Мулиин Анна : другие произведения.

Русский Север глазами иностранцев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.67*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О приключениях иностранцев в Русской Глубинке


Русский Север глазами иностранцев.

  

Вначале были Соловки. Затем началась русская экзотика...

  
   Почему-то люди, никогда не бывавшие на Севере, представляют его бесконечно огромной, холодной и безжизненной пустыней.
   Один северянин однажды отговаривал желающего поехать на Север путника:
   - Послушайте, не губите себя! Не ездите вы туда! Иначе всю оставшуюся жизнь не будете знать покоя от неописуемых просторов, красоты и свободы.
   Но Север привлекает к себе не только красотой...
   Несколько лет подряд на Русский Север приезжали скандинавские туристы. После посещения величавого, но разрушенного Соловецкого монастыря, экзотический маршрут продолжался по Пинежскому району Архангельской области.
   Об удобствах во дворе и тучах комаров туристов предупреждали перед поездкой, поэтому они относились к этому спокойно, несмотря на то, что шведский "комарин" на русских комаров не действовал.
   В деревнях иностранцы расселялись в семьи по 2-3 человека + переводчик. Их целью было прочувствовать, как живёт и чем питается простая русская семья. Туристы принимали активное участие в ведении деревенского хозяйства (пекли шаньги в русской печи, носили воду из колодца, ездили на сенокос и рыбалку, делали берёзовые веники и, конечно же, парились в русской баньке).
   Однажды одной шведской паре "не хватило" переводчика и им пришлось общаться с хозяевами "на пальцах". Хозяйка дома поведала гостям, что у неё семь внуков, показав семь пальцев. Увидев это, шведы произнесли вслух неприличное русское слово из трёх букв. Хозяйка в недоумении ещё раз показала семь пальцев, но картина повторилась. Тогда в русской семье разразился безудержный хохот.
   На следующий день, когда группа собралась "за круглым столом", чтобы "перетереть" вчерашний день, шведы спросили у экскурсовода, почему русские засмеялись? Оказалось, что неприличное русское слово из трёх букв означает по-шведски цифру "семь". Теперь засмеялась вся группа, а успокоившись, все вместе приняли решение больше никогда не произносить шведскую цифру "семь" на территории России. И если, например, договаривались о встрече, то говорили:
   - Встречаемся "между шестью и восьмью"...
   Другая шведская пара жила у "Людмилы и Владимира", которых они сразу же окрестили "семьёй Путиных". Когда одногрупники их спрашивали, "А вы где живёте?", те, на зависть всем, с гордостью отвечали: "Мы живём у Путиных!".
   д.Сура. Туристы прилетали в Суру на вертолёте. Первая группа, прибывш летом 2000 года, застала местных жителей врасплох: деревенская ребятня и взрослые, услышав гул вертолёта, бросились кто бегом, кто на запряжённых в телегу лошадях, к местному аэропорту, который находился на краю деревни (обычно в период бездорожья воздушным путём в деревню доставлялись почта и пенсия).
   Деревенские смотрели на прибывшую группу людей, ни слова не понимающих по-русски, как на инвалидов по уму и недоумевали: "Как так можно без русского-то?". Но уже через минуту-другую, детишки стали просить автографы у иностранцев. Тогда наступил их черёд недоумевать: "А почему у нас берут автографы - мы ведь простые туристы?"
   Историческая справка. Экскурсовод поведала иностранцам уникальную историю "становления Суры", о том, как в XI - XII веках эту местность населяли финские племена, прозванные народом чудью белоглазой.
   Для своего поселения чудь выбирала открытое свободному взору место так, чтобы в центре его протекала река, а также ручей, образующий островок. Последний становился идеальным, с военной точки зрения, местом для построения чудского городища.
   Чтобы весной островки не затопляло, чудь делала треугольные и квадратные земляные насыпи с длиной сторон примерно 200 м и высотой 2 м, которые становились фундаментом для военного укрепления. Два из них до сих пор сохранились в Суре.
   На одном из углов квадратного основания крепости сохранилась закругленная насыпь, предположительно для смотровой башни, т.к. расположена с той стороны квадрата, откуда чудь ожидала появление своих врагов - рать новгородскую.
   На время строительства крепости, чудь обустраивала свои жилища так, чтобы от любого из них были видны все остальные, хотя порой расстояние между находящимися напротив, за рекой, пристанищами доходило до 5-7 км, а между соседними - минимум 500 м. С приходом русских жилища постепенно превращались в маленькие деревеньки - околки. В течение последнего тысячелетия Сура всё-таки смогла сохранить свой первозданный облик.


