Мучник Анатолий Моисеевич: другие произведения.

Плюрализм в иудаизме и межрелигиозный диалог

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цель этой статьи - дать определенное представление о том, что мы называем еврейским религиозным наследием; о характерном для этого наследия диалектическом соотношении преемственности и новаторства, единства и многообразия.


ПЛЮРАЛИЗМ В ИУДАИЗМЕ и МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ. Попытка осмысления...

   В свете религиозного плюрализма возможны две тенденции в практике религиозных институтов: а) они могут, адаптируясь к ситуации, признавать религиозную свободу и демонстрировать толерантность относительно других конфессий; б) они могут отказаться от подобной адаптации, продолжая существовать и исповедовать свои догматы и истины в бывшем, изначальном, виде.
   Но параллельно с выбором этих позиций происходит и процесс их политизации, которая проявляется в изменении религиозных социальных концепций, утверждении социальной активности религиозных организаций, а также участии в экономических, политических, социальных и духовных процессах.
   На современном этапе религиозный фактор присутствует также в политических и межэтнических конфликтах. Представители ортодоксальных кругов нередко проявляют активное непринятие верований других конфессий; имеют место конфронтация, проявления насилия, агрессии на почве религиозной нетерпимости, которые как правило, усложняют этнические конфликты. В связи с этим можно утверждать, что без мира между религиями невозможен мир между народами, отдельными группами людей. Но парадоксально, что в иудаизме проблемы взаимоотношений мировых религий кажутся менее сложными, чем конфликты внутриконфессиональные, что приводит к невыполнению интеграционной функции религии - поддержки единства людей в пределах этнической общности. Ведь иудаизм есть классический образец национальной религии.
      -- В соответствии с учением ортодоксов, Бог является сверхъестественным, сверхчеловеческим существом, которое творит чудеса, слышит наши молитвы, знает о всех наших мыслях и поступках. Он всемогущ, вседобр, вездесущ и всеведущ.
      -- Тора как целое, а также любая её часть является словом Бога, как оно было явлено на горе Синай, и она обязательна во все времена. Комментарии мудрецов, изложенные в Талмуде и других древних источниках также обязательны и яв­ляются частью Торы. Галаха и мицвот имеют для евреев осново­полагающее значение, они могут интерпретироваться по-новому лишь выдающимися учёными и авторитетами. Ортодоксальные евреи должны соблюдать возможно большее число из имею­щихся 613 заповедей, не ставя волю Бога под сомнение. Евреи не должны следовать за любым новым движением, они обязаны со­хранять традицию от поколения к поколению, обеспечивая тем самым дальнейшее существование еврейского народа.
      -- Литургия богослужения в синагоге и молитвы не должны ме­няться. Еврейские дети должны, как это было всегда, получать образование в Ешивах, главными предметами в которых явля­ются Талмуд и Библия.
      -- Еврейский народ был избран Богом для того, чтобы распростра­нять мицвот и слово Бога во всём мире. Ортодоксы убеждены, что их версия иудаизма единственно верная и что другие тече­ния и теории в иудаизме являются если не греховными, то по меньшей мере опасными.
      -- Государство Израиль является Землёй обетованной еврейского народа и должно быть основано на Торе, Галахе и традиции. Эти ценности являются ключом к духовному возрождению мирово­го еврейства у. еврейского закона.
      -- Ортодоксия, в принципе, готова контактировать с другими еврейскими группами и направлениями (в первую очередь, с теми, кто придерживается сходных взглядов), однако в пос­леднее время всё меньше стремится к тесному кооперативному сотрудничеству.
      -- Ортодоксия почти не проявляет интереса к вопросам измене­ния общественного устройства, если речь не идёт о чисто еврейских делах или о достижении ортодоксальным движением своих собственных целей.
   8. Ортодоксия выступает, как правило, против межрелигиозного диалога, рассматривая его как потенциальную опасность для сохранения своих принципов.
  
      -- Реформисткое движение учит, что иудаизм является развивающейся религией, которая вынуждена постоянно изменяться, чтобы оставаться современной и актуальной.
      -- Допускается существование различных представлений о Боге.
      -- Только этические мицвот, содержащиеся в Торе, являются Божественным откровением, и только они поэтому обязательны. Ритуальные законы созданы людьми в соответствии с религиозными потребностями своего времени. Эти законы могут меняться от поколения к поколению с целью обогащения религиозной жизни и объединения еврейского народа. Соблюдение мицвот является делом совести каждого. Указания по организации религиозной жизни помогают этому.
      -- Молитва, богослужение и язык молитвенника должны быть по­нятны каждому поколению, должны находить отзвук в душах людей.
      -- Евреи - это духовный народ, особая миссия которого состоит в том, чтобы познакомить мир с учением монотеизма и его эти­кой.
      -- Страна Израиль должна стать духовным и моральным центром для евреев во всём мире, важным условием при этом является отделение религии от государства.
      -- Социально-общественный ангажемент, обязанности по отно­шению к ближнему в духе пророков Израиля являются осново­полагающей сутью иудаизма и обязательны для каждого еврея.
   Реформистское движение активно участвует в межрелигиозном диалоге и убеждено в том, что это способствует устранению ре­лигиозных предрассудков.
  
   ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОГРЕССИВНОГО (РЕФОРМИСТСКОГО) ИУДАИЗМА
  
   В последние годы произошли драматические и беспрецедентные изменения в отношениях между евреями и христианами. В течение почти двухтысячелетнего еврейского изгнания христиане представляли иудаизм религией, которая завершила жизненный путь, выполнив свою историческую миссию, и, в лучшем случае, проложила путь христианству, найдя в нем свою завершенность.
