Сегодня ученики и их родители жалуются на то, что многие учителя не справедливо ставят оценки, занижают или завышают их. А что такое "справедливая" оценка?
Сначала рассмотрим оценку с юридической точки зрения. Любая оценка имеет определённые критерии. Перечислять их не буду, эта информация подробно описана в современных ФГОСах (Федеральные государственные образовательные стандарты). В образовательных стандартах чётко прописано, за что ребёнку ставить "5", "4", "3" или "2". Как правило, учитель ставит оценку, руководствуясь именно этими критериями. Но критерии не отражают особенностей отдельно взятого ребёнка, критерии для всех одинаковые.
Приведу пример, когда я сознательно нарушаю эти критерии. Правильно ли я делаю, не знаю, но обычно результаты этой "несправедливой" оценки видны почти сразу, и эти результаты положительные.
Есть такой термин как "педагогическая запущенность". Это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами (С.С. Гиль). Таким детям очень тяжело даётся учёба. Обычно такие дети учатся плохо. У них не развита память, логика, речь, внимательность и другие навыки, необходимые для успешной учёбы.
Когда я беру новый класс, то хотя бы несколько таких детей попадаются. Я преподаю историю. Этот предмет многие дети любят. Когда ко мне приходит на урок "педагогически запущенный" ребёнок и проявляет интерес к предмету, передо мной стоит выбор: ставить этому ребёнку "справедливую" оценку исходя из критериев ФГОС и навсегда отбить желание учить мой предмет, или завысить оценку, похвалить за старания, но указать на недостатки и ошибки. Как правило, я выбираю второй вариант.
Как же так? Это же не честно по отношению к другим детям, которые отвечают так же, но оценку получают ниже? Они же не поймут! Будут обиды на учителя! Именно так говорят многие учителя и родители.
На самом деле, наши дети не злобные монстры, и им всегда можно объяснить свой выбор и доказать свою правоту, а ещё лучше их самих подвести к тому, чтобы они уговорили учителя поставить "слабому" ученику завышенную оценку.
У меня есть в шестом классе девочка, которая по всем предметам учится на слабую троечку. Она никогда не поднимает руку, боится выходить к доске, ей очень тяжело запомнить любую информацию, она читает по слогам. Учителя привыкли, что она не работает на уроке, и никогда её устно не спрашивают. На моём предмете устно не спрашивать нельзя. Эта девочка заинтересовалась моим предметом, но в силу неразвитых навыков ответить на пять или четыре она не могла, но очень старалась. Когда я вызвала её к доске отвечать пересказ, она сначала отказалась. Дети мне сказали, чтобы я даже не пыталась её уговорить, всё равно ничего не получится. Но мне удалось убедить девочку выйти к доске. Она наделала кучу ошибок в пересказе, но было видно, что ребёнок готовился. Я спросила детей, что мы поставим за ответ, предварительно подведя их к тому, что Катя старалась, что хоть и не всё получилось, но она молодец, потому что не испугалась и попробовала свои силы. Как вы думаете, какую оценку все дети предложили поставить? Пятёрку! И это предлагали даже те, кто за такой же ответ только что получили "3". Конечно "5" я не поставила, а поставила "4", объяснив и Кате и детям, почему это будет справедливо. Ребёнок был счастлив! Вы бы видели её глаза, когда я ей в дневник, где были одни сплошные двойки и тройки, поставила четыре!
Как вы думаете, изменилось ли у Кати отношение к моему предмету и ко мне? Конечно. Теперь история - её любимый предмет. Она не стала отличницей или хорошисткой по остальным предметам, но по истории у неё стоит, пусть и слабая, но четвёрка. Но это её четвёрка, заслуженная, которой она очень гордится. И мой предмет она учит всегда. Она перестала бояться выходить к доске, она работает на уроке и одна из первых тянет руку, чтобы ответить на вопрос. Постепенно уровень её навыков и умений повысился.
С точки зрения правил выставления оценок, я поступила неправильно. Но у ребёнка, после этой "неправильной" оценки выросли крылья, и другие дети меня не осудили, наоборот поддержали.
Так как же выставлять оценки детям? И что такое "справедливая" оценка?