Аннотация: Дневник участника XIII Фестиваля театров малых городов России в Дубне. Май-июнь 2015 г.
26 мая , еще до официального открытия XIII Фестиваля театров малых городов России члены жюри увидели на сцене Дмитровского драматического театра "Большое Гнездо" спектакль FOOLS (Дураки) по пьесе Нила Саймона.
Итак,
26 мая
FOOLS /Дураки /12+. Нил Саймон. Дмитровский драматический театр "Большое Гнездо". ДМИТРОВ /Московская область/на сцене театра "Большое Гнездо" /18.00
Спектакль FOOLS (Дураки) поставлен главным режиссеров "Большого гнезда" Дмитрием Юмашевым по пьесе известного американского драматурга Нила Саймона. Действие пьесы происходит, согласно Википедии в 19 веке, в деревне Куленчиково, в Украине, расположенной, что не удивительно, на территории России (in the small village of Kulyenchikov, Ukraine (Russian Territory), during the late 19th century). Жизнь в забытой Богом деревушке полна страхов, суеверий и предрассудков. Все свои проблемы и беды жители Куленчиково связывают с древним проклятием, нависшим над деревней.
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ
XIII Фестиваль театров малых городов России открыли народный артист России Евгений Миронов, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Андрей Миронов тепло поздравил участников фестиваля с открытием и представил нового президента жури фестиваля Народного артиста России Игоря Костолевского.
Александр Журавский поблагодарил Театр наций за то, что он вот уже который год дарит театрам из самых разных уголков нашей страны возможность дарить зрителям новые яркие спектакли и новые имена.
Фестиваль продолжает жить и у него становится все больше ценителей и поклонников.
27 мая
Спасти камер-юнкера Пушкина / 12+ Михаил Хейфец
Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина. ЛЫСЬВА /Пермский край/
на сцене ТКЗ Администрации // 14.30
Пьеса Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина" сегодня на слуху - после победы на конкурсе "Действующие лица-2012" и Гран-при фестиваля "Золотая маска" в 2013 году многие театры России готовы взять ее в репертуар и в десятках театров она с успехом идет. Тем интереснее было узнать, что предложит фестивалю молодой режиссер Артем Терехин с актерами Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина.
С первой же фразы "Пушкина я возненавидел еще в детстве" зал понимающе засмеялся, принимая условия игры (как можно ненавидеть Пушкина? Он же наше все!). Ну а далее зрители и жюри фестиваля почти два часа с острым любопытством следили за тем, как главный герой спектакля Питунин, человек без идеалов и принципов, продираясь от детства к зрелости, вместе с другими героями пьесы, пытается разобраться в своей ненависти к Гению. Пройдя сквозь череду смешных и трагических событий герой спектакля не просто перестал ненавидеть Пушкина, но проникся любовью к его личности настолько, что отдал жизнь за Гения русской словесности.
Зал долго аплодировал мастерству лысьвенковских артистов. По залу витало ощущение, что этот спектакль будет в числе фаворитов, и ощущения зрителей подтвердились: жюри фестиваля высоко оценило работу Кирилла Имерова, сыгравшего роль Питунина и вручило ему диплом в номинации "Лучшая мужская роль". Кроме этого спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" Лысьвенского театра драмы им.А.Савина (режиссер ; Артем Терехин) получил Приз Главы города Дубна.
27 мая
Чулпан Хаматова в моно-спектакле "Час, когда в души идешь - как в руки..." по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной . На сцене ДК "ОКТЯБРЬ", 18.00
После открытия XIII Фестиваля театров малых городов России гости и участники увидели спектакль Заслуженной артистки России Чулпан Хаматовой "Час, когда в души идешь, как в руки..." по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной.
