В основе католической теологии - Аристотель, его догмат, что вещи суть мысленное (логическое) определение практических качеств ("пользы", качеств). Отсюда настойчивые усилия католицизма в поисках Бога в мире ("Мир (=вещи) - творение Бога"), тщетные попытки доказать существование Бога на основе познания материального мира: "Бытие и Мир сходны настолько, чтобы разум мог познать Бога от познания Мира".
Согласно томизму так как Бог - предваряющая причина и цель мира, то каждое действие в Мире вещей является действием Бога, а именно: 1) Бог - конечная цель всех усилий (в православии - личное Спасение!) 2) всякое действие есть действие самого бога (Got mit uns!) 3) Бог присутствует в вещах ("действует изнутри"), являясь разуму в виде Чуда (жизни).
А поскольку Бог есть само Бытие, то сущность и существование в Нём совпадают, откуда свойства Бога: 1) полнота (так как Он не ограничивается небытием) 2) совершенство и покой (так как изменение есть следствие чего-то несовершенного). Отсюда умозаключение томизма: Бог есть чистый дух (=абстракция), поскольку тело изменчиво и "преходит", следовательно содержит в себе небытие (=смерть). А смерть для католика - катастрофа, неприемлемое событие!
Цель католической теологии - приспособление вероучения к обычаям экономически активного социального слоя, руководствующегося в жизни принципами "купли-продажи" с целью получения прижизненной выгоды. Отсюда главный католический метод: обоснование логическим путём "истин Веры", в том числе доказательства существования Бога естественнонаучным путем.
Ещё одна сверхзадача Фомы - логическим путём вывести существование Бога из проявлений его деятельности в Мире, опираясь на сходство между бытием Бога и Миром. Фома делает это диалектическим методом ряда отрицаний, восходя от несовершенных свойств Мира (изменчивость, конечность) к свойствам Бога (=вечность, совершенство) и далее к синтезу этих свойств в божественном Бытии, снимая все противоположности и различие между возможностью и действительностью (отсюда - Бог всемОгущий!).
Бог Фомы: 1) трансцендентный (как Бытие, существующее само по себе) 2) имманентный (присутствующий в мире сотворённых вещей) 3) позволяющий признать ценности человеческой жизни (желательно не в ущерб Богу!), а именно: так как Бог правит миром посредством естественных причин, то божественные (=духовные цели) реализуются через земные цели. Следовательно человек должен активно действовать (трудиться) в рамках целей провидения (=Воли Божьей, "Плана Бога"...).
В основе православия - Платон. Основные догматы православной теологии: 1) Добро выше Истины 2) Воля выше Разума, так как только через акт Воли человек доходит до сознания верховного существа.
В православии мы имеем дело с иным механизмом воздействия на человека - путём выработки условного рефлекса моральности активируя инстинкт подражания без чрезмерной интеллектуальной активности католицизма. Православный Бог скорее морально совершенный человек, чем бездушная логическая машина-первопричина католицизма.
Только жизнь, угодная Богу (согласно его заповедям) даёт спасение, счастье и блаженство "в мире Ином", но и земном(!), понимаемом как Мир Духа. Только так человек может возвыситься от животного существования до чисто духовного бытия (=свободы и достоинства).
Православный Бог непостижим и не тождественен Миру (как в пантеизме). Православный христианин уповает на Бога и жаждет только справедливого Суда (католики считают это фатализмом!).
Новая теология (Церкви Третьего Завета, после Заветов Христа и Мартина Лютера) предлагает идею "Нового христианства":
Бог - "преувеличенный" человеческий Дух, выражающий (воплощающий) интересы Рода человеческого . *сентенция в духе Фейербаха...
Бог - трансцендентная личность, с которой человека связывают отношения интимного порядка. Бог - идеал, источник идеальных духовных качеств и источник блаженства. Доказательства существования Бога - положительные эмоции и осуществление желаемого (но маловероятного). Познать Бога = научиться получать Благодать, понимаемую как положительные эмоции и осуществление маловероятного, а также получить избавление от мучительных (отрицательных) эмоций, вследствие лишения материальных или идеальных благ. *речь о "жизни вечной" уже не идёт...