   Однако за десятилетия прошедшие со времен Холокоста, радикально изменилось само христианство. Все большее количество официальных церковных структур - католических и протестантских - публично заявляют, что раскаиваются за те беды, которые христиане причинили иудеям и иудаизму. Более того, они заявляют, что христианское учение и проповедь могут и должны быть реформированы таким образом, чтобы в них признавался вечный завет (договор - Авт.) Бога с еврейским народом. Вклад иудаизма в мировую цивилизацию и христианскую религию должен получить свою высокую оценку.
   Мы убеждены, что указанные изменения должны получить соответствующую оценку со стороны евреев. Мы, межконфессиональная группа еврейских ученых, конечно, выражаем только собственную точку зрения, но мы также убеждены, что сегодня как раз и настал тот момент, когда евреям нужно задуматься над тем, что же иудаизм может сказать в ответ.
   В качестве первого шага мы предлагаем восемь коротких тезисов, касающихся возможных отношений между евреями и христианами.
  
   1.
   Евреи и христиане поклоняются одному Богу.
   До появления христианства евреи были единственными, верившими в Бога Израиля. Но и христиане верят в Бога прародителей иудейского народа - Авраама, Исаака и Иакова, творца неба и земли. И хотя христианские каноны веры не является приемлемым религиозным выбором для евреев, нас, еврейских теологов, радует, что через христианство сотни миллионов людей пришли к Богу Израиля.
   2.
   Библия - книга, которая является самым высоким авторитетом и для евреев, и для христиан, и это неважно, что евреи называют ее "ТаНаХ", а христиане - "Ветхий завет".
   Мы обращаемся к Библии, чтобы определить свой религиозный путь, духовно обогатиться и изучить наследие своей религиозной общины. Мы извлекаем из Библии один и тот же урок: Бог сотворил мир и сохраняет его. И каждый раз Библия дает нам возможность убедиться в том, что, заключив завет с народом Израиля и дав ему свое Богом откровение, Всевышний повел Израиль к праведной жизни и, в конечном итоге, принесет искупление ему и всему миру.
   Так, евреи и христиане во многих случаях расходятся в толковании Библии, но эти различия всегда следует уважать.
   3.
   Как последователи библейской религии христиане понимают, что Израиль был обещан и дан евреям как материальное воплощение завета между ними и Богом, и поэтому уважают их право на эту землю. Для евреев со времен Холокоста возрождение еврейского государства на Земле обетованной стало важнейшим завоеванием в жизни.
   Многие христиане поддерживают Государство Израиль по причинам, гораздо более глубоким, чем чисто политические, мы, евреи, благодарны им за эту поддержку. Мы также подтверждаем, что еврейская традиция требует справедливого отношения ко всем неевреям, проживающим в еврейском государстве.
   4.
   И евреи, и христиане признают нравственные принципы Торы - Пятикнижия Моисея. Главные из них - это неотъемлемая священность и достоинство каждой человеческой личности.
   По образу Божию. Этот нравственный акцент является общим для нас.
   Он может лечь в основу улучшения отношений между двумя нашими общинами. Для всего мира он может стать доказательством необходимости изменить жизнь наших собратьев, чтобы противостоять безнравственности и идолопоклонства, которые унижают и оскорбляют нас. Это доказательство особенно важно в свете беспрецедентных чудовищных трагических событий прошлого века.
   5.
   Без многовековой истории христианского антииудаизма и насилия христиан по отношению к евреям не смогла бы устоять и реализоваться нацистская идеология. Слишком много христиан принимало участие в нацистских преступлениях против евреев или одобряли их. Протест других был недостаточным. Если бы полное истребление евреев было бы успешно осуществлено, гибельное безумие нацизма обратилось бы непосредственно на христиан.
   Но сам нацизм не являлся христианским явлением, и мы благодарны тем христианам, которые рисковали и даже жертвовали жизнью ради спасения евреев в годы нацизма. Сегодня новые тенденции в христианской теологии говорят о безоговорочном осуждении того презрительного отношения к иудаизму и евреям, которым было отмечено еще совсем недавнее прошлое. Мы надеемся, что эти тенденции найдут свое продолжение. Поэтому мы благодарны христианам, которые отвергают такое отношение к евреям, и не обвиняем их в грехах, совершенных их предками.
   6.
   Христиане знают Бога и служат Ему через Иисуса и христианскую традицию. Евреи тоже знают Бога, но служат ему через Тору и еврейскую традицию. Евреев и христиан отделяют принципиальные различия, которые не исчезнут до тех пор, пока Бог не спасет мир, как это обещано в Писании.
   Но эти различия не могут быть устранены до тех пор, пока какая одна община утверждает, что ее интерпретация Писания является более точной, или пытается использовать политическую власть в своих целях.
   Евреи способны уважать верность христиан их Откровению, и мы надеемся, что христиане также с уважением будут относиться к нашей верности нашему Откровению. Ни на еврея, ни христианина не должно быть, предоставлено давления относительно принятия им противоположного вероучения.
   7.
   Мы убеждены, что улучшение отношений между евреями и христианами НЕ взорвут еврейской традиции и не ускорят культурной и религиозной ассимиляции евреев, чего они справедливо опасаются. Новые отношения не должны привести к изменениям в традиционных формах еврейского богослужения, а также стать катализатором роста числа смешанных браков между евреями и неевреями и обращение евреев в христианство. Не может иметь места и ложная смесь иудаизма и христианства.
   Мы уважаем христианство как вероучение, зародившееся в рамках иудаизма и в немалой степени с ним связанное, но мы не рассматриваем его как некую надстройку над иудаизмом, искреннее стремление к развитию наших отношений возможно только при условии сохранения каждым из нас неприкосновенности собственных традиций.
   8.
