Недавно триумфально завершился "Х-фактор-4", но не надо расстраиваться. Скоро Украина начнет искать таланты, причем не только на одноименном шоу, но и многих других. ТВ ведь надо зарабатывать деньги. О финансовом "закулисье" этих увлекательных передач и пойдет сегодня речь
Любое телевизионное шоу - это в первую очередь коммерческий проект, поэтому вряд ли стоит удивляться прагматичным подходам, присущим поиску талантов. Ведь рейтинг для передачи и канала - все! О чем свидетельствует успех СТБ, ставшем "первой кнопкой" Украины (более 12% рынка) благодаря именно песенным, кулинарным и прочим дарованиям украинцев.
Параллельно с телевизионщиками зарабатывают на талантах и мобильные операторы. По их мнению, сообщает proit.com.ua, охотнее всего зрители голосуют за фаворитов "Х-фактора", "Танцюють всi" и "Україна має талант". Настоящий размах начинается, когда число сообщений превышает пятьсот тысяч штук ( данные "МТС Украина", у life:) цифра поменьше - двести тысяч сообщений) плюс дополнительные сотни тысяч SMS, направленные в поддержку участников шоу-программ. При стоимости одного сообщения или звонка в интерактивных проектах в 3-5 грн, не сложно прикинуть масштабы доходов. Так руководитель отдела рекламы контент-провайдера "i-Free-Украина" Елена Фроленкова считает, что любимчик публики может принести более одного миллиона гривен. А гендиректор компании AOneBill Кирилл Гороховский оценивает доход голосовательных услуг в десять миллионов гривен в год.
Спецы компании i-Free поведали, что заработок от голосования делится, как правило, следующим образом: 30% от полученного дохода остается у сотового оператора, 10% - у сервис-провайдера, остальное идет ТВ-каналу. В life:) полагют иначе: доля контент-провайдера в среднем несколько выше - около 30%. Кстати, как рассказывают участники рынка, часто сервис-провайдер является "карманной" компанией телеканала. Поэтому заработок может быть в итоге поделен только между каналом и оператором.
Из источников близких к достоверным
Открытые источники не пестрят данными, свидетельствующими о доходах отечественных производителей талант-шоу. Зато нашлась некоторая информация про восточную соседку со ссылками на всезнающий Forbes, датированная 2008 г. Оказывается...
"Фабрику звезд" снимает телекомпания "ВиД", а покупает телевизионный продукт Первый канал. При этом, гендиректор продавца Лариса Синельщикова является супругой шефа покупателя Константина Эрнста. Данные о цене проекта отсутствуют.
Себестоимость одной "Фабрики" приблизительно миллион долларов.
Один цикл "Фабрики" "оценивается" в пять миллионов SMS в поддержку участников. Цена каждого - тридцать центов.
Проект выпускает еженедельный журнал, тираж сто тысяч экземпляров.
Выпускники каждой из фабрик попадают под опеку продюсерских центров, в каждом госпожа Синельщикова предположительно имеет долю прибыли.
По завершению шоу выходит сборник "Фабрики звезд", тираж до полумиллиона экземпляров - максимальный для российского рынка.
Потом начинается чес - тур по краям и весям - более сотни официальных билетных концертов плюс корпоративны.
Внутренняя "кухня"
28-летний Ленмар Абдуллаев - неоднократный участник различных шоу, солист крымскотатарского ансамбля "Бельбек", успел поучаствовать в финалах таких известных в Украине шоу, как "Шанс" и "Караоке на майдане". Он до сих пор не пропускает возможность блеснуть в новых талант-шоу, но уже не строит ни каких иллюзий.