Бог Новой церкви проявляется: 1) в семье (=супружестве, любви) 2) в потомстве (=родственности, роде) 3) в здоровье тела и мышления 4) в преуспевания (процветании) 5) в свободе: от страха лишения удовольствий (благ), страха нужды, страха одиночества (=отсоединения от человеческого общения) 6) в общине (=сообществе моральных людей, то есть в дружбе) 7) в сфере радости: культуре, искусстве, спорте 8) в сострадании. *во всём, что обещают конституции и власти...но дать не могут, так как оно - "в руце Божией"!
Стоит упомянуть и прочие новые теологии:
1) Церковь феноменологии Тейяра деШардена: Христианство, очищенное от донаучных представлений - стимул развития (эволюции) мира. Принцип христианского эволюционизма: Бытие - единая цепь развития, начиная с неживого.
2) Информационная Церковь сайентистов: Бог есть Дух (=разум) информационной Системы, форма мышления (*кодировщик информации для выделения полезных свойств, качеств) и источник моральной (эмоциональной) оценки. Наука - форма "естественной религиозности", психической по своей природе. *тут "благоговение" Канта...
3) Символическая "Новая теология":
Догматы должны быть истолкованы символически. Только Откровение (=пробуждение) может доказать существование личного Бога. *продолжая начатый Лютером поиск "личного" Бога, без посредничества "слишком дорогой" церкви...
4) Новая православная теология:
Бог есть благо рода (=народа как понимающих друг друга людей, благодаря чему они могут иметь общую цель, единство воли и Закон (=правила поведения). *православный национализм = забота о Роде, отмеченном единством цели и сохранением себя.
Суть христианства - самоограничение плоти ради блага человеческого рода, что выражается в утверждении 1) взаимопомощи 2) усилий по сохранению генофонда. Дух есть моральное (=волевое) мышление, логика которого отличается от логики разума, основанной на противоречии интересов индивидума и рода. Тогда Благодать - эмоциональная разрядка волевого напряжения (=стресса). Откровение (Завет) содержит принципы морального (=родового) мышления, противоположные принципам рассудочного (=личностного, практического) мышления.
Грех же - суть следование принципам естественного отбора иметодам логического мышления в моральной сфере, согласно которым истина есть практическая польза. *тогда как результат морального действия - эмоции человека!
2. Разум и вера
Мнения:
Тертуллиан (II-III век н.э.): Верую, потому что абсурдно (= Разум - враг Веры).
Августин (354-430): вера - результат откровения (=Откровение суть истинное знание).
Теологи: Знание и Вера - две различные точки зрения (= Два разных способа постижения одного предмета). А именно: Вера конечно требует знания Священного Писания, но знания недостаточно для постижения истин Откровения, так как методы разума (=ощущения и мышление) бессильны для постижения Бога и Истины.
Спиритуализм: Истинная религия есть религия разума, позволяющая постичь сущность Бога, бессмертие души и Свободу Воли.
Фома: Возможна гармония разума и Веры в божественном интеллекте, дающем духовную установку верить в истинность чего-либо. Вера надёжнее разума. Основы теологии: Триединство, Воплощение, Воскрешение, Первородный грех и Страшный Суд - предметы Веры и Откровения.
*Суть веры: психологическая уверенность в достижимости ожидаемых результатов. В то время как разум не уверен и склонен к пессимизму.
3. Бог
Фома: 1) Бог есть не только Творец Вещей, но и Первопричина вещей, создатель самой материи (=Мира) из ничего (ex nihilo) 2) Бог есть форма (=Божественная Премудрость - образец всех вещей).
*Отсюда апостериорное доказательство существования Бога: от свойств предметов - к сущности. У Гегеля - онтологическое доказательство: "понять значит создать".
