Критическая статья должна быть как выстрел снайпера - короткая, точная и убойная.
Так что готовьтесь, уважаемый автор, - сейчас будем разбирать вас по винтикам... Быстро и аккуратно.
Рассказ "Ошибка природы" повествует о молодом человеке, живущем в мрачном постапокалиптическом будущем, среди суицидально настроенных остатков человеческой расы. Жизнь в мире будущего безрадостная и для большинства людей является лишь подготовкой к главному мгновению их существования - моменту смерти. На этот счет у людей даже есть некая религия, навязанная им некими "Учителями". Естественно такое положение дел неправильно, и конечно главный герой его исправляет... Но не один, а с помощью универсального артефакта (под названием бомба), даденного ему неким существом.
Вот вкратце и все содержание рассказа.
А теперь начнем разбор полетов.
В любом произведении есть составляющие части, те детали, без которых текст нельзя считать художественным. Перечислю их:
Теза,
Сюжет,
Главные действующие лица (их мотивации и характеры)
Место действия, окружающая обстановка,
и специфический атрибут фантастического жанра - преувеличение, искажение реальности, которое и дает ощущение фантастичности.
Попробую определить их для данного произведения и раскрыть тем самым плюсы и минусы рассказа.
Теза. (1) Для человека неестественно желать смерти; (2) в конечном счете, жизнь все равно восторжествует над смертью; (3) на самом деле человеческая душа бессмертна.
Мысли, которые автор пытался раскрыть в рассказе - это вечная тема для человечества на протяжении всего существования. За то, что автор замахнулся на столь глобальный вопрос, низкий ему поклон. Второй поклон за то, что я понял на что замахнулся автор -за то, что ему удалось донести это до меня, читателя. Однако, на мой взгляд, теза вышла чересчур большой для 27 000 знаков. И, если бы создатель рассказа, оставил в качестве главной мысли только первую часть тезы и не погнался за раскрытием второй и третьей, то произведение однозначно выиграло бы. А так у него получилось только лишь "ухватить по верхам".
Сюжет. Не впечатляет. Не смог автор завернуть интригу - все события происходят в рассказе по четко прописанному плану. Должен герой донести бомбу до Учителей (волшебный взмах писательского пера и...) появляется Джордж, которого как раз в нужный момент вызвали в то место, куда Рою надо доставить бомбу. Да не просто так вызвали, а еще и джип предоставили. Для скорости...
Слабая попытка усложнить ситуацию происходит в момент, когда Рой предстает перед Учителями с бомбой в кармане, а они оказывается все знают о нем и его мыслях... Но еще одним волшебным росчерком пера Михаил превращает их в медлительных идиотов, которых может обвести вокруг пальца 15-летний парень.
"- Дайте мне пять секунд, - попросил Рой, медленно доставая из кармана бомбу.
Он не знал, что с ней надо делать. "Положить возле машины и тихонько смыться" - говорил "Друг". Но Рой не видел здесь никакой машины.
"Может, комната и есть машина? - подумал он. - Или эти люди-роботы в скафандрах - это она?". Как бы то ни было, Рой сделал резкое движение и бросил серебряный шар во врагов. В следующую секунду, он метнулся назад (к счастью, он всё ещё стоял в дверях, а не внутри комнаты).
Рой бежал так, как никогда раньше не бегал."
И в финале автор ставит жирную точку, в лучших традициях детектива. Появляется Друг, и рассказывает Рою ради чего была затеяна вся эта "операция Ы". Ах да! Чуть не забыл: так и не ясно каков был эффект от маленькой шарообразной взрывчатки. Но ясно одно - Эффекта разорвавшейся бомбы она не произвела...
Главные действующие лица:
Рой Ройсон. Юный собиратель ноэлия. Жизнь его сера и пуста. Физически слабее своих сверстников, но по словам одного из действующих лиц имеет чутье на этот самый ноэлий. По характеру на роль главного героя не тянет, ибо нет в нем искры. Нет у Роя никаких желаний и стремлений, кроме навязанной тяги к смерти. Но и она проявляется как-то вяло. В общем, вначале рассказа главный герой напоминает скорее зомби, чем живого человека. Происходит это потому, что Рой не совершает никаких активных действий, а его внутренний конфликт обозначен очень слабо:
"- Никакой я не долгожитель, - Рой с сердитым видом подошёл к краю обрыва. - Я буду жить ровно столько, сколько мне положено, и ни секундой дольше, - пообещал он Питу, глядя на него сверху вниз.