По его мнению, пишет www.profi-forex.org, участники многочисленных кастингов и финалов на самом деле являются лишь "сырьем" для устроителей шоу, чтобы поднять как можно больше от рекламы (в прайм-тайм до десяти тысяч евро за полуминутный ролик) и за счет зрительского голосования. Поэтому участники старательно откровенничают на камеру, разливаются в благодарностях поклонникам, плачут от умиления или душевной боли. По той же причине сценаристы тщательно прописывают драматичные истории из жизни героев, часто преувеличенные, а для кого-то и вовсе выдуманные. Все для фронта, все для победы! Все делается ради симпатии и голосов зрителей, активность и пристрастия которых часто поддерживаются и направляются с помощью компьютерной техники. Ведь презентовать любого исполнителя можно так, что зрители и слушатели либо поддержат героя, либо, напротив, отвергнут.
Что касается судей, то их объективность вне обсуждений. Ведь нет ни малейшего смысла рисковать высокими окладами - до двухсот тысяч евро за сезон (в Великобритании судьи шоу Х-фактор получает около пятисот тысяч фунтов в год) - в угоду чьим-то пожеланиям. А вот организаторов среднего звена иногда упрекают в коррупции. Ленмар уверенно называет расценки: в Украине выход в финал стоит тридцать тысяч евро, в России - пятьдесят тысяч. Впрочем, возможны и варианты. На шоу у Дмитрия Нагиева одна барышня сообщила без имен и названий, что с нее требовали тридцать тысяч гривен за дальнейшее участие в шоу.
Участь участников
Сомнительны и перспективы победителей шоу, считает Ленмар. Их ожидает успех только в том случае, если есть деньги, причем очень большие. Раскрутка начинающего таланта в шоу-бизнесе в Украине сегодня стоит порядка сто тысяч евро в год. Так, песня у авторов стоит тысяча-полторы евро, съемки музыкального клипа - пять-десять тысяч, ротация на телевидении - пять тысяч евро в месяц и т.д. Поэтому настраиваться на то, что после победы на талант-шоу на счастливчика посыплются заманчивые предложения и продюсеры шоу-бизнеса начнут наперебой завлекать миллионными контрактами, - наивная иллюзия, чреватая серьезными психологическими травмами для участников талант-шоу.
Жизнь подтверждает выводы "эксперта".
Победители первой украинской "Фабрики зiрок" Ольга Цибульская и Александр Бодянский особых лавр на поприще шоу-бизнеса не снискали, пишет газета "Сегодня". Олю в качестве ведущей "приютил" Новый канал, а Саша вернулся в балет Филиппа Киркорова, где работал до шоу. Победителям второй "Фабрики" Владимиру Дантесу и Вадиму Олейнику повезло больше. Их как группу "ДиОфильмы" взяла под крыло Наталья Могилевская. А вот Стас Шуринс, которого назвали лучшим в третьем сезоне, так и не дождался контракта от продюсера шоу Константина Меладзе и держится на плаву своими силами. Равно как и Алексей Матиас (победил в шоу "Фабрика. Суперфинал"). Владимир Кожевников, который занял первое место в еще одном проекте Нового канала "Украина слезам не верит", уже который год, дожидается начала съемок мюзикла Константина Меладзе, в котором ему обещана главная роль.
На гребне славы
Хватает трудностей и участникам, которым повезло больше, которые получили контракт с учредителями и теперь активно выступают. Условия очень жесткие. В течение нескольких лет артист без разрешения организаторов шоу не имеет права "светить" свое лицо, проявлять талант, давать интервью. Он фактически заложник "родного" канала. Нет особой надежды и разбогатеть. В среднем за выступление до кризиса ребята получали около $100. В будущем, если оное таки становится творческим, гонорар вырастает до 10% от доходов, связанных с эксплуатацией имени и таланта. Тем ни менее, большинство "везунчиков" довольны и этим. Пусть успех похож на "рабство", но дорога на большую сцену и возможность творческой реализации ни для кого не бывает простой.