Фома: Доказательства существования Бога:
1) кинетическое доказательство Аристотеля: необходимость Перводвигателя вследствие очевидности и всеобщности движения. Движение - в духовной природе существующего, так как материя пассивна(!);
2) принцип казуальности (причинности): необходимость действующей причины, следующая из того, что возможное требует необходимости (*абсолютная необходимость - атрибут Бога!);
3) иерархичность бытия предполагает существование абсолютного совершенства. *Тут спекулятивный способ мышления: от условного к безусловному, от чувственного и конкретного к общему, к завершающей ступени - бытию Бога;
4) из целесообразности мира следует, что он управляется Богом. *Согласно Аристотелю всегда существует цель движения и развития, так как есть "гармония мира"...
Фома: Бог обеспечивает всеобщий "финализм" в мире:
божественная Доброта одаряет бытием всё, что существует а Провидение - основа миропорядка, которому следует каждая вещ. Создание мира Богом - предмет веры.
Космогония Фомы: 1) мир бесконечен а пространстве и времени 2) мир создан из ничего 3) вечен Хаос и мир возник из него (*случайным образом по мнению Платона).
Иерархия мира: 1) материальная причина (=материя) 2) формальная причина (=принцип вещи) 3) целевая причина (цель) как действующая причина вне вещи.
Добро и Зло как следствие иерархичности мира:
Зло всегда имеет причину, а так как всё имеет общее начало в Бытии, которое есть Добро и Благо, то причина Зла - в Добре. (* Однако форма и цели Зла - вне Добра. Зло - это отсутствие формы и цели, иными словами Зло только средство реализации цели, но случайное!)
Аристотель: Бог - нематериальный Перводвигатель вещей.
Фома: Бог - нематериальная сущность, творящая вещи. Имеет формы: Бытие, Знание, Воля, Любовь.
Человек мыслит о Боге понятиями, извлечёнными из обычной (плотской) жизни, но вырабатывает понятия о Боге по аналогии.
Томизм: 1) Бог есть 2) Бог - причина, так как субстанция шире материи 3) Бытие Бога - вечное и неизменное. *Остаётся "проклятый вопрос": Зачем Бог создал мир?..
Три аспекта достижения знания о Боге:
1) космогония (из знания законов существующего мира);
2) психология (исходит из человеческой деятельности)
3) философия (исходит из идей о мире и его качественных проявлений, то есть из гносеологии.
Путь человеческой воли к Богу:
1) открытие истины постулатов как переживания (=веры);
2) логическое восхождение к Богу (=познание Бога разумом);
3) обретение Веры как уверенности в истинности всего вероучения, то есть возможности достижения его конечной цели как эмоциональной реакции от поступков по Вере (=Благодати). *Я: Благодати мы ждём от Веры...
4. Онтология (Учение о Бытии)
Фома: Вещи (мир) только ступени к высшему Бытию.
* Существует метафизическая "природа", чьи ступени: формы (материи) - души - ангелы - Бог.
Фома: Логос есть эманация (=идея Платона), которая порождает "отдельное" то есть воплощается в материи, превращая общее качество (=Род) в Вид (=форму конкретного проявления).
Ангелы - не связанные с материей передатчики божественной Воли и "определители" высшей природы человека.
Бытие (вещь) обладает сущностью и существованием.
Сущность проявляется как возможность, а существование - форма.
Аристотель: Вещь (=Бытие) это: 1) существующее (=чувственное), индивидуальное 2) род (=общее), сверхчувственное, то есть сущность вещи.
*Различие между сущностью и существованием объясняет для Фомы 1) Воплощение (=существование двух природ в личности Христа) 2) Триединство (=существование трёх лиц в Боге.
Фома: Материя есть субстрат, природа вещей. Она не существует сама по себе, но получает форму, актуализируется в действительность (=становится действительностью через форму).
*Спиритуализм Фомы в формах Бытия: 1) Божественное бытие (=идеи) 2) Ангелы и души как связующие разновидности 3) материя (=материальный мир).
*я: Онтология - способ выведения законов функционирования мира на основе моделей логического мышления с его принципом "самообъяснения" (тавтологии). Постулаты онтологии - смесь ошибочно истолкованных законов Рода (нравственности). Результат: искажённый мир, далёкий от реального Бытия.