   Ради великой цели сохранения мира и справедливости евреи и христиане должны наладить сотрудничество. Каждый из нас по-своему видит неискуплённость мира, которое проявляется в преследованиях и в нищете, в деградации личности и в страданиях человека. И хотя справедливость и мир нам наконец дарует Бог, наши совместные усилия совместно с представителями других верований помогут установить Царство Божие, на которое мы так надеемся и к которому так стремимся.
   Каждый отдельно и все вместе мы должны стремиться к тому, чтобы мир и справедливость пришли на землю, и на этом пути нас вдохновляет предвидение израильских пророков: "И будет в последние дни. Гора дома Господня будет поставлена ??во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим; и будем ходить по стезям Его "(Исая 2,2-3).
  
   Труизм современного межрелигиозного диалога состоит в том, что представители разных общин верующих должны принять и этим, фактически, одобрить религиозное разнообразие и религиозно-культурный плюрализм. Если мы хотим, чтобы диалог был целостным, надо разрешить каждому участнику говорить о себе и быть собой. Ни в одной другой сфере эту потребность не подчеркивали и не выделяли больше, чем в иудео-христианском диалоге. Все соглашаются, что для того, чтобы улучшить перспективы развития богословия, усилить сотрудничество на социально-этическом уровне, а также побуждать христиан к раскаянию относительно их антисемитских позиций и поступков, следует строить мосты между иудейским и христианским сообществами, которые содействовали бы примирению и взаимному согласию.
   Тем не менее одну группу, которая могла бы послужить таким мостом - сообщество мессианских иудеев, - фактически, не принимают ни иудеи, ни христиане, принимающие участие в межрелигиозном диалоге. Многие люди называют такие группы верующих "иудео-христианами" или "еврейскими христианами". Эти титулы предусматривают потенциальную возможность строить мосты. Поскольку люди, принадлежащие к этим группам, одновременно являются и иудеями, и христианами, они вправе ожидать доброжелательного понимания как со стороны иудаизма, так и со стороны христианства.
   Тем не менее именно это и есть важнейшим пунктом несогласия. По мнению подавляющего большинства тех, кто задействован в межрелигиозном диалоге, иудео-християне (а в особенности мессианские иудеи) наименее пригодны к выполнению функций строителей мостов, их вообще устранили от диалога, не говоря уже о какой-то руководящей их роли. При этом участники диалога совсем не сдерживаются от того, чтобы говорить об иудео-христианах с предубеждением. Не признавая за мессианскими иудеями даже права на самоназвание, участники диалога - иудеи и христиане - навязывают им свои собственные дефиниции. Фактически, мессианских иудеев обвиняют в синкретизме, мошенничестве, неадекватном отношении к культу и неприглядном поведении, а их религиозные убеждения и намерения обычно ставят под сомнение.
   Хотя согласно иудейской и христианской традициям существование мессианских иудеев считается аномалией, нельзя не учитывать тот факт, что с апостольских времен и поныне, в разные времена и в разных местах, существовало движение убежденных иудеев, которые верили в Христа, и это движение было сильным и динамичным.
   Начиная с конца 1960-х годов, с появлением движения мессианских иудеев, возникала новая уверенность в себе, результатом которой было все большее утверждение своего права быть теми, кем они являются, говорить о том, кем они являются, и ожидать, чтобы другие принимали их такими, какими они есть. Можно ли возражать против реальности их жизни в Иисусе только потому, что она не совпадает с богословскими конструкциями некоторых христиан и иудеев участников межрелигиозного диалога? Почему мы должны отвергать этих "братьев и сестер во Христе" только потому, что их существование поднимает вопрос о допустимости иной религиозной традиции?
   Цель мессианского иудаизма - быть на сто процентов еврейским и на сто процентов верным Библии (что состоит из Танаха и Нового Завета). Итак, он отказывается приспосабливаться к любым категориям, изобретенных людьми.
   Главное возражение христианства: "Вы возводите препятствие, стоящее посередине". Недовольство христиан в связи с развитием мессианского иудаизма часто выражается в следующих словах: "Вы возводите "препятствие, стоящее посередине", которое разрушил Мессия (Ефесянам 2:11-16).Акцент, который вы делаете на еврействе, нарушит единство евреев и язычников в Мессианской Общине (Церкви)".
   Главное возражение иудаизма: "Нельзя быть евреем и верить у Иисуса". Наиболее частое возражение евреев по поводу мессианского иудаизма состоит в следующем: "Вы стараетесь соединить несовместимое - нельзя воспринимать Иешуа как Мессию и при этом оставаться евреем". Но это совсем не аксиома: во-первых, сам Иешуа и его первые последователи были евреями; во-вторых, на протяжении последних двух тысяч лет всегда были евреи, которые почитали Иешуа как Мессию, Спасителя и Господа, оставаясь при этом частью еврейского народа, насколько позволяла еврейская община. Задача: создать жизнеспособный мессианский иудаизм. Однако задача по созданию жизнеспособного мессианского иудаизма, который серьезно относится к истории и развитию иудаизма и христианства на протяжении последних двадцати столетий, до сих пор остается невыполненной.
   Мессианские евреи впервые стали заметными после арабо-израильской войны 1967 года. Непобедимый Израиль стал популярным, и Иерусалим полностью оказался под его контролем. Этот момент показался удобным группе американских евреев для того, чтобы начать активно проповедовать идею мессианского еврейства. Но мессианским евреем может быть, в сущности, и нееврей, если он признает суть учения. Суть эта проста.
   Основы теологии мессианства очень простые. Во-первых, вера в Библию: Старый Завет + Новый Завет, или, если хотите, Танах + Брит Ха Хадаша. Это одухотворенное Слово Бога - надежное и безошибочное. Во-вторых, вечный Бог, творец неба и земли, есть триединым Богом (Отец, Сын и Святой Дух). Именно поэтому он и назван на иврите во множественном числе - Элохим. В-третьих, человек действительно согрешил и пал. В-четвертых, человек уже и был избавлен благодаря искупительной крови Иисуса Мессии. И, наконец, в-пятых, вера в чудеса. Все чудеса, описанные в Библии, имели место, а чудотворная сила Господа продолжает действовать и в наши дни .
