Муратов Сергей Витальевич : другие произведения.

Биения (beats)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Практически каждый музыкант знает о существовании биений между двумя близко настроенными нотами. Скрипачи, например, вслушиваются в эти биения и исправляют фальшивую интонацию. Фортепианные настройщики при помощи биений выстраивают темперацию. Но в чём же физический смысл этих биений? Я бы не писал эту статью, если бы согласился с официально признанными версиями этого явления в современной науке.
  Прежде всего разрешите привести здесь те варианты, которые каждый может прочесть как в популярных, так и специальных справочниках.
  БСЭ: "Биения, колебания с периодически меняющейся амплитудой, возникающие в результате наложения двух гармонических колебаний с несколько различными, но близкими частотами."
  Музыкальный словарь: "Биения (нем. Schwebungen, Schläge, Stösse, фран. battements) - так называются периодически повторяющиеся заметные усиления интенсивности звука, которые происходят при совместном звучании двух тонов, по высоте приближающихся друг к другу, но не совсем равных."
  Википедия: "Биения - явление, возникающее при наложении двух гармонических колебаний близкой частоты и выражающееся в периодическом уменьшении и увеличении амплитуды суммарного сигнала. Частота изменения амплитуды суммарного сигнала равна разности частот двух исходных сигналов."
  Берклеевский курс физики, 3-й том: "Однако, если частоты V1 и V2 отличаются меньше чем на 10 гц, мы не в состоянии воспринять их как две разные ноты. (Правда, натренированное ухо музыканта может это сделать.) В таком случае суперпозиция колебаний с частотами V1 и V2 не воспринимаются как "аккорд" из двух нот, а скорее, в согласии с равенствами (84) и (85), как один тон с частотой Vср и медленно меняющейся амплитудой Амод."
  Подытожив даже эти цитаты, можно сделать вывод, что БИЕНИЕ имеет частоту, равную разнице в частотах двух тонов, меняющуюся амплитуду от N до 0 (громко-тихо), при этом тон этого расстроенного унисона воспринимается слушателем, как среднее значение двух звуков.
  Но когда я сам слушаю биения, то явно слышу не усредненное значение колебаний Vср с меняющейся амплитудой, а как плавное переливание с одной ноты на другую, т.е. выше-ниже, и, конечно же, с изменяющейся амплитудой громче-тише. Я решил детально разобраться с биениями и воспользовался для этого двумя программами: Sound Forge 4.5 и WaveLab. В Sound Forge я синтезировал синусоидальные тоны с частотой 440 Гц и 435 Гц. На представленной картинке вы можете видеть один такой с частотой 440 Гц.
    []
   Потом в WaveLab я объединил два трека в один (в режиме стерео, когда один канал имеет 440 Гц, а другой - 435 Гц.). Далее я сохранил этот звук как моно и открыл опять в WaveLab и проанализировал один период биеняй. Как видно по картинке, частота общего звука получилась 437,53 Гц., т.е. средне-арифметическое между двумя крайними тонами.
    []
   Следующим действием я проанализировал самый громкий звук: получилось 437,18 Гц.
    []
   и самый тихий, с результатом 432,18 Гц. Разница между ними составляет 5 Гц Теперь я понял, почему я слышу не только громче-тише, но и выше-ниже. Я не понял только одного: почему об этом не написал ни один исследователь биений за всю историю их изучения.
    []
   Если бы в биениях были только громче-тише, то мы бы не воспринимали неприятности в диссонансе. Подумаешь 30 биений на уровне громче-тише (при этих биениях музыкант воспринимает интервал как неприятный, т.е. диссонирующий)! А вот при изменении звуковысотности - это действительно жесть! У меня вопрос: почему никто нигде об этом не писал? Неужели для физиков это было так трудно понять, что происходит переливание с одной высоты на другую? Попытаюсь ответить на этот вопрос: физики во все времена ПРОВЕРЯЛИ через свой математический аппарат только ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, возникшие на интуитивном уровне. Понаблюдал Ньютон падающее яблоко, подумал, интуитивно пришел к некоторым выводам и уже потом нашел способ это доказать "научно".
   С биениями та же история. Сами физики не рисковали опираться на свой слуховой опыт (кажется первым описал этот эффект Гельмгольц?) и пригласили опытных музыкантов (или одного какого-то). Тот послушал и сказал, что слышит громче-тише. На том и порешили. Осталось только написать соответствующую формулу под это "слышание". Да, физики задумались: а как быть с частотами этих двух тонов? Ну, раз музыкант сказал, что слышит только громче-тише, значит он слышит один средний тон. Вот так и запишем, сказали физики и написали Vср. И стали физики переписывать это из книги в книгу, даже не задумываясь о том, что же происходит с этими двумя звуками, и как при больших биениях мы вдруг начинаем осознавать неприятность - диссонанс. Каким образом средний тон с плавающей громкостью может вызвать ощущения неприятности? Но самое смешное - это их наиглупейшее заявление (вычитанное из вышеприведенного учебника Беркли): при малой разнице в биениях у них средний тон, который просто тише-громче, а вот при большой разнице - это два разных тона!!! И в какой это момент такой фокус получился: переход среднего в индивидуальные? Чушь полная. И это преподают ученикам как ФИЗИКУ. Вот послушайте звук этих биений: Биния
   Кстати, и спектроанализатор видит оба пика этих двух синусоидальных тонов при исполнении аккордом.
    []  []
   Чтобы исключить все сомнения по поводу работы программы-анализатора, что она что-то делает не правильно (показывает разницу в частотах колебаний при амплитудной модуляции), я проанализировал специально сгенерированную амплитудную модуляцию, основанную на синусоиде в 440 Гц.
    []
   Потом я проанализировал вышеприведенным методом самый громкий участок звука и самый тихий. Результат виден на экране. Обе части имеют одну и ту же частоту.
    []
    []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"