Основание чудской крепости в Суре. фото А.Мулиин

  
   Чудские племена занимались охотой и рыболовством. Они устраивали свою цивилизацию "по кругу": доступ к реке становился общим для всех, а вот лес за жилищем у каждого свой.
   В XI-XII вв, когда новгородская рать добралась до Суры, завязалось жесточайшее сражение. После одержанной победы русский воевода подошёл к реке, полной трупов и красной от крови. Посмотрев на эту картину, он произнёс в сердцах:
   - Поганая река..., Сура поганая...
   С тех пор один из небольших притоков р.Пинеги называется река Поганца.
   Оставшиеся в живых чудины бежали от насильников вверх по течению реки. Оказавшись в отчаянном положении, они готовились к своей последней битве, заранее выкапывая глубокие ямы и сооружая на шатких подпорах тяжёлые настилы с землёй. Затем они ждали случая, когда этим изобретением можно было бы воспользоваться.
   Как только появлялись завоеватели из Великого Новгорода, чудины выстреливали в них все стрелы, выбрасывали все камни, ломали об их головы тяжёлые дубины, и когда уже совсем-совсем нечем было защищаться, они бежали в свои ямы, подрубали подпоры, обрушивая на свои головы тяжёлый настил с землёй, таким образом хороня себя заживо. Раненые же чудины умерщвляли себя стрелами и копьями.
   Чудь белоглазая поклонялась идолам и занималась чёрной магией. С приходом русских сюда пришло и православие.
   В мистическом XIII веке в Суре произошло явление иконы Николы Чудотворца. На месте, где была найдена икона, народ построил церковь, многократно разрушаемую временем. Но уже много веков сюда не зарастает народная тропа.
   А в 1829 году в Суре родился святой отец Иоанн Кронштадтский.
   Так Сура стала дважды святой деревней. Но то ли ещё будет?! Ведь прочитав название деревни наоборот, можно увидеть слово Русь.
   В Суре похоронены отец и сестра св.о. Иоанна Кронштадтского.
   Рассказывая историю Суры, экскурсовод показывала иностранцам икону св.о. Иоанна Кронштадтского. Но иностранные туристы, казалось, были холодны к нашей святыне.
   Чтобы продолжить маршрут до следующей деревни, иностранцам приходилось разными экзотическими способами преодолевать водное препятствие - мостов через реку Пинега нет вообще. Бог послал туристам две лодки-казанки, в каждую из которых помещается по 3-4 человека.
   Отправив "первый рейс" на тот берег, один азартный турист, которому не хватило места в лодке, начал провоцировать отплывающих "плыть на перегонки", громко крича с берега по-шведски:
   - Падла! Падла! Падла!...
   Стоявшие на берегу русские недоумевали - где падла? кто падла?... (paddla - в пер. со шведского яз. - гребсти, здесь - греби!, греби!).
   Перебравшись на другой берег реки, турист Ёран Андерсон долго смотрел на Суру, а затем сказал экскурсоводу:
   - Анна, что-о-о ты делаешь?
   - А что я делаю?
   - Ты разрушаешь рай на Земле - нельзя сюда туристов возить...
   д. Явзора. Здесь туристы почувствовали себя в полной засаде. Огромное количество оводов моментально осаждало каждого участника похода - укрыться от безжалостных насекомых можно было только в помещении. Но в день, когда приехали туристы, вдруг было отключено электричество и не работала телефонная связь (мобильной связи здесь нет до сих пор). Искусанные оводами, иностранцы требовали немедленно уехать отсюда, но спасением был лишь слабенький шанс хоть каким-нибудь образом докричаться до основного мира...
   д. Веркола. Каждый раз, приближаясь на автобусе к этой деревне, экскурсовод, словно желая разбудить воображение финских туристов, объявляла название деревни по-фински:
   - Вэр-р-ркала! Вэр-р-ркала!
   И однажды уловка сработала на отлично:
   Побывав в деревне, известной миру тем, что здесь родились святой отрок Артемий Веркольский (1532 г) и советский писатель Ф.А.Абрамов (1920 - 1983 гг), финская туристка Анита Ульсон поведала экскурсоводу свою версию того, что могло бы означать название сей деревни в переводе со старого финского языка, а именно "высокий угор, удобный для просушки рыболовных сетей" - д.Веркола действительно стоит на высоком угоре.
   Русская же версия названия деревни такова: "новгородская рать, колонизируя Север в XI - XII вв, поднималась вверх по реке и в этом месте встретила сильное сопротивление чудских племён. После одержанной победы русской войско вбило кол, словно пометив верхнюю границу захваченной территории".
   Ещё в Верколе снимался художественный фильм "В той стране...", главный герой которого по сей день живёт здесь. Шведская туристка Г.Фошбарь после встречи с ним сказала:
