Предмет зоопсихологии отличается от этологии и физиологии.
Психика есть совокупность проявлений внешней активности, направленной на установление связей организма со средой.
Этология изучает биологические, то есть генетически обусловленные модели поведения как результат эволюции вида.
Зоопсихология изучает факторы приспособления к окружающей среде в ходе индивидуального возрастного развития.
*Я: Зоопсихология скорее часть антропологии в её социологическом аспекте. Когда в поведении человека вычленяется самосознание и взаимодействие с целью сохранения человека как вида.
Физиологическая составляющая зоопсихологии - экспериментальное установление зон ответственности за социальное поведение в лобных долях мозга и области главной борозды (для управления поведением вызывая эмоциональные состояния страха, любви и лояльности прямым воздействием или косвенным (электромагнитным)). То есть наряду с зрительными, слуховыми и моторными отделами мозга есть отвечающие за социальное (моральное) поведение.
Возможны также "мягкие" способы суггестивного убеждения и бессознательного воздействия группы и "толпы" на поведение вплоть до состояния экстаза или аморальности, за которое отвечает система общей психической регуляции (психического гомеостаза).
Мы стоим на пороге "психотронной революции" и важно знать как она может нас изменить помимо нашей воли. Управление психикой общества не только через идеологию и культуру, но и техническими средствами (=психотронными) - новое и, как оно считает, законное оружие элит и их госаппарата.
Психотроника стремительно заменяет традиционные способы контроля над обществом. Она берётся за "окончательное решение" (Endloesung) таких проклятых вопросов как "совесть" и "свобода".
Интеллектуальное (социально-экономическое) поведение должно уступить место "зоопсихологическому", а психоонтогенез (=социально-психологическое саморазвитие вида) - психофилогенезу (развитию индивидуальной, а потому легко управляемой(!) особи).
Психофизиология на основе понимания процессов мозговой деятельности уже предоставляет возможность лечения алко- и наркозависимостей, гендерных и социальных девиаций, повышения боеспособности до уровня боевого робота, установления "вечного социального мира", о котором грезил Кант.
Зоопсихология дополняет психотроника системой "ключевых раздражителей" для критических периодов, в течении которых формируется поведение, используя которые можно реализовать процесс "управляемого научения".
Общая характеристика психической деятельности:
1. Проблема наследственности.
Установлено, что геномы разделяют любую популяцию на 10-12 больших психологических групп и 30-40 менее выраженных подгрупп поведения и анатомического строения. Филогенез каждой из них имеет особенности.
2. Инстинктивное поведение.
Инстинктом называют особенности приспособления к условиям окружающей среды на протяжении 1-10 поколений (для человека - социальной).
В основе поведения - инстинктивные реакции под воздействием выделяемых гормонов.
Внутренние факторы поведения - самовозбуждение психических процессов автономно от внешней среды:
например, "Внутренние часы" - синхронизация индивидуума с космическим временем.
Внутренние факторы обеспечить готовые реакции на изменение внутренней среды.
Внешние факторы поведения - врождённые пусковые механизмы, обеспечивающие связь поведения с условиями внешней среды, так называемыми "спусковыми ситуациями", снимающим "блокировку" инстинктивного поведения. *Аналогично запускается психологический процесс "уверования" (церемонии и ритуалы "крещения", "посвящения" и "присяги"), в основе которого снижение рассудочного контроля над инстинктивными реакциями при сильном эмоциональном воздействии.
*Ритуалы - элементы (знаки) поведения, имеющие сигнальное значение, стереотипные для данного вида, так как имеют генетическую обусловленность. У человека свои для каждой социальной общности вследствие разных особенностей воспитания. Цель ритуала - установление иерархической системы для устранения социальной борьбы.
Система ключевых раздражителей: 1) физические и химические признаки (факты) 2) их соотношение (относительная интенсивность) 3) векторы изменения.
Структура инстинктивного поведения (пусковая и завершающая фазы):
Пусковая фаза - сложная по структуре. Может включать реакции на фото, хемо, термо и другие раздражители.
Завершающая фаза - инстинктивные движения и таксисы. *Таксисы: Врождённые реакции, но не на условные раздражители, а на раздражители в процессе инстинктивной реакции в целях изменения её вектора от опасных условий в сторону благоприятных.
