Сейчас очень многие учителя говорят о том, что работать в школе стало сложнее, чем раньше, что дети пошли уже не те: не слушаются, ничего не делают, грубят. Так ли это? Изменились дети или мы, педагоги?
По своему опыту скажу, что "сложные" дети есть почти в каждом классе, но их единицы, обычно не больше одного-двух учеников. К счастью, есть классы, где таких ребят нет. Но, к сожалению, последнее время, таких детей становится всё больше и больше. Сразу опишу, кого я считаю "сложным" учеником. Это ребёнок, который на ВСЕХ уроках не слушает учителя, не выполняет заданий на уроках, НИКОГДА не делает домашнее задание, постоянно дерётся с другими детьми, оскорбляет своих одноклассников, ругается матом даже при взрослых. Во всех остальных случаях к любому ребёнку можно найти подход. К таким детям, которых я описала, найти подход практически невозможно. Как правило такие дети из неблагополучных семей, где родители пьют, бьют ребёнка, ведут аморальный образ жизни. Таких детей очень жалко! Но жалко и других детей, которым не дают полноценно учиться "сложные" ученики.
К сожалению, такие "сложные" дети иногда растут и в обычных, с виду благополучных, семьях. Как так получается?
В начале каждого учебного года в нашей школе на педагогическом совете даются данные о составе семьи наших учеников. С каждым годом неполных семей становится всё больше и больше. В последний год уже больше половины семей были неполными. Обычно в таких семьях ребёнка воспитывает одна мама. Хорошо, если есть бабушки, которые могут присмотреть за внуком или внучкой. А если нет?
Многие мамы-одиночки или те, которые остались без поддержки бывшего мужа, вынуждены работать сутками, чтобы прокормить своё дитя. Часто работать приходится на нескольких работах и приходить домой очень поздно. Как вы думаете, измученная мама, которая приползла домой к девяти, а то и к десяти часам вечера, сможет ещё найти силы, чтобы заниматься своим ребёнком? Ответ напрашивается сам собой. Нет. А если ребёнок не видит перед собой примера, потому что всё время один, то жизни он учится через телевизор и интернет. А какой пример там ему покажется правильным, никто не знает. Таких мам можно понять, а можно осудить, но от этого ничего не изменится. Ребёнок всё равно останется брошенным. Разрушение института семьи становится настоящей проблемой уже не только школы, но и всего общества.