Как тратят деньги победители
Как показала практика, призовые тысячи и миллионы гривен, победители тратят на исполнение весьма практических нужд. Так одессит Александр Останин, которого в декабре 2008-го назвали лучшим танцором страны, весь выигрыш потратил на свое профессиональное развитие. "Сразу после шоу я на месяц уехал в Америку, -- рассказал Александр. -- В Нью-Йорке брал мастер-классы у известных мировых хореографов в "Бродвей Дэнс Центре". А в прошлом году воплотил свою давнюю мечту -- открыл танцевальную школу в Одессе. Предлагали и в Киеве, но там слишком дорого...". Кстати, после победы в украинском шоу Останин переключился на соревнования международные -- отправился на Чемпионат мира по степу в Германии, "перетанцевал" там тысяча двести участников из тридцати стран мира и занял второе место.
А вот победительнице второго сезона шоу (декабрь 2009-го) Наталье Лигай выигранных четверть миллиона гривен. не хватило на покупку жилья в Киеве. Пришлось докладывать. Лучший танцор третьего сезона Александр Геращенко просто тратит выигранные деньги, но старается особенно не транжирить. Хочет со временем открыть свою школу танца.
Обладатель пятисот тысяч гривен и звания "Народна зiрка", полученного в 2010 г., Сергей Лоб мог стать профессиональным певцом, если бы отдал суперблондинке Ольге Поляковой свои призовые. Певица предложила продюссировать Сергея, снять клип, запустить его в ротацию. Но молодой исполнитель, взвесив за и против, предпочел отказаться. После победы он переехал из Кременчуга в Киев, но квартиру не купил, жилье снимает, деньги вложил в учебу, получает второе высшее образование в Киевском политехническом университете. После окончания учебы собирается открыть собственный бизнес.
Свой призовой миллион незрячая полтавчанка Елена Ковтун потратила на покупку трехкомнатной квартиры в родном городе. "Мы хотели большую квартиру, а то нажились уже в общежитии, -- поведала Елена. -- Думала потратить деньги на свою раскрутку, но жилье было нужнее. А еще сразу уволилась с завода, где собирала розетки, проработала там четыре года, потому что выбора не было... Сейчас меня иногда приглашают на различные фестивали, благотворительные мероприятия".
Наверное, лучше всех после шоу сложилась карьера песочного аниматора Ксении Симоновой, которая победила в шоу "Україна має талант" в июне 2009-го. Она приобрела дом в Евпатории, а также пустила деньги на благотворительность -- операции детям. "Деньги (1 млн. гривен.) разошлись, но благодаря победе я могу их приумножать, -- призналась Ксения. -- Сразу после шоу меня стали приглашать гастролировать и за рубежом. В Украине я теперь бываю редко. Выступаю на концертах, снимаюсь в рекламе. Хочу запустить большой театральный спектакль, который будет гастролировать по всему миру". Ксения - пока единственная, кто сумел превратить свое необычное хобби и большую победу в приличный бизнес. У нее множество заказов. На свадьбах она воссоздает в песке истории любви молодоженов (ролик тянет на две тысячи баксов). На официальных приемах показывает "фильмы" из истории разных стран. Судя по уровню мероприятий, тарифы - максимальные.
Немного пафоса в холодный зимний день или от автора
Журналистская работа предполагает изложение материала и отсутствие авторских оценок. Решать что такое хорошо, а что такое плохо надлежит непосредственно читателю. Но в данном случае, очень хочется поставить точки над "i". Да, талант-шоу - коммерческие проекты и, играя на наших пристрастьях, кто-то зарабатывает миллионы. Да, судьи часто выбирают не лучших певцов, а интересных персонажей. Да, порой соревнуются "легенды" сценаристов, а не творческие потенциалы исполнителей. Но оцените красоту игры! Невозможно ведь оторваться. Смотришь, слушаешь, болеешь, платишь...и радуешься. Ну как не любить землю, которая рождает таких самобытных людей! Как не уважать народ, который, невзирая на экономические и полические коллизии, интернет-зависимость и прочую современную лабуду, упорно поет, танцует, худеет, печет торты, то есть назло всему и всем, во славу собственному таланту проявляет себя...