Студенчество, студенческая жизнь, студенческое братство.... Воспоминания о РКИИГА - Рижском Краснознаменном институте инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола 80-х, о моей ALMA MATER, у меня самые светлые и теплые.
Студенчество - особая форма сосуществования молодых людей, объединенных и самоорганизованных в свободолюбивое и веселое от своей бесконтрольности со стороны родителей, студенческое братство. Студенческое братство, нетерпящее диктата и власти над собой, определяет студенческую жизнь, как время свободы выбора и права делать ошибки. Жизнь,наполненную событиями, как во время занятий в аудиториях, так и вне учебы. Жизнь, от которой, чем дальше уходишь во взрослую жизнь,тем больше понимаешь о ней, как о самом главном и важном периоде становления тебя, как личности.
Есть те,которые ностальгируют о беззаботных, полных гарантий, школьных годах. Они продолжают ходить из года в год на встречи выпускников в школу. Другие - об армейской жизни становления мужчиной.
Мне же посчастливилось "окунуться в студенческое общежитие", в прямом и переносном смысле. Студенческое общежитие, как здание, в котором живут вместе студенты высших учебных заведений и студенческую жизнь в общежитии. Как-то раз, рассказывая своим студентам, "домашним детям", об этом удивительном времени жизни в "общаге", так с любовью называют студенты свой общий дом, я заметил, как они переглядывались между собой с плохоскрываемыми усмешками. Я понимаю, что их ирония не знает свободы от опеки родителей, свободных деньгах, которые можешь тратить на кого и на что угодно без контроля, и без контрольных звонков, дневные и ночные гуляния. Студенческое братство - одно из самых сильных в мире, построенное на общих тайнах преодоления страха наказания за затабуированные проступки.
Приобревшие опыт "общаговской" жизни смотрят на "домашних студентов" с долей превосходства сильного над слабым, а их снисходительные улыбки воспринимают, как зависть, застилающую им глаза и непозволяющая увидеть нескрываемый интерес рижских девушек к этим независимым "гусарам". Девушки по своей природе весьма консервативны и тянуться к сильным, с которыми они могут выйти за рамки ими познанного мира отношений, чтобы почуствовать себя более уверенно в общении с другими.
А мне, чтобы не прослыть колумнистом рубрики " Что такое хорошо и что такое плохо?", следовало было бы перейти к содержанию.
Тогда, мне, шестнадцатилетнему выпускнику Лиепайской средней школы номер 3, пришлось "штурмовать" Ригу с общежития номер 69 на улице Цитаделес, где в те годы находился целый студенческий городок нашего легендарного ВУЗа. В этом корпусе я начал свою " школу выживания". В институте была грамотно построена система воспитания подрастающего поколения. В каждую группу включались "старики", прошедшие армейскую школу мужской закалки. Они научили нас заправлять свои койки, убирать в комнате, готовить и мыть посуду после еды. Их безжалостная опека, личный пример воспитывали в нас, бывшых школярах, характер и самостоятельность. Личная благодарность Николаю Маслакову, Сергею Сумбаеву и Наилю Искакову.Разница с нами в возрасте и жизненном опыте, конечно, была видна в личных предпочтениях и интересах, но не мешала этой беззлобной "стайке", как учебная группа института гармонично существовать и развиваться. Думаю им тогда, как и мне сейчас, было интересно наблюдать за этим молодняком, "опьяненных" свободой самостоятельной жизни.
Группы формировались так, чтобы вместе учились студенты из разных регионов страны под названием СССР: Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии, России, Литвы, Эстонии и Латвии.Теперь эту страну называют "Империей Зла", но для нас это были наши детство, юность,молодость, молодые и живые родители. Институт был многонациональным , в котором всем было место и интересно.Каждый день в "общаге" что-то происходило.Повседневность была чужда этой стороне жизни.
А начиналось... это всегда в конце августа, когда с целины возвращались бородатые, в голубых джинсовых костюмах, бойцы студенческих строительных отрядов (ССО).
-Кормильцы приехали! Теперь за день распродам! - кричала горластая разливщица Майя возле девятьсотлитровой бочки с пивом.
Все бойцы были при деньгах, "шиковали" и пиво "лилось рекой". "Общаги" гудели многоголосьем, к друг другу ходили в гости , угощали и угощались.
- Вы когда-нибудь ели лимоновое варенье?- спросил я у девчонок.
- Нет, а такое бывает?
- А мы закусываем, правда Серега?- обратился я к моему товарищу по совместным "приключениям"Сергею Трофимову, приехавшему учиться в институт из Душанбе - столицы Таджикистана.
- Хотите девчонки? Только оно в трехлитровой банке. Надо большой ложкой выковыривать - вытаскивая из шкафа, откликнулся Сергей.
-Но, у нас,как всегда, мало хлеба- приврал я. - Есть только сухари - и вытащил засохшие буханки серого хлеба.- Как-то раз, наш друг из Магадана привез трехлитровую банку красной икры. Приглашая в гости, умоляюще просил: "Хлеба принесите!".
- У студентов всегда чего-то не хватает - шумно открывая дверь комнаты вошел Витя Жалнин и положил пятнадцатикилограммовую дыню на стол. - Ну, что мужики, по пивку? Канистру давайте, свежее пиво привезли. Да! Только что видел Шуру Асташенкова, он мешок картошки к себе в комнату поволок - скороговоркой он выплеснул информационный блок последних новостей.
- Надо идти - сказал я , взяв ведро для мытья полов.-Через час он уже никому не даст.
- Ну и как улов ? - спросил Виталик Кривошлыков по-моему возвращению.
- Опоздал, только полведра дал. Передо мной двое с его этажа довольные с полными ведрами убежали. Саня придет пиво пить.
- Ладно.Я пойду чистить. Кто крошить и жарить будет? - обратился к окружающим Виталик.
- Ну, я конечно- сказал Сергей Трофимов.
Неделя маленьких и больших радостей продолжалась до первого сентября. Начало лекций и занятий в институте возвращало студентов в привычный ритм учебы с утра до вечера.