6. Гносеология
*Гносеология - учение о методах достоверного познания вещей и явлений и о самом познании как свойстве разума.Виды учений о познании: 1) материализм 2) сенсуализм (=ограниченность познания чувственными данными) 3) субъективный идеализм с его пониманием объекта как тождества с субъектом (=психологизм). Метод философствования выделением пар категорий с последующим объединением в иерархию понятий. А именно: вещи как чувственное явление суть противоречие содержания как конкретного, потенциального и формы (явления) как абстрактного и актуального. Далее действительность и возможность объединяются в систему как часть и целое. Эта система есть понятие, иерархиея "вещь - понятие", "следствие - причина", "средство - цель" 4) кантианство, в котором познание - конструкция сознания в самом себе, а именно: материи (=содержания, вещи как внешнего элемента) и формы (=присущие сознанию сущности-модели и методы познания).
Кант: Понятие есть нераскрытое восприятие вещи (качества).
*Я: Процедура мышления чаще ведущая к Истине есть мышление с Верой, то есть с установкой на достижение Истины с помощью интуиции (=бессознательного мышления).
Фома: Процесс познания: Объек суть вещь ( материя) и форма (=Дух), в котором субъект (разум) усматривает понятие и знак. При познании Дух переходит от чувственного к логическому и от факта для сознания к положительным эмоциям для Воли.
Аристотель: Бог (Логос) есть чистый разум, не влияющиц на вещи.
Фома: Формы сущности: От довечно существующих эманаций Бога через собственно сущность конкретных вещей - к концепту (=абстракции от конкретной вещи).
Универсалии (=общее) есть природа, существующая до вещей, в вещах после них в сознании.
*Я: Тогда по аналогии: Истина есть деятельность в соответствии с природой объекта, а Свобода - цель и результат Истины (=результат истинного действия): "И познание Истину, и Истина освободит вас...".
Фома: "Истина есть согласие мысли с сущностью вещей".
Два вида Истины: 1) Истина Бытия (=конкретная реальность, когда объект и познание совпадают) 2) логическая Истина (=соответствие между формой мысли и предметом познания 3) трансцендентная истина (= Истина о Воплощении и Триединстве, об искушении и Начале мира, которая средствами разума не может быть доказана) 4) Божественная Истина - мерило всей истины.
Платон: Познание - мистический акт воспоминания субъекта об Истине. *Греки создали 1) технологию мышления (=диалектику и логику) 2) технику эмоционального катарсиса (= искусство и оргии) 3) технологию воспитания воли (=педагогику)...
Фома: Познание осуществляется через форму (=знак). *"сие есть тело мое..."
Форма содержит родство между мыслью и вещами.
*Я:Следовательно познание возможно благодаря "присутствию" объекта (=вещи) в субъекте (в его познавательном механизме - разуме)
Гегель: Познание есть "отражение" реальности. *Я: "мышление" - система кодирования чувственной информации...
Томизм: Различает виды познания:
1) "чувственное познание" - выделение формы (=природы) в виде образа 2) "логическое познание" - образование понятия (=идеальное "воссоздание" образа) 3) Откровение, которое сообщает "божественный свет" разуму, привносит в интеллект Истины Веры.
Структура логического познания: 1) разум как способность мышления 2) интеллект - источник мудрости, достигающей Истину, который убеждает и твори, а именно: 1) "схватывает" понятие 2) оценивает сущность как Добро или Зло.
7. Разум
Аристотель: Активный разум проникает в вещи. Разум - свет, так как проникает в сущность вещей и формирует принципы Бытия.
Фома: Познавательная способность - свойство человеческой души. Душа - дар Божий. Душа озарена светом Божиим, который - условие познания (=образования форм). Общее субъекта и объекта - трансцендентная природа, что делает их тождественными в акте познания.
*познание для Фомы - акт восприятия субъектом чистой формы объекта без материи, следовательно как процесс извлечения разумом общего, нематериального из единичных предметов. Форма - идеальное и единое в себе, обеспечивает предсказуемость познания и гарантирует верные результаты.