В первой части спектакля Чулпан Хаматова погрузила зрителей в мир Марины Цветаевой. На наших глазах актриса попыталась распутать сложный клубок взаимоотношений великого русского поэта Цветаевой с ее тоталитарной матерью, которая пыталась всеми силами выбить из Марины всю ее непохожесть, вылепить из нее вторую себя. По шаткому мостику между любовью и ненавистью Чулпан Хаматова проводит зрителя по через все этапы становления личности Цветаевой. Над зрительным залом витает один и тот же вопрос - сможет ли подмять под себя гениальная пианистка-мать зарождающийся дар дочери-поэта. Но только после смерти матери Цветаева понимает, что именно благодаря материнской тоталитарности и бескомпромиссности, благодаря именно этим качелям из любви в нелюбовь и обратно, и выкристаллизовался ее поэтический дар, ее страстная и бескомпромиссная жажда жизни, без которой немыслим Поэт.
Во второй части моно-спектакля в блистательном стихотворении Беллы Ахмадулиной "Сказка о дожде" Чулпан Хаматова взорвала зал фейерверком бурных страстей и эмоций. Вместе с Ахмадулиной Чулпан Хаматова смеялась и плакала, негодовала и восторгалась, ненавидела и любила, словом жила настоящей жизнью, в отличие от тех, кто пытался вернуть ее в привычное русло тихого, унылого, но "правильного" времяпровождения, которое многие из нас принимают за настоящую жизнь.
Чулпан Хаматова поднимает финал спектакля до исключительно жизнеутверждающего накала: "жить, гореть, а не угасать! Жить, а не существовать!" - вот назначение любого человека, понимающего настоящую цену мгновения под названием Жизнь!
28 мая
Парень, которому немного повезло / 18+ Ксения Гашева
Коми-Пермяцкий национальный ордена "Знак Почета" драматический театр им. М.Горького, КУДЫМКАР /Пермский край/ на сцене ТКЗ Администрации // 14.30
Кудымкарцы показали на фестивале, пожалуй, самый эпатажный спектакль. В квартире, похожей на полиэтиленовый склеп, перед зрителем разворачивался клубок странных взаимоотношений трех молодых людей с изломанными судьбами. Гротескный грим, парадоксальная пластика, неожиданные сценические находки и великолепное световое решение, держали зрителей в напряжении все шестьдесят минут действа, хотя по окончанию спектакля мнения разделились. Трэш, как жанр, в России популярен в основном в молодежной среде, старшее поколение его либо не понимает, либо относится к нему с предвзятой осторожностью. Жюри высказало серьезные претензии к автору пьесы Ксении Гашевой, но единодушно отметило честную самоотдачу и великолепную технику актеров - Марии Демидовой, Альберта Макарова и Антона Пиджакова.
28 мая
Истории нашего двора /12+ спектакль по мотивам песен 60-70-х годов
Гость фестиваля Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр / ДОНЕЦК на сцене ДК "ОКТЯБРЬ"// 19.00
Донецкий музыкально-драматический театр привез на фестиваль в Дубну музыкальный спектакль "Истории нашего двора". Песни 60-70-х годов сегодня пользуются огромной популярностью. Спектакль дончан с первых же минут погрузил зрителей в мир "высокой советской эстрады" по которой мы давно и безнадежно тоскуем. Юбки-клеш, брюки-дудочки, болоневые плащи, тележки с мороженым "эскимо", до боли знакомые двухкопеечные телефонные будки - все эти тщательно отобранные детали вызывали ностальгические улыбки, а прекрасные голоса, стилизованные под тембральную окраску той эпохи и "стиляжная" пластика , покоряли зрителей и ностальгически отдавались в сердце. Финальную песню зрители исполняли хором с артистами: "Все, что в жизни есть у меня, все, в чем радость каждого дня, все, о чем тревоги и мечты, это все, это все - ты!"
После окончания спектакля один из зрителей, явно не из эпохи 60-х с улыбкой сказал своей девушке: "Донецк рулит"! Больше добавить нечего.