   Вот их кредо: " Мы, мессианские евреи, верим, что Иисус из Назарета, живший в Израиле 2000 лет есть обещанный Мессия израильского народа. Мы ве­рим в то, что Ветхий Завет (куда входят Тора, Пророки и Писания) и Новый Завет являются Словом Божьим. Первыми, кто принял Иисуса как Мессию и последовали за Ним, были евреи, и многие евреи на протяжении истории приходили к вере в то, что Он является Мессией Израиля. В последние годы значительно возросло число евреев, приходящих к вере в Иисуса, поэтому сегодня наша численность относительно прошлых столетий намного выше. В Америке насчитывается от двадцати до пятидесяти тысяч мессианских евреев, также большое количество и в европейских странах. В Израиле насчитывается около 4000 последователей Мессии и число это постоянно растет; все больше и больше израильтян узнают об Иисусе и приходят к вере в Него.
   Мы не принадлежим к тем, кто отказался от наследия еврейского народа. Наоборот, мы стре­мимся жить нашей верой, как евреи, которые следуют за своим Мессией. Для многих из нас, ранее не знавших Бога и уверовавших в Мессию, еврейство приняло новое и глубокое значение. Мы часть еврейского народа, несмотря на то, что многие отвергают нас и даже пытаются противодейство­вать, чтобы мы не смогли рассказать нашим еврейским братьям о Мессии Израиля Иисусе.
   Мессианские евреи - не организация и не секта. Мы представители веры, принадлежащей еврейско­му народу, и тех, кто думает иначе, мы приглашаем к диалогу".
   Мессианские евреи считают, что в то время как мессианский иудаизм в диаспоре является легитимным способом выражения новозаветной веры, наиболее естественным местом его укоренения является Израиль. Это связано с тем, что для Израиля вполне нормально быть евреем. Еврей в диаспоре, мессианский или нет, сталкивается с реальными трудностями, видя, насколько его жизнь как еврея искажена вне Израиля. Одной из причин этого искажения является тенденция мессианских евреев в диаспоре считать своей обязанностью "соблюдать" определенные требования, чтобы доказать свое еврейство.
   В Израиле еврею не нужно ничего "соблюдать", чтобы доказать, что он еврей. Там практически все являются евреями, поэтому и его принимают как еврея, независимо от того, делает ли он что-либо для этого или нет. Поэтому мессианская община в Израиле, в принципе, вольна ставить в центре своего служения Мессию и не делать ничего отличительно еврейского. "Это не освобождает нас от обязанности определять подходящие способы выражения мессианской веры, но освобождает от навязчивой мысли о том, что мы можем раствориться в каком-то ином образе жизни, если не будем "вести себя по-еврейски". Мы можем просто быть самими собой. Это нормально". [Д.Стерн. Мессианский Еврейский Манифест. М., СИОЛОАМ, 2005 с. 190].
   Какова сегодня ситуация с мессианской еврейской общиной в Израиле? Является ли она достаточно сильной для того, чтобы взять на себя обязанности и ответственность лидера мирового движения с той ключевой ролью в истории, которую, как они считают, оно должно исполнить? Ответ заключается в том, что хотя израильские мессианские евреи борются со многими проблемами и несут многие бремена, Бог, по Своей благодати, здесь, в Израиле, готовит их очевидными и не совсем очевидными способами к исполнению задачи, которая, несомненно, в один прекрасный день встанет перед ними.
   Подобная ситуация наблюдается и в духовном мире. Страны с большим количеством верующих и длительной историей веры в Йешуа располагают хорошо развитой духовной инфраструктурой. Практически на каждом углу находится церковь. Школы, семинарии, библейские лагеря и консультационные центры доступны в большом количестве. Евангелие провозглашается молодым и старым, богатым и бедным, атлетам и инвалидам, бизнесменам и бездомным. Десятки тысяч книг, основанных на новозаветной истине, можно приобрести в легкодоступных религиозных книжных магазинах или взять в библиотеке. Кроме всего прочего, существуют хорошо подготовленные, опытные пасторы и лидеры.
   Но небольшая община, выполняющая подобный объем работы, живет в состоянии постоянного истощения. Любой прихожанин в маленькой общине берет на себя огромный груз работы только ради сохранения данной группы. Любой новый план, требующий отдачи энергии, встречается с тяжелыми вздохами.
   Особенно это характерно для Иерусалима, где огромное число туристов посещает несколько небольших общин города, чтобы пережить благословение от участия в служении в том городе, где зародилась Церковь. Часто на служении больше посетителей, чем прихожан общины. Мессианские евреи думают, что это будет продолжаться вплоть до возвращения Мессии (а возможно, и после этого). Гостеприимность требует учтивого обращения с этим не иссякающим потоком братьев и сестер, желающих посетить их, так для многих из них паломничество на Святую землю является апогеем веры. Однако это только усиливает давление на Тело Мессии в Израиле.
   Мессианские евреи утверждают: "Одно из преимуществ, которые есть у нас в Израиле, - чувство Тела в национальном смысле. То есть можно говорить о "мессианской общине Израиля" так, как это было бы неуместно по отношению к "церкви Америки". Путешествуя, посещая конференции и общаясь с другими, верующий здесь через два-три года будет иметь друзей по всей стране. Когда было разрушено здание, где проводились собрания общины Тверии, братья и сестры по всей стране были обеспокоены этим и предприняли определенные действия для решения этой проблемы. Здесь существует глубокое единство, преодолевающее доктринальные и личностные различия, единство, которое возникает благодаря уверенности в том, что "мы вместе".
