Вы учитель? Вам нравится ваша работа? Если вы на оба эти вопроса ответили "да", то тогда не понятно, откуда столько жалоб от учителей на свою профессию. Интернет пестрит статьями о сложной, почти неоплачиваемой, фактически рабской профессии учителя. В комментариях к этим статьям многие подтверждают невыносимость условий работы педагога.
Я работаю в школе учителем истории и обществознания с 2008 года и часто пишу о проблемах школьного образования. Никто не будет спорить, что проблемы есть, и их много. Но это не значит, что учителя не любят свою профессию. Да, мы жалуемся на условия труда, маленькие зарплаты, неуважение общества к нашему труду, но это не означает, что мы не любим свою работу. Не буду говорить за всех учителей, напишу только своё впечатление от работы в школе.
Я прихожу в школу к 8.00. Переодеваюсь, беру журнал и иду в кабинет готовиться к уроку. По дороге встречаю ребят, которые здороваются, улыбаются, что-то спрашивают. Настроение повышается. Когда подхожу к кабинету и вижу, что ученики повторяют домашнее задание к моему уроку, то настроение поднимается ещё больше. Моя улыбка во весь рот говорит сама за себя. Включив компьютер, заполнив журнал и подготовив необходимый материал, у меня остаётся максимум минута до звонка. Дети входят в класс. Начинается урок. Ребята пару минут повторяют домашнее задание. Спрашиваю. Когда ученики хорошо отвечают, радуюсь. Особенно приятно, когда ученик, получивший "4" или "5" довольный идёт к своему месту, приговаривая: "А я даже не учил, с урока запомнил!". В такие моменты появляется ещё больше стимула готовить интересные уроки. Приятно, когда детям хочется тебя слушать и выполнять придуманные тобой задания.
Дальше мы приступаем к изучению новой темы. Что-то рассказываю, задаю вопросы, работаем с картой, смотрим короткие видеоролики, составляем схемы, таблицы, всё это обсуждаем и т.д. Все эти формы требуют активной работы учеников. Скучать некогда. Иногда мне приходится не просто: детям тяжело сдерживать свои эмоции, поэтому нужно вовремя остановить дискуссию. Перевести ребят на следующую форму работы не так легко, особенно когда детям интересна эта тема. Дав немного времени ребятам успокоиться, я перехожу к следующему заданию. Особенно приятно, когда дети выражают неподдельные эмоции: "Анастасия Михайловна, да про эти крестовые походы комедию можно писать, один утонул, другого в плен взяли, а в следующем походе вообще захватили не то, что хотели!" Когда видишь такую реакцию, хочется и дальше работать с такими учениками.
Не знаю, как в других школах, а в моей замечательные ученики: активные, любознательные и совсем не наглые. Ни разу никто из ребят меня не оскорбил, я всегда могу с ними договориться. Так что у нас очень хорошие дети. Конечно, разные бывают ситуации. Иногда и самой расстраиваться приходится, и учеников утешать. Самое неприятное, когда ставишь двойку, а после урока, когда видишь заплаканные глаза ребёнка, начинаешь успокаивать. Сама поставила, сама утешила. И смешно, и грустно. Но дети всё понимают, хорошее отношение к себе особенно ценят. Нет плохих учеников. Есть недолюбленные, ленивые, хитрые, но плохих нет. Поэтому не стоит смотреть на одного-двух очень сложных детей и делать выводы об остальных. Замечательные у нас дети, не хуже, чем были раньше.
После урока на перемене атакуют дети-почемучки. Всем всё интересно: "А что было дальше? А зачем он это сделал? А вы как к этому относитесь?" А многие говорят, что детям ничего не интересно. Очень даже интересно. Многие ученики приносят мне энциклопедии и рассказывают наиболее яркие моменты, связанные с темой урока, некоторые просят подготовить проект по какой-то теме. А однажды, после темы "Стили в искусстве" дети сами попросили устроить самостоятельную, чтобы они определили стиль, в котором построено то или иное здание или написана картина. Дети у нас замечательные, и работать с ними очень интересно.
После всех уроков иду домой. Настроение хорошее. Его не портит даже то, что нужно, придя домой, проверить сотню самостоятельных работ, заполнить электронный журнал и подготовиться к внеурочной деятельности. Про подготовку к урокам молчу: мне нравится готовиться к урокам. Да, она занимает много времени, но мне это интересно. Я понимаю, что мой труд будет оценён детьми. А нет большего счастья, чем видеть улыбки детей и то, что они тебя любят.
Я люблю свою работу, а она отвечает мне взаимностью. А трудности и проблемы. У кого их нет?
PS: Я работаю при таких условиях, которые меня устраивают: отсутствие классного руководства, не больше 25-27 учебных часов. Да, при других условиях я работать не буду, хоть и очень люблю детей и свою профессию. Человек должен получать удовольствие от работы с детьми. Если этого нет, то работать в школе не надо.