Монро Анастасия : другие произведения.

Наш человек в Петергофе.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему именно наш еврейский герой Самсон, запечатленный в бронзе, оказался в центре этой роскошной летней резиденции русских царей?


  

 []

Несколько слов о петергофском ансамбле Большого дворца и о Большом гроте с каскадами.

Грот этот врезан в земляной холм, на вершине которого и построен сам дворец. По обеим сторонам грота расположены каскады шириной 8 метров с семью ступенями, украшенные барельефами, золочеными статуями греческих античных богов и вазами. Вода, стекающая по ступеням каскада, собирается в большой полукруглый ковш.

В центре водяного ковша, на трехметровом гранитном постаменте в виде скалы установлен фонтан -- знаменитая скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть льву".

 []
Из пасти зверя бьет мощная водяная струя высотой 21 метр -- самая высокая в Петергофе.


Но почему именно наш еврейский герой Самсон, запечатленный в бронзе, оказался в центре этой роскошной летней резиденции русских царей?


По всем правилам, как мне казалось, там, в рядах прочих деятелей древнегреческого эпоса, должен был бы находиться Геракл. Среди его подвигов числится и победа над львом.
Однако, после прочтения описания подвига оказалось, что Геракл "своего" льва сначала хорошенько грохнул по голове дубиной, а потом, просто задушил...

В книгах советской эпохи тоже царит путаница. А. Платунов, автор солидного труда "Так строился Петербург" (издан в 1997 году), написал в сноске: "Самсон -- древнегреческий(ха-ха-ха) мифический герой, которому приписывалась сверхъестественная физическая сила и отвага. В сказаниях о Самсоне сообщалось о его подвигах, в частности -- об убийстве льва голыми руками". По воле Платунова, Самсон перекочевал в древнегреческую мифологию.....
Пришлось полезть в библейский текст описания подвигов Самсона(Шимшона).
Оказалось, что в библейском тексте указание на то, что Самсон раздирает пасть льву, отсутствует. В Книге Судей говорится следующее: "И сошел на него (Самсона) дух Господень, и он растерзал его (льва), как терзают козленка, а не было ничего в руке его"
(Шофтим, 14:6).
Т.е., в переводе на современный русский - порвал как Тузик грелку.
В тексте действие Самсона обозначается глаголом "лешассЕа". Комментаторы указывают на то, что этот глагол встречается в Торе в значении: "разорвать сзади на две части" (Ваикра, 1:17)
Значит, наш герой, должен был бы порвать бедняге льву совершенно другое место!


Кто же он такой и почему удостоился такой чести попасть в Книгу Книг в роли Героя? Это странная история о хулигане и беспредельщике, мстителе одиночке и сластолюбце...


...Страну, свою после стольких лет страданий, израильтяне были полны решимости удержать Они уже давно вышли из рабства египетского, не были кочевниками пустыни, а превратились в земледельцев, пастухов и ремесленников, живущих в городах. Но их новый образ жизни подвергался опасности со всех сторон. Появился самый серьезный враг-филистимляне.
Они прибыли издалека, с острова Крит, в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море, а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженным волами. Их путь был отмечен грабежами и кровопролитием. Филистимляне вторглись в Ханаан, почти не встречая сопротивления среди местного населения, беспомощного перед таким врагом. Они заняли боготую приморскую равнину и основали пять крупных городов-государств: Ашкелон, Ашдод, Экрон, Газу и Гат. Филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам, Израиль отчаянно сопротивлялся их натиску. Филистимлянам удалось изнать колено (род) Дана с его территории, и люди этого колена переселились на крайний север страны.
Однако сохранились предания об одном израильском богатыре, который лично мстил за свой порабощенный народ. Это был САМСОН (ШИМШОН) из колена Данова. Его родители долго не имели детей, но однажды ангел от Б-га сообщил его матери, что у нее родится сын, и велел ему исполнять обряды назорейства, особой формы служения Б-гу: мальчик никогда не должен был пробовать спиртное и не стричь волосы.
"И он начнет спасение Израиля от руки филистимлян,"-предсказал ангел. (Шофтим, 13: 5).
Филистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.
Мальчик с детсва владел необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему не напоминали ему родители, что закон Моше запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и решил женился на своей избраннице.

Однажды он пошел в город, где жила его невеста. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.

 []

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, стали загадывать загадки. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были получить те, кто угадаетают. Молодая жена хотела, чтобы выиграли ее родственникн. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответы загадкам и утром сообщила их своим родственникам. Самсону ничего не оставалось,как уплатить проигрыш.

Для этого он пошел в Ашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш.

Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона...
И ответил им Самсон:
"Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло". (Шофтим, 15:3).
Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Он поймал лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимлянские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах. Раздраженные филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян. И месть только начинается. Тогда филистимляне напали на владения соседнего колена Иудина и потребовали, чтобы им выдали Самсона.
Три тысячи человек прищли к нему в горы. Они начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.
"Ну что ж,- сказал Самсон,-свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой." Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его,он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян.

 []

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив Хеврона.

Богатырские подвиги Самсона не давали покоя филистимлянам и они искали случая погубить его. Они узнали, что Самсон, влюбился в филистимлянку по имени Далила.

 []

Филистимлянские князья предложили ей большие деньги за то, чтобы она выдала любовника. И сказали ей:"Выведай у Самсона, в чем его великая сила и чем можно усмирить его, а мы дадим за то каждый тысячу сто сиклей серебра".
Далила стала упрашивать Самсона,чтобы он открыл ей тайну своей силы. После многих просьб Самсон рассказал ей, что с малых лет не стриг свои волосы, и если их остригут, он потеряет свою силу. Далила передала это филистимлянам, усыпила Самсона и остригла ему длинные волосы.