Впрочем формы, в которых хранятся "картинки", "отражённые" сознанием нам ещё долго будут недоступны...
В современной философии принят путь познания: от чувственных образов, результата работы аналитической "машины" разума - к синтезу понятий, этой "действительности" мира.
Аверроэс: Существует общий, универсальный интеллект, отделившийся от природы (=мир мыслей).
Аристотель: Интеллект посредством абстракции логического мышления превращает предметы в акты познания. *Абстракция - акт "устранения" чувственной природы (=конкретики) и одновременно "удержания" общей (=духовной) природы. Итог познания - дематериализации мира и включение его в виде форм в сознание как реальных, но не чувственных объектов.
8. Мудрость
*Я:Мудрость есть моральная логика поступков.
Область мудрости - этические идеалы: 1) внутренняя свобода 2) внутреннее освобождение (Пробуждение) 3) территория Любви (к Богу и ближнему).
Структура мудрости:
1) логика: правила рассуждения для обретения истины явления, вещи, материи;
2) спекулятивная философия реального Бытия (=природы, человека) с целью проверки принципов, сущности и метафизика Бытия и Бога;
3) мораль как практическая философия поведения, оценка поступков с точки зрения Рода.
Альтернативные принципы мудрости:
1) поиск и выделение противоречия как источника развития (гегельянство), что ведёт к субъективизму;
2) принцип тождества сущности и существования как основание единства субстанции (ведёт к тирании источника развития и внешней причины у Фомы);
&
3) принцип участия, когда существующее есть выражение сущности Рода, его часть и цель.
То есть сущность может трактоваться: 1) как "образец" Платона 2) как "цель" Аристотеля 3) "источник творения" Фомы.
9. Мораль
*Я: Православный моральный кодекс на основе Нового завета:
1) к ближнему: "Возлюби ближнего как себя самого" (= относись с симпатией, но и с ограничениями);
2) к врагам "Если ударят тебя..." (=непротивлением пробуди силы Рода (безусловные инстинкты) в нём самом);
3) к себе: "Смирись под крепкую руку" (= служи Богу и людям, чтобы получить блаженство от разрядки волевого напряжения (угрызений совести)).
Мораль православия есть Истина Рода в поступках.
Теодицея: Учение о грехе:
Источник зла - свобода воли, данная Богом человеку из добрых побуждений как Добро и Благо. *Я: в йоге грех есть пренебрежение предписаниями Веды, основанными на законах Рода...
Фома: Добродетельность человека - деятельность для цели, проистекающей из истин Откровения.
10. Энтелехия (Учение о душе)
Фома: Душа в качестве Духа одушевляет тело, завершают его.
Свойство души - возможность "поглощать" (воспринимать) объект.
Душа есть первый принцип живого тела, не зависит от материи, существует отдельно от материи.
Платон: Душа - вечная, потому что - "простая единица".
11. Католический конгресс 1914 года:
Утвердил 24 тезиса норм и принципов католицизма по Форме Аквинскому, обозначив его учение как христианский гуманизм и философию духа.
Призвал к духовному единству Запада на основе морального кодекса Ветхого завета (=12-ти заповедей).