29 мая
Прекрасное Далёко / 12+ Данила Привалов Новошахтинский драматический театр НОВОШАХТИНСК /Ростовская область/ на сцене ТКЗ Администрации // 14.30
Спектакль новошахтинского драматического театра "Прекрасное далеко" начался в строгом соответствии с замыслом постановщика Алессандры Джунтини: в зале потух свет, дикторский голос вежливо попросил зрителей отключить мобильные телефоны, фонограмма ветра осторожно погрузила зрительный зал в атмосферу зимнего вьюжного вечера. Но у стихии за пределами зрительного зала были свои планы: проливной дождь не унимался уже больше часа, и водоотводы отчаянно не справлялись со своей основной задачей. Поэтому поэтическую атмосферу зимнего вьюжного вечера внезапно нарушил водопад - водоотводы устали окончательно и вся вода с крыши обрушилась с потолка сцены в левую кулису. Речь артистов что называется потонула в шуме потоков, низвергающихся с крыши. Некоторые зрители недовольно повернули головы в сторону звукооператора - звук потише сделай, а?
Но брызги, долетавшие из-за кулис не оставили сомнений - водопад настоящий и к спектаклю отношения не имеет. Так или иначе, актеры наперекор стихии с честью выдержали испытание водой - ее потоки воды через десять минут уменьшились, и уже через двадцать минут зрители с увлечением следили за событиями, разворачивающимися на сцене.
На обсуждении критик Олег Лоевский отметил, что давно следит за судьбой Новошахтинского драматического театра, и он значительно вырос за последние годы. Театр приглашает интересных режиссеров, участвует в лабораториях и фестивалях, не боится экспериментов. В процессе обсуждения члены жюри резко разошлись во взглядах на режиссерскую манеру Алессандры Джунтини - одни посчитали ее марену архаичной, другие - абсолютно современной, но все отметили хорошие актерские работы, особенно Михаила Сопова и Максима Летучего.
29 мая
За чем пойдешь, то и найдешь / 16+ Александр Островский
Драматический театр "Бенефис" / ЕЛЕЦ / Липецкая область/
на сцене ДК "ОКТЯБРЬ" // 19.00
Елецкий "Бенефис" предложил на суд жюри комедию "За чем пойдешь, то и надейшь" по мотивам "Женитьбы Бальзаминова" Александра Островского. Постановщик спектакля Юрий Мельницкий сумел создать на сцене вязкую атмосферу безнадежной скуки, в которой погибает любая мечта, любая свежая мысль, любая надежда на лучшую жизнь. Если традиционно "Женитьбу Бальзаминова" ставят как комедию, то елецкий вариант - это скорее трагикомедия с примесью театра абсурда. Елецкий Бальзаминов (артист Максим Краснов) не тщедушный мечтатель, а громадного роста и комплекции красавец, задавленный тиранкой-матерью, блистательно сыгранной Людмилой Соловьевой-Лунник.
Домна Евстигнеевна Белотелова, в исполнении Натальи Кирьяновой, не толстая необтесанная вдова-богачка, а трогательная в своей нелепой пластике и прекрасная в своей надежде на обретение любви русская женщина.
В спектакле много юмора и режиссерских находок, что по достоинству оценили и зрители и члены жюри на обсуждении.
На закрытии фестиваля Елецкий театр "Бенефис" в лице постановщика спектакля Юрия Мельницкого получил Приз Главы города Дубна - за создание уникального художественного мира в спектакле "За чем пойдешь, то и найдешь".