На втором курсе наша учебная группа радиотехнического факультета перебралась в студенческий городок на улице Резнас, что в десяти минутах ходьбы от института.Рядом с общежитием были площадки для занятий спортом. Здесь мы играли в футбол, а на воллейбольную площадку подтягивались девушки из общежития экономического факультета института. Пропускной режим в их корпус был жестким. На спортивных площадках знакомились и находили симпатии. Пропорция для выбора кавалеров и женихов была: одна "невеста" на пятнадцать претендентов. С такой конкуренцией основная масса студентов не смирялась. Шли знакомиться с рижанками и студентками других ВУЗов. Тем более студенты старших курсов уже... высматривали себе будущих жен, чтобы вместе уехать по распределению в какой-нибудь аэропорт страны. Это взаимопритяжение руководством Министерста гражданской авиации приветствовалось и поощрялось.
А в "общаге" жизнь "била ключом".Играла музыка на самый разный вкус, заглушая мощью аккустических систем своих конкурентов. Учиться было не- возможно, кроме как ночью, но и ночью можно было услышать визг тормозов такси, привозивших студентов из рижских ресторанов. Часто не одних и, тогда начинались хитроумные комбинации по проникновению девчат на плохо охраняемую территорию общежития. В общем, отличников недолюбливали, да и они плохо уживались в такой атмосфере, шли заниматься в читальный зал, но после того, как одного ленинского стипендианта увезли в психушку, слух об этом событии проник в сознание многих поколений студентов , и дорога в читальные залы "поросла травой".
Студенческая жизнь протекала, как в словах песни: " От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год".
Сессия - святое время. Музыка на время умолкала. У студентов разных курсов экзамены были в разные дни и, если кто-то сдал экзамен и хочет "оттянуться на полную катушку", сбросить стресс после сдачи экзамена, ему обязательно напомнят стуком в дверь, что он живет не один в этом общем доме. Законы общежития познаются по мере накопления опыта проживания в нем. Непожелавшие смириться с этой суматошной жизнью "общаги", снимали комнаты в Юрмале и Риге, но их было незначительное меньшинство.
Сколько студентов, столько историй. Разных: от незначительных до ярких.
Технический ВУЗ, обремененный сложными техническими предметами поощрял проявление талантов и креатива. Певцов, музыкантов, известных спортсменов и квнщиков знали в лицо. Восхищались ими. Знаменитые ученые, профессора и академики известны и ценятся в узком кругу специалистов среди своих. ВУЗ ценил всех, кто прославлял его, почти вековую историю, своими достижениями. Большие люди всегда сами о себе скажут! Самые теплые чувства и воспоминания остались о тех преподавателях, которых любили и уважали, восхищались способностями и человеческими качествами. Абрам Натанович Левин, ровестник нашего института, поразил нас своим интеллектом и... правильно произнесенными фамилиями студентов нашей группы. Мы каждый раз замирали, когда новый преподаватель, знакомясь с группой , зачитывал наши фамилии из журнала. Все ошибались в произношении или неправильном ударении на слоге фамилии.Абрам Натанович оказался единственным, кто не ошибся, тем и восхитил нас.
Несколько забавных и необычных историй из серии " А помнишь?"...
На первом курсе был ознакомительный предмет "Введение в специальность и основы авиации", на котором нам давали базовые знания по устройству летательных аппаратов... Мы говорливой стайкой зашли в аудиторию, где нам должны были продемонстрировать работу шасси самолета. Но, нас в возбужденном и неконтролируемом состоянии выгнал инженер лаборатории. Позже, преподаватель нам объяснил, что во время перерыва какие-то студенты открутили с тренажера гайку немыслимого размера, за ключем для которой он с инженером специально ездили в аэропорт. А студенты...открутили в легкую и без ключа. Я посмотрел на гайку и представил, что ключ должен быть с размером с лопату.
Или другой случай: " Домашние студенты" в это не были посвящены и с трудом воспринимали градус разговора... По "общаге" прошел слух, что зам.декана вместе с работниками студенческой столовой ходят по "общагам" и собирают вилки и ложки, пропавшие из столовой. Сейчас можно это явление охарактеризовать, как мелкое воровство. Но спроси любого студента того времени, он ответит, что это не так. Просто, никому в голову не приходила мысль пойти и купить ложку или вилку. Их брали в столовой. Кастрюли и сковородки покупали, это да. Красивые глиняные кружки для чая можно было увидеть вечером на полу в коридоре во время вечернего чаепития и выкуривания сигареты в кругу таких же,как ты, предающихся пороку. Там же, в коридоре, можно было послушать и услышать байки , рассказы , последние новости. В общем, в комнаты работников столовой не пустили. Собрали лишние вилки и ложки и... сложили на подносе в фойе у входа в "общагу". Немного, но достаточно, чтобы снять обвинения в клептомании студентов ВУЗа.
В системе высшего образования того времени была заложена специализация. Наша предусматривала 54 предмета и несколько зачетных практик. Так, поездка в колхоз на первом курсе была направлена на неформальное знакомство и сплоченность учебной группы. Наша,форс-мажорная, на пятом курсе, поездка в колхоз была вне плановой, украсившая нашу студенческую жизнь. Случился природный катаклизм: в сентябре выпыл снег! Не надолго, но много. В стране "СССР" существовала такая форма хозяйствования советских жителей , как колхозы - коллективные хозяйства.Вот эти колхозы и попросили у города помощи по спасению урожая. На помощь отправили большие группы студентов из разных ВУЗов. Нас, "матерых в жизненном опыте" , пятикурсников отправили в колхоз недалеко от города Малта. На совещании нашей группы было решено: "Студент всегда голодный, надо поехать подкормиться и привезти на зиму картофеля". Мы поехали. Подкормились и привезли. Колхозники - люди сердобольные, подкормили нас натуральными продуктами и отпоили молоком. Удовольствие за неделю мы получили " выше некуда". Я понимаю, что кому-то не нравиться парное молоко, жаренная картошка, сельская местность и приземленные жители села, но нам эта поездка была большим подспорьем на ближайший учебный год.
