Из всех мировоззрений и вероисповеданий, которые сражаются за души людей, самой главной является национальная идея.
Прежде всего человека отождествляют с его нацией. С детства нас учат ценить особенные ценности нашей нации. И мы сохраним "тихую лояльность" к своей нации на всю жизнь, которая в кризисные моменты превращается в подчинение "гражданскому долгу".
Ясная формулировка нации как идеи появляется во времена Французской революции: человек всем должен нации и как "гражданин" имеет обязанности перед нацией. Впервые (*в истории Европы) возникла идея, что все, кто имеет общую историю и культуру, должны жить вместе, отдельно от других, на своей "родине".
С этого момента "национальная идея" начала расширяться в соответствии с интересами своих новых приверженцев и служителей.
В основе "национальной идеи" лежит особое мировоззрение и тип культуры: человечество "реально" делится в результате истории и культуры на отдельные уникальные общности-нации.
Специфическая культура нации формирует личность. Ключом культуры являются исторические архетипы, которые передаются от поколения к поколению. Человек связывает себя цепями культуры с предками, с их мироощущением. Таким образом, национальная идея означает восприятие мира как разделённого на отдельные нации, в основе культуры которых уникальные исторические события.
*Тут редукционизм, аналогия с природными видами, в которых закрепляется комплекс уникальных наследуемых качеств, для сохранения которых имеется запрет на межвидовое потомство. Исторические архетипы выполняют роль хромосом...
Национальная идея требует большего, чем особенного мировоззрения и особой культуры, она требует солидарности и "национализма" - программы действий для поддержки национальной идеи и её главной цели - овладении землёй предков. Националист хочет снова завладеть "землёй предков", сделать её "родиной" и построить на ней "нацию".
Чтобы это произошло родиной не могут управлять люди иной культуры. *Не "патриоты", инородцы...
В национализме, таким образом, четыре элемента: мировоззрение (*идеология), культура (*вероисповедание), солидарность и политика.
Национализм пытается остаться доктриной "нации", а не "секты", государства, расы или класса в условиях вызова со стороны ортодоксально-религиозного, расистско-фашистского, интернационал- коммунистического и либерально-глобалистского движений.
Национализм стремится стать "бесклассовой" идеологией в том смысле, что его идеалы понятны всем социальным слоям.
История и этнические традиции играют главную роль в националистической мысли.
Национализм пробует выработать интегральную модель общественного развития, связать воедино прошлое, настоящее и будущее.
Современные националисты уверены, что они смогут интегрировать в свою коллективистскую систему существующую мораль конкуренции и индивидуального успеха, которые лежат в основе этики индустриального общества.
Национализм враждебен идее тысячелетнего Царства на земле: мир обречён на (*моральное) уничтожение без своего спасителя-Бога или его Посланника. *Андалузские анархисты даже объявили, что они против брака пока не утвердится Новый мир, мир иной...
Национализм как идеология коллективной взаимопомощи для всех, кто разделяет одну историческую судьбу враждебен хилиалистической (*анархической) мечте уничтожения государства.
Национализм антимистичен, он - проект социального переустройства. *Поэтому всегда переходит к социальной тоталитарной утопии...
. Источники национализма: традиционализм, реформизм и ассимиляция.
Традиционализм необходим для возможности использования элитой энергии масс в своих интересах. Идеология национализма неизбежно приобретает атавистичные, фундаменталистские оттенки, чтобы соответствовать уровню социального сознания "масс". Часто массам предлагается новая квазирелигия - "коммунистический национализм". *Реальная идеология России советской эпохи...
Национализм - наследник движений за религиозные реформы (*как наиболее массовых). В Европе (*и России) как культа дохристианских языческих представлений с быстрым переходом в расовый национализм (*как на современной Украине).
В похожей манере русские славянофилы адаптировали православие в романтическую идею русского общества как органического единства. *Достоевский заменил для русской интеллигенции литургию и молитвы...
Реформисты, которые считают, что человек обретает свою сущность в принятии божественного предназначения легко принимают идею национализма пробуждения национального единства. Тем более, что оба движения восприняли дух конкуренции и стремятся поставить его на службу идее создания "нового (*национального) человека".