- Я лично позабочусь, чтоб тебе штрафные минуты добавили, - сплюнул тот. - Давай, слезай, там всё равно ничего путного нет.
- А по-моему, раньше здесь была колба. Здесь, внутри холма, - Рой обернулся и посмотрел себе под ноги, пиная ботинком землю. - Скорее всего, основная масса там, внизу, но, думаю, часть ноэлия мы сможем откопать и сегодня."
"Рой был на грани отчаяния. Поковыряв ногой осыпи в разных частях холма, он жутко разочаровался. Скорее всего, колбы внутри не было. Похоже, Пит оказался прав. Не желая признавать поражение и возвращаться к друзьям с пустыми руками (они, тем временем, тоже искали, но только у соседних холмов), Рой побрёл дальше. Он не знал, где именно будет искать, а просто шёл вперёд, задумчиво глядя под ноги."
Однако с появлением друга ситуация в душе Роя вроде как меняется: у мальчика появляется цель в жизни, одновременно намечается и внутренний конфликт. Главный герой начинает осознавать, что положение вещей в мире неправильное. Правда на этом весь внутренний конфликт и заканчивается, так как автор твердой рукой ведет парня "сквозь тернии к звездам", на давая задуматься а на фига Рою это нужно делать.
Вообще, Главный герой производит впечатление туповатого забитого подростка, с IQ ниже среднего:
"Рой побрёл дальше. Он не знал, где именно будет искать, а просто шёл вперёд, задумчиво глядя под ноги..."
"- Меня зовут Друг. Приходи завтра утром, и я принесу тебе много ноэлия. У меня его десятки килограммов в норе...
- Но... я... - растерялся Рой, не веря в происходящее..."
"Возвращаясь к Питу и Джорджу, Рой вертел в руках кусок ноэлия и тупо улыбался."
"- Это тебе, - засипел он, протягивая Рою серебряный шар. Заметив, что тот боится нового электрического удара, "Друг" положил шар на землю и отошёл в сторону.
- Он не похож на ноэлий, - заметил Рой, с минуту подержав новый подарок в руках. - Я не настаиваю, я не грубиян. Но ты обещал мне ноэлий."
"- Это бомба. У вас в городе есть здание министерства, в нём есть комната номер шесть. В той комнате открыт... как бы это сказать, чтобы ты понял? Дверь там есть, в общем. За этой дверью - страшная машина. Всё, что от тебя требуется, это положить бомбу возле той машины и тихонько смыться."
Создается впечатление, что автор специально изобразил своего главного героя таким... недотепой, увальнем, что ли. Если это так, то автору надо было бы отразить свое отношение к Рою: сочувствует он ему или презирает... А если Главный герой получился таким неспециально, то мои соболезнования его создателю...
Теперь поговорим о мотивах поведения Роя. Перечитав рассказ несколько раз, я так и не понял почему парень согласился отнести бомбу к Учителям. Приведу пламенную речь Друга, которая поменяла жизненные взгляды Роя.
"Ты знаешь, для чего нужна та машина? Нет? Она нужна для зомбирования таких, как ты. Люди начинают верить, что смерть лучше жизни, и добровольно лезут в машины смерти. А та машина, которую ты уничтожишь - она ещё страшнее машин смерти. Она меняет сознание людей...
- Кто ты?
- Я? Скажем, я пришелец из космоса. Ваши Учителя - тоже пришельцы. Наш народ извечно воюет с их народом, но никак не может победить. Ты нам в этом поможешь. Взорви самую главную машину, обесточив, тем самым, машины смерти. Знаешь, что Учителя получают энергию, когда кто-нибудь из вас умирает в машине смерти? Они едят ваше умирание, Рой...
Умереть в машине смерти считалось очень престижным. Конечно, можно было совершить харакири или броситься под поезд, но таких людей намеренно возвращали к жизни и жестоко наказывали долгими дополнительными годами."
А теперь объясните мне, уважаемый автор, - как на ТАКОЕ может клюнуть мыслящий человек? Тем более после того, как этому человеку 15 лет промывали мозги... Но это ладно... Давайте попробуем встать на сторону агитирующего. Задача Друга - найти исполнителя для очень ответственного плана. Почему выбор падет именно на рядового собирателя ноэлия? И почему Друг ведет себя с ним так агрессивно, но при этом посвящает исполнителя в самую суть заговора? Не проще ли просто наврать ему с три короба: пообещать парню такую смерть, которой ни у кого в этом мире еще не было?
