Мудрая Татьяна Алексеевна: другие произведения.

Любовь - змея, и потому...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на рассказ Ирины Поповской "Любовь со змеей на ладони". Довольно поверхностная.

  ЛЮБОВЬ - ЗМЕЯ, И ПОТОМУ...
  
  Смотрю на следующий рассказ из тех, что зацепили.
  Название - про змею на ладони - двусмысленно, именно это мне нравится. То есть, как я поняла, - любовь употреблена в смысле возлюбленного, но в то же время сам акт любви - на грани риска, почти смертельного. Словно гадюку гладить.
  Неплохие, хотя на мой вкус излишне велеречивые, описания в главном сне. "Все благоухало смыслами, кроме цели, к которой сон стремительно двигался ветром" - да, хорошо, если вдуматься. но самое начало лучше дать попроще, чтобы читатель втянулся. Кстати, как Денька видит саму себя? Это сон с действующим двойником? Обычно ощущаешь себя бестелесными глазами (или телом, но изнутри, понимаете?)
  Однако в рассказе ясно выделяются три слоя.
  I. Сон - дурной морок (сцены с мороженым и кондуктором) - но тут, если кто не понял, проводится мысль о том, что видимый мир - порождение божества Мары. Язык и фигуры - нарочито ходульные. Нет, и верно - не начало, с такого "картонажа" и подавиться можно. Зато действие: изнасилование прямо с порога. Позже - бросок на перрон с поезда. Аудиторию бы зацепило.
  II. Вещий сон - вот этот картинный; героиня вначале не совмещается с ним, позже - входит в тело "двойника". В нём также есть мороки - стройка, которую необходимо обойти, от чего плутаешь куда больше.
  III. Низшая реальность как она есть для нас, очнувшихся от морока, но не проснувшихся для высших смыслов.
  И если так разобрать сей конструктор, многое станет понятно и без расшифровки.
  Вообще когда автору приходится объяснять свои образы, это не есть хорошо. Сейчас поясню, почему всё же здесь необходимо это делать.
  Ирина прибегает к типично аллегорическому толкованию, когда знак обозначает что-то одно. На-денька - пропущенный префикс "на" - самоотдачу по пустякам, животный мир - жадность, деревья - бескорыстие (тут прорисовываются элементы учения о душах человека - каменной, растительной, животной и прочих, но в вывернутом образе), Надежда - путь к истине на свой страх и риск, Вера - традиционный путь спасения, Змей - соблазн... И сочетание знаков даст в таком случае совершенно чёткую и непротиворечивую картинку. Я говорю упрощённо, сам автор чем дальше, тем больше "разыгрывается" и позволяет своим знакам, живым и неживым, всё более делаться символами. То есть толкования уже не деревянно-жёсткие и однозначные, но ветвятся, переходят из одного плана реальности в другой и сочетаются в невообразимой последовательности. Змей - не просто соблазн. Это Огнезмей, что является вдовам и безнадёжным девицам и сосёт их жизнь. В таком виде его понимает бабка Вера: пагуба, от которой надо проснуться. Не думаю, что "мир счастливого возвращения" в её глазах - это тот, где мороженое и билет на поезд, ну, вы понимаете. Но, без сомнения, её собственный. (А как она восприняла слова Нади о стройке, если в созданном под конец мире с "похищенным", "восхищенным" Змеем её нет?) Баба Вера мудра, но это общая, родовая мудрость.
  Однако атрибут фольклорного Огненного Змея - дым или смерч, а здесь его явление предваряется молнией. Глас неба - судьба, почти божество. Сочетание страха и величия момента. Тот суженый, грубо говоря, что на небесах, но привлечь его на землю невозможно...
  И всё-таки чудо происходит. Ибо среди ясного неба - молния. Ибо за спиной - родной голос.
   Моя любимая мысль: не поддавайся рутине, не слушай голос предков, выбирай свою дорогу сердца. Бей в барабан и не бойся беды, целуй маркитантку смелей...
   Не такая уж изощрённая философия, но сделано гармонично и заставляет перечесть.
  Кроме того, этот рассказ с былинно-буддийскими нотками примыкает к популярному жанру повествований о любви человека и оборотня. В нынешнее время такое означает желание возродить былое единение живых существ, когда человек был одним из них, а не венцом творения. Вот потому и смыт антураж стройки и развала, мир опять ясен и конкретен: не занебесная мечта, но торжество природы...
  Теперь о языке и отдельных образах - россыпью.
   Что плохо: все эти "нежен, но требователен" - суть штамповка.
  Вот что хорошо, хотя, может быть случайным, - скудный язык реального быта. "Соня" и "сонный", два раза "открывай"... Впрочем, когда погружаешься в иные, высшие слои повествования, тавтология начинает слегка раздражать.
  Вообще именно сцена с Митькой - самая нереальная в рассказе. Нарочито грубоватая: словно здесь мир кукол или манекенов с примитивными реакциями. Такова же сцена с кондуктором: весь слой сиюминутности.
  Добавлю: стилистический разнобой в разновременных отрывках - то, что играет на идею. Но это стоило бы усилить. Нельзя назвать рассказ стилистическим, грамматическим и пр. совершенством, но он весьма богат.
  Мелочь. Тишотка с розами на интимных местах - не поняла, они же короткие, едва прикрывают бёдра, а, скажем, соски - не интим в полном смысле. Как-то скромненько...
  Вы знаете, что протянутая вперёд ладонь - знак божественного благословения? Так что Надежду в самый первый раз именно что благословили.
  А это хоть и общеизвестно в продвинутых кругах - но блеск. "Всё больше отдалялась она от реальности, где каждая вещь замкнута строгими очертаниями и гранями, каждая имеет свое твердое и неизменное имя".
  Вот такая получилась гармоничная и поучительная сказка... На стыке трёх миров.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"