   ( Д.Стерн..,с.192).
   Конечно, в некоторой степени эта близость чувствуется благодаря тому факту, что Тело здесь очень невелико - оно сопоставимо с одной относительно большой церковью в Соединенных Штатах.
   Мессианские евреи проводят целый ряд конференций, в которых участвуют от 100 до 1000 человек; эти конференции нужны верующим для духовного выживания; ведь если ваше общение ограничивается пятнадцатью или тридцатью членами собственной общины, мессианская жизнь быстро становится неполноценной, однообразной, изолированной. Мессианская ассамблея и родственные общины проводят конференции в современном здании на горе Кармель в Хайфе. "Нетивья" проводит семинары дважды в год. На протяжении последних лет ряд музыкальных конференций выявил много талантов среди израильтян, и уже более ста песен записаны на кассетах, напечатаны в песенниках и поются по всей Земле, а многие из них полюбились всему миру.
   Первое собрание, имевшее узкую еврейскую направленность, было организовано в 1986 году Ари Сорко-Рамом и общиной Рамат-ГаШарона; его главным учителем был Дэниэл Джастер. Две последовавшие конференции были названы "Шавуот-88" и состоялись в Иерусалимском дипломатическом отеле; их посетили 700 мессианских евреев из Израиля, Америки и других стран, и такое же число языческих верующих; они привлекли внимание национальных средств массовой информации.
   Чего так боятся некоторые верующие? Очень просто: они боятся людей больше, чем Бога. Некоторые не желают терять своих еврейских друзей, боясь оттолкнуть их Евангелием. Часто эти люди не осознают, что израильские ев-реи гораздо больше открыты для Евангелия, чем большин-ство евреев диаспоры. Это связано с тем, что Евангелие не угрожает индивидуальности израильских евреев. Евреи диаспоры, принадлежа к меньшинству в языческом обществе, находятся в постоянной готовности защищать свое еврейство от всего, что кажется им чуждым; часто единственный "еврейский" поступок, который может представить себе ассимилированный еврей - отказ от Иешуа. Но здесь, в еврейском обществе, еврей не должен доказывать, что он является евреем - здесь все такие. Поэтому он может прислушаться к Евангелию и его обещаниям, не отвергая его автоматически.
   Многие христиане-неевреи находятся здесь по временным визам и опасаются, что если они будут проповедовать Евангелие открыто, их просто выдворят из страны. На это мессианские евреи отвечают: "Ну и что? Предположим, даже 100 из 3500 миссионеров Израиля выйдут на улицы и пойдут от одной двери к другой или будут распространять Евангелие любым другим способом, на который их вдохновит Господь, делая это открыто и постоянно. Если оппозиции посчастливится убедить правительство не обновлять визы только десяти из них, это быстро станет причиной для всеобщего прославления имени Йешуа. Разве Бог хвалит боязливых, не проповедующих "миссионеров" за их бездеятельность в Святой Земле? Некоторые говорят, что они "сеют семя". Может быть, но если так, где же всходы? Мне кажется, что к вере приходит меньше ста израильтян-евреев в год (то есть меньше одного на тридцать пять миссионеров)". (Д.Стерн...с.194).
   Опасения еврейских верующих могут быть несколько иными. Иногда их увольняют с работы (или не принимают на работу в первую очередь) в связи с их верой, или же их детям тяжело приходится в школе. Эти люди могут сталкиваться с какой-либо формой дискриминации или запугивания.
   Основной путь для мессианского еврея показать свой страх - остаться так называемым "тайным верующим". Часто спрашивают, сколько таких верующих в Израиле. Никто не знает. Что хорошего они делают кому-либо: себе, Телу, Господу? Более того, как считают мессианские ев-реи, на основании Евангелия от Луки 12:8-9 таких людей вообще нельзя назвать верующими. Ходят слухи о тайных верующих, и что еще хуже, о христианах, которые поддерживают их в желании остаться таковыми. Но мессианские евреи молятся о том, чтобы они имели мужество "выйти из подполья" и открыто постоять за свою веру.
   Исторический фактор, объясняющий причину страха, заключается в бегстве еврейских верующих, которое последовало за основанием государства в 1948 году. В это время христианские конфессиональные лидеры, ожидая "чистки" в связи с окончанием британского мандата, эвакуировали многих из них в Европу и Америку. "Чистка" не состоялась, но местная община была в подавленном состоянии и лишилась лидерства. Эта травма влияла на мышление в течение тридцати лет; только сейчас новое поколение сабров растет в вере, свободной от паранойи, будучи способным реально оценивать оппозицию.
   За пределами Израиля ходят слухи о преследовании верующих. Давайте скажем раз и навсегда, что в Израиле с христианами или мессианскими евреями не происходит ничего, заслуживающего названия "преследование", по сравнению с коммунистическими и мусульманскими странами. Никого не убивают, не сажают в тюрьму и не подвергают пыткам за веру.
   Те не менее, существует реальное противостояние верующим и Евангелию. Физические нападения на отдельных лиц редки, но существует социальное, экономическое и психологическое запугивание, включая прослушивание телефонных разговоров, установку подслушивающих устройств, слежку и просмотр почты (трудно сказать, в какой мере). Иногда имеют место случаи вандализма. Здание Баптистской церкви было сожжено до основания, бандиты разрушили гостиницу, в которой обычно проходили собрания общины Тверии, в Мессианской ассамблее Иерусалима было сломано пианино. Можно также упомянуть о неиссякающем потоке словесных оскорблений в адрес Йешуа, Евангелия и верующих со стороны небольшой группы "антимиссионеров".