30 мая
Это все она / 18+ Андрей Иванов. Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола. ПРОКОПЬЕВСК /Кемеровская область/
на сцене ТКЗ Администрации // 13.00
Форма спектакля "Это все она" Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола предполагает ограниченное число зрителей, поэтому далеко не все участники фестиваля смогли увидеть работу прокопьевцев, о чем потом очень сожалели. Пьеса Андрея Иванова сегодня по достоинству востребована театрами, особенно ТЮЗами. Она написана очень современным языком и затрагивает сложный и запутанный мир современных подростков, потерявших контакт с родителями и реальной жизнью, погрязших в психологических проблемах и озлобленных на внешний мир. На сцене два человека - мать и сын, два мира, два одиночества, потерявших взаимопонимание. И только виртуальный мир с его безграничными возможностями кажется матери единственным верным способом проникнуть в мир сына. Она знакомится в Интернете с сыном под видом симпатичной странной незнакомки. Вскоре мать узнает о сыне много нового, но обычная интернет-переписка постепенно переходит в формат интернет-романа. Сын влюбляется в незнакомку, да и сама мать не может преодолеть в себе соблазн еще раз окунуться в мир влюбленности. Она обманывает себя, что делает это только ради блага сына, ведь он перестал быль угрюмым и озлобленным, новое чувство меняет его к лучшему. Кровавая развязка спектакля, поставленного Семеном Серзиным вполне закономерна - за грехи всегда рано или поздно приходится платить и чем острее соблазн, тем тяжелее расплата. Сюжет пьесы, пронизанный фрейдистскими мотивами и энергиями, отсылает нас к древнегречекому эпосу, поднимает вечную неразрешимую проблему взаимоотношений матери и сына.
Актеры Прокопьевского драматического театра Виталий Котов и заслуженная артистка России Светлана Попова на сцене не играли - они прожили спектакль настолько убедительно и честно, что практически стерли грань между театром и жизнью, и только долгие овации зрителей и членов жюри еще раз подтвердили, что мы стали свидетелями рождения еще одного произведения театрального искусства. По итогам фестиваля жюри вручило Светлане Поповой Диплом за лучшую женскую роль.
30 мая
Невыдуманные истории / 16+ Вербатим/ Альметьевский татарский государственный драматический театр. АЛЬМЕТЬЕВСК /Республика Татарстан/
на сцене ТКЗ Администрации // 16.30
Вербатим - жанр занесенный в Россию из Европы, весьма специфичен. Напомню, в рамках жанра актеры идут в жизнь, общаются с простыми людьми, записывают их исповеди, а затем оформляют эти исповеди в театральное действо.
Альметьевский театр взялся за этот жанр впервые и достойно воплотил его на сцене. Перед нами в неспешной напряженности не актрисы, а простые татарские женщины раскрывали свою душу. Их исповеди были удивительны, порой страшны, но все были пронизаны желанием быть любимой и счастливой. Спектакль шел на татарском языке с синхронным переводом, но это совсем не мешало восприятию театрального действа, а скорее добавляло некоей национальной магии. Жюри фестиваля поздравило альметьевцев с удачным воплощением такого сложного театрального жанра, каковым является вербатим.
30 мая
Женитьба / 12+ /Николай Гоголь /Сарапульский драматический театр
САРАПУЛ /Удмуртская Республика/ на сцене ДК "ОКТЯБРЬ" // 19.00
Олег Спепанов, постановщик "Женитьбы" в Сарапульском драматическом театре, устроил из известной гоголевской комедии настоящий парад аттракционов, что не могло не понравиться зрителю. Спектакль вышел очень современным, смешным, с уймой режиссерских и актерских находок. И хотя жюри фестиваля высказало ряд претензий к режиссерской работе - бурные реакции зала и восхищенные отзывы зрителей после спектакля дают полное право считать спектакль украшением фестиваля. Журналист и критик Наталья Теряева в своем "Дневнике фестиваля театров малых городов России" высказывает отличное от жюри фестиваля мнение: "Масса остроумных режиссерских находок, соединенная с чувством меры и большим вкусом постановщика ставят спектакль "Женитьба" Сарапульского драматического театра в ряд лучших театральных событий сегодняшней России. Победителям Фестиваля театров малых города России обещано предоставить сцены московских театров для показа их лучших спектаклей. А мне кажется, что не только московская публика должна получать такую награду. Думаю, спектакли уровня "Женитьбы" в постановке Олега Степанова надо было бы провезти по городам всей России." http://open-dubna.ru/31-teatr/1618-khochu-ivana-kuzmicha-iz-sarapula.html
31 мая
Таня-Таня / 16+ Ольга Мухина . Театр - студия "Грань"
НОВОКУЙБЫШЕВСК /Самарская область/ на сцене ТКЗ Администрации //14.30
О спектакле новокуйбышевцев "Таня-Таня" очень трудно говорить. Трудно потому, что на ум приходят только превосходные степени. Но так или иначе спектакль достоин самых лучших оценок и самых добрых слов.