А теперь по порядку... На первом курсе в учебно-производственных мастерских института мы проходили учебно-монтажную практику: начальные навыки будущих радиоинженеров. Предмет интересный. Но Наиль Искаков почему-то на нем засыпал. Преподаватель от нас получил высшую оценку терпимости и в благодарность за его безупречность мы решили разыграть Наиля. В этот день Наиль, как обычно, на занятии задремал и "стал клевать носом". Усиленное погружение в сон наклоняло его голову к столу, где нос был основной частью лица. Это неуклонное приближение носа к столу, за которым мы наблюдали, каждый раз останавливалось не доходя до стола, разочаровывало нас и преподавателя.Чтобы ускорить его "приближение к пику переживания" , мы стали собирать учебные тетради и складывать одну на другую перед его наклоняющейся головой. Каждый раз, мы с досадой вздыхали, когда его голова в очередной раз не достигала верхней тетради. Преподаватель тоже не остался в стороне. Сняв с полки толстую книгу , мягко катнул по столу к месту,где мы складывали тетради... "Взрыв хохота" ввел Наиля в состояние взлохмаченного воробья перед дождем! Напряжение ушло. Наиль проснулся, а так как он по своей натуре человек беззлобный, виноватых искать не стал. Совестливо улыбнулся и конфликт был исчерпан.
Лето после первого, второго и третьего курса - время студенческих строительных отрядов. Студентов приобщали к взрослой жизни в зарабатывании денег и знакомству со студентами других курсов во время совместного труда и неформального общения.
Студент, желающий просто заработать денег, был менее востребован коллективом стройотряда. Нужны были таланты: спортивные и творческие, навыки за пределами физической силы. Приведу несколько примеров.
Так, в городе Виляны, навыки управления трактором одного из бойцов нашего стройотряда избавили нас под конец рабочего дня от разбрасывания вручную восьми, сгруженных с самосвалов, быстрокаменеющих куч бетона. Мелочь, но мы вовремя приехали к ужину в рабочую столовую. А завтрак, обед и ужин - это святое! Благодаря спортивному разряду Толи Волка, волейбольной команде стройотряда удалось обыграть волейбольную команду этого города. Выступление творческого коллектива стройотряда позволило занять первое место среди агитбригад на фестивале студенческих строительных отрядов и сдружиться с ребятами механического факультета нашего института. В Вентспилсе, вокально-инструментальный ансамбль нашего ССО вечерами собирал на танцы в студенческом городке не только студентов разных стройотрядов, но и местных жителей. Среди них ансамбль имел свою популярность. По просьбе мы выступили перед строителями и железнодорожниками во время празднования их профессиональных праздников. У девчонок мы были на расхват, пацаны просили у меня,гитариста и солиста ансамбля :
- Юра, поговори с ребятами .Танцы сегодны вечером.
- Два "пузыря" вина для ансамбля - сообщал я наши расценки.
- О чем речь, Юра!Будет - убегал повеселевший боец стройотряда. Во время танца легче установить нужный контакт с девушками. Мы это понимали.
После рабочей смены хочется отдохнуть, но мы играли. Многочисленные фотографии того времени говорят об этом прекрасном времени содружества. Приезд стройотряда, в любом городе, оживлял его жизнь новыми событиями и возбуждал жителей слухами. В морском порту города Вентспилса при рытье траншеи для кабеля мы обнаружили склад боеприпасов времен второй мировой войны, всполошив руководстсво порта и города. Больше мы канавы не рыли. От греха подальше - решили руководители города. В строительных трестах ходили шутки о студентах: " Не хочешь делать какую-нибудь из работ, направь туда студента, он сделает ее без приреканий". Дешевая и неунывающая рабочая сила не обижалась на эти оценки, жила своей непритязательной и полной мечтаний, жизнью.
- Заработаю денег, вернусь в Ригу, куплю джинсовый костюм, рубашку в полоску, ботинки на платформе- мечтал боец стройотряда, лежа на кровати.
- А я схожу в ресторан и закажу " цыпленка табака" со стаканом сухого вина!- мечтал другой боец , лежа на другой кровати после трудовой смены в общежитии какого-нибудь училища, в которые обычно селили строительные отряды в летнее время каникул учащихся. О студенческих стройотрядах можно писать целые тома книг... Но все же отмечу, следующее. В студенческом строительном движении было два основных понятия : " Большая целина" и " Малая целина".
На " Большую целину" в конце июня с Рижского центрального железнодорожного вокзала отправлялся целый состав пассажирских вагонов, заполненных ССО со всей республики. Состав из разукрашенных вагонов с ватагой весело настроенных студентов,на всем протяжении движения к пункту назначения за пределами Латвии, привлекал внимание местных жителей своей необычностью.
"Малая целина" находилась на территории Латвии и начиналась в начале июля. До места дислоцирования ССО добирались в основном на автобусах, присланных от принимающих местных строительных организаций, и была не менее интересна своей стройотрядовской жизнью. От воспоминаний о стройотрядовской жизни у девушек, а их было в ССО естественное меньшинство, и сегодня наворачиваются слезы. Для пацанов стройотрядовская жизнь была частью большой - студенческой.
Или... производственно-технологическая практика на одном из радиотехнических предприятий Риги, которые ушли в небытие, а было около десяти. "Окунание" на месяц в процесс производства радиоустройств и атмосферу рабочего коллектива предприятия носило вкус учебно-познавательной экскурсии во взрослую жизнь производителей товаров широкого потребления. Ритм и режим работы предприятия для нас был необычен. "Радиоинженер должен знать рынок рабочих мест его профессии" - так считали в системе подготовки специалистов высшей категории, к которой нас причисляли. Ни одна из практик не была лишней, давала еще один дополнительный опыт в "школе выживания"по профилю нашей специальности.
Для аэродромной практики при институте был учебный аэродром, на котором находилось действующее наземное оборудование для работы аэропорта, несколько самолетов и вертолетов, находящихся на эксплуатации в гражданской авиации и два самолета вооруженных сил дальней авиации, военными специалистами по обслуживанию этих самолетов мы становились по окончании института. О военной подготовке и военных сборах отдельный и не менее интересный рассказ из студенческой жизни. Но позже.