   - Я смотрела этот фильм в Швеции и он мне очень понравился. Но я даже никогда не мечтала побывать здесь, да ещё и получить пламенный поцелуй в щёчку от главного героя. Шведы не способны на проявление таких чувств, да ещё и к чужим людям. Это всего лишь середина нашей поездки, а я уже получила во много раз больше, чем ожидала.
   Побывав на могиле Ф.Абрамова, а также в разрушенном Артемие-Веркольском монастыре, группа перебиралась в следующую деревню.
   д. Ёркино. Прозванное народом Нью-Ёркино тепло встречало туристов хлебом-солью. Прямо в музее "Марфин дом" им устраивалась "экскурсия за русским обедом", после чего предлагалась игра "найди клад" - во время экскурсии по деревне туристы находили записочки с указанием места следующей записки. Конечным пунктом была одиноко стоящая на берегу реки русская берёзка - один из символов России, а призом - ещё один символ - русская водочка. Получив массу впечатлений и порцию алкоголя, вечер заканчивался у костра на берегу реки.
   д. Шардонемь - здесь особенно интересна "амбарная улица" - избушки на курьих ножках. Кроме этого, туристам предлагалась встреча с участником Сталинградской битвы Томиловым А.И., а также обзорный поход по близлежащим деревням: Церкова - Ваймуша - Кеврола - Едома.
   д. Церкова - ярчайшей достопримечательностью деревни является единственная среди всех деревень района асфальтированная дорога длиной примерно 800 метров.
   Местные пешеходы оценили заботу государства, окрестив дорогу "5 минут Америки". Иностранцы же, вдоволь наглотавшись дорожной пыли, встречали кусок асфальта бурными овациями, но они ещё не знали, что счастье это мимолётно...
   д. Ваймуша - эта деревня ни много ни мало является одним из магнитных полюсов Земли. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения волн (ИЗМИ РАН) получает отсюда данные для изучения процессов, протекающих в околоземном пространстве и верхних слоях атмосферы.
   За иностранцами, ходившими по деревне, бегала детвора, среди которых не отставала прыгать на костылях и Таня Рудакова. Немало подивившись искусству "бегать на костылях по бездорожью", турист Ёран Андерсон взял шефство над девочкой - в Швеции сейчас очень популярно "усыновлять детей на расстоянии", т.е. швед "выбирает" себе ребёнка из чужой страны, нуждающегося в материальной помощи, и время от времени высылает ему небольшие суммы денег. На деньги Ёрана родители купили Тане велосипед, а также необходимые лекарства.
   д. Кеврола - некогда столица древнего Кеврольского воеводства. В 1137 г., когда Москвы ещё и в помине не было, здесь был центр распространения христианства на севере Руси. Теперь же Кеврола терпит разрушительные весенние наводнения. Так стирается российская история...
   д. Едома - облюбованная российскими художниками, красивейшая старинная деревня с видом на кисельные берега реки Пинеги.
   Полуразрушенная старинная деревянная церковь XVII века и деревянная колокольня не умаляют достоинств "Русского Скагена". (г. Скаген - популярное среди скандинавских художников место на севере Дании).
   д. Айнова - в распоряжение туристов был предоставлен старинный русский дом со всей утварью и... Ночью, когда всё стихло, в доме подозрительно заскрипели половицы, послышался устрашающий шорох... Так развлекались деревенские девчонки.
   А "Дом с приведениями" очень понравился иностранцам.
   Карпогоры - в местном Доме Народного Творчества глазам иностранцев открывался чудесный мир народных умельцев. С восхищением туристы узнали о том, что рисунок шестилетнего Жени Чуркина стал любимым рисунком президента Франции Жака Ширака.
   Ежегодно в Петров день (12 июля) в Карпогорах проводится "Петровская ярмарка". Одетые в национальные русские костюмы, фольклорные коллективы съезжаются сюда со всех деревень - потрясающее зрелище! А в ночь с 12 на 13 июля, согласно древней традиции, которую так и не смог сломать могучий социалистический режим, отмечается сам праздник. Дело в том, что в давние времена праздновать разрешалось только в свободное от работы время. А свободным оно было только ночью. Полярная белая ночь только способствует атмосфере праздника.
   д. Чакола - к сожалению, до этой деревеньки можно добраться только мысленно, поскольку туда вообще нет дороги. Ведь, в нашем государстве дороги строятся только в Переделкино, Барвиху и на Рублёвку... и ещё есть в деревне Церкова.
   Известна же д.Чакола тем, что подарила России "Государственную бабушку" - так ласково называли народную сказительницу М.Д.Кривополенову (1843 - 1924).