   Более того, несмотря на существующую в принципе свободу религии, правительство не всегда отстаивает ее с той же решительностью, которую привыкли видеть законопослушные американцы; вместо этого антимиссионерская деятельность получает, по меньшей мере, молчаливое одобрение со стороны определенных ветвей правительства, а иногда даже пользуется финансовой поддержкой.
   "Но", - спросят нас люди, - "разве в Израиле рассказывать евреям об Иисусе не противозаконно?" Нет, это не так. В 1977 году вышел закон против подкупа кого-либо с целью изменить его религию, официально указанную в его удостоверении личности. Но никто и никогда не был обвинен в совершении этого, не говоря уже о том, чтобы быть осужденным (а недавнее готовившееся дело, не имевшее никаких шансов на рассмотрение в суде, было спокойно закрыто правительством). Более того, большинство евреев, уверовавших в Йешуа как в Мессию Израиля, не меняют своего официального статуса и принципиально не стали бы делать этого, так как они не перестали быть евреями.
   "В Израиле создана организация Йад ЛеАхим" (Йад ЛеАхим буквально означает "рука за братьев", также эти люди известны как "Пейлим", "Активисты". Это самая известная антимиссионерская организация). Это возвращает нас к теме страха, но мессианские евреи считают, что гораздо важнее распространять Евангелие, чем тратить время впустую, пытаясь разгадать и предвидеть массу нудников. "Пейлим" составляют доклады про миссионеров и еврейских верующих, в основном (как отмечают мессианские евреи) полные лжи, инсинуаций и неверной информации.
   Более того, их не просто поддерживает мало людей, но число тех, кто настроен против них (а это светские и другие евреи, презирающие религиозный экстремизм в любом его проявлении), довольно велико. Мессианский еврей может встретить сочувственное отношение в Израиле, обращаясь к светским евреям, которые, не будучи расположены к принятию Йешуа, выступают за соблюдение гражданских прав и противостоят косной ортодоксальности.
   В общем, тем, кто распространяет Евангелие, следует ожидать противостояние.
   Подводя итоги, хотелось бы сказать, что если быть мессианским евреем (как они считают) самый захватывающий способ проявить свое еврейство, то Израиль - самое захватывающее место для мессианских евреев. Это подводит нас к следующей теме: "Мессианские евреи и алия". Логическим шагом для любого, кто считает, что Израиль является еврейской страной, было бы "совершить алию", то есть иммигрировать в Израиль.
   Как утверждают мессианские евреи в Израиле должно быть больше "Евреев за Иисуса", а мессианские евреи, уже находящиеся в Израиле, могут помочь осуществлению этого двумя способами: поощряя своих детей следовать их вере и донося Евангелие до израильского еврейского населения. И, конечно, третий способ заключается в увеличении числа мессианских евреев, совершающих алию.
   В еврейском государстве, в Израиле, ситуация совершенно иная (чем в диаспоре), вот о чём идёт речь. Речь не идёт о политике сионистского движения, для которого собирание всех евреев в Израиле и к тому же как можно скорей, абсолютная политическая истина. Мы не хотим противопоставлять христианство и иудейство на чаше весов исторического процесса. Народ, который рассеян во всем мире более двух тысяч лет - уже этим заслуживает право на свою этническую самостоятельность. Какими путями эта этническая самостоятельность будет сохранена - это дело самих евреев. Христианство не опасно для национального единства евреев в Еврейском государстве. Оно опасно для национального единства евреев диаспоры.
   Возможно, и в дальнейшем будут появляться новые течения, которые используют иудаизм как свою отправную точку. Вечные вопросы остаются, и пока человек не разучился самостоятельно мыслить, всегда будут существовать разные ответы на эти вопросы. Возникновения нового течения обязательно зависит от трех элементов, и все они зависят от людей. Во-первых, должны появиться люди, которые сформулируют и разработают новые религиозные идеи. Во-вторых, должен появиться лидер, или группа лидеров, способных успешно пропагандировать эти идеи. В-третьих, должны существовать люди, которые захотят стать ведомыми. Каждая историческая эпоха предлагала свои взгляды на вечную тему взаимоотношений Бога и человека. Много сект, как метеоры, вспыхивали и гасли. Некоторые жилы в течение столетий, превращаясь на мощные направления. Новое течение во все времена должно, для своего успешного существования и расширения, стать удобным духовным убежищем для большой группы людей. Часть этих людей не может удовлетворить свои духовные потребности через существующие формы религий, а другая часть просто ищет себя и живо откликается на все новое, непривычное, революционное, даже скандальное. И действительно, во все времена человечество делилось на людей, которые хотят быть как все, и на тех, кто хочет отличаться от основной группы. Есть еще один вариант возникновения религиозного течения. Часть людей верит во Всевышнего, как завещано, но одновременно не хочет подчиняться духовным авторитетам своего времени или своей общины. Повиноваться Богу нужно всегда, а вот повиноваться человеку иногда не хочется. Насколько авторитет в делах веры незыблемый? Насколько правильно конкретный духовный лидер или религиозный совет комментируют доктрины? Насколько правильны принятые духовные установки? Эти вопросы возникают не просто так. Обычно они появляются в переломные моменты жизни народа, если ответы авторитетов не успевают за изменяющейся жизненной ситуацией.
   В дни подведения благосных итогов ушедшего века прогресса, победы человеческого гения над силами природы, над инфекционными заболеваниями и над неграмотностью так и хочется выяснить, что еще люди не победили. Религиозную нетерпимость мы еще не победили, как не победили расовую или национальную нетерпимость. Модная сейчас тема разобщенности и раскола в нашем обществе - это отображения наших страданий от нетерпимости. Не столетиями, а тысячелетиями человек вынашивал и лелеял идею толерантности, терпимости. Она много добилась на этой ниве, но когда мы читаем наши газеты или смотрим телевизор, то понимаем, что много еще впереди. Процесс развития идеи толерантности продолжается.
