическое и словесное искусство).
   Слово и число  представление о соотношении знаков (словесных, числ.. музыкальных, чертеж).