Прежде всего покорила атмосфера спектакля, живая и трепетная, неуловимо зыбкая и манящая своей недосказанностью. Несколько историй любви разыграны и прожиты актерами театра-студии "Грань" так увлеченно, что не заразится этим триумфом любовной игры помноженной на высший пилотаж актерского мастерства было просто невозможно. Быть свидетелем этого театрального шедевра в постановке Дениса Бокурадзе было просто наслаждением, поэтому среди зрителей и членов жюри фестиваля на протяжении всего спектакля витало странное щемящее ощущение, которое очень точно можно выразить словами одного из главных героев "Тани-Тани" Охлобыстина в исполнении Даниила Богомолова: "Когда все это закончится - что я буду делать?" Воистину, очень хотелось, чтоб этот странный фейерверк любви, жизни и театра не заканчивался никогда. Свидетели этого спектакля не были удивлены обилием наград, свалившихся на "Таню-Таню". Новокуйбышевцы получили Гран-при за "Лучший спектакль малой сценической формы", Спецприз председателя жюри Игоря Костолевского актрисе Юлии Бокурадзе за исполнение главной женской роли и звукооператору Юрию Дроздову за звуковую партитуру, и Приз губернатора Московской области ; актеру Даниилу Богомолову за исполнение роли Охлобыстина.
31 мая
Король Лир / 16+ Уильям Шекспир. Каменск-Уральский театр "ДРАМА НОМЕР ТРИ" Каменск-Уральский /Свердловская область/ на сцене ДК "ОКТЯБРЬ" // 19.00
Каменск-Уральский театр "ДРАМА НОМЕР ТРИ" привез на фестиваль "Короля Лира" в постановке Юлии Батуриной. Зрители стали свидетелями очередной попытки сыграть классический шекспировский сюжет современными средствами. Здесь и Лир в облике "крестного отца" и "клан Лира" в черных очках и в пиджаках с засученными рукавами, и "отвязная" Коделия с цветными волосами, и "капустные" опарты в зал "Шекспира все-таки играем", и смешные гэги про отсутствующий "люк на сцене" - зрители охотно реагировали на все режиссерские и актерские ходы и находки, и от души в финале аплодировали актерам, отработавшим честно и до конца, однако члены жюри не очень благосклонно отнеслись к спектаклю. Им показалось, что что режиссер не смог предложить нового прочтения "Лира", а предложенные актерам ходы и приемы выглядели в лучшем случае не совсем органичными именно для этого материала.
1 июня
Золотой Дракон / 16+ Роланд Шиммельпфенниг /Серовский театр драмы им. А.П. Чехова СЕРОВ /Свердловская область/ на сцене ТКЗ Администрации // 14.30
Серовский драматический театр представил на суд жюри и фестивальной публики спектакль "Золотой дракон" Роланда Шиммельпфеннига. Режиссер Андреас Мерц-Райков, великолепно владеющий брехтовским театральным арсеналом, вместе с актерами смог создать смешной и трогательно-нелепый мир, населенный мигрантами-поварами, стрекозами, муравьями и зубной болью. Спектакль серовцев сквозь взрывы смеха в зале приводит зрителя к серьезным мыслям о несовершенстве вселенной, о грошовой ценности человеческой жизни в современном мире, об относительности благополучия и бренности бытия. Зрители и члены жюри высоко оценили спектакль бурными аплодисментами, а актрисе Александре Незлученко за роль маленькго Китайца по итогам фестиваля был вручен Специальный приз жюри "Надежда".
