Каждый родитель хочет для своего ребёнка идеального учителя: который понимает, умеет заинтересовать, знает свой предмет, разбирается в детской психологии, любит детей и так далее. Есть ли такие учителя?
Те, у кого остались добрые воспоминания о школе, кто благодарен своим педагогам, скажут, что, конечно, такие учителя есть, приведут немало примеров из своей жизни. Но будут и те, кто с ужасом вспомнит школьные годы и своих учителей. Вполне может оказаться, что обе эти группы учились в одной школе и у одних педагогов. Как же так?
Очень просто. Когда знакомитесь с людьми, со всеми ли потом хотите продолжать общение? Кто-то совпадёт с вами интересами и темпераментом и вы в дальнейшем будете с удовольствием дружить, а с кем-то не захотите пересекаться больше никогда в жизни. Это совсем не значит, что те, с кем вы не будете дальше общаться, хуже тех, с кем вы совпали по интересам. Ведь у этих людей свои друзья, знакомые, которые могут не понять и не принять ваших родных и близких. Это нормально, все люди разные, поэтому и круг общения у каждого свой.
В школе тоже работают и учатся люди, каждый человек со своими особенностями. И если в обычной жизни мы можем выбирать, с кем общаться, а с кем нет, то в школе такого выбора нет. Учитель не может устраивать всех. Один и тот же педагог для одного ученика будет кумиром, а для другого скучным и неинтересным существом.
Даже если большинство детей в классе будут любить учителя, всё равно найдутся несколько учеников, которые будут относиться к этому педагогу плохо или безразлично
Причин может быть множество. Кому-то не нравится сам предмет, кого-то не устраивает манера поведения учителя, кто-то раздражается от тембра голоса педагога, у кого-то с первого взгляда возникла неприязнь, и они с этим ничего не могут поделать и так далее. Не обязательно это связано с тем, что учитель плохой педагог или человек. Заинтересовать своим предметом можно не каждого. Даже если у учителя настоящий талант, всё равно могут найтись ребята, которым будет неинтересен этот предмет.
Когда я училась в старших классах, у нас была замечательная учительница по математике. Её любили практически все. Большинство из нашего класса сдали вступительные экзамены в вузы по математике на высшие баллы. Учитель ко всем относилась с уважением, разжёвывала материал так понятно и подробно, что практически невозможно было в нём не разобраться. После окончания школы многие приходили со словами благодарности не к своим классным руководителям, а к ней. Я думаю, никто не будет спорить, что это был учитель с большой буквы.
Но так получилось, что я терпеть не могла математику: не любила и не понимала. Дело было не в учителе, а во мне. Я хорошо относилась к этому педагогу, но её предмет мне не давался. Как она со мной не билась, всё было бесполезно. Я обожала литературу, историю, географию. Мои сочинения зачитывали всему классу, но математику я не понимала. У меня всегда стояла моя заслуженная тройка. И за эту тройку я благодарна моему учителю, если бы не она, то и этой оценки у меня не было бы в аттестате.
Те, кто считает, что к любому ребёнку можно найти подход и научить всему, скажут, что это учитель виноват, что она не смогла мне понятно объяснить материал. Но это не так. Ни один учитель математики не смог бы мне помочь. Не было у меня способностей и любви к этому предмету, и ничего с этим поделать было нельзя.
Неужели только из-за этого можно поставить клеймо плохого учителя на человека, который привил любовь к математике огромному числу детей?
Поэтому прежде чем говорить, что учитель плохой, надо посмотреть на всех его учеников. Если большинство детей любят и уважают этого педагога, показывают хорошие результаты, то дело не в учителе. Конечно, если большинство в классе ничего не понимают и не любят педагога, тогда следует искать причину в нём. Но ведь многим родителям не объяснишь, что только их Петя из всего класса не делает домашние задания, не работает на уроке и не интересуется предметом. Они считают, что учитель должен заинтересовать всех и их ребёнка в том числе.
Но когда в классе из 27 человек 25 заинтересованы в предмете, то вполне может оказаться, что если педагог начнёт подстраиваться под тех двоих, которым неинтересно, то остальные потеряют интерес к этому предмету. Ведь их устраивали именно те методы обучения, которые учитель использовал раньше.
Нужно помнить, что у учителя сотни учеников, и каждый со своими особенностями. Конечно, учитель должен пытаться заинтересовать всех, но я ещё ни разу не видела учителя, у которого сто процентов учеников любят его предмет и показывают хорошие результаты. Неужели это говорит о том, что у нас нет хороших учителей?