Прикоснуться к "святая святых" летающих "металических птиц", потрогать руками не ручки пассажирского сидения, а штурвал самолета, повключать тумблеры самолетного радиотехнического оборудования, а не кнопку вызова проводника, вживую увидеть место расположения этого оборудования на самолете или вертолете - все это можно было во время аэродромной практики. В последствии, работая на кафедре, в лаборатории подповерхностной радиолокации института, летая на вертолетах и самолетах гражданской авиации и выполняя задания по зондированию ледовых и снежных покровов , я неоднократно заходил в кабину пилотов, чтобы уточнить им задачу по пилотированию уже, как корифей!Летчики по-свойски относились к нам и показывали с высоты птичьего полета диких медведей, лосей, оленей, пролетая в непосредсвенной близости от них. Маршруты наших научно-исследовательских полетов не были регламентированы и эта свобода нравилась летчикам нестандартностью выполняемых задач. Помню, однажды, в Карелии, мы сели на островок, на котором после взлета увидели крышку над ракетной шахтой. Летчиков так ругнули по радио, что мы уходили, как вертолеты от ракет " стингер". Нами можно было прикрыться фразой: "Нас ученые попросили!".Нас уважали и помогали руководители летных отрядов,ведь незапланированные часы налета - эта возможность полетать в свободном режиме плюс неплохие дополнительные деньги. Так было в Заполярье и Сибири. А в Латвии... мне пришлось на самолете Ан-2 полетать с бывшим летчиком-истребителем вооруженных сил , который разворачивал самолет так, что мы летали по салону от одной стенки к другой. Мне надоело это бессмысленное "летание" по салону и я поднялся в кабину пилотов.Став в проеме между двух пилотов , я стал свидетелем маневра летчика-истребителя. При развороте он резким поворотом штурвала бросал самолет наклоном в одну сторону, самолет на мгновение замирал в воздухе,а затем другим резким движением переводил штурвал в противоположную сторону и самолет разворачивался на 180 градусов... и в "пике" возвращался на заданный маршрут. Зрелище и ощущение, непередаваемое словами!
Во время аэродромной практики мы этого не познавали, но вводный "курс бесстрашия перед железной птицей" мы получили.
Военной подготовкой на военной кафедре института мы занимались три года. После принятия военной присяги на военных сборах получали звание " лейтенант"
и допуск к эксплуатации радиотехнического оборудования стратегических бомбардировщиков дальнего действия. Но, начинали мы с уставов и общевойсковой подготовки. Хождение на занятия по военной подготовке, между студентами фамильярно называемое "военкой", особое, доходящее до анекдотического, время пребывания студентов гражданского ВУЗа. Примитивность мышления некоторых офицеров военной кафедры сталкивалось с живым умом , проходившим "школу выживания" студентов и давало повод к невинным шалостям. Но, не дай Бог, если бы вы попробывали посоревноваться с офицерами в тупости?!Наказание следовало незамедлительно.
Общевойсковую и строевую подготовку у нас вел подполковник Бригадер. Как положено " солдафонам" он вел себя правильно : проверял прическу, чистоту обуви, соблюдение формы одежды. Фуражка?!.. - особая деталь формы студента института гражданской авиации. Фуражка - головной убор , без которого форма теряет свое полное содержание. На первом курсе она носилась, как гордость и принадлежность к гражданской авиации. На последующих, как обременительная обязанность, от которой выпадают волосы. Патрулей, карающих нас за нарушение правил ношения формы, у нас в институте не было, но периодически на входах в учебные корпуса стояли офицеры с военной кафедры, поворачивающие студентов без головного убора в общежитие.Но, и здесь студенческая смекалка позволяла преодолевать создаваемые барьеры. Туалетная комната в корпусе радиотехничес-кого факультета находилась на втором этаже, с противоположной стороны от входа в него и прошедшие спецконтроль сбрасывали из окна туалетной комнаты фуражки своим товарищам по учебе. Чем больше друзей и знакомых, тем более безопаснее было ходить на занятия в институт без фуражки.
На занятиях же по военной подготовке проверка правил ношения формы проводилась на утренних построениях. Фуражка, серая рубашка с черным галстуком, брюки, китель, черные носки и начищенные до блеска ботинки. В то время, когда я учился, модным шиком было носить красные или желтые носки. Не в форме, а в "гражданке". Не хочешь изучать гранату или заниматься строевой подготовкой? Надень красные носки на занятия по военной подготовке.
Так, однажды... половина нашей группы, чтобы не заниматься строевой подготовкой, на занятия надела красные носки. Тут необходимо включить немного воображение: темно-синяя форма, приказ офицера: "Показать носки!", приподнятые ноги с красными носками... и матерное возмущение офицеров возле корпуса военной кафедры. Нас отправили в общежитие переодевать красные носки, а остальные занимались строевой подготовкой. Фуражкой, если удачно сдвинуть ее на затылок, при побритой шее, можно было скрыть длину волос. Один шутник из соседней группы летом на каникулах подстригся "налысо" и в полной уверенности пришел на построение. Офицер увидев небритую шею отправил его в парикмахерскую ее брить, чем вызвал общий смех присутствующих. Чтобы сэкономить на парикмахерской, за пачку сигарет можно было подстричься у " общаговского цирюльника". Каждодневное ношение формы в окружении пяти тысяч таких же, как ты, студентов и преподвавтелей, превращало форму в обыденность и теряло харизму. Но во время нашего приезда в Минск на военные сборы, наша темно-синяя форма вызвала повышенный интерес у местных красавиц, который не остался незамеченным прибывшими курсантами. "Самоволка" - самовольное покидание расположения воинской части для "особо одаренных" курсантов закончилась гауптвахтой. Шура Асташенков из нашей группы, ростом метр девяносто три сантиметра, был среди них и вызвал особый резонанс в этой части.На него ходили смотреть. Высота забора вокруг гауптвахты не скрывала его роста и его голова была видна из-за забора. Когда я подтянулся на руках и заглянул во внутрь гауптвахты, то увидел, что все "арестованные" сидели и курили, а Шура один маршировал по плацу. Громко "чеканя" шаг, он еще при этом должен был зорко высматривать коменданта гауптвахты , чтобы предупредить остальных о его приближении. Но он увидел мою голову. Мы принесли им булочек из буфета, завернутых в газету " Красное знамя". Целофановых пакетов и оберточной бумаги не было и в помине.