Обозначил ереси:
1) скептицизм: методологический порок - следствие абсолютизации единичного и, как следствие, преувеличение значения индивидуального разума в противовес традиций и авторитетов;
2) атеизм: следствие скептицизма, ведущее к утрате веры не только в Бога и Истину, но и в самого себя(!);
3) вульгарная (=православная) теология: привлечение Бога для производства чувственных проявлений;
4) эмпиризм (Беркли, Юма): утверждающего, что бытие объекта есть представление индивидуального познания;
5) позитивизм (Маха): "Субъект есть сумма ощущений, объединённых ассоциациями";
6) марксизм: "Субъект есть сумма ощущений, объединённых оценкой полезности". Марксизм есть экономический детерминизм плюс популизм (=власть толпы). Идеология дезинтеграции общества по классовому (произвольному) признаку. Утопия "равенства" с целью фабрикации счастливых рабов на основе жертвы личности, её духовных возможностей и способностей (=свобод) в первую очередь материальным интересам. Методология марксизма - грубый естественнонаучный материализм, отголосок наследия Гераклита и Сократа;
7) концептуализм (Канта): "Соответствия между действительностью и понятием нет, а есть противоречие ( противопоставление) одного и многого, неизменного и изменяющихся вещей. Деятельность Духа есть синтез эмпирических фактов без обращения к Абсолютному. Опыт не исходная точка знания, а итог процесса познания как приложения мысленных форм чистого разума к чувственным фактам"; *я:для Канта познание - поиск структуры, кодирование в объектах хаотичных потоков данных. Понятия для Канта есть формы мышления, неизменные (=продукт эволюции природы, а не культуры). Поэтому, кстати, возможна оценка интеллекта с помощью "примитивных "(=архетипичных) текстов (IQ-тестирование);
8) платонизм (Лейбница): "Форма" Аристотеля превращает "Идеи" Платона в творческие антиномии, где существует высшая монада - Бог;
9) абсолютный идеализм (Гегеля): "Мир есть форма мысли. Взаимопереход противоположностей - иерархическая лестница ступеней Бытия. Движение - есть всеобщее свойство движения от внешнего источника, понимаемого как более общее, как творческая причина существующего";
10) агностицизм: "Знание есть чувственные феномены, определяемые человеческими познавательными способностями. Вечных истин, данных Богом - нет";
11) прагматизм: как метод замены объективного знания полезным итогом. *я:хотя в сути католической церкви - "продажа" Бога человеку! (Church of Personal Testament= Церковь Личного Контракта Мартина Лютера для получения "кредита"-благодати в "Банке Христа", полезного эффекта для ближних и дальних, а для врагов - порицания. Иными словами, практического эффекта в виде успеха, в первую очередь финансового)...
12) интуитивизм (Бергсона): заменяет разум воображением, даже инстинктом, интуицией. Например, "движение - интуиция длительности";
13) экзистенциализм (Сартра): Идеология чистого существования, лишённого субстанции, сущности (="вечных истин"). Когда есть только трагическое и таинственное, не доверяющее разуму "индивидуальное существование", а "неизменной сущности" - нет;
14) эволюционизм деШардена: Полностью самостоятельное развитие вещей без помощи "высшего Двигателя";
15) гиломорфизм: учение о формах материи, в котором материя проявляет себя как индивидуальность (=вид) формы (=рода, принципа системы) , которую получает и "наполняет". Например: "одушевлённость" есть форма живых существ, а "разумность", понимаемая как способность познавания и целеполагания; есть форма человеческого рода
15) прочие философско-теологические ереси: оптимизм Руссо, философия действия Блонделя, арабская философия (исламизм), индийская философия (индуизм, буддизм), китайская философия (конфуцианство и даосизм).
12. Неотомизм
Жак Маритен: Основные угрозы западной цивилизации, ведущие к утрате чувства Истины (=духовной, спиритуальной способности: 1) имманентное лютеранство (=личное Спасение уверованием) 2) рационализм картезианства и современного мира (= культ рациональности в ущерб духовности (Любви), который ведёт к индивидуализму) 3) культ вещей прагматизма , ведущий к подчинению личности материальным условиям и профессиональной специализации в ущерб духовности. Альтернатива - господство духовных факторов.
*Я: Критика "языческого" характера цивилизации Запада, когда люди надеются не на Бога как высшую силу, а на насилие, "действенность" ненависти в противовес "братской любви". Как следствие, антропоцентризм Запада, упование только на человеческий разум, изолированный от Бога (=источника вечных Истин, то есть сверхразума).
Конституция Жака Маритена (Jacques Maritaen):
Смысл и идеал общественного устройства: 1) вера в достоинство человеческой личности 2) вера в справедливость и братскую любовь 3) вера в вневременную ценность человеческой души 4) вера в идею человека и его судьбу, оределённую Евангелием и Церковью.
*Я: Современный томизм - конструкция из трёх философских течений 1) экзистенционализма - философия существования как проявления личности 2) персонализма - философии "реализма", опирающегося на "сущности" 3) трансцендентализма - философии "сверхестественных" истин и их отношения к разуму.
