Многие ученики и их родители жалуются на слишком объёмное домашнее задание и на большой объём информации, который нужно усвоить на уроке. Почему так происходит? Неужели дело в наших рабочих программах, в которые запихнули незапихиваемое?
Я учитель истории, мой предмет дети изучают два раза в неделю. За год получается 68 часов. Программа действительно обширная, с большим количеством дат, имён, терминов, названий. Но дело не только в этом.
Я решила посчитать, сколько за предыдущий учебный год у меня пропало уроков (я взяла один седьмой класс). Как вы думаете, что получилось? Из 68 уроков я провела 46. Вы думаете, что я так много проболела? Нет, я ни одного дня не была на больничном. Так куда же делись уроки?
Два раза семиклашки ездили в поездку с классным руководителем, и обе они пришлись на те дни, когда был мой урок (итак, два урока). Один раз ученики проходили медосмотр, который как раз пришёлся на мой предмет (ещё один).
Три раза мои уроки пропадали из-за того, что дети ходили на различные школьные мероприятия. Кто только к нам не приезжал: представители различных курсов, кружков, сотрудники полиции. Все они рассказывали очень интересные и познавательные вещи, вот только почему-то в ущерб моему предмету. Это уже шесть пропавших уроков.
День учителя в разных школах отмечают по-своему. У нас это день самоуправления: старшеклассники проводят занятия вместо учителей, уроки сокращённые. Это здорово и весело, но урок пропадает. Ты не можешь дать ребёнку провести полноценное занятие, во всяком случае, новую тему точно не доверишь. Вот вам и шесть плюс один.
По одному уроку пропало в конце каждой четверти: последний учебный день мы записываем в журнал, но на самом деле уроки не ведутся, обычно классные руководители проводят классные часы. А ведь когда учитель составляет рабочую программу, эти часы учитываются как рабочие, но на самом деле не проводятся (семь плюс четыре).
Один день пропал из-за субботника: дети убирали пришкольную территорию (11 + 1).
А теперь к самому интересному: ВПР, пробные ОГЭ, ЕГЭ, которые проводятся в обычные учебные дни. Мы, учителя, задействованы на всех этих чудо-мероприятиях. В прошлом учебном году из-за них у меня пропало пять уроков. В журнал они все записываются, вот только дети на эти занятия не приходят, потому что учитель занят на экзамене (12 + 5).
И, конечно, любимые праздники: так получилось, что рабочие программы почему-то разрабатываются без учёта этих замечательных дней, в итоге пропадает минимум три-пять дней, а иногда и больше. Всё зависит от расписания. В этом году у меня суббота рабочая, а значит, в праздники пропадёт уйма уроков. В прошлом году я не досчиталась пяти.
Итого мы получаем 17+5 = 22 урока из 68 пропали без вести.
В 9-х и 11-х классах пропадает ещё больше уроков из-за пробных экзаменов и подготовки к выпускным вечерам. У меня был год, когда одиннадцатиклассники не досчитались 29 уроков из-за различных мероприятий, которые проводились, независимо от меня и моего мнения.
А представляете, если учитель заболеет, и его никто не будет его заменять? У нас редко находят замену учителям, которые на больничном. Во всяком случае, если учитель болеет не больше недели, то заменять его точно не будут. Это ещё минимум два часа.
И ещё есть волшебные курсы повышения квалификации, которые посещает каждый учитель один раз в три года. Когда я была на курсах почти целый месяц, меня заменили всего три раза, а уроков должно было быть восемь.
А как же программа? Что с ней делать? Вот и приходится или давать сразу по несколько параграфов, или давать какие-то на темы для самостоятельного изучения (я никогда этот метод не практикую), или пропускать некоторые темы в учебниках. А как по-другому?
Чаще всего огромные домашние задания задаются из-за пропавших уроков. Конечно, это неправильно. Но с учителей требуют, чтобы программа была пройдена. Если у тебя в журнале за год не хватит хотя бы одного урока, администрацию школы вызовут на ковёр в вышестоящие инстанции. Что за этим последует, я думаю, вы и так догадались. В любом случае, отвечать придётся учителю. Вот и получается: на бумаге всё прекрасно, а на самом деле или программа не пройдена, или дети по уши в домашнем задании.