Офицеры эскадрилии стратегических бомбардировщиков заниматься нами не хотели, отмечали в журнале наш утренний приход и мягко просили этих "партизанов" не мешать им заниматься плановой работой. Студенческая смекалка и здесь проявилась в полной красоте. Недалеко от нашей казармы был обнаружен "райский уголок" - поляна, со всех сторон окруженная высокими деревьями и густым кустарником. Вдоль забора можно было проскользнуть на эту поляну. Даже самые, исключительно- порядочные, "зубрилы" через пару дней поняли о чем их просили офицеры части и появились на этой поляне.
Был июль. Жара.Поляна была, не было воды. Один смелый "партизан" из Москвы пошел на поиски "источника воды". Одел сапоги на голую ногу, пилотку и двинул на сопредельную территорию, гда располагалась эскадрилия истребителей и ... действительно нашел... кран с холодной водой. Он с таким наслаждением подсунул свой торс под струю воды, смывая пот, что не заметил, как
к нему подошел офицер эскадрилии истребителей. Кроме пилотки и сапогов на этом вытянувшемся перед ним теле офицер ничего не увидел. Выслушав рапорт "партизана", офицер вызвал патруль и отправил его на гауптвахту в этом виде с формулировкой:" За нарушение правил ношения формы одежды!".
Подполковник Бригадер преподавал нам уставы и наставления вооруженных сил СССР . На одном из занятий по теме: "Устройство куммулятивной гранаты" , предназначающейся для поражения бронетанковой техники противника...
...Утром мы прилетели из Таллина. Тогда, для студентов институтов гражданской авиации билеты стоили полцены, смешные два рубля ( 0,33 доллара США). Как этим было не воспользоваться "бедным студентам"?! Мы вернулись от знакомых девчонок, к которым летали в гости. Я, Толя и Виталик. Хотелось спать и я скрылся от глаз подполковника, сев в ряд за спиной Шуры Асташенкова. У подполковника была своя методика преподавания материала. Новый материал он рассказывал до без пятнадцати окончания пары , а затем произносил следующую фразу:
- Какие будут вопросы?
Если вопросов не было, он задавал вопросы студентам по изложенному им материалу. Опасность надвигалась и, чтобы избежать этого вопроса, надо было задать вопрос подполковнику.
- Шура, выручай! - шепотом попросил я , толкая рукой в спину.
- Какие будут вопросы? - радостно произнес подполковник.
- Товарищ подполковник. Есть вопрос - поднимаясь с места, обратился Шура.
- Слушаю.
- Товарищ подполковник. Вот, Вы говорите, что граната подлетает к броне танка, ударяется и прожигает броню, уничтожая экипаж вражеского танка?
- Правильно, товарищ курсант.
- Граната металическая, а танк железный?
- Так.
- А почему граната не отскакивает от брони?
От такого вопроса проснулся и я.
Вся группа смотрела на реакцию подполковника глазами детей на фокусника в цирке. Подполковник повернул голову к окну, затем повернулся всем корпусом тела в сторону окна и твердым шагом стал ходить от окна к двери и обратно. Сделав с десяток таких проходов под нашими перемещающимися в след за ним взглядами, он вернулся к столу преподавателя, сел и стал перелистывать страницу за страницей наставление по гранате. Затем закрыл наставление и встав, сказал:
- Садитесь, курсант. В наставлении не написано, что граната отскакивает - значит не отскакивает! Все свободны - и быстрым шагом вышел из класса. Мы же с восхищением посмотрели на Шуру Асташенкова.А он снисходительно принял его:
- А то!
Наши поверхностные знания об офицерах военной кафедры института формировались в большинстве своем из собственных восприятий и рассказов других студентов о контактах с ними , но доходили до нас и такие рассказы, как следующий, под названием " Как правильно "обмывать" купленную вещь!".
Небольшое отступление. В Советском Союзе была искусно создана система дефицитов. Дефицит был принципом, который создавал такие истории, как эта. Эту историю мы услышали от офицера военной кафедры на занятии, которое он вел. В Риге появились пластмассовые... крышки для унитазов в противовес древесно-стружечным. У хозяйственных магазинов за крышками выстраивались длинные очереди. Добывшие этот "дефицит" советские люди без стеснения и гордостью несли его по улицам. Этот офицер, по случаю, купивший такую крышку необдуманно заявился на военную кафедру, вызвав завистливую фантазию у коллег:
-Надо обмыть!?
Офицер не был скрягой и согласился откликнуться на традицию.
- "Обмывали" три дня, а в заключении крышку где-то потеряли! - вдохновенно сообщил нам офицер.- Вот вам , товарищи курсанты, пример правильного " обмывания" приобретенной покупки!
Нам, студентам, такая вдохновенность офицера была в диковинку, но мы же только делали первые шаги во взрослой жизни и впитывали " правду" более опытных товарищей., как " промокашка чернила". Но вот опять возникает вопрос: " Где девушки, свидания и романтические приключения?" Все было,конечно, где бы не находились студенты нашего института. "Солдафонства" институт никогда не проповедовал, и имел свою " изюминку" на рынке женихов. Как поется в известной песне : " Первым делом , первым делом - самолеты. - Ну,а девушки?- А девушки - потом". Все "однокашники" по институту женились, завели семьи и детей, но тогда все было по-другому...