Наука: Совокупность фактов, имеющих отношение к гипотезе, но не подтверждающая её абсолютно. Чем больше человек познает природу, тем полнее он познает сущность Бога.
*Я: В неотомизме много от сайентизма: сведение к пространственному и к движению, абсолютизация математики, исключение из личности Любви, стремления к совершенству, Истине и счастью. Вместо - бесконечное познание как конечная цель.
Христианская наука: 1) биология: Душа создана Богом, хотя человек возник как развитие животного мира 2) космогония: Бог подготовил материю для создания мира, в том числе - человека 3) психология: наука о чувственных вещах - только первая ступень в онтологии 4) философия: Независимые от чистых наук принципы философии есть мудрость, которая оценивает другие науки, хотя и зависит от них как от инструмента.
Проблемы для христианской науки:
1) механицизм: сведение к количественным параметрам материи, не применимым к морали.*альтернативная идея томизма - идея активности, спонтанности существующего (=идея свободы): вещи не механизмы Декарта, а внутренние активные субстанции. Восприятие - превращение внешних раздражителей во внутренние факты. Интеллект - сверхестественное образование понятий, открытие духовных явлений;
2) позитивизм (=прагматизм, натурализм, эмпиризм, технократизм): лишает личность внутренней свободы, превращает общество в Левиафана тоталитаризма.
Альтернатива: Мысль - не орган удовлетворения требований среды. Удовлетворение чисто практических целей убивает веру, разъединяет людей, противопоставляя их интересы.
12. Вера и разум:
1) Источник Веры - Откровение, то есть открывание того, что всегда есть в человеке. Откровение позволяет получать Дух (духовное) как субъекта, а не "субстанцию", то есть получать реальные эмоции. *Я: то есть сошествие Духа Святого! Задача православного вероучения - научить получать эмоциональные реакции от общения с духовными (моральными) идеями Рода человеческого...
2) Вера - негативная форма познания, цель которой - отвергнуть колебания рассудка и формальное рабство логики, требующее гипотез и, следовательно, ведущей к скептицизму;
3) Вера - верное свидетельство, согласие людей, которое направляет познание к высшей цели. Только Вера спасает от распущенности разума, которая ведёт к "тирании взбунтовавшихся рабов".*я: именно так Запад реагирует на общество, основанное на православных христианских принципах имущественного равенства и братской Любви!
4) Вера очерчивает границы Истины для действия разума, очищает его от случайного, "освящает".
*Я: Православная вера есть воля к самоограничению, вошедшая в привычку в результате эмоционального (духовного) подкрепления истинности решения противоречия интересов - в пользу Рода. Тогда как Совесть - эмоция дискомфорта от не снятого морального противоречия в поступке. А так как действия в соответствии с принципом Рода требуют усилия или страдания, то истинный разум есть волевой разум, в отличие от греховного (безвольного). Волеизъявления без веры (уверенности) человеком не предпринимаются. Поступок есть свободный акт Воли в соответствии с убеждённостью в истине (разумности) плана (=схемы действий) на основе прогноза результата...
5) Откровение (Вера) вводит человека во внутреннюю жизнь Бога и, следовательно, человеческая жизнь реально приобщается к божественной. Это изменяет человеческую жизнь, наделяет её смыслом (я:служения Духу, Роду).
В отличие от вероучения, наука учит, но не спасает (*от бессмысленности индивидуального существования) так как не даёт сильных эмоций(!);
6) Вера даёт "духовную пищу" (=я:эмоции приобщения к истине Рода) уже в детстве, потому что не зависит от знания о мире.
13. Теология как система познания Бога:
1) Абсолютное (Бог) как предел (конец) сущности объекта;
2) Случайные объекты - носители противоречия;
3) Аналогия: Два предела существенного противоречия;
4) Внутренняя (существенная) цель объекта (=его цель и сущность);
5) Истина Бытия (понятие объекта) как предел логического противоречия модели;
6) Соотнесённость практики с первоначальным и главным условием (*система "объект-субъект" в движении).