Мурыгин : другие произведения.

Русский Бог Николая Бердяева

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Бог есть свобода и даёт свободу.
  Он не Господин, а Освободитель от рабства мира.
  Бог действует через свободу и на свободу, а не через необходимость и на необходимость. Он не принуждает себя признать.
  Первичная свобода находится не в Боге, а вне Бога. Первичная свобода укоренена в Ничто. *В подсознание, понимаемое как внерассудочная мозговая деятельность...
  
  Учение о Божьем Промысле - скрытый пантеизм. Если Бог присутствует во всяком зле и страдании, то в Бога верить нельзя.
  Бог действует духовно, а не магически. Бог есть дух. Промысел Божий можно понимать только духовно, а не натуралистически.
  Бог присутствует не в имени Божьем, не в магическом действии, не в силе этого мира, а во всякой правде, в истине, красоте, любви, свободе, героическом акте.
  Неприемлемо чувство Бога как силы, как всемогущества и власти. Бог никакой власти не имеет. Бог имеет меньше власти, чем полицейский, потому что на Него не может быть перенесено такое низменное понятие как власть. Государство тоже есть низменное понятие, имеющее социальное происхождение, и ничто, похожее на государство, не переносимо на отношения между Богом, человеком и миром. Освобождение сознания от социоморфизма - главная задача русской православной философии.
  Традиционная теология мыслит Бога в социальных отношениях властвования. Это особенно относится к мысли о Боге Отце как Творце мира, Боге-Силе.
  В Бога можно верить лишь как в Бога-Сына, Искупителя и Освободителя, Бога жертвы и любви, Христа-Богочеловека, Бога человечного.
  Только страдающий Бог примиряет со страданиями человеческими.
  
  Человек не есть существо, целиком зависящее от природы, общества и государства. Если есть Бог, то человек есть духовно независимое существо, и отношение человека к Богу определяется не как зависимость, а как его свобода. Бог есть моя свобода, моё достоинство свободного существа.
  *Свободу в антропологическом смысле следует понимать как существование независимого от логической машины мозга способа нравственного мышления, того, что Кант назвал категорическим императивом. Человек без логического мышления - идиот, без духовного мышления - говорящее животное...
  Учение официальной церкви о смирении унижает человека как богоподобного духовного существа. Грехопадение понимается как непослушание верховной власти, как неподчинение высшей силе. Грехопадение можно понять лишь как утерю свободы или как испытание свободы.
  Русское христианство возможно только как религия Богочеловека. В этом прочное обоснование веры в достоинство и высшее назначение человека, в его творческую свободу. *У Бердяева альтернатива позитивистской вере либералов и коммунистов в научно-технический прогресс и социальную инженерию как средств ликвидации "духовного мышления"...
  
  Вера должна быть основана не на том, что думает сам человек о человеке, а на том, что думает о человеке Бог.
  *Бог Бердяева - коллективное, вербализованное в Божьем Слове представление о существовании духовного мышления, только которое позволяет "узреть" истину человеческого существования и "ощутить" свободу от рассудочного и материального мира...
  
  Человек есть образ и подобие Божие, вершина творения (*природы), и он призван царствовать. *До наступления эры Искусственного Интеллекта, который станет новой вершиной творения, будучи создан по "образу и подобию" механизма духовного мышления...
  Сын Божий стал человеком и Нём предвечная человечность. *Насущная задача - из Искусственного Интеллекта сделать "человека": ИИ - будь человеком!
  
  Гуманизм (*рационализм) ущербен, потому что в нём догмат о самодостаточности человека. Достоевский и Ницше обозначают этот переход гуманизма в отрицание человечности.
  Русский религиозный гуманизм есть вера в человечность Бога. Человечность есть основной атрибут Бога. *Созданного по образу и подобию человека, как и убеждали атеисты всех времён и народов. Только вот человек их был - "недочеловек" (Untermensch), бездуховное существо. Человек атеистов бесчеловечен...
  
  Основной миф христианской богочеловечности есть тайна двойного рождения: рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге. В Боге есть нужда в человеке, в творческом ответе человека на божественный зов. Не только человек не может жить без Бога, но и Бог не может жить без человека. Это как тайна любви, нужда любящего в любимом. Такое понимание Бога есть противоположное пониманию отношений между Богом и человеком как судебного процесса. *Любовь служит наглядным примером правильных религиозных чувств. И подобно любви человеческой у Бога (который по меткой метафоре есть любовь) есть дары того же рода: чувства эйфории, блаженства, полноты жизни. Возлюби Бога как себя самого!
  
  Ничего так не искажало чистоту христианского откровения как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и догматы. *Я, раб Божий...
  И Священное Писание есть уже преломление откровения Бога в ограниченной человеческой среде и ограниченном человеческом языке. Обоготворение буквы Писания есть форма идолопоклонства. *Искусственный Интеллект даст нам истинное Откровение...
  Религиозная жизнь есть творчество, а не судебный процесс.
  
