Мушинский Олег : другие произведения.

Размышление о двуручных мечах в литературе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.31*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые мысли о двуручных мечах в литературе.

Размышление о двуручных мечах в литературе.






ВНИМАНИЕ. В данной статье я рассматриваю двуручный меч исключительно с точки зрения литературной целостности образа. Правда жизни меня НЕ ИНТЕРЕСУЕТ в принципе. И еще. Я не утверждаю, что все, сказанное здесь - истина в последней инстанции. Перед вами не более чем собрание мыслей, призванное помочь начинающему автору улучшить свое произведение и отбиться от незаслуженной критики. Готов принять к сведению любые разумные предложения и возражения.

ВНИМАНИЮ РЕКОНСТРУКТОРОВ. Если вы, не смотря на изложенное в первом абзаце, все-таки решили поделиться своими познаниями, то предварительно учтите нижеследующее. Троллинг в моем разделе категорически не приветствуется. Учитесь выражать свое мнение вежливо и аргументировано. Если вы не уважаете других, не ждите уважения к себе.

Традиционно под двуручным мечом понимается меч, рукоять которого предназначена для хвата двумя руками. Что из этого логически следует и, напротив, не следует:

Что следует. И это, пожалуй, главное. Двуручный меч - это вид меча, имеющий множество подвидов, и, как таковой, он является абстракцией, существующей лишь для удобства классификации.
Почему я хочу заострить ваше внимание на такой, вроде бы, очевидной вещи? Дело в том, что для некоторых доморощенных критиков это совсем не очевидно. Они сходу объявляют автору, что двуручный меч весит много килограмм или даже несколько пудов (встречаются и такие чудики), и потому главный герой не может так легко размахивать двуручником, как описано в критикуемом рассказе, после чего плавно переходят к физике. Как с помощью одной только физики можно установить вес абстрактного надмножества - это уже выше моего понимания.
Самый тяжелый двуручный меч из попадавшихся мне в литературе о холодном оружии: английский Slasher (слэшер), в других источниках именуемый классическим двуручным мечом, весил до 8кг. Тяжелая и, на мой взгляд, очень непрактичная железяка.

Что не следует. Из приведенного определения вовсе не следует, что все мечи класса двуручных столь тяжелы, что их можно удержать только двумя руками. Ведь этой железякой еще размахивать приходилось, подчас весьма долго. И вот, во-первых, потому что человек вообще ленив от природы, а во-вторых, потому что уставать в рукопашной вредно для здоровья, придумали оружейники такую полезную штуку - баланс. Отлично сбалансированный меч вполне логично выглядит игрушкой в сильных и умелых руках. Только тут есть один важный аспект: о качественном балансе двуручного меча вашего героя лучше сообщить в самом произведении, а не в переписке с критиком.

Если действие разворачивается в придуманном мире, вы вполне можете облегчить жизнь себе и герою, придумав особый материал, легкий и прочный, из которого и будет сделан двуручный меч. При этом глубоко погружаться в металлургию совсем не обязательно, где не хватает знаний - вас выручит магия. При таком подходе вы ограничены лишь своей фантазией и внутренней логикой повествования. То есть, к примеру, если ваш герой вооружен очень легким двуручным мечом из материала, тайну изготовления знает лишь избранный друид-кузнец, это вполне допустимо. А вот если мечами из сверхлегкого сплава вооружена городская стража, а у вашего героя, благородного рыцаря, в финальном поединке драматически ломается меч, потому как сталь была низкого качества - это, извините, уже не серьезно. Также наверняка вызовет недоумение тот факт, что, при свободном распространении сверхлегкого сплава, ваш герой окажется вдруг в кожаной броне или железной кольчуге.

Если же действие разворачивается в нашем мире, особенно если вы пишете исторический роман, имеет смысл изучить воинское снаряжение того региона и исторического периода, куда ваша фантазия занесет главного героя. Придав достоверность своему повествованию, вы только выиграете. Также есть возможность, копаясь в литературе, найти какой-нибудь бонус в виде интересного факта, который можно вставить в свое повествование. Внизу я планирую разместить список литературы, с которой имеет смысл ознакомиться.

Предвижу вопрос: если двуручный меч по жизни такая абстракция, как же получается, что герои многих романов этой абстракцией рубят в капусту вполне реальных врагов? Ответ, как водится, прост. Это в реальной жизни "двуручный меч, он и в Африке двуручный меч". В литературе же сложились определенные значения по умолчанию.

В европейских рыцарских романах XIV-XV веков под двуручным мечом понимается эсток (estoc), также именуемый - длинный седельный меч (epee d"arcon). Этим названием эстоки обязаны месту расположения - оружие крепилось слева на луке седла. В отличие от своего исторического предшественника, тяжелого двуручного меча XII-XIII века, эсток в равной мере ориентирован как на рубящий, так и на колющий удар. Такая "многофункциональность" была оценена по достоинству и позднее легла в основу нового оружия - шпаг, которые получили распространение в XVI-XVII веках.
Эсток - оружие довольно крупное. Так, меч, хранящийся в Ниеверкеркской коллекции имеет длину 1 метр 17 см, рукоять 33,5 см. Длина рукояти составляет почти 30% от общей длины. Итальянский седельный меч в музее Клюни имеет длину клинка 93 см, рукояти - 20 см, общая 1 метр 13 см. Клинок тонкий и длинный, с мало выпуклым средним ребром. (Описание по книге П. фон Винклера "Оружие")