Националисты часто используют неформальные организации и творческие объединения. Поэтому главная социальная база элиты национализма - профессиональная творческая интеллигенция.
Национализм опирается не на религию, а на традиционную религиозность в общественном сознании, используя её в своих целях.
Ассимиляция внесла большой вклад в формирование национализма. Речь идёт о сопротивлении идее "ассимиляции" в единую "западную" цивилизацию. Победила идея революции национального, а не глобального развития, когда нация выступает опорой для присоединения к единой всемирной цивилизации. *В этом сущность путинской доктрины "Русского мира"...
Итак, от неотрадиционализма национализм наследовал слепой фанатизм, подчинение воле лидера и ксенофобскую ненависть, переходящую в фашистские и расистские движения.
От религиозного (*духовного) реформизма национализм взял идею осознания роли этничной уникальности и общей истории.
А от светского (*либерализма) национализм взял идею народного суверенитета и гражданства в признанной территориальной "родине".
Сегодня существуют "сепаратистские" националистические движения, "расовые", "коммунистические", "фашистские", "традиционалистские", "паннационалистские" и "консервативные" движения.
Национализм лидирует в борьбе за разум современного человека благодаря своей страстности и сомоотдаче, своеобразному националистическому мессианству. Национализм провозглашает "конец дней" (*либерального глобализма) и любовно возрождает, а чаще переписывает, прошлое.
На практике национализм создаёт ностальгический, во многом примитивный, миф, отвечающий современной рационалистической эпохе. Это миф о большой "семье" с единым сознанием и воспоминаниями, рождающими коллективные эмоции.
Метафорой национализма является возвращение из духовного изгнания (*в глобализм) на землю обетованую. Через трагедию прошлого нация обретает себя снова и строит новую жизнь: "и да отстроят опустошённые города и населят их; и будут растить виноградники и пить вино их; они обретут радость и благодарение, а печаль и плачь отлетят прочь"...
Сьес ещё во времена Французской революции выразил доктрину национализма словами: "Нация - превыше всего. Нация должна пониматься как совокупность индивидов по ту сторону социальных связей, как говорится, в природном состоянии". *Отсюда один шаг до фашизма с его природным звериным состоянием...
Ещё одна доминанта национализма кроме территориальной целостности - найти и воспитать чувство исторической общности прежде всего через изучение языка, религии, традиций и фольклора. *Освобождение от англо-саксонской культурной гегемонии - задача современного русского национализма...
Для национализма характерен также культ воли (*вполне фашистского толка) и стремление к экономической автаркии (*освобождению от "ига" ТНК).
Современный Русский национализм.
"Для каждой нации справедливо, что национальные чувства могут наблюдаться только среди буржуазии и её писателей". Маркс-Энгельс, "Немецкая идеология".
Марксизм был не только критиком национализма, но и его смертельным конкурентом. Фактически марксизм существовал в виде марксистско-националтстических и национально-коммунистических движений.
Альянс между двумя конкурирующими в теории идеологиями лежал в основе советского строя, потому что обе идеологии имеют миф о царстве справедливости и свободы.
Обе идеологии рассматривают мир как арену конфликта с "оккупантом", в роли которого сегодня выступает "мировое правительство" на службе ВПК и ТНК.
В качестве внутренних врагов обе рассматривают утрату солидарности и моральную деградацию. Враг внутри нас!- указывают они на угрозу "дегенерации народа". (*Русские) люди становятся гражданами второго сорта на своей собственной земле. Духовный упадок ведёт к разрыву с историческим прошлым и к утрате чувства принадлежности к нации.
*Утрата русского самоощущения подтачивает волю и готовит почву для капитуляции в идущей войне...
(*Русское) национальное возрождение требует прежде всего внутреннего очищения. *Жёсткая государственная пропаганда должна заново выковать цепь, связывающую русский народ с его прошлым...
Дуглас Хайд так ставил задачу перед ирландским движением Шинн Фейн: "Мы должны сражаться за сохранение всего наиболее расового, того, что имеет вкус родной земли".
Рассматривая историю как процесс восстановления "родовой жизни", *путинисты закономерно приходят к понятию "национальной государственности" как единственного способа сохранения духовной идентичности. Только в *российской нации человек сможет найти гармонию, а не стремиться к эгоистическим *либерально-рыночным целям.
