Великие люди на израильских дензнаках. Часть вторая. Теодор Герцль.
Вокруг имени Теодора (Биньямина-Зеэва) Герцля (1860-1904) витает множество мифов, а ставший легендарным, его образ сделался символом сионистского движения.
Он родился в Будапеште и вырос в Вене, и сам был миниатюрным изображением нового европейского еврея-ассимилянта, освобождённого от традиций и еврейских обрядов и обычаев. Его дед, Симон Лейб Герцль был соблюдающим традиции евреем и преданным учеником рабби Йехуды Алкалая- духовного наставника "Ховевей Сион". Отец Теодора, Иаков, и его мать, Жанетт, уже не соблюдали обычаев. Хотя Теодор прошёл церемонии обрезания и "бар-мицвы", его преданность иудаизму была поверхностой. Он не знал иврит и был несведущ даже в элементарных обычаях и традициях Израиля.
Когда ему было 18 лет, семья поселилась в Вене, где он и прожил всю жизнь. В молодости проявлял способности к литературе. Уже будучи доктором права Венского университета, расстался с юриспруденцией, так как, по его словам ,сказаным позже, "еврей в Австрии никогда не смог бы занять пост судьи".
Герцль был заурядным драматургом, достойным внимания журналистом, человеком привлекательной внешности и внушительной осанки. Его рост, высокий подбородок, пронзительный взгляд и большая чёрная борода, в совокупности с его личной учтивостью, интеллигентностью и аурой значительности сделали из него харизматическую личность. Ещё в начале 1890-х Герцль сам выступал за обращение всех молодых евреев в христианство, как за единственное решение антисемитизма и "еврейской проблемы"...
В 1895г. газета "Новая свободная печать" направила его специальным корреспондентом в Париж на процесс Альфреда Дрейфуса, обвиненного в измене родине. Журналист Герцль имел свободный допуск в зал суда. Юрист по образованию, он сразу понял, что обвинения бездоказательны, и увидел предвзятость антисемитского суда. Герцль слышит, как французская толпа, собравшаяся на площади Инвалидов, ревет: "Смерть евреям!". Нет, не "смерть Дрейфусу", что было бы относительно логичным, поскольку его считают виновным, а именно "смерть евреям" - всем евреям за предполагаемое преступление одного из них! И этот рев того самого французского народа, который столетием раньше впервые в Европе дал евреям равные права с остальными гражданами(уместно вспомнить слова Наполеона: "Обращение с евреями в любой стране -- термометр её цивилизованности").
Именно на суде Дрейфуса ассимилированный австрийский еврей Теодор Герцль осознал, что единственное решение "еврейского вопроса" состоит в создании государства, которое защитит евреев от антисемитизма. Не в силах прийти в себя, он за несколько недель написал на своем родном немецком языке брошюру-программу, которую назвал "Еврейское государство". Эта тоненькая книжечка стала "священным писанием" сионизма. 1896 году она вышла на немецком, английском, французском, русском языках и на иврите. Вот несколько пророческих фраз из нее: "Во всех местах нашего проживания мы чистосердечно пытались смешаться с другими народами - но они не хотят нас. Напрасно мы были верными патриотами. Напрасно мы будем приносить принимающему нас народу кровавые жертвы, в двояком смысле этого выражения. Напрасно мы трудились, чтобы возвеличить имя стран, где мы родились, научными свершениями и творениями искусства, приумножить их богатства торговлей и промышленностью - мы все равно считались чужими".
Далее Герцель критически рассмотрел попытки решения "еврейского вопроса". Он доказал несостоятельность массового перехода в христианство, ассимиляции путем смешанных браков и эмиграции. Он показал, что просвещение не в состоянии искоренить предрассудки из массового сознания народов. Единственный выход, по мнению Герцля - это еврейское государство.
У доктора Герцля не было глубоких знаний истории еврейского народа. Он не знал о попытках возвращения в Сион, предпринятых прошлыми поколениями. Он также не знал, что за несколько лет до него появились книги, обсуждающие восстановление Израильского царства, и даже была создана организация, целью которой стало осуществление этой идеи. Ибо после первых погромов 1881 года многие евреи России пробудились от иллюзий, что и они, подобно евреям Западной Европы, удостоятся равноправия.
В эти же недели он начинает издавать свою газету, которая выходит до самой его смерти. Благодаря этой газете мы знаем о беседах, о встречах Герцля, в частности, в первые месяцы 1895 года. Когда он рассказывал друзьям о своей идее создания еврейского государства, некоторые серьезно беспокоились о его душевном состоянии и советовали обратиться к психиатру.
Герцль был человеком действия. То, что он сказал в печати, теперь он воплощал в жизнь. Он разослал повсюду призыв к евреям собраться вместе, чтобы начать создавать еврейское государство. Еврейская национальная идея, обсуждавшаяся до тех пор в небольших и невлиятельных группах, стала предметом жарких дебатов в широких кругах. Воодушевлённая поддержка, которая поступала из различных мест - равно как и критицизм и насмешки - подтвердила инстинктивное чувство Герцля, что идея была жизнеспособной.