Мы собрались на преддипломную практику на другой конец Советского Союза в город Магадан, что на берегу Охотского моря. Мы - это Коля Маслаков, Витя Жалнин и я, решили пересечь девять часовых поясов и посмотреть, где встает солнце. Романтика за государственный счет ! Такое было возможно в том, недалеком прошлом. Реактивный ТУ-134, резко взяв высоту в Риге через час доставил меня в Москву, откуда, с пересадкой в Красноярске, через девять часов лета другой самолет Аэрофлота ИЛ-18 со мной на борту приземлился в аропорту "Сокол" города Магадан. Форма гражданской авиации в те времена открывала двери всех аэропортов СССР,где нас принимали, как родных, доброжелательно и приветливо. "Сокол", таким было название аэропорта , в котором мы проходили практику, и поселка , в котором мы прожили два с половиной месяца. В поселке, в большинстве своем, жили служащие аэропорта и объединенного авиаотряда. Нас поселили в аэропортовском общежитии, недалеко от аэропорта. За время практики, мы находили десятки километров, заработали денег, купили красной икры и холодного копчения красной рыбы - горбуши, попили магаданского пива, по вкусу не хуже рижского, покушали конфеты с разными названиями, но с одной и той же начинкой, попробовали копченую баранью колбасу, жир которой покрывал стенки нашей пищеварительной системы таким слоем, что горячий чай, текший по ним, не обжигал их. Еще одна особенность этого края. В Магаданской области местные жители водку не уважали, а пили питьевой спирт, который наравне с другими алкогольными напитками , продавался в любом вино-водочном отделе магазина. Мы не стали выделять себя из общей массы магаданцев и, когда поехали в гости по Калымской трассе из аэропорта в Магадан к своему однокурснику, взяли бутылку именно этого питьевого спирта, и... арбуз, килограммов на пятнадцать, доставшийся нам от летчиков из Узбекистана. Сменяя друг друга, мы несли его по улицам города, когда нам на встречу "выкатила" толстая бабенка, которая вскрикнула: " Хоть бы ты уронил, а мы попробовали!". Я действительно чуть не уронил арбуз. Позже , мы специально зашли на рынок, чтобы прицениться к арбузу. Цена килограмма арбуза на Магаданском рынке была пятнадцать советских рублей, в то время, как в Риге десять копеек за килограмм и превышала реальную цену в стопятьдесят раз. Расспрашивая местных выпускников РКИИГА ,мы узнали, что такие деликатессы доступны семьям летчиков , которые регулярно летают в Хабаровск и Владивосток. В Магадане такие изыски открыто по улицам не носят. Дикость?!.. Скажите?.... Нет - отвечу я. - Это жизнь! От отсутствия витаминов у взрослых рано выпадают зубы, а дети же чаще болеют.
Мы регулярно ходили на практику, заполняя дневник для отчета, но три здоровых парня не могли сидеть без дела. Красот ,кроме безмолвных сопок, в этом суровом крае не было. До денег люди в этом краю были не жадные, другим давали заработать. Поиск заработка привел нас в грузчики овощной базы Магаданпотребсоюза, которая находилась в непосредственной близости от территории аэропорта. Складские помещения овощной базы были почти пустые. Заполнение этих пустующих помещений зависило от предприимчивости директора базы. Нам начисляли почасовую зарплату за пребывание и выполнение незначительных распоряжений кладовщицы Людмилы, которая относилась к нам , как к взрослым детям. В течении дня презжали две три грузовые машины для разгрузки или погрузки мешков сахара, круп и других попутных товаров, а потом все замолкало. В Магаданской области лето всего два месяца - июль, август. Когда мы прилетели, снег продолжал таять на сопках , а улетая в октябре, мы увидели снег нового сезона. Но, удивительно, что даже в таких условиях, люди старались что-то посадить в эту, чуть отогретую солнцем, землю. Сажали прижившийся здесь скороспелый картофель, урожаем которого, мы две недели запаковывали пустующие складские помещения базы. Помню, что к нам на "помощь" прислали женщин из планово-экономического отдела. Помощь была чисто символическая. Праздник коммунистического физического труда, эти женщины превратили в праздник " чревоугодия картофелем". В "бытовке" они варили картофель, заправляя тушенкой и луком , покупали у Людмилы банки маринованных огурцов и, под звон стаканов с принесенной водкой, в течении дня праздновали. Нас тоже приглашали к ним присоединиться, но мы деликатно отказывали, ссылаясь на работу. Но это все же не остановило одну из них. Во время разгара разгрузочно-погрузочных работ, она появилась в помещении склада картофеля с початой бутылкой водки. Мы "запарились" от работы, хотелось пить.
- Вода? - увидев ее с бутылкой, спросил я.
- Вода- не моргнув глазом, ответила она.
- Обманываешь? - усомнился я.
- Нет - невозмутимо ответила она и демонстративно махнула бутылкой, из которой на бетонный пол склада веером вылилась жидкость.
- Дай попить? - поверив ей, попросил я у нее бутылку.
Не чувствуя от жажды вкуса , я большими глотками опрокинул внутрь своей пищеварительной системы, большую часть бутылки. Витька Жалнин рывком вырвав ее у меня, оторвал меня от бутылки.
- Вода? - спросил меня Витька.
- Водка - при вырывании бутылки, капли содержимого бутылки скользнули по губам и я почувствовал вкус водки. Женщины изумленно молчали...
- Да ладно? - и приложился к горлушку бутылки Витька, сделав пару больших глотков.
- Ну, ты даешь! - с удовольтвием произнес Витька.
Никола , также изнывающий от жажды, повторил попытку, вырвав бутылку с остатками водки у Витьки, но более осторожно отпив из бутылки, констатировал:
- Так это же водка! - констатировал он, вызвав общий смех, снявший общее напряжение от увиденного .
- Пойдемте, мальчики в бытовку. Закусите, покушаете - убирая неловкость и чувство вины, предложили подвыпившие женщины из планово-экономического отдела базы. - Расскажите нам откуда Вы такие, бравые!
В бытовке, мы с огромным удовольствием поели картофеля с тушенкой, но выпивать не стали. И что удивительно, никаких последствий от водки я не почувствовал. Наверно, настроение было не то.
