Аннотация: Реценззия на три сериала -"Крах", "Убивая Еву", "Рассказ служанки".
Кинематограф вообще и сериалы в частности является наглядным отражением веяний и настроений, обуревающих общество в тот или иной момент. Последние несколько лет в массах получила широкое распространение тема прав женщин с позиции сильных и независимых феминисток. Об этом говорят неприкрыто откровенно, иногда скатываясь в бездоказательное унижение мужского пола. Такие настроения находят своё отражение и в сериалах. В рамках данной темы я хочу осветить сегодня три сериала - английский "Крах" (он же в другом переводе "Падение"), американский "Рассказ служанки" и британский же "убивая Еву".
Эти три продукта западной киноиндустрии объединяет то, что главными героинями повествования являются женщины, по явно проглядывающей задумке режиссеров и сценаристов женщины сильные, способные самостоятельно строить свою жизнь и ненуждающиеся в опоре на представителей сильного пола. Даже наоборот, он им во многом мешает. Но обо всем по порядку, ведь сериалы получились очень разные по духу и атмосфере.
"Крах" - это мрачный, тягучий, как мазут, с привкусом безнадежности рассказ о женщине-детективе Стелле Гибсон в исполнении Джиллиан Андерсон, ведущей дело психопата-серийного убийцы Пола Спектра в исполнении Джейми Дорнана. Здесь главная героиня представлена умной безэмоциональной машиной по раскрытию преступлений, отталкивающе рациональной и логичной. Ей в противовес рыдает вся мужская составляющая сериала, представленная плаксивыми, нервными и слабыми персонажами. И таковыми в истории представлены все мужчины, даже главный герой-психопат, кооорый и в своём мирском амплуа мужа и психотерапевта звёзд с неба не хватает, и в амплуа убийцы кажется всего лишь клишированным набором традиционных приемов, используемых для описания психопата, вроде собирания трофеев, ведения пугающего дневника или долгими разговорами с детективом по телефону. В итоге мы имеем попытку представить мужской пол слабым и недостойным в завуалированной форме, что, надо признать, сильно раздражает и не даёт насладится зрелищем, хотя насладиться им можно - саундтрек, операторская работа и игра Джиллиан завораживают.
Совсем другое мы видим в сериале "Убивая Еву", где агент британский разведки Ми5 Ева Паластри в исполнении Сандры О гоняется психопатичной наемной киллершей Вилланель в исполнении Джоди Комер. Здесь отсутствует бездумное воспевание женской силы как таковое, героини часто ведут себя непрофессионально и нелогично, особенно для агентов спецслужб, а мужчины - из коллеги или работодатели, не кажутся безвольными глупцаии. То есть в сериале предпринята попытка сохранить саму природу женственности, которая несмотря на силу проявляется в большей пассивности, созерцательности и принятии происходящего, чем у пассионарных мужчин. Однако выглядит это только попыткой выставить себя в более мудром свете - уж больно сериал нелогичен и нелеп, что подаётся не как ирония, а на полном серьезе.
В этом смысле - серьезности повествования - нельзя не отметить "Рассказ Служанки", снятый по одноимённой серии книг Маргарет Этвуд. Это антиутопия, где события происходят в недалёком будущем в тоталитарном государстве Гелиад, создали и правят которым военные с целью борьбы с главной бедой человечества - тотальным бесплодием, когда рожать может лишь каждая сотая женщина. В Гелиаде такие женщины становятся служанками и, поступая на службу в офицерский дом, должны выносить и родить хозяевам ребёнка, с которым после родов предстоит навсегда расстаться, а самой перейти на службу в следующий дом. Как понятно из описания сериала, главными героинями в нем являются как раз служанки. Они представлены несчастными, жестоко эксплуатируемыми существами, лишенными всех прав. Они не кажутся нарочито храбрыми или неправдоподобно мудрыми, нет, это простые женщины, потерявшие все. Этот акцент на их неисключительности, похожести на рядовых обывателей, призван породнить персонажей со зрителем, вызвать в последнем чувство узнавания и, следом, сочувствия. Мужчины же представлены в большинстве своём бездушными монстрами, обрекшими слабый пол на невыносимые страдания. Впрочем, жестокие женщины в сериале тоже есть, но это не сглаживает контраст между сильным и слабым полом, а только усиливает его.
На примере этих трёх сериалов хорошо видно, что кинематограф сильно подвержен феминистическому влиянию и старается удовлетворить его спрос на образ сильной независимой женщины ценой правдоподобности происходящего. Очень часто встречаются "перекосы" в сторону унижения противоположного пола, из-за чего все эти рассуждения о равноправии женщин выглядят как акции протеста пубертатного подростка против мудрых родителей, который в своём юношеском максимализме склонен ударяться в крайности. Что ж, возможно это всего лишь переходный возраст кинематографа в частности и общества в целом.