Сама знатность его личности, внешность человека, который был подобен древним пророкам и казался равным великим государственным деятелем своего времени, придали резонанс словам Герцля, и он был особенно волнующим для широких масс евреев в Восточной Европе, поскольку он был "Западником", вернувшимся к своему народу.
Многие евреи инстинктивно чувствовали, что Герцль предлагал единственное практическое решение "еврейской проблемы". Родина, по сути, была возможна, и евреи должны были начать делать невозможное возможным. Герцль созвал на встречу еврейских лидеров, чтобы обсудить концепцию новой родины.
Поэтому, Герцль организовал сионистское движение на Первом Сионистском Конгрессе таким образом, что собравшиеся почувствовали ауру еврейского парламента во время работы, и он сделал из своего президентства в движении что-то напоминающее роль главы правительства или премьер-министра. Первый Сионистский Конгресс собрался в Базеле, Швейцарии, в августе 1897г. и посреди всеобщего энтузиазма принял следующую формулировку свой цели: "Сионизм стремится создать для еврейского народа дом в Палестине, охраняемый общественным правом".
В итоге, Первый Сионистский Конгресс привёл в напряжение еврейский мир, особенно восточноевропейских евреев. Некоторые части еврейства спорили по поводу сионизма и его целей, но, начиная в 1897г., никто не мог игнорировать его.
Летом 1902г. Герцль встретился в Лондоне с Лордом Ротшильдом, а позднее с Джозефом Чемберленом, колониальным секретарём. Эти встречи зародили идею, что еврейская колония может быть основана, под покровительством и защитой Британии, в Восточной Африке. Это место называлось Уганда, оно находилось неподалёку от границ сегодняшней Кении. Название Уганда тогда означало некоторое число племенных земель в Восточной Африке, где британское проникновение - сначала миссионерское, а затем коммерческое и военное - продолжалось с 1870-х по 1880-х годов и изначально не преуспело.
В 1901 г. сонная болезнь погубила около 250 000 человек среди местных племён. Герцль не знал этих деталей, когда Британский Колониальный Секретарь, Джозеф Чемберлен, впервые заговорил с ним об этом месте. Уганда не была Сионом. Герцль знал это. Однако, до тех пор, пока Эрец Исраэль была недосягаема, преследуемый народ нуждался во временном убежище. Сопротивление со стороны старых "догерцлианских" сионистов ожидалось, но оно оказалось острее и шире, чем прогнозировалось. По сути, оно открыло накопившиеся старые недовольства значительной части движения, особенно со стороны молодёжи. Дела в сионизме велись таким образом, который был далёк от демократии.
Угандский план расколол сионистское движение. Восточноевропейские евреи под предводительством Хаима Вейцмана (1874-1952) восстали против Герцля. Для них сионизм имел только одно значение - Иерусалим и Земля Израиля. Придерживаясь этой позиции, они отражали чувства широких масс еврейства. Герцль пытался успокоить оппозицию и подчёркивал свою продолжительную преданность тому, что он называл "единственной страной, где наш народ сможет найти покой". Но он чувствовал, что раскол едва ли можно будет сгладить.
Так, большинство сионистов - особенно из России, где евреи страдали больше всего - не хотели никакой части Уганды. Они понимали то, что Герцль лишь смутно ощущал; только Святая Земля может удовлетворить их, только Иерусалим может быть их столицей. В конце концов, сионизм был больше, чем просто национализмом - он был связан с приходом Мессии. Ничто, кроме Палестины, не могло подойти. Герцль чувствовал себя сломленным этим поражением.... Важно помнить, что на всём протяжении жизни Герцля, Землёй Израиля правили турки и не позволяли Герцлю установить политическую точку опоры на этой земле. Пытаясь обеспечить Уганду, Герцль только хотел спасти жизни евреев, а теперь те самые евреи, которых он пытался спасти, отвернулись от него...
Если бы он смог именно тогда посетить Россию, он мог бы быть удивлён тем, что увидел там: он стал самым известным и любимым евреем своего времени; его фотографии висели в рамках на стенах еврейских домов по всей Восточной Европе; о нём даже говорили, как о "современном Мессии". 03 июля 1904г., в возрасте 43 лет, Герцль умер. Он буквально истощил себя в неистовых усилиях основать еврейское государство. Весь еврейский мир скорбел. Герцль стал Отцом современного сионизма.
Останки Герцля были перенесены из его венской могилы и повторно преданы земле на Горе Герцль в Иерусалиме правительством Израиля.
В своём Дневнике он писал: "Если бы я мог подвести итог конгрессу несколькими словами... ими бы были: В Базеле я основал еврейское государство. Если бы я сказал их сегодня, в ответ мне бы раздался всеобщий смех. Вероятно, через пять лет, и, несомненно, через пятьдесят, его увидит каждый ". Герцль был недалёк от истины. Пятьдесят один год спустя Государство Израиль было провозглашено! К сожалению, Герцль не дожил до этого времени, чтобы увидеть, как это произошло. И всё же, до конца своей жизни он преследовал свою единственную великую цель: найти дом для еврейского народа.
Банкноты с изображением Теодора Герцля выпускались в 1968(100 лир),1973(100 лир) и 1980г(10 шекелей).