В XVI веке эсток быстро сдал позиции в литературе, уступив место палашу. Об историческом происхождении палаша есть несколько версий. Сам палаш - это "прямой клинок, употр. как оружие у тяжелой кавалерии" (Гоголь), а под такое описание можно подвести многое. Например: указывают в качестве предка скьявону - меч далматский славян, бытовавший у наемников Венецианской республики. С другой стороны, название палаш происходит от венгерского pallos (Фасмер), и корни можно искать уже в Венгрии. Еще одна версия: дальнейшее расширение "многофункционального" эстока с окончательным отказом от чисто колющего варианта. Выбирайте на свой вкус, тем более, что акцентировать внимание на какой-то одной версии совсем не обязательно. Литературные герои XVI-XIX веков предпочитали размахивать шпагами, и двуручный меч встречается не так часто. Вполне возможно, именно вы заполните этот пробел, но при этом обратите особое внимание на способ перемещения вашего героя. Дело в том, что в XV веке пехота тоже стала вооружаться двуручными мечами. Традиционно в романах того времени главным героем выступал благородный рыцарь, и он мог размахивать палашом. Но, если вы решите сделать ход конем, и вывести на передний план нетрадиционного наемника-ландскнехта, возникнет некоторая коллизия традиций. Во избежание неверного толкования укажите явно, чем именно вооружен ваш герой.

Сейчас, когда литературные герои спешились, на передний план выступил пехотный двуручный меч XV-XVII веков - швейцарский спадон (spadon). Спадон - это очень большой меч, иногда до человеческого роста, всегда обоюдоострый. Немецкий аналог спадона - фламберг (flamberge - пламенеющий) имел волнистый клинок, что особенно хорошо подходит для поэтически настроенных героев. Носилось такое оружие на спине, на перевязи, при помощи широкого ремня (фон Винклер), либо на плече (гравюры). Именно спадоном размахивал главный злодей в "Горце". И это особенно парадоксально, если немного почитать соответствующую литературу. Например:
"Двуручные мечи употреблялись только небольшим числом очень опытных воинов, рост и сила которых должна превышать средний уровень, и которые не имели другого назначения, как быть "jouer d"epee a deus mains". Эти воины, находясь во главе отряда, ломают древки пик и прокладывают дорогу, опрокидывая передовые ряды неприятельского войска; вслед за ними по расчищенной дороге идут другие пешие воины" (П. фон Винклер. "Оружие"). Также, jouers d"epee прикрывали в бою офицеров и других значимых лиц, расчищая им путь или прикрывая упавших. В последнем случае воины просто размахивали своим оружием, не позволяя неприятелю приблизится к упавшему, пока тот не поднимется или не будет эвакуирован.
Таким образом, мы видим, что пехотинец с двуручным мечом, как правило, выполнял функции активной защиты, а не нападения. Что из этого можно вынести? Во-первых, боец со спадоном более логично смотрится в команде, чем выступая в одиночку - в последнем случае это должен быть просто сверхчеловек, какового мы и наблюдаем в "Горце". Во-вторых, защитник традиционно - функция скорее положительного героя, чем отрицательного. И в этом плане спешившийся рыцарь со спадоном может выглядеть вполне логично, особенно если подчеркнуть его стремление защищать, а не нападать.

Да, вот еще что. Даже если ваш рыцарь - ходячее воплощение Закона и Порядка, не вооружайте его Мечом Правосудия. Мечом правосудия в средневековой Европе именовался двуручный меч, предназначенный для совершения казни. Рыцарю с таким оружием будет несколько некомфортно в обществе - не поймут-с.

Главная мысль: побольше конкретики. Не ленитесь описывать вооружение хотя бы главного героя. Представления о любой глобальной абстракции могут быть самые различные, и есть некоторая вероятность того, что представление читателя о "просто двуручном мече" будет сильно отличаться от вашего.

Рекомендуемая литература:

1. П. фон Винклер. "Оружие"

В книге дан отличный обзор европейского холодного оружия с древнейших времен по XIX век (книга издана в 1894г). Также есть раздел по клеймам мастеров холодного оружия - на мой взгляд, очень полезная вставка. Крайне немногие авторы, пишущие о холодном оружие, уделяют внимание этому вопросу.

2. Е. Разин "История военного искусства"

Кто, кого и как поколачивал. Весьма полезная книга, попутно позволяющая развеять некоторые заблуждения. Например о том, что спешившиеся рыцари неэффективны в нападении. Подробные разборы реальных сражений позволят вам смоделировать (а то и просто скопировать) собственные побоища.

3. А. Маслов "Энциклопедия восточных боевых искусств" (Москва Гала-Пресс 2000г)

Спасибо Йеньчу Вацлаву за инфу. "Очень поможет тем, кто любит восточное оружие, но до сих пор уверен, что катаной можно разрубить надвое кулачный щит викинга или раскроить латника"

4. К. Носов "Вооружение самураев"

Описание самурайского вооружения с III по XIX век.

5. Ссылки

Спасибо Madfibll.
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2176 - Экономика и военная сила в мире меча и магии;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2126 - Выбор оружия 1: Технологии и производительные силы древности и средневековья;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2128 - Выбор оружия 2. Защитное снаряжение;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2138 - Выбор оружия 3: Оружие для рукопашного боя;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2146 - Выбор оружия 4: Метательное оружие;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2159 - Выбор оружия 5. Ручное огнестрельное оружие эпохи средневековья;
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2157 - Выбор оружия 6. Артиллерия средневековья.
"(TNX 2 Rulla за столь полезные статьи)"

Спасибо Марченко:
7. Форум историческая реконструкция средних веков - http://www.tforum.info/forum/

99. На закуску: Мегарулез - сделай сам. :))
"Старинное оружие и доспехи: Новый век". (АСТ-СТАЛКЕР. Москва 2005._

http://snezhnikov.livejournal.com/1864.html





Оценка: 6.31*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"