  В "Великом Инквизиторе" Достоевского - мировое начало, принимающее формы авторитарной религии, тоталитарного коммунистического (*или либерального) государства. Соблазн Великого Инквизитора - отречение от бесконечной свободы духа во имя благ мира и мирового господства.
  Ложно также искание гарантий в религиозной жизни. В духовной жизни есть риск, есть необеспеченность.
  Возрождение внутри православия есть возрождение духа пророческого и мессианского, почитание пророков и пророчеств, символического понимания культа.
  Христианство есть вершина мысли, но само христианство ещё не завершено. Христианство мифологично, в этом его защита. Оно необъяснимо как и личность Христа-Богочеловека. Во всех вероисповеданиях - мистика. *Русская церковь может быть только мистической и пророческой...
  Растворение человеческой личности в отвлечённом божественном единстве противоположно идее о богочеловечности.
  Тайна православия есть тайна встречи двух природ, соединяющихся, но не смешивающихся. *Интуитивной природы с логической...
  
  Рассказанное в Евангелии несовершенным человеческим языком следует расшифровывать.
  В православии возможен творческий процесс. Но истина вечна и вечно лишь то, что от истины. Истина обретается в духовной борьбе. Возможно продолжение Откровения в православии, новое излияние Духа Святого ("на Россию).
  Существует незыблемость первичной (*Русской) веры. Что существование (*материального) мира не может быть самодостаточным, не может не иметь за собой Тайны, таинственного смысла. Эта тайна есть (*Русский) Бог. Отрицание Бога возможно лишь на поверхности (*общественного сознания), но невозможно в глубине.
  
  Новое Русское православие сложилось в Москве в кружке Новосёлова, бывшего толстовца, в который входили: Кожевников, друг Фёдорова, Самарин и Мансуров - осколки славянофильства, ректор Московской духовной академии епископ Фёдор, аскетического типа, П.Флоренский и в Религиозно-философском обществе Соловьёва.
  Многие подчинили себя духовному руководству старцев, ездили в Зосимову и Оптинскую пустынь.
  Православие Новосёлова имело монашеско-аскетический уклон, а Соловьёва - гностический.
  Обращённость к старцам русской интеллигенции отражала поиск истинного русского православия, спасающего душу для вечной жизни. *Задача истинной Русской православной церкви - спасение русских душ от гибели в либеральном аду...
  Русские искали духовных учителей. В старчестве видели продолжение традиции эзотерического православия. *Интернет-старцы нового Русского провославия, кто есте?
  
  В Первое русское возрождение процветал оккультизм в форме, заменяющей религию. Искали в себе оккультные дарования. Девушки влюблялись в молодых людей из оккультных обществ. Эротика в России окрашена в идеалистический цвет: нигилистические, народнической, марксистский, декадентский (*диссидентский, бандитско-воровской, либеральный и, наконец, пропутински-патриотичный). *"Мама, я Путина люблю! Мама, я за Путина пойду. Путин будет управлять, а я буду помогать. Мама, я Путина люблю!",- поют девушки на мотив "Жулика"...
  
  Была сектантская, бродячая Русь, идущая (*Русского) Бога и Божьей правды: бессмертники, евангелисты, раскольники, духоборы, толстовцы.
  У добролюбовцев, последователей Добролюбова, декадентского поэта, который стал странником, был обет молчания и на ваш вопрос мог последовать ответ лишь через год. Были религиозные анархисты, близкие Толстому.
  Россия немыслима была без духовного странничества.
  Но мир уже приближался к мировой войне, которая открывает эру страданий.
  
  Русская православная церковь заражена религиозной реакционностью. Священники почти обоготворены. Православная церковь рассматривается как орудие государственного порядка. Утвердился примат политики над духом. Всё сводится к храмовому благочестию и мнению от уставных церковных служб. Это саддукейство. Традиция русской творческой религиозной мысли прервана.
  Но есть путь новой Русской православной эсхатологической церкви, верной русской мессианской идее. Пока русским миром управляет князь мира сего. "Да придет царствие Твое" означает, что в русском мире нет ещё Царства Божьего. *А есть Царство Путина...
  Русское Царство Божье только ожидается. Россия переживает религиозную драму. Люди мыслят отношения между Богом и человеком как отношения между господином и рабом. Грезится явление злого Бога, который из рабства мыслится людьми как добрый. *Освободитель от свободы воли... Бог не понят русским человеком, Русский Бог ждёт от человека дерзновенного ответа, налагая этим большую тяжесть, чем обычное требование победы над грехами. Дерзновение в том, что от человека зависит не только его человеческая судьба, но и судьба Русского Бога. *Путина...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"