Моржаков Евгений Валерьевич: другие произведения.

Разговор поэтов, или основной вопрос философии творчества

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


Разговор поэтов, или основной вопрос философии творчества

Эссе.

1

   Однажды Анна Андреевна Ахматова в разговоре с Иосифом Бродским о проблемах творчества задала ему вопрос:"Что делать человеку, если он знает наизусть самого себя, все свои любимые приемы и так далее. Какой у него выход из этого положения?". Имея ввиду поэта, Анна Андреевна не произносила это слово, в первую очередь, из соображения пафосности("Не люблю я этих больших слов-"поэт", "бильярд").
   Такая постановка проблемы ("Что делать человеку?" )мне представляется философски точной, выражающей коренной смысл существования человека. Я бы назвал это основным вопросом философии. Считающийся основным вопрос (о первичности духа или материи), на мой взгляд, таковым считаться не может вследствие непродуктивности разделения на материалистов и идеалистов. В конце концов, что дает нам для понимания человека знание о том, материалист он или идеалист? Ровным счетом только то, что является для него источником его этических взглядов. В истории полно примеров несоответствия выражаемых людьми философских постулатов и их реальных человеческих поступков. В самом деле, сколько мы знаем религиозных людей, являющихся подлецами и негодяями, совершивших страшные преступления, и материалистов, с чьих жизней можно писать жития святых. Соглашусь с классиками марксизма, о том, что практика является критерием истинности любого философского учения. Таким образом, разделение людей на идеалистов и материалистов не отражает коренной сущности Бытия. Этот вопрос вторичен по отношению к другим экзистенциальным вопросам.
   Вспомним 3 основных вопроса философии, выделенных И. Кантом в "Основах метафизики нравственности": "Что я могу знать?,Что я должен делать?,На что смею надеяться?". Первый вопрос, по Канту, является вопросом теоретической философии (метафизики). Вернемся к диалогу Ахматовой и Бродского, чьи взгляды на творчество и жизнь мне наиболее близки и симпатичны. Ахматова говорит, что знает саму себя. Она лучше других разбирается в поэзии, дает Бродскому советы("полвека на этом сижу"). Сам Бродский впоследствии сформулирует тезис о том, что без метафизики нет стихов. Поэт должен быть точен в вопросах метафизики, не имеет права ошибаться. Таким образом, человек(поэт)владеет знанием о мире, безошибочным знанием, ему это открыто, и поэтому этот вопрос в философии человека(поэта) отпадает.
   "Что я должен делать?" - это вопрос практической философии (морали человека), по мнению Канта. Для двух великих собеседников XX века- это вопрос прежде всего творческий, ведь для них творчество- это высшее проявление жизни(Языка, религии, морали и многого другого).
   И наконец, третий вопрос ("на что я могу надеяться?")по Канту- вопрос философии религии. Этот вопрос у поэтов решается в творчестве и зиждется на том, "что я сделал" и какой себе создал памятник. Традиция "Памятников" в русской литературе - и есть кантовское "на что я могу надеяться" в силу своих заслуг.
   У Анны Андреевны в "Реквиеме" -это реальный памятник в конкретном месте как символ народного страдания:
   А если когда-нибудь в этой стране
   Воздвигнуть задумают памятник мне,
   Согласье на это даю торжество,
   Но только с условьем - не ставить его
   Ни около моря, где я родилась:
   Последняя с морем разорвана связь,
   Ни в царском саду у заветного пня,
   Где тень безутешная ищет меня,
   А здесь, где стояла я триста часов
   И где для меня не открыли засов.
   Затем, что и в смерти блаженной боюсь
   Забыть громыхание черных марусь,
   Забыть, как постылая хлопала дверь
   И выла старуха, как раненый зверь.
   И пусть с неподвижных и бронзовых век
   Как слезы, струится подтаявший снег,
   И голубь тюремный пусть гулит вдали,
   И тихо идут по Неве корабли.
  
   Иосиф Александрович отразил эту тему в стихотворении "Меня упрекали во всем, окромя погоды...":
   И если за скорость света не ждешь спасибо,
   То общего, может, небытия броня
   Ценит ее попытки превращения в сито
   И за отверстие поблагодарит меня.
   Успех в борьбе с небытием - вот на что может надеяться поэт. В связи с этим вспоминается определение культуры, данное великим поэтом О.Э. Мандельштамом: "сообщество сущих в заговоре против пустоты и небытия". Таким образом, заслуга Бродского - это вклад в культуру.
   И. Кант писал, что все три им названных основных вопросов философии можно свести к одному "Что такое человек?". Для поэта этот вопрос не стоит, ибо он "все видит, слышит, все владеет". В этом смысле "поэт не человек, он только дух"(Ахматова).
   Отличие ахматовского вопроса, прозвучавшего в начале эссе от известного русского вопроса "что делать?" в том, что основной акцент у Анны Андреевны падает на слово "человек", на то, что понимается под этим словом. А вопрос деятельности - это вопрос творчества, творения если хотите.
   Но вернемся к диалогу Ахматовой и Бродского. На вопрос Анны Андреевны ("Что делать человеку?") был получен ответ, который стал знаменитым. Бродский, задумавшись, ответил: "Главное-величие замысла". Он имел ввиду, что масштаб задуманного является определяющим в творчестве, и он уже подскажет все остальное(технические приемы и пр.).Замысел творения- это главное. В этом действе человек подобен Творцу. Таким образом, на основной, ключевой вопрос для поэта : "Что ему делать?" следует ответ - Творить. "Величие замысла" соотносимо с самым великим замыслом - Творением мира. Вспомним знаменитые строчки Пушкина из "19 октября": "Служенье Муз не терпит Суеты; Прекрасное должно быть величаво...". У Пушкина "величаво" -это не только касается эстетики самого произведения, но также подразумевает и "величавый" замысел художника слова. Таким образом, мысли гениальных поэтов относительно Прекрасного схожи и дополняют друг друга. Именно величие замысла и делает произведение величавым.
   Диалог двух выдающихся поэтов 20 века Ахматовой и Бродского вобрал в себя многое: и основной вопрос философии, и вопрос творчества - все, что является главным для поэта, определяющим его жизнь.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"