1 июня
Дом Бернарды Альбы / 18+ Федерико Гарсиа Лорка. "Тильзит-Театр" / СОВЕТСК /Калининградская область/ на сцене ДК "ОКТЯБРЬ" // 19.00
"Дом Бернарды Альбы" Евгения Марчелли поставлен как спектакль-ритуал, где сюжет не самоцель, а скорее фон, на котором обнажаются изломанные судьбы испанских женщин, погрязших в омуте ритуалов и традиций. Традиций настолько архаичных и бесчеловечных, что выход из этого омута один - на тот свет. Спектакль "Тильзит-Театра" был очень благосклонно принят жюри фестиваля, посчитавшего, что большому художнику для достижения абсолютной театральной формы можно изменять или вовсе убирать известный до оскомины лорковский сюжет, но обычная публика, вполне оценившая яркую форму спектакля, все же высказывала пожелания считаться с сюжетом - ведь не все зрители приходят на спектакли с полным знанием текста пьесы, и не у всех есть театроведческое образование. Однако, нарекания на игнорирование точной сюжетной линии не помешало зрительному залу рукоплескать артистам и режиссерскому решению в финале спектакля.
2 июня
Легкий способ бросить курить / 16+ Михаил Дурненков. Братский драматический театр /БРАТСК /Иркутская область/ на сцене ТКЗ Администрации // 14.30
Спектакль Братского драматического театра "Легкий способ бросить курить" вызвал странные и противоречивые чувства как у зрителей, так и у членов жюри. Пьесы Дурненкова сами по себе грешат странностью и найти подход к его бытовой инфернальности, зачастую бывает очень даже нелегко. Многие постановщики ломают зубы о пьесы Дурненкова, но так или иначе, его герои продолжают привлекать режиссеров и театры. Наверное поэтому на осуждении все разговоры свелись к анализу драматургии Михаила Дурненкова, и о сложной воплощаемости его произведений. Но в любом случае, Братский театр достоин похвалы за попытку решить ребус по имени "Михаил Дурненков".
2 июня
Иванов /18+. Антон Чехов. Новокузнецкий драматический театр / НОВОКУЗНЕЦК / Кемеровская область/ на сцене ДК "ОКТЯБРЬ" // 19.00
Принято считать, что организаторы любого театрального фестиваля в качестве интриги ставят в начало, в средину и в конец программы наиболее сильные спектакли. Насколько правдиво это предположение не знаю, но на этом фестивале так и получилось. В последний день в 19-00 на сцене театрально-концертного зала Администрации города Дубны состоялся спектакль Новокузнецкого драматического театра "Иванов" по пьесе А.П.Чехова. Необычная художественная форма, опять же необычная трактовка образов, необычная режиссерская стилистика - весь этот хоровод вокруг определения "необычное" можно продолжать довольно долго. Но факт остается фактом - уже на двадцатой минуте в воздухе зрительного зала завитал запах гран-при за лучший спектакль. Жюри было единогласно - это лучший спектакль большой сценической формы и лучшее современное прочтение "Иванова" за последние десятилетия, мнения же зрителей разделились - от восторгов до полного неприятия такого эксперимента над классикой. И хотя журналист и критик Наталья Теряева в своем "Дневнике фестиваля театров малых городов России" недоуменно констатировала, что несмотря на скуку, разлитую по зрительному залу, "спектакль завершился бурными аплодисментами. Члены жюри рукоплескали стоя, за ними поднялся и почти весь зал" http://open-dubna.ru/31-teatr/1629-dnevnik-festivalya-teatrov-den-sedmoj.html спектакль "Иванов" Новокузнецкого драматического театра в постановке Петра Шерешевского, по результатам фестиваля, получил-таки гран-при как "Лучший спектакль большой сценической формы"
------------------
На закрытии Председатель жюри народный артист России Игорь Костолевский искренне поздравил участников с прекрасным театральным праздником, и признался, что на этом фестивале открыл для себя другой театр, другую Россию.