   Терпимость - это позволение другому человеку иметь свободу действий или суждений, это терпимое и непредубежденное отношения ко взглядам и точкам зрения, которые отличаются от наших собственных. Как много крови пролилось в мире за всю нашу обозримую историю из-за недостатка именно этого "терпимого и непредубежденного" отношения друг к другу.
   Терпимость - терпимостью, но всегда одна и одна и та же проблема волнует человека, воспринимающего вопросы религии близко к сердцу. Если Бог единый, то почему люди не верят одинаково? Их не устраивают объяснения религиозных учителей, которые все сваливают на происки сатаны, который старается разъединить людей и столкнуть их с пути истинного. Такое объяснение априорно оценивает факт существования разных религиозных мыслей как отрицательный.
   Но вопросы продолжают мучить. Разнообразие - это плохо или хорошо? Если это хорошо, предположим, в мире животных, или в музыкальных формах, то почему это плохо в религии? И с другой стороны, если Господь неоднозначно повелевал в своем святом послании выражать свою любовь к нему, и свое послушание, через конкретные действия, четко придерживаясь культа и законов, то как некоторые люди могут это игнорировать и устанавливать что-то свое?
   Но, как нам говорят, Божественные откровения записывались на протяжении многих лет разными людьми. А что написано одним человеком, другой всегда может неправильно понять, по-своему истолковать, увидеть иное содержание и ощутить еще одно, а также прокомментировать с точки зрения текущего момента. Люди разные и думают по-разному, в том числе и на религиозные темы. Однако можно еще сказать, что существует власть авторитета, и если мудрецы сказали, что нужно, то необходимо исполнять. Довольно думать - делать нужно.
   Борьбы за толерантность в давнем мире не было. Борьба за религиозную терпимость начинается только после того, как зарождается идея индивидуальности и ценности отдельной личности. Именно Тора впервые в религиозной истории отчетливо показывает ценность личности через отношения Бога и человека. Из Торы и Танаха видно, что со Всевышним можно спорить (Моисей), заключать договор (Авраам), обсуждать наболевшие проблемы (Самуил и другие Пророки), и даже ссориться (Иов). При этом Божественные истины остаются нетленными и переходят от поколения к поколению через сознание людей.
   Иудаизм развивается. Десять заповедей остаются навечно, но структура иудаизма такова, что религия не забывает ни одного момента из жизни еврея. Хотя тысячелетние догмы незыблемы, жизнь ставит перед религией новые вопросы почти ежедневно. Научились хирурги пересаживать живым органы умерших, и появилась необходимость принятия соответствующего религиозного постановления на эту тему.
   Но и на это можно учесть... И так далее. Мыслей всегда много, а чем больше усилий мы тратим на попытку все объяснить и разложить по полкам, тем больше этих мыслей появляется. Статья эта не защищает и не пропагандирует никакой идеи или точки зрения, кроме, наверное, одной. Она показывает, что во все времена в иудаизме существовали разные течения, и, соответственно, верующие избирали для себя, к какому направлению присоединиться.
   Но наша задача скромнее - коротко и не поучая показать, что за богатством и разнообразием оттенков иудаизм не уступает христианству, исламу и другим мировым религиям. Истина, как известно, рождается в споре, и, наверное, поэтому разные точки зрения на один и тот же предмет никогда не исчезнут. И к тому же интерес к иудаизму у евреев, называющих себя светскими или секулярными, оказывается иногда более сильным, чем у евреев традиционно верующих.
   История еврейского народа характеризуется, с одной стороны, неразрывной связью с землей предков, стремлениемосуществлением стремления) к обретению на ней национального очага, а из другой, - почти четырехтысячелетними странствованиями миром. Во время этих странствий евреи вступали во взаимодействие чуть ли не со всеми большими мировыми цивилизациями. Они знакомились с новыми идеями, овладевали новым знанием и, несмотря на это, остались самыми собой. В чем же стержень самобытности этого народа? Какой спектр подходов к религиозной традиции, источником которой считается Божественное откровение, выработал еврейский народ среди изменчивости своего существования?
   Раби Ирвин Гриинберг, президент национального центра еврейского образования и лидерства, утверждает: "Не важно, к какому направлению иудаизма вы принадлежите. Важно чтобы вы этого не стыдились". Это - сильное и глубокое замечание и кажется просто острым только на первый взгляд. Конфликты между направлениями иудаизма во многом связаны с тем, что евреи склонны преувеличивать сильные стороны своей позиции и слабые стороны оппонента. Поэтому реформисты обычно обвиняют ортодоксов в фанатизме и считают себя единым толерантным и либеральным движением. Ортодоксы, в свою очередь, считают, что представители других направлений - скрытые атеисты, искажающие Тору ради собственного удобства. Но поскольку ни одному из движений не удалось "сделать мир совершенным под властью Бога", приверженцам всех направлений следует стать более доброжелательными к своим противникам и начать скромнее откликаться о собственных заслугах. Денис Прагер сказал, что, кроме ортодоксов, реформистов, консерваторов и реконструктивистов, есть еще два направления иудаизма - "серьезные и несерьезные евреи". Он также считает, что: нет аутентических направлений. Есть аутентические евреи.
   Иудаизм не является (и никогда не был) монолитно-однообразным учением. Практически из самого начала в нем существовало многообразие мыслей по основным религиозным вопросам V-VІ ст. н.э. амора Абайе приводил, ссылаясь на пророка Элияхулию), вердикт Всевышнего по поводу одной талмудической дискуссии, где каждая из сторон отстаивала свою правоту: "И то, и это - слова Бога живого". На самом деле намного раньше эпохи, в которой жил Абайе, отдельные законоучители и даже целые раввинистические школы по-разному трактовали много фундаментальных религиозных концепций, включая и концепции, связанные с триадой Бог-Тора-Израиль .