Да и сам Друг сам по себе вызывает много вопросов. Внешность его, конечно, интересна: добрый розовый бесенок, с резким грубым голосом и манерами под стать голосу. Но если копнуть глубже - на этом весь персонаж и заканчивается. Читатель так и не узнал, что же двигало Другом, не узнал его отношения к творящемуся вокруг, к тому миру в котором этот персонаж на время оказался. В общении же существо с "большими ушами, розовой шёрсткой и симпатичным хвостиком" бросает то в жар, то в холод. То он грубый и немногословный, то он добрый и пушистый и целые монологи читает...
Место действия.
Постапокалиптический мирок. Именно мирок. Ибо от всей Земли остались только руины инкубаториума и Город. Что же творится на остальных 99% планеты - из рассказа не ясно. Не ясно какое время года, как выглядит Город, как выглядят пресловутые Учителя. Короче, нанесены предварительные штрихи, а цельной картины не получается. Михаил, читатель не может залезть к вам в голову и увидеть Ваше представление мира, он может только прочитать ВАШЕ описание этого мира. А декорации это все-таки важная штука - не даром в театрах для их оформления приглашают знаменитых художников, и даже профессия такая есть - художник-декоратор. И в вашем произведении обстановка играет немаловажную роль. С помощью нее можно показать ту плачевную ситуацию, в которой оказалось человечество гораздо более эмоционально, чем с помощью тех "справочных" данных, что использовали вы. И в начале рассказа у вас это есть: дети, собирающие ноэлий - какой великолепный штрих! Но почему-то дальше вы решили, что хватит баловать читателя и начали "накручивать экшн".
Фантастическое преувеличение. Да, безусловно, рассказ можно отнести к разряду фантастических. Жизнь после апокалипсиса, пришельцы, навязанная человечество извращенное миропонимание... Но как-то это все скомкано и подается рывками. В результате мне пришлось перечитывать несколько раз, что бы в голове возникла полная картина происходящего.
Положительное:
Ну и на десерт, как обычно принято, немного сладкого. Скажу о том, что мне понравилось.
Во-первых, оформление. Автор проявил некоторые дизайнерские способности. И, что самое удивительное, именно оформление текста было для меня одним из поводов что бы взять рассказ на критику.
Во-вторых, мне очень сильно понравились переделанные высказывания философов и мыслителей:
"Человек рождён, чтобы умереть, а не чтобы жить"
"Жизнь - величайшая ошибка природы. Она зародилась лишь волей случая, когда Нечто всеми силами пыталось отгородиться от остального Мира".
"Каждое живое существо отделено от Мира. Чтобы вновь с ним соединиться, оно должно умереть".
"Смерть не даётся лёгким путём. Её надо заработать".
"Новый этап эволюции человека заключается в осознании бренности бытия. Человек, как живое существо - ошибка, которая имеет право на самоисправление. Человек возник из ничего и должен исчёзнуть, превратившись в ничто".
"Жизнь после смерти - ложь. Её не существует, так же, как не существует жизни до рождения".
"Ради смерти", "Счастливого тебе умирания", "Надейся на смерть, готовься к жизни"
Эти переделки говорят о том, что у автора есть потенциал, что автор пытается мыслить нестандартно. Насколько он велик, ваш потенциал, я судить не берусь, но он ЕСТЬ.
В-третьих, рассказ, несмотря на все его недостатки и огрехи, сделан как самодостаточное и законченное произведение, что в наше время сериалов и всяческих продолжений не может не радовать. На тех нескольких конкурсах, в которых мне привелось участвовать, записавшимися выставлялось разное - от миниатюр, до маленьких повестей и отрывков из романов. А Михаил поставил в конце своего рассказа логическую точку.
И, в-четвертых, мне правятся концовки, где перед героями открывается новая жизнь.
P/S. Пожелания автору. Уважаемый автор, почитайте побольше теоретической литературы о писательском мастерстве... И если вы сможете сделать из прочитанного выводы, а потом применить их в своем творчестве, то в будущем ваши произведения будут рецензировать не на конкурсах критики, а в научно-фантастических журналах. Успехов...