Улетая с практики в Ригу, нас провожали женщины Магаданпотребсоюза с особой теплотой, мы же увозили дневник преддипломной практики, красную икру и копченую рыбу, магаданское пиво и собственные впечатления от посещения этого сурового края. Нас ждала защита дипломного проекта и взрослая жизнь выпускника - радиоинженера авиационного ВУЗа. Мы знали, что каждый выпускник института шел к этому моменту пять с половиной лет, набирая бесценный жизненный опыт самостоятельно. Многие до сих пор ностальгируют о
студенческой жизни и с удовольствием посещают юбилеи ВУЗа. Кто помнит, тот знает ! Без фанатизма.
Или... вот еще один эпизод из студенческой жизни.Признаюсь,что в создании этого студенческого коктейля я не участвовал, но действие на себе прочувствовал. Он был создан в общежитии на Резнас 10с. С учетом минимума затраченных средств с максимумом эффекта состав состоял из двух бутылок яблочного пунша и бутылки водки, которые сливали в один чайник. Эта смесь доводилась до кипения и пилась горячей.
Комментарий: Распивание крепких алкогольных напитков было запрещено правилами проживания в советских студенческих общежитиях. Строго не наказывалось , но и не афишировалось. Уборщицы общежития каждодневно уносили сетки с пустыми бутылками из под этих напитков, аккуратно выставленных в общих умывальных комнатах на этаже. В своих комнатах студенты оставляли только молочные и бутылки из-под пива, которые по субботам сдавались в приемные пункты стеклотары, и в которых наслаждались новой партией пива, купленной на вырученные деньги. Но вернемся к коктейлю и его победному шествию по общежитиям города, куда ходили наши студенты на "свиданки". Так, в общежитии Рижского политехнического института, поставив на комфорку общей кухни чайник с коктейлем, новоявленные "бармены" стояли около плиты в ожидании момента закипания этой смеси, когда неожиданно появился студент этого института со сковородкой резанного картофеля. Поставив сковородку на комфорку плиты, он зажег спичку и неосторожным движением руки пронес ее мимо носика чайника со смесью. От неожиданности, из-за вырвавшегося потока пламени из носика чайника, он замер на месте. "Готово!" - холодно сказал один из "барменов" и подхватив чайник с плиты, они мгновенно скрылись в одной из комнат девчонок общежития. Так было!
Особой "изюминкой" института были СТЭМ - студенческий театр эстрадных миниатюр и фестиваль талантов института "Весна", финалом которого было выступление на большой сцене Рижского спортивного манежа. Отбор талантов и миниатюр сначала проводился по факультетам, а затем лучшие номера выносились на обсуждение организационного комитета фестиваля. Сценки-миниатюры из студенческой жизни придумывались в тех же комнатах общежития, а затем обыгрывались на сцене институтского клуба. Лучшие номера отмечались ценными призами и аплодисментами почитателей таланта.
- Трудно передать ощущение от восхищения пяти тысяч молодых "гусаров" в зале. Более теплой поддержки я не встречал в своей жизни - откровенно признался Олег Орлов, тенор Национальной Оперы и выпускник института.
Позднее, эти миниатюры переигрывались на сценах дворцов культуры Латвии, Казахстана и Карелии, привозимые агитбригадами студенческих строительных отрядов института. Студенческий юмор, на удивление, тепло принимался и живо воспринимался неизбалованными концертами заезжих артистов, местными жителями. Студентам прощали их непрофессионализм и самодеятельность.
Ажиотаж вокруг студенческой "Весны" поднимался нешуточный. Искали таланты среди первокурсников, " шифровали" новые номера, репетировав в общежитиях своих факультетов. Руководители ССО института зорко высматривали на фестивале перспективных бойцов, чтобы их ССО летом был лучшим. В институтский клуб на девятьсот мест в дни фестиваля было невозможно попасть. Попадали только лучшие и причастные к фестивалю. Девушек проводили по контрмаркам участников выступления, но без сидячего места. Стояли вдоль стен клубного зала.
Были свои феномены на факультетах не только на сцене. Со мной учился Коля Крюков - феномен, который не сдал ни одного экзамена без шпаргалки. От курса к курсу он совершенствовал виды шпаргалок и способы списывания с них. Совершенства он достиг, когда его модель шпаргалки поместилась внутри кулака правой руки, которую накрывала сверху пишущая ручка. Несложная манипуляция пальцев сдвигала нужную строчку для списывания. А так, как его,человека творческого, интересовал не только результат списывания, но и признание его таланта, он провел публичную демонстрацию своего достижения на экзамене у Ансиса Клуги. Взяв билет и экзаменационный лист, сев за парту и вложив шпаргалку в правую руку, он прижал ладонь левой руки к столу, за которым сидел. Периодически, он демонстративно приподнимал левую руку от стола, что-то там высматривал и затем записывал на экзаменационный лист.
Ансис Клуга,через какое-то время заметив эти манипуляции, встал со своего места у доски и предвкушая свою удачу от предстоящей охоты, двинулся к столу , за которым сидел Коля Крюков. Подойдя к столу, он остановился и задал вопрос,
глядя на Колю:
- Ну что, Коля, списываешь?
- Ага- не смущаясь оветил Коля, при этом еще сильнее прижал ладонь к столу.
- Покажи руку!
- Какую?
- Левую - указывая на ладонь левой прижатой руки.
- Пожалуйста - поднимая ладонь от стола, ответил Коля.
- Фу,ты! - выдохнул от досады Ансис Клуга, увидев чистые без шпаргалки стол и руку.
Присутствующие в аудитории студенты Колиной группы, зафиксировали этот результат, как достяжение. Ансис своего поражения " не пережил" и во время Колиного ответа намеренно увеличил количество дополнительных вопросов, победоносно сообщил Коле:
- Не сдал ты, Коля, сегодня. Приходи в следующий раз!
Конечно, Коля экзамен пересдал и вместе с нами окончил институт. Но факт остается известным.