3. Научение:
Научение - включение приобретённого опыта в инструктивное поведение.
Способность к научению генетически фиксирована.
Дрессировка - самый эффективный способ научения, заключающийся в стимулировании требующихся двигательных реакций и наказании за нежелательные.
Подражание - другой способ научения, в основе которого инстинкт имитации действий окружающих.
4. Развитие психической деятельности в онтогенезе.
Проблема развития состоит в противоречиях врождённого и приобретённого поведения (инстинкта и привычки).
2) Постнатальный период: "Видовая память"("Врождённое узнавание") - избирательное отношение к предметам окружающей среды, преадаптивное отношение к предметам окружающей среды без предварительного обучения: выделение объектов "мать", "свой", "враг".
*Видовая память человека - мораль, предпосылка существования в социальной среде. При втором (социальном) "рождении" видовая человеческая память проявляется как стыд, совесть и вера...
Запечатление (Imprinting):
Происходит в послеродовой период онтогенеза.
Есть форма невербальной фиксации признаков объекта без внешнего подкрепления. Результат запечатления необратим!
*Запечатление происходит и позднее, вплоть до формирования объектов "Родина" и "Справедливость"...
Объекты постнатального импринтинга: 1) родители как носители типичных признаков вида 2) братья и сёстры 3) будущие половые партнёры 4) постоянные враги 5) пищевые события 6) признаки места рождения.
Реакция следования: феномен движения за родителем (или за впервые увиденным предметом). Реимпринтинг также невозможен.
Половое запечатление:
Определяет будущее половое поведение, хотя и с большой отсрочкой. У мужских особей формируется на основе зрелищных признаков матери в период 10+100 дней после рождения (в сенсибельный период).
Раннее (факультативное) научение: Происходит путём стимулирования генетически врождённых форм поведения.
3) Ювенильный (игровой) период научения:
Игра это накопление опыта, процесс становления взрослого поведения.
Функцию партнёра в игре может выполнять другой биологический вид.
*Сегодня - виртуальная реальность! Разработка компьютерных ролевых игр - неотложная задача современной педагогики. Нужны не только стрелялки и бродилки, но скорее - виртуальный дом, виртуальная семья с ребёнком, малая группа, имеющая цель (деловую, политическую, деструктивную). У каждого ребёнка должны быть роботы-френды обоего пола, наделённые или связанные с искусственным интеллектом как модератором игрового процесса!
Структура психики.
1) Сенсорная психика: когда деятельность - ответ на отдельный действующий фактор;
2) Перцептивная психика: отражение действительности, данной в форме вещей, среды обитания;
3) Нервная система: отвечает за формирование программ поведения.
4) Интеллект: отвечает за манипулирование предметами, а у человека ещё и знаками общения.
Формы проявления интеллекта: 1) двигательная (мышление в действии): устанавливает связи предметов и явлений непосредственно в ходе деятельности животного или человека. Отвечает за ритуализацию поведения: позы превосходства, угрозы перед нападением и позы покорности *позы - врождённый механизм сохранения рода. У человека позы дополняются или заменяются вербальными знаками, сигнализирующие и о статусе и принятой системе морального поведения 2) образное: устанавливает связи между раздражителями и их зрительными следами (знаками) 3) креативное: образует понятия (выделяет общее) и вырабатывает стратегии поведения исходя из причинно-следственных связей.
*Особенность: Шаблонность мышления животных, детей (и толпы!) - следствие преобладания врождённых реакций над приобретёнными.
Антропогенез.
1. Человекообразная обезьяна: наличие "руки" - следствие противопоставления большого пальца (*первоначально для лазания по деревьям), позволившее манипулировать предметами как орудиями труда.
2. Пралюди: говорящие приматы, расширившие врождённую звуковую систему коммуникации приматов до членораздельной речи.
3. Люди: манипулирование предметами как орудиями труда и членораздельная речь развили мозг до способности абстрактного мышления - отличительного признака человека как вида.
Библиография.
1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.
2. Бертон Р. Чувства животных.
3. Хайм Р. Поведение животных.
4. Хаксли Д. Язык животных.