   Такого рода плюрализм - многообразия идей - имел одновременно и "вертикальный", и "горизонтальный" характер: разница во взглядах существовала как между современниками, так и между представителями разных поколений еврейских мыслителей. Разные группы придерживались временами не просто непохожих, а прямо противоположных воззрений относительно Бога и того, что Бог ожидает от человека. Группы эти постоянно дискутировали друг с другом; возникавшие исторически направления, бросали вызов взглядам предшественников. Так, составитель Мишны р. Иехуда ха-Наси, комментируя библейский отрывок, где рассказывается о царе Хизкии (Иезекии), утверждал: "Подобно тому, как предка царя Хизкии оставили немного незавершенным, чтобы и ему было чем отличаться, так и мои предшественники оставили мне возможность показать себя". Отсюда вытекает, что, когда законоучитель предлагает свое толкование того или иного вопроса, которое отличается от других, его мнением не должны пренебрегать и оно не должно считаться дерзким.
   Цель этой статьи - дать определенное представление о том, что мы называем еврейским религиозным наследием; о характерном для этого наследия диалектическом соотношении преемственности и новаторства, единства и многообразия.
   Одним из основоположных правил иудаизма необходимо считать не существование правил без исключений. Ведь, с еврейской точки зрения, законы даны для духовного возрастания человека, а потому являются средством. Законы Торы - для человека, а не над человеком.
   Поэтому любой из них непременно имеет исключения, однако материал нашей темы не претендует на "истину в последней инстанции", а лишь на "информацию к размышлению", то есть помогает избежать "духовной слепоты" (уровень выбора "добро-зло") и возвратить нас к зримому выбору между "хорошо" и "лучше".
   Раби Гарольд Кушнир отмечал, что: "Иудаизм, если его понимать правильно, может спасти вашу жизнь от жалкой повседневности. Но больше ничего он вам не может дать. Он может сделать вашу жизнь более достойной. Цель - не в выживании еврейского народа. Это - средство. Главная цель сделать мир таким, каким Бог создал его вначале Творения".
   Общечеловеческие задачи продолжения рода человеческого, поиск путей его выживания формируют, как первоочередную задачу в экономической защите природы, защиту самого человека. Новая философия морали должна выработать новые жизненные принципы и, возможно, по-новому осознать фундаментальные библейские правила взаимоотношений в обществе во имя социального согласия разных конфессий и народов, человеческих групп, организаций и государств с разным уровнем развития и обеспеченности. Конечно, это довольно продолжительный процесс, но именно эта дорога ведет к Храму, и в этом есть покаяния современного индустриального общества, которое должно в ближайшие годы сформировать подходы и принципы перехода к созданию новых моральных и интеллектуальных качеств человека будущего. Попытки напомнить об "обвинениях справедливых" и ли "обвинениях лживых", как тлеющая искра, может стать источником нового всемирного пожара, и их следует опасаться и избегать.
   В 1995 году мир увидел две работы ортодоксальных раввинов по поводу мессианского иудаизма. Это работа тогдашнего раввина Одессы Ишайя Гисера под названием "Ловцы душ. Правда о миссионерах" (само название комментариев не требует), и сборник статей "Еврейская Тора и христианские миссионеры", которая начинается с такой фразы: "Миссионерская деятельность с каждым годом представляет все более серьезную угрозу для еврейской молодежи всего мира".
   Плодотворные еврейско-христианские связи существовали всегда. В обеих религиях много общего, и во многих сферах объединение усилий христиан и евреев может дать немало. Даже христианское миссионерство среди евреев могло расцениваться последними как ошибка, но ошибка искренняя и продиктованная наилучшими чувствами. В этом отношении, однако, кое-что изменилось. Еврей и после Холокоста может воспринимать попытки христиан "обратить" его как искренние и доброжелательные. Но даже при этом они не могут быть допустимыми в дальнейшем: в сущности, это попытки сделать другим путем то, что Гитлер старался сделать по-своему. Такую мысль на христианско-еврейский диалог высказывает еврейская сторона .
   Многострадальная история человечества с момента его возникновения, а в особенности после выделения основных религиозных течений и их разделение две тысячи лет тому назад, показывает, что нельзя подводить к жестокому противостоянию наиболее хрупкое и наименее познанное и таинственное - веру. Пусть каждый гордится своей верой, но не поднимает ее над Именем, так как всегда это - источник раздора и предвестник катастроф.
   Пусть каждый человек сохранит данное ему жизнью право выбора своей веры свободным, а не насильственным путем. Пусть расхождения вероисповедания и традиций станут дорогой взаимообогащения общей истории человечества, а не камнем преткновения, поводом для вечных распрей.

Литература

   1. Релігійна свобода і права людини. Місія і прозелітизм. Т.3 - Львів: "СВІЧАДО", 2004, с. 335-336.
   2. Стерн Давид. Коментарий к Еврейскому Новому Завету. - М.: СИЛОАМ, 2004, с. 16.
   3. Штереншис М. Многоликий иудаизм. - Герцлия: ISRADON, 2002, с. 119-120.
   4. Телушкин И. Еврейская мудрость. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001, с. 445.
   5. Гиссер И. Ловцы душ. Правда о миссионерах. - Одесса: "Шомрей Шабос", 1995, с. 31.
   6. Еврейская Тора и христианские миссионеры: Сб. статей. - Иерусалим: "Швут Ами", 1995, с. 537.
   7. Многообразие и единство. Всемирный Совет прогрессивного иудаизма. - Иерусалим, 1995, с. 3.
   8. Факенгейм Э. Что такое иудаизм? Современная интерпретация - Иерусалим-Москва: ДААТ/Знание, 2002, с. 271-272
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"