(*Российская) нация также как семья и язык является частью природного порядка, не созданного человеком. *Национальное чувство отражает требование природного безусловного инстинкта взаимопомощи и противостоит эгоистическом у инстинкта самосохранения на который опирается рыночный строй. Собственность, государственная власть, призванная её охранять и механизм торговли, призванный её приумножать - человеческие изобретения не имеющие силы законов природы...
Нация есть единственное настоящее человеческое бытие. "Великое, энергичное, бесконечно активное и живое целое, которое объединяет все части общества в единое целое",- пишет Адам Мюллер.
Нация прежде всего есть культурная реальность.
Мадзини: "национальность это роль, отведённая Богом каждому народу. Это миссия, которую народ должен выполнить, чтобы в мире осуществилась воля Божья". *Воля Природы, а не Искусственного Интеллекта...
Только с установлением практической солидарности *российского народа можно сказать, что он "вернулся" домой (*в русский мир Путина) из изгнания. *Внутреннего...
Советский Союз не только русская история, но и модель, образец военного, политического и социального развития, методология выхода из состояния экономической и культурной зависимости от Запада, достижения стратегического паритета.
*Путинизм должен повторить этот подвиг и спасти Россию...
Начать следует с создания партаппарата и культурной патриотической элиты, что уже само по себе объединит народ в стабильные и ффективные структуры.
Интеллигенция, военная и гражданская, сильнее всего чувствует необходимость обретения независимости от Запада. Судьба путинской России напрямую зависит от силы и единства интеллигенции в смертельной схватке с реальной властью олигархического компрадорского капитала. Власть должна перейти от высшего и среднего классов, неразрывно связанных с Западом, к патриотической ("путинской") интеллигенции технократии.
Обращение к советской истории, проникнутой ненавистью к Западу, должно стать стержнем национального воспитания. Доктрина Путина: "Объединение усилий народа и власти".
Только популистский национализм может на время (войны) объединить массы, интеллигенцию и чиновничество.
Путинский национализм прежде всего адресован интеллигенции, давая возможность самореализации, полностью утраченную в последние десятилетия прошлого века. Это развернёт прозападную ориентацию технической и творческой интеллигенции.
Идеология национализма по своей конечной цели - этатистская, государственническая, а по средствам - милитаристская. Путинизм нивелирует внутренние этнические и социальные различия, а социальное возрождение использует для избавления от внешней зависимости. Он законный наследник советского государственного национализма.
Задача национализма - пробуждение 'национального чувства" через культ языка, обычаев, исторических мифов и традиционную религиозность. Это сформирует коллективную национальную волю и, затем, "национальный характер".
Для националиста "инородец" это тот, кто подрывает единство нации - этнические меньшинства и вестернизированная интеллигенция и средний класс.
Путинизм стремится восстановить социальные связи наподобие семейных, поставить зависимость личного благосостояния и успеха в зависимость от национального.
Правильная тактика - научиться "ездить на тигре" национализма как учил Мао: прийти к власти на его загривке, а затем укротить его, используя власть, пока он не стал новой формой идеализма и, как следствие, тиранией.
Путинизм трансформирует доктрину советской власти, а именно:
1) классовая стратификация заменяется коалицией всех слоёв;
2) классового врага сменил враг геополитический (недружественные нации);
3) исторические события рассматриваются как следствие культурно-политических, а не экономических (борьба за рынки сбыта) факторов.
Но организационные принципы и политическая тактика путинизма вполне советские: массовая партия с параллельной пирамиде государственной власти организацией и обоснование решений интересами нации.
Путинизм более гибок чем советская доктрина. Позволяет подменить требование экономического успеха подменить возможностью национальной солидарности и эмоционального восторга от обретения "родины".
Национализм рассматривает мир как справедливо и "натурально" разделённый на нации, которые соревнуются (воюют) между собой. В этом его принципиальный антиглобализм.
Национализм претендует на положение новой массовой религии, дающей жизненную цель, истинную (национальную) мораль и ритуалы поведения.
Национализм старается убедить людей, что он только продолжает народные традиции, а не превращает их в орудие осуществления своей идеи очередного "тысячелетнего рейха", в пушечное мясо...