 []

Филистимляне схватили его, выкололи ему глаза, заковав его в цепи посадили в темницу города Газы. Они связали его железными цепями и заставили молоть зерна в жерновах.
Израильский богатырь Самсон долго сидел в темнице, но с течением времени волосы его отросли и сила начала к нему возвращаться. Однажды филистимляне решили устроить большой праздник в храме своего племенного бога Дагона и велели привести слепого Самсона, чтобы он позабавил собравшийся народ. Они велели ему плясать перед гостями. Собравшиеся три тысячи мужчин и женщин смотрели на забавляющего их Самсона.
После танца пленного поставили между двух столбов (колонн), на которых держалось строение храма. Еще забавляя, слепой Самсон тихо молил Б-га:"Господи Б-же! Вспомни меня и укрепи меня, только теперь, о Б-же! Чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за оба глаза мои". (Шофтим16:30). И вся прежняя сила вернулась к нему. Он уперся в колонны руками, расшатал их, и храм рухнул, похоронив под своими развалинами много врагов и самого Самсона.

 []

Перед смертью он воскликнул: "Пусть умрет душа моя вместе с филистимлянами." Тело героя было взято его родными и пхоронено в семейной гробнице....

Возможно, что Самсон, несмотря на мифические элементы в повествовании, превращающие его в израильского Геракла, является реальной личностью, в которой неимоверным образом смешались несовершеннолетний преступник и герой, супермен и недоумок с параноидальной тягой к насилию, вандализму, поджогам, распущенности, тягой к падшими женщинам....
Самсон - прекрасный пример линии, которую проводит Библия, а именно:

Б-гу и обществу зачастую великую службу оказывают полукриминальные личности, отверженные и неудачники, которые благодаря своим подвигам становятся народными героями...

И вот, прошло почти 2500 лет...
... По замыслу Петра Первого, петергофский ансамбль был посвящен победе русских над шведами в Полтавской битве, которая переломила ход Северной войны и обеспечила России выход в Балтийское море. Идея же "привязки" к Полтавской победе богатыря Самсона, призванного Всевышним начать борьбу за освобождение иудеев от филистимлян, принадлежала префекту Киево-Могилянской академии Феофану Прокоповичу.

Один из образованнейших людей своего времени, Прокопович был горячим защитником просвещения и восторженным сторонником Петра Великого. В своих Панегириках -- торжественных "Словах"-проповедях -- он прославлял победы Петра, сравнивая царя с великими историческими деятелями прошлого, а также с античными и библейскими героями.


В августе 1709 г., через месяц после Полтавской битвы, Пётр прибыл в Киев.

 []

Огромное впечатление на Петра и его современников произвел "Панегирик или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе", произнесенный Феофаном Прокоповичем в киевском Софийском соборе в присутствии царя. В нем Феофан, впервые вводя сравнение Петра с Самсоном, предложил напрямую связать библейского героя с днем Полтавской битвы: "Растерзал еси, аки второй Самсон (в день сей Самсонов случися победа твоя) растерзал еси мужественне лва свейскаго". Прокопович здесь допускает подстановку: 27 июня -- день Святого Самсона Странноприимца, ничего общего с библейским Самсоном не имеющего. Но прием этот -- подмена христианского святого библейским героем с тем же именем -- был так эффектен, что Прокопович пошел на эту подмену, а Петр и все последующие панегиристы с восторгом ее приняли... Что поделать, падок был Император российский на славословия.
Петр тут же приказал отпечатать "Слово" на русском, польском и латинском языках.
С легкой руки Прокоповича образ библейского героя Самсона, растерзавшего льва, прочно вошел в петровскую культуру -- в литературно-публицистические тексты, гравюру, скульптуру, архитектуру. При этом образ Самсона в восприятии современников Петра был напрямую связан с самим Петром и его победой под Полтавой, а лев (фигура льва была частью герба Швеции) был устойчивым символом поверженного Карла XII или разгромленной Швеции.
Что правда, скульптура эта поставлена была не в петровскую эпоху, а позже, во времена Анны Иоанновны, в 1735 году, в 25-летнюю годовщину Полтавской победы. Но сама идея -- не только скульптурной группы, но и всего петергофского ансамбля, принадлежала Петру I -- в архивах хранятся эскизные наброски, чертежи Петра, ставшие основой для строительства дворцов и возведения парков с фонтанами, осуществлявшимися крупнейшими русскими и иностранными архитекторами с 1714 года.
Модель для группы "Самсон" исполнил скульптор Б.К. Растрелли. По этой модели в 1735 году была отлита свинцовая статуя. К концу XVIII века она пришла в полную ветхость, и в 1801 году скульптор М. Козловский и архитектор А. Воронихин создали новую бронзовую статую с постаментом, которую установили в 1802 году.
Во время Второй мировой войны петергофский "Самсон" был похищен немцами. Скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе довоенных документов и фотографий восстановили ее. В 1947 году статую отлили на Ленинградском заводе "Монумент-скульптура", после чего осенью того же года провезли по улицам Ленинграда, доставили в Петергоф и установили на прежнем месте.
Но любопытно, что петергофский Самсон не вполне соответствует библейскому тексту -- у него отсутствуют длинные волосы, являющиеся непременным атрибутом назорея -- человека с повышенной степенью святости, каким был Самсон. Он изображён на элинский манер аккуратненько постриженным и завитым.

Для статьи использованы материалы моего личного архива и статья Анны Заблоцкой

"Библейский герой на службе у Петра Великого" http://berkovich-zametki.com/Nomer39/Zablockaja1.htm
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"