   Абсолютно безграмотная старушка обладала уникальной памятью и знала миллион сказок, среди которых были и собственные. Без устали рассказывая небылицы на знаменитом среди филологов поморском диалекте со сцен столичных развлекательных заведений (кино тогда ещё не было!), она стала настоящей находкой для филологов и развлечением для простого народа.
   Пинега - два дня иностранцы проводили в "сталинских лагерях" - Кулойлаг. Конечно, нет там уже колючей проволоки и мало что осталось от карцера, но шведам хотелось просто посмотреть на птичек.
   Дело в том, что большинство жителей шведского королевства желает вступить в "Клуб 300". Для этого они ездят по белу свету и ведут дневник, где "собирают" 300 видов увиденных где угодно птиц (или цветов). Это является "проходным баллом" для вступления в клуб. Далее клуб обещает новичку своё признание и дальнейшее общение.
   Основной достопримечательностью Пинежского Государственного Заповедника являются карстовые пещеры. Одна из них - "Голубинский провал", открыта для туристов. Поскольку вход в пещеру не облагорожен, то выглядит он ужасающей дырой, пропастью в земле.
   Вот здесь-то и вспомнила Г. Фошбарь об иконке св.о. Иоанна Кронштадтского, которую экскурсовод показывала в Суре:
   - Анна! А иконка у тебя с собой?
   - Да.
   - Ну тогда пошли.
   Когда группа вышла из холодной пещеры с поднятыми вверх грязными от глины руками, навстречу им попались Архангельские журналисты, не упустившие приятной возможности взять интервью у иностранцев. Швед Алан Тумингас сообщил им следующее:
   - Шведские СМИ усиленно создают у шведского населения стереотип "отвратительной России", но эта поездка полностью перевернула моё мировоззрение. Таких гостеприимных, щедрых и отзывчивых русских, в неограниченных количествах "рассыпанных" в России повсюду, я совершенно не ожидал увидеть..., а ведь перед поездкой я сильно сомневался, "ждут ли меня там, в глуши российской"...
   д. Красная Горка - разрушенный Красногорский монастырь, основанный в 1604 г, был последним пунктом туристического маршрута. Проводя экскурсию в стенах церкви, стоящей уже много десятилетий без купола, но сохранившей при этом 300-летние фрески на стенах (а точнее то, что от них осталось), экскурсовод обобщила:
   - Вслед за приходом русских на северные земли в XI - XII вв повсюду строились православные монастыри. И никакая внешняя война, будь то монголо-татарское иго или Великая Отечественная война, не смогли прорваться через высокий невидимый "забор" святыни, образованный православными монастырями на протяжении всего порубежья Русского Севера. Но внутренняя "российская болезнь" - коммунизм, словно раковая опухоль, разрушил всё изнутри. Повсюду, где мы были, вы видели разрушенные монастыри и церкви. Теперь вы видите, что коммунизм страшнее атомной войны...
   Туристка Стелла Андемо, поддерживающая интересы компартии Швеции, сказала:
   - Я больше не хочу быть коммунисткой.
   И действительно, незапятнанная войнами тысячелетняя история Русского Севера благоприятно сказалась на характере миролюбивых Поморов - их добрые глаза выдают себя в любой точке планеты.
   А войны?!... По зову Родины поморы всё же принимали участие в войнах. На вечную память о невернувшихся с Великой Отечественной войны приколачивали красную звёздочку на дом погибшего. Заметив такую звёздочку на нескольких домах, туристы поинтересовались, что они означают.
   И вот тут северяне получили очередной комплимент за то, что даже память о погибших в Афганистане и Чечне бережно хранится и в сердцах и, теперь уже в виде именных табличек, на домах погибших.
   В конце поездки немец Герхард Линдер сказал:
   - Во время Великой Отечественной войны я был маленьким мальчиком, и родители пугали меня: "Вот придут русские и заберут тебя...". Но я даже и представить себе не мог, что на старости лет Россия всё-таки "заберёт" моё сердце...
   Приятным было ощущение того, что "экзотическая поездка в Россию" способна менять мировоззрение иностранцев, ломать сложившийся о России негативный стереотип, провоцировать неверующих протестантов поверить в бога. Некоторые туристы после поездки даже начали изучать русский язык, а кто-то, уже повторно, "рвётся" на Север.
   Словом, есть ещё порох в пороховницах.
   А богатый Русский Север полон чудесных мест, вот только добраться до них нелегко...

экскурсовод,

Анна Мулиин

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8
  
  
  
Оценка: 4.67*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"