Позже, работая уже преподавателем, я не позволял себе такие эмоционально-значимые победы преподавателя над учеником, а совершенствовал метод своего преподавания, увеличивая восприимчивость студента в запоминании нового материала, постоянной активацией внимания и решением нестандартных задач в течении всей лекции. На экзамене я и сам восхищался результатами ответов: "Неужели, я все это говорил и они все это запомнили?!". Заставить пытливый ум студента учиться и получать удовольствие от учебы - мой принцип , которым я руководствовался и руководствуюсь в преподавании.
Или еще одно таинство студенческой жизни, как студенческая стипендия. Почти все успевающие студенты ее получали, а вот тратили ... каждый по-своему усмотрению, мировоззрению и развитию. Повзрослевшие старшекурсники, конечно же, были более изысканными в своих предпочтениях, чем бывшие школяры. Они водили девушек в кафе и рестораны. Гурманы ходили в шашлычную покушать блюда кавказской кухни или в пельменную на Московской насладиться пельменями со сметаной и бутылочкой пива. Любящие мужскую тусовку объединяли свои финансовые ресурсы, покупали и жарили картошку с мясными полуфабрикатами, запивая разливным пивом из пластмассовой канистры и наслаждаясь дымом дорогих сигарет, купленных на эту же стипендию.
Конечно, студенты занимались и спортом, но институт выпускал авиационных инженеров, а не олимпийских чемпионов. Но! Казахстанский космонавт Талгат Мусабаев, закончил именно радиотехнический факультет института,это да!
Студенты ходили на демонстрации. Не на демонстрации мод, а на праздничные демонстрации, которые проходили на набережной площади города Риги. Ходили в синей форме гражданской авиации. Колонны факультетов собирались у Центрального рижского рынка, а затем "синяя лавина" в несколько тысяч человек "вливалась" в общую массу демонстрантов. Обычно, впереди колонны института катили специальную платформу на колесах, на которой располагалась уменьшенная модель какого-нибудь современного самолета гражданской авиации. Но и здесь, студенты, люди творческие и свободолюбивые, искали и находили дополнительные ресурсы поднять праздничное настроение, убирая обыденность и "казенщину" из этого мероприятия, в котором им приходилось участвовать. Периодически, во время движения колонны, вверх над головами студентов-демонстрантов в разных местах колонны появлялись "самолеты" из студентов института, которых на своих руках несли сотоварищи. Эти импровизированные "самолеты" расправляли руки-крылья в стороны, сгибали две ноги в форме хвоста самолета и грациозно плыли по улицам Риги, вызывая радостный смех, поднимающий настроение у демонстрантов и "зевак", стоящих вдоль этих улиц. Преподаватели за эти шалости нас не наказывали, сами весело откликались на проявление молодости и знали, что при подходе к праздничной трибуне, все само собой самоорганизуется и превратится в колонны, умеющих ходить строевым шагом, ряды курсантов. После демонстрации курсанты самопроизвольно
" растекались тоненькими синими ручейками" и растворялись за дверями своих общежитий,чтобы потом появиться на праздничных улицах Риги уже в гражданской одежде и присоединиться к общей массе празднующих.
Студенты не сидели сложа руки, подрабатывали на разных предприятиях, приоритетом в поиске работы служила еда.Молочные продукты с молочного комбината меняли на хлебо-булочные изделия хлебокомбината. Ликеро-водочные и пивные заводы среди студентов нашего института не нашли своих почитателей. Пробовали поработать, но уходили - надо было учиться! В поисках альтернативных источников пополнения студенческого бюджета включали свою поисковую активность и стимулировали других на некоторые корыстные поступки. Так, перед стипендией мои сотоварищи по комнате в общежитии сознательно или безсознательно, не знаю, обязательно вспоминали о моей родной тетке, живущей в Риге и подталкивали меня вопросами вслух :
- Что-то ты, Юра, давно не ездил к своей любимой тете?!
Тетя Маруся, замечательная, хлебосольная и гостеприимная женщина, с восклицаниями: " Ах, какой же ты худой!", за субботу-воскресенье откармливала меня и снаряжала меня в дорогу в общежитие двумя сетками с трехлитровыми банками солений и банками варенья. Мои сотоварищи умело их обменивали на другие продукты , и мы в комнате "пировали". Зоркий взгляд студентов общежития не оставлял незамеченным мое приближение с сетками к общежитию. Меня радушно встречали в корридорах и на лестницах общежития. Приглашали в гости попить чайку с вареньем... Так было.
Или вот.
Вы знаете как ловить мышей на сковородку? Не знаете? Послушайте рассказ студента радиотехнического факультета института:
- Берем большую металлическую сковородку, шнур с двумя проводами красного и синего цвета от какого-нибудь электроприбора и большой кусок сала у друзей по этажу - рассказывал Игорь Щербович. - Шнур раздваивается на два провода, с одной стороны концы которых оголяются от изолятора. На один оголенный конец провода одевается... маленький кусочек сала. А другой провод прикручиваем к ручке сковородки. Отодвигаем от стенки комнаты кровать. Ставим на пол сковородку. Кладем провод с салом в центр сковородки и подсоединяем шнур к розетке с электрическим током...- внимательно рассматривая небезразличные глаза вентспилских девушек, которые пришли в наш студенческий бар ССО "БРИГ" на танцы.
- И что? - спросил Сергей Трофимов, пригласивший этих девчонок в гости.
- Что?Что! Берем распластавшуюся,как лягушка, на сковородке мышь, и спускаем в унитаз общественного туалета... - многозначительно ответил Игорь , включая женское воображение по совсем непростым отношениям женщин с мышами.
На старших же курсах, студенты уже планировали свою будущую жизнь по окончанию института. Высматривали невест, подыскивали будущее место жительства и работы. Абсолютное большинство выпускников обзаводились семьями еще во время учебы. " Игрались" веселые студенческие свадьбы. Рождались дети. Вход во взрослую жизнь через студенческую проходил плавно и с искренней поддержской студенческого братства.
Хочешь еще? Понятно. Хочешь узнать, что же было дальше? Тоже понятно. Отвечу же я словами одного восточного мудреца:
- А дальше была... Жизнь, которую надо было